Какая цивилизация первична?
Похоже, знание о бытовых подробностях проживания богов Древнего Египта ещё больше запутывают сознание и уводят от основных вопросов.
Вести спор — кто раньше встал на ноги и научился символам управления, всё равно, что утверждать, что вода главнее, чем облака или снег!
Как бы ни тешили себя лингвисты англоязычных стран, как бы ни доказывали наши братья славяне, что они копали Чёрное море, следы европеоидной, хамитской и семитской расы ведут к праязыку. И об этом мы говорили аж в двадцати подробных главах энциклопедии символов управления «Славянский выбор»!
Возвращаемся к Геродоту — он называет строителями пирамид Гизы непосредственно фараонов IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура; приводя при этом греческие варианты их имен: Хеопс, Хефрен и Микерин.
Хорошо.
Как пишет Андрей Скляров в своем исследовании, «историки не любят вспоминать о данной оплошности основателя их науки, хотя современный школьник за неё тут же получил бы “двойку”. Рассказ же о проституции дочери Хуфу (Хеопса) историки вообще считают откровенным домыслом, называя его скромно “некоторым преувеличением”».
И с ним трудно не согласиться. Ведь мы только ознакомились с трудами отца истории Геродота.
Очнитесь! Историки! Академики! Множители информации из учебника в учебник! Пройдите, в конце концов, сами по этому песку, взгляните на эти стены! До сих пор не найдено ни одного даже намёка на те надписи, которые Геродот якобы видел на пирамиде. Нет их ни на сохранившихся блоках облицовки; ни на тех, которые разбросаны и сейчас по плато; ни на тех, которые были растащены по окрестностям и использованы для строительства более поздних сооружений.
Подумайте и о том, что в пирамидах не найдено никаких останков фараонов. Столь известные ныне египетские мумии были обнаружены только в подземных погребениях (например, в Долине царей на западном берегу Нила в Луксоре), но никак не в пирамидах. Даже при публичном вскрытии запечатанного саркофага в пирамиде Сехемхета (вблизи Саккара) в саркофаге была обнаружена лишь пустота.
Каменные коробки вообще не похожи на саркофаги! Даже косвенно!
К Саккаре мы ещё вернёмся и поговорим отдельно о гигантских пустых базальтовых хранилищах, претендующих на десятое чудо света!
А что же мы имеем по факту?
Есть лишь упоминания о мумии, найденной в пирамиде Менкаура (Микерина) на плато Гиза и позднее утерянной. Но датирование радиоуглеродным методом сохранившихся образцов с этой мумии показало рубеж нашей эры — то есть на две с половиной тысячи лет позже Менкаура!
А. Скляров не единожды, а множественно в своих поездках и исследованиях доказывает, что на камне оставлены следы распиловки современным инструментом. Технологии строительства и обработки камня, наблюдаемые в наиболее крупных пирамидах, совершенно не соответствуют довольно примитивному уровню развития общества в Древнем Египте, для которого известны лишь самые незамысловатые инструменты, указывающие на простейшие ручные технологии.
И давайте всё-таки прислушаемся к мнению местных жителей — сами египтяне связывали эти пирамиды с некими «богами» — представителями весьма высокоразвитой цивилизации, правившими Египтом за многие тысячи лет до первых фараонов. Так, согласно данным того же Манефона, сначала Египтом правили семь великих богов — в общей сложности 12 300 лет:
Птах правил 9000 лет;
Ра — 1000 лет,
Шу — 700 лет;
Геб — 500 лет;
Осирис — 450 лет;
Сет — 350 лет;
Гор — 300 лет…
Вторая династия богов состояла из двенадцати божественных правителей, первым из которых был бог Тот; они правили 1570 лет.
Всего девятнадцать богов правили 13 870 лет.
Затем следовала династия тридцати полубогов, правивших 3650 лет; вместе сорок девять богов и полубогов правили 17 520 лет.
Далее на протяжении 350 лет в Египте не было правителя; в этот период хаоса сменилось семь смертных правителей.
И только потом Мен (Менес) положил начало первой династии фараонов и построил новую столицу, посвящённую богу Птаху.
«Египтологи принимают лишь ту часть списка правителей Египта, составленного Манефоном, которая относится к династической части, а перечень предыдущих правителей-богов и полубогов предпочитают не учитывать, списывая всё на выдумки и фантазии египетских жрецов, — справедливо замечает Андрей Скляров, — Между тем сами древние египтяне считали богов вполне реальными существами, действительно обитавшими на их земле задолго до первых фараонов».
Так, скажем, комплекс на плато Гиза древние египтяне называли «домом господина Ростау». Это один из титулов бога Осириса. Великую же пирамиду они связывали с именем Исиды. Время же правления Осириса, согласно данным Манефона, приходится на середину Х тысячелетия до нашей эры. Это как минимум за шесть с лишним тысяч лет до появления первых фараонов!
Но вот, фараоны всё-таки появились.
А с ними и свидетельства некой книги, в которую собраны знания, иллюзии. Надежды.
Каменные страницы Книги мёртвых
«Непрочитанные книги умеют мстить!» — проговорился как-то великий мистик Рэй Брэдбери.
А вы читали египетскую Книгу мёртвых? Хотите узнать, о чём она?
Стены, колонны, саркофаги и даже фигурки, помещённые в усыпальницы, — всё это испещрено слогописью. От рисунков добычи и предметов быта до барельефов тела, духа, бога… Восходя в бессмертие по каменным ступеням, учится душа делать первые шаги с помощью знаков и символов, точно так, как тысячу и больше лет назад.
Даже древние фараоны были весьма компетентны в распознании настоящего смысла жизни. Они считали, что у человека 9 составляющих:
Физическое тело Кхат.
Двойник души или дух Ка.
Душа Ба.
Центр духовной жизни, отвечающий за пороки и добрые дела в прямом толковании: сердце, но распознается, как Аб. Именно его будут взвешивать весы бога Анубиса!
Кхаибат или тень.
Кху, то есть душа духа.
Секхем — энергия души.
Рен — это имя, при упоминании которого эти составляющие воскресают.
И конечно Саху, духовное тело, которое служит обиталищем души.
И всё это стремится уподобиться богу Ра. Встать с ним вровень. Попасть на его лодку!!! У бога Солнца множество имён. Имена бога требовались для опамятования собственного предназначения. У славян, откуда, возможно, и пришёл светловолосый голубоглазый Ра в Египет, вершить собственное восхождение к свету имеет совсем другое значение.
Но об этом — позже.
Волею судьбы изучая желания древних, не перестаёшь удивляться их простоте! Если все их классифицировать, то они хотели«есть хлеб из белого ячменя, пить пиво из красных зёрен и не работать на полях»!!!
Для того, чтобы сытно есть и сладко пить в загробной жизни, рядом с фараонами умерщвляли рабов. Рядом с торговцами укладывали дорогие фигурки слуг из камня… а простым труженикам просто на папирусе писали списки рабов!!! И кстати, все они вместе мечтали попасть в ту самую лодку бога Ра и чтобы боги им прислуживали!!! Вот вам и смысл жизни!!! Вот вам и поиск божественного света бога Ра!! По принципу «и чтоб золотая рыбка мне служила и была б у меня на посылках»!!!
Однако не так легко занять место «в лодке Ра»! Это ведь не просто место подле верховного бога. Это ещё и свидетельство того, что все остальные боги иерархии будут тебе служить! Но вот ведь в чём парадокс. Ра, если верить каменным летописям, не столь уж и сильный. Чтобы стать сильным с помощью Ра, надо сначала сделать его ещё более могущественным. На полоске тонкого виссона древними записывалось специальное супермагическое заклинание для Ра! Фактически сам Ра нуждался в защите от демонов тьмы!
Начертано на дверях Ка входа в гробницу: «Если твоё Сердце (совесть), помещённое на одну чашу весов, будет легче Пера богини Маат, помещённого на другую чашу весов, то ты (9 твоих составляющих) сможешь пройти через эти Врата Ка в чертоги Бога Света». Надписям более пяти тысяч лет. А вот более позднее мусульманство нисколько не изменило стержневому символу. Там так: и будет на левой руке твоей книга. И на правой руке — книга. В одной записаны все добрые поступки. В другой — плохие. Если перевесит книга с плохими поступками — ты попадёшь в ад. Православие связывает, кстати, это предположение так, что на левом плече сидит чёрт, на правом — ангел. (Отсюда суеверие — поплюй через левое плечо, чтобы не сглазить!)
Изучим же детально REU NU PERT EM HRU (РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРА), что означает «Главы о Восхождении к свету».
Из истории мы знаем, что из Азии и с Аравийского полуострова через Красное море на Север Африки попали некие люди, полностью изменив порядки, обычаи и культуру Древнего Египта. По более популярной версии, они конечно же, упали с неба! Но, изучая древние папирусы, мы видим весьма приземлённые желания и стремления царей всех династий.
До этого момента попадания других людей всё шло не так. Жители Египта использовали как погребение своих умерших, так и кремацию. При погребении тела умерших либо разрезались на довольно значительное количество частей, либо их хоронили без расчленения. Тела, не подвергавшиеся расчленению, укладывались в могилах на левый бок головами на юг и иногда заворачивались в шкуры газелей или циновки.
«Египтяне того времени не предпринимали попыток мумифицировать своих умерших в прямом смысле этого слова. Это, по-видимому, был наиболее древний способ погребения в долине Нила».
Умерших хоронили головой на юг, принося религиозные погребальные жертвоприношения.
А вот дальнейший способ сохранять тела умерших от разложения пришёл на смену расчленениям и просуществовал в Египте с самого начала додинастической эпохи вплоть до 640 года н. э., когда эта страна была завоёвана арабами.
В додинастический период в захоронениях расчленённых или кремированных тел не найдено никаких надписей.
И вот вдруг на смену этому дикарству пришла новая культура.
«Закрытые сверху ямы и углубления в земле, которые служили могилами и которые выкапывались практически без разбору на берегах реки, сменились грубыми сооружениями из кирпича, состоящими из одной или нескольких камер. Могилы больше не выкапывались в долинах, а делались на склонах холмов. Тела усопших не сжигались и не расчленялись, а голову больше не отделяли от тела. На смену шкурам животных, циновкам и грубой ткани пришли аккуратные слои особой материи, тщательно обматываемой вокруг тела; кроме того, мёртвых стали укладывать на спину в саркофагах, вместо того, чтобы поворачивать их на бок и оставлять лежать прямо на земле».
На саркофагах тем временем появляются страницы Книги мёртвых. На них, на стенах, ритуальных предметах и даже лентах, которыми оборачивалась мумия, появились её главные действующие лица — Осирис, Исида, Нефтида и прочие, о которых мы уже говорили в предыдущих главах. Умерших снабжали амулетами. Отпевали особым способом. Изображали на всех атрибутах отрывки из упомянутой книги. Бальзамировали покойных от 70 до 90 дней.
После бальзамирования укутывали лентами. Затем укладывали под золотую маску в золотой гроб. После — в деревянный. За деревянным шёл каменный саркофаг. Если человек беден — количество гробов в данной «матрёшке» сокращалось.
Саркофаг ставился «на ноги», когда в некрополе было мало места. Но укладывался «лёжа» в обширном царском помещении.
Естественно, желая жить вечно в райских кущах, многие влиятельные люди Египта возражали против обезглавливания умерших, и их протест нашёл отражение в главе XLIII Книги мёртвых, которая, судя по её названию, специально предупреждает, что «нельзя отрубать голову человеку, ушедшему в царство мёртвых». Текст этой удивительной главы представляет для нас огромный интерес. Он гласит: «Я, Величайший, сын Величайшего; Я Огонь, сын Огня, который получил свою голову назад, после того, как она была отрублена. Голова Осириса не была унесена от него, так да не будет и голова … (здесь стоит имя усопшего, которого также зовут Осирис) унесена от него. Я вновь собрал себя по частям; Я сделал себя здоровым и невредимым; Я вернул себе молодость; Я Осирис, Владыка Вечности».
В главах указано на то — что «ай! ай! ай! нельзя расчленять»!!!
Древнейший папирус с текстами Книги мёртвых, известный на сегодняшний день, — это папирус, который был написан Ну, сыном «Хранителя дома Хранителя печати Аменхотепа (Amen-hetep) и хозяйки дома Сенсенеб (Senseneb)»; этот чрезвычайно ценный документ датируется самое позднее началом эпохи XVIII династии. В нём приводятся две версии 64-й главы, одна из которых несколько длиннее другой, и каждая версия снабжена пояснением, которое указывает дату написания текста; в пояснении к более короткой версии говорится, что «Глава была найдена в фундаменте усыпальницы Хенну (Hennu) главным каменщиком во времена правления Его Величества, царя Юга и Севера, Семти (или Хесепти)», а пояснение к более длинной версии гласит, что она «была найдена в городе Кхеменну (Гермополис, город Тота) на железной плите, привезённой с юга, которая была инкрустирована буквами из настоящего лазурита, под ногами бога (то есть Тота) во времена правления Его Величества, царя Юга и Севера, Мен-кау-Ра (Men-kau-Ra), то есть Мисеринуса, сыном царя Херу-та-тафом (Неru-ta-ta-f)».
Историков немного путают эти два утверждения, одно из которых относит «обнаружение» главы к эпохе первой династии, а второе — к временам IV династии.
Обычай танцевать у трона бога появилось сразу.
Зачастую можно наблюдать Осириса на священном месте, к которому ведёт короткий ряд ступеней; перед ним изображена фигура царя, который танцует в присутствии бога, причём голова его увенчана короной или обеими коронами — Юга и Севера.
Царь может держать предметы власти в виде символов, иероглифов или простого посоха или трости.
Именно поэтому позднее Осириса стали называть «Богом на вершине лестницы».
Царь Усертсен, например, танцевал перед богом Амсу (Amsu) или Мину (Minu), Сети I танцевал перед Секхетом, а упоминание в тексте Пепи I о царе, танцующем, подобно карлику, перед богом, то есть Осирисом, доказывает, что эта традиция была распространена в Египте ещё в раннюю династическую эпоху; о том же, что сфера распространения этой традиции не ограничивалась Египтом, ясно свидетельствует отрывок из Библии, в котором Давид танцует перед ковчегом Господа.
Фигура Осириса, сидящего в своём святилище на вершине небольшой лестницы, является самым ранним из имеющихся изображений этого бога.
К XXII династии уровень понимания глобального смысла Книги мёртвых резко упал. Художники просто копировали куски текста, не понимая, что там написано.
Тексты стали отрывочны и неполны и зачастую абсолютно никак не связаны с сопровождающими их виньетками. А сама традиция изготовления копий Книги мёртвых была предана забвению; наступил даже такой момент, когда примерно в 700 году до н. э. переписывание книги было полностью прекращено.
Во времена Птолемеев использовалась саитская версия Книги мёртвых.
В папирусах этого периода встречается множество свидетельств в пользу того, что писцы также довольно плохо понимали значение текстов, которые они переписывали, и не могли правильно расположить добавляемые к текстам виньетки.
Особый интерес среди работ, популярных в эпоху Птолемеев, греко-римский период и, вероятно, более поздние века, вызывает «Шаи ен Сенсен», или Книга дыхания. В этом сочинении можно наблюдать идеи и верования, основанные на содержании Книги мёртвых, которые показывают представления людей относительно бессмертия и счастья души усопшего и его мёртвого тела.
В греко-римский и римский периоды в могилы к умершим клали отрывки из последней версии, которые умещались уже на папирусе в несколько дюймов, и мы видим, что великое религиозное произведение египтян, существовавшее, по крайней мере, на протяжении пяти тысячелетий, одни только избранные тексты которого покрывали стены комнат и коридоров огромной пирамиды, или несколько десятков футов папируса, или внутреннюю поверхность целого саркофага, пришло к неразборчивым каракулям, второпях накарябанным на крохотных обрывках папируса.
Считалось, что вся Книга мёртвых была написана богом Тотом, писцом богов, и, следовательно, имела божественное происхождение; в момент Творения именно Тот давал указания, которые затем выполнялись Птахом и Кхнему, и именно Тот был защитником и помощником бога Осириса, а значит, каждого верующего в Осириса, так что роль автора Книги мёртвых прекрасно ему подходит. Эта точка зрения просуществовала вплоть до самого позднего периода, поскольку в Книге Дыхания в обращении к усопшему говорится: «Тот, могущественнейший из богов, Владыка Кхеменну (Гермополиса), приходит к тебе и своею собственной рукой пишет для тебя Книгу Дыхания».
Копии Книги мёртвых и работы схожего содержания помещались либо в саркофаг усопшего, либо в какое-то место главного зала гробницы, или комнаты мумии — обыкновенно в специально вырубленной для этой цели нише. Иногда папирус клали в саркофаг произвольно, но гораздо чаще его помещали между ног усопшего чуть выше лодыжек или в районе верхней части бёдер ещё до начала пеленания мумии.
Так как Осирис не погиб и его тело не подверглось разложению, усопший царь Тутмос III, к примеру, должен был сказать: «Я буду жить, буду жить. Я буду расти, буду расти, буду расти. Я проснусь в покое; меня не тронет гниль; мои внутренности не погибнут; и в теле моём не будет изъянов; глаза мои не ослепнут, черты лица не обезобразятся; уши мои не оглохнут; голова моя не будет отделена от шеи; язык мой не вырвут; волосы мои не отрежут; брови мои не обреют; я не пострадаю от смертельных ран; тело не будет восстановлено, оно не обратится в прах и не будет уничтожено на этой земле».
В обращённых к Осирису гимнах есть такие строки: «Мёртвые ожили, чтобы узреть тебя, они вдыхают воздух и не отрывают глаз от твоего лица, когда Диск поднимается над горизонтом; их сердца не омрачены тревогой, ибо они видят тебя, о ты, тот, кто есть Вечность и Бессмертие».
Также Осирис назван «царём вечности», «властелином бесконечного, которому подвластны миллионы лет». Один из писцов выражает своё почтение так: «Слава тебе, о Повелитель тех, кто перебывает в царстве Аментет, дарующий людям силу родиться вновь».
Интересная мысль, что материальное останется на земле, духовное уйдёт на небо.
«Ра получает тебя душой на небе, телом на земле», «Небо владеет душою твоею, земля телом», «Суть твоя на небесах, тело твоё в земле» и т. д.
Иногда это звучит более поэтично: «Душа твоя обитает на небесах перед Ра, твой двойник получает от богов всё необходимое, твоё духовное тело пребывает в славе среди духов огня, а твоё материальное тело осталось в подземном мире».
Над умершим, сердце-совесть которого не вызывало никаких нареканий, провозглашалось «маа кхеру» — точный перевод: «тот, чьё слово истинно и верно». Маа Тхеру становился равным богам, и пред ним открывались все двери загробного царства.
Словами Книги мёртвых это ярко выражено в обращении к умершему Пепи I: «Так войди же в зелёные воды озера Кха и наполни водой поля Аару, пусть Пепи отправится в плавание в восточную половину неба к тому месту, где рождаются боги, где Пепи должен быть рождён, как Херу-Кхути, ибо Пепи есть Маа Кхеру, и сам Пепи, и его ка приветствуют богов. И они зовут Пепи и приводят ему четырёх богов, которые пробираются сквозь волосы Гора и стоят со скипетрами в восточной половине неба; и они объявляют Ра великолепное имя Пепи, восхваляют великолепное имя Пепи перед Нехебкау, ибо Пепи есть Маа Кхеру, и Пепи приветствует, и его ка приветствует богов. Сестра Пепи — Сотис, а птица Пепи — утренняя звезда, и вот он живёт под сенью небес перед Ра. Пепи есть Маа Кхеру»…
Напомним, что пирамиды находятся к Западу от Каира. А «боги рождаются на Востоке»!
Древние египтяне наивно верили, что будущее в раю будет целиком и полностью зависеть от изобилия материальных благ.
Поражаешься некоторой живучести идей! Вот некий Унас якобы «принёс кристалл Великому Глазу», типа подношение или взятка с целью дать умершему в загробной жизни «удовольствия любви, и он, соблазнитель, уводит жён у мужей, когда ему этого хочется». Есть пожелания ещё интересней: «Гор повелел, чтобы Тот привёл тебе врага твоего. Он поставил тебя позади него, чтобы он не мог навредить тебе, а ты мог усесться на него, чтобы в момент пробуждения ты мог сидеть на нём, а он не мог учинить насилия над тобой».
Даже страшно представить, сколько унижений получили пленные враги, как мужчины, так и женщины, в те времена, если завоеватели рабов продолжают быть уверенными, что также они будут вести себя и в загробном мире!
Есть, собственно, и многочисленные изображения рая, названного «Секхет-Аару», «Секхет-хетепет» —«Поля покоя» или «Поля тростника».
Как правило, это большая усадьба или ферма со множеством каналов. Возможно, они думали, что это где-то на севере в дельте Нила.
В раю, соответственно, нацией земледельцев, продолжается обработка полей. Ловля рыбы с лодок. Охота на бегемотов и крокодилов. Разведение крупного и мелкого скота.
«Пусть хлеб мой будет из белого ячменя, а пиво из красного зерна, и пусть они дадут мне моих отца и мать, чтобы они сторожили дверь мою и распоряжались владениями моими».
Иногда в некоторых текстах в виде перечисления материальных благ упоминаются жена и дети. И очень часто — некая лестница бога, по которой поднимается умерший. Она именуется то лестницей Сета, то лестницей Гора, хотя по мифологии они враги.
Заклинания состоят из повторений имён умершего и имен богов. Зачастую кроме благословений это — проклятья. И люди свято верили: если при определённых условиях жрецы эти заклинания повторяли, то всё свершалось.
Кроме того, обязательными были и наносимые знаки и символы, печати и другие атрибуты магии: «смотри, писания Унаса скреплены великой печатью, и смотри, это не малая печать». Вернёмся к Пепи: «Змея Уреус этого Пепи на голове его, и на обоих боках его — писания, и на его ступнях начертаны слова магической силы». Вот такой тюнинг получил практически каждый царь, отправляемый в гробницу.
Интересной может показаться история про Нектанеба, который насылал проклятия и колдовство на людей — помещал восковые фигурки в воду и заклинал их посредством жезла из чёрного дерева, и враги от этого полчищами погибали. После чего он был предан суду.
Из того же папируса, датируемого XVIII династией, мы читаем фантастическую историю, что Нектанеб захотел, чтобы Олимпия, мать Александра Македонского поверила в Амона. Собрал травы, вызывающие сон и выдавил из них сок. Сделал крохотную фигурку Олимпии, уложил её в восковую кроватку, вылил на фигурку сок. И в тот же миг Олимпия увидела во сне, что её обнимает Амон.
Кстати, множественные «ушабату» — рабы, вылепливались и вытачивались египтянами даже для простых усыпальниц. Великая лень двигала людьми. Наработавшись здесь, им не хотелось делать это и в раю. Для этого нужны были «там» рабы: «поднять руку вялого», в смысле ленивого раба.
Район потустороннего мира Ре-стау, так называемую Долину смерти, надо было преодолеть за ночь. Для этого умершему давали посох и ремень. И на саркофагах несколько раз — указания-инструкции, как и кого следовало призывать в помощь. Умерший должен был отождествить себя то с одним, то с другим богом. Например, с Тотом, знающим все заклинания, «чтобы старых богов подчинить себе, а молодых заставить следовать за собой»! Далее приводились имена 42 богов.
Но кроме имён богов надо было знать даже имена болтов, скрепляющих двери и волшебных предметов, чтобы «войти в свет».
Жрецы в письменах призывали червей не трогать тело. Призывали змей не причинять им вреда. Просили о перерождении души. О возможности обращения в шакала, чтобы быстро перемещаться. Уметь отождествляться с Шу — богом атмосферы. И с «жизнью Яйца Квохчущей Курицы». Иметь «власть над водой» Великого Нила. «Поймать восточный и северный ветер за волосы, западный ветер за туловище, и южный ветер — за глаза, и путешествовать таким образом по всем сторонам неба». Не дать обжечься и погибнуть в огне на каждом углу кипящего озера Огня, где сидят 4 обезьяны. Получить великую божественную защиту. Защитить сердце умершего, ведь сердце можно было украсть разным африканским злым магам, расхитителям гробниц. Победить четырёх крокодилов Востока, Севера, Запада и Юга, назвав их имена. Победить таким же образом скорпионов. Змей. Змея Ререка — василиска Апепа — «пожирателя осла». Проводилось, конечно же, заклинание против расчленения умершего и разложения. Умерший после смерти, учитывая премудрости книги, должен был обеспечить себя молоком и сливками. Умел ориентироваться среди коридоров потустороннего мира. Обладать сладким дыханием, «рождённым в ноздрях Тема», чтобы не стать противным богам.
Иногда давались рецепты даже как правильно плевать!!! Плевание — это самоизлечение. В Африке среди некоторых народов это практикуется до сих пор. А среди египтян плевание символизировало акт творения, ведь посредством плевка бога появилась Тефнут.
Иногда на рисунках можно увидеть шкуру быка или леопарда.
С леопардом понятно, это символ власти. А вот с быком есть интересная деталь. Согласно легенде, однажды, спасаясь от гибели, Осирис спрятался в шкуру быка, поэтому на суде он иногда присутствует в подобной бычьей шкуре. А вот умерших, особенно во времена ранних династий, тоже хоронили, завёрнутыми в мескет— в шкуру быка.
Надо было ещё не забыть имя бога Хетеп, заведующего плодородными почвами Нила. Пройдя через семь залов Осириса, приблизиться к Арите с «учатами» (уджатами) — амулетами в виде глаз, или с позвоночным столбом Осириса джедом, символом его возрождения, преподнести дары или жирную весомую взятку Осирису, воздать ему хвалу и гимны, чтобы в итоге воскреснуть из мёртвых, сесть в благословенную лодку Ра, чтобы и он, и остальные боги служили умершему миллионы лет. Иногда даже «садиться на чело Ра, плывущего в своей лодке», чтобы покойный мог «плыть с богом через область околополюсных звёзд северного неба», есть пищу Ра и стать чистым, как Ра, не иначе!
Почётное место уделялось и самим писцам. Вместе с книгами и папирусами подкладывались статуэтки, с перьями и свитками в руках. А для писцов укладывались красные и чёрные чернила и сухие тростинки для писания. Поучения для нашедшего гласило: «Да заставлю я тебя полюбить писания более, чем свою мать, и да покажу красоту их перед тобой, ведь она больше красоты должности всякой, не было подобной ей в земле этой». В некоторых папирусах содержатся даже сложные математические задачи, включающие в себя дроби!
«На этом книга кончается в покое и тишине».
Но!!.
Есть ещё одна любопытная глава достопочтенной книги. Она давала возможность принять обличье золотого сокола с крыльями, «похожими на полевой шпат и достигавшими в размахе четырёх локтей». В этом обличье умерший мог долететь не только до лодки Ра, но и побывать в любом уголке Сехмет-хетепа!
Финист — Ясный сокол
Чертоги бога света — где они? Может, это и есть те самые чертоги того самого Финиста — Ясна сокола? Велесова книга косвенно даёт упоминания о Финисте — Ясном соколе. Следы его золотых крыл ищем мы в Египте!!!
А вот в Египте его изображений — чуть ли на каждом шагу! Они — у аэропорта! Они на денежных знаках. Они — символ Египта и бога Гора. Они — взлёт будущей жизни жука скарабея!
В Древнем Египте тотем бога Солнца Ра повсюду представлен золотыми крыльями!!! Не последнюю роль играет птица матерь Сва или Сова. Священная Матерь Слава.
Оказывается, ещё есть бог небесной воды, с которым отождествлял себя каждый порядочный египтянин!
А вот с русским Финистом — Ясным соколом разобраться гораздо сложней! Наша мифология явно что-то недоговаривает. Чтобы попасть в «поля покоя» для бога-сокола ГоРа на лодочку грузятся множественные подношения!
Приводим надпись на одном из 153 саркофагов, найденных на западе Фив: «Умиротворение, даваемое Великой Исидой, хозяйкой запада, дочерью Ра перед святилищем. Умиротворение, даваемое великой Селкит, владычицей Абидоса перед дверями священной земли. Даёт она существование Ба этой, Осирису певице Амона Ра Иуc-Анх Правогласной, в качестве всех вещей, в том числе хлеба и пива. Созерцание Хепри —Золотого Сокола, видение потаённых образов в двух Святилищах!»
Вообще, с этим богом Ра тоже не всё ясно!! Ра — это в России. Кстати, и в Индии. Ведь санскрит и русский — сильно похожи! А в Египте вообще-то он не Ра. Солнце звучит, как «Шамс»!!! Но никак не Ра!!!
Утренний Ра — это вообще Хепри (ХепРа — по-египетски это скарабей, тотем Ра). В зените оно было Ра (изображался как человек с головой сокола). А вечером он Атум — вечернее заходящее солнце (иногда изображался с головой барана). А рука Атума — так сказать, луч результата или луч вызревшего заката, это дочь бога Ра Иусат!
На саркофагах изображена частенько крылатая змея, имя которой Огонь.
И кстати говоря, народы Африки сплошь поклоняются лунным богам и Оку ГоРа. Солнце для них — ни фига не бог!!! Солнце выжигает Африку, не щадя! Они там солнца вообще боятся!!! Ра для них — пришлый бог с севера и востока, либо прилетевший с неба!!!
Возрождаясь на земле вновь, душа забывает, для чего она повторно пришла в этот мир. Приходится вспоминать о предназначении, ориентируясь на подсказки судьбы. Но не всегда удаётся их правильно истолковать, и вообще заметить.
У нас тоже много называний. Но вовсе не для того, чтобы запутать, а наоборот, чтобы понять.
Солнечный Сокол, Ясный сокол, Финист — Ясный сокол, Рарог, отсюда — Рерих и Рюрик — древний обрядовый код Руси Великой. Ра — река Волга. Любимая птица русов Финист — Ясный Сокол по нашим мифам родился от солнца ударом молнии среди ясного неба. Жар-птицы — его подчинённые божества.
Немалую роль играет некое перо. Благодаря серенькому пёрышку Финиста — Ясна сокола Настенька находит свою судьбу в русской сказке. Ершов делает золотое перо жар-птицы символом героического поиска истины и счастья.
Стоп мысль.
Сюжет дублируется — из сказки в сказку. Человеку даётся некое благо. В данном случае — великая любовь. Су-женый или Су-женая захватывается злыми силами из-за ошибки, вольной или невольной оплошности. И далее всю остальную сказку Иван или Настенька совершают подвиги, изнашивают каменные сапоги, изгладывают каменные хлеба, бьются с драконом или побеждают злую невесту, напустившую чары на мужа, получают от добрых сил ключи-отмычки, то сапоги-скороходы, то клубочек, то блюдечко с золотым яблочком… чтобы вернуть даром данное и за миг утраченное!
Что же это — даром данное? Наша жизнь? Шанс ещё раз не совершить ошибку прошлых воплощений?
Почему же сюжет так часто повторяет нам эту мысль? Может, мы рождаемся вновь и вновь, забывая всё, что совершали в прошлой жизни? Может, все наши испытания — это путь к Финисту, как к любви? Путь к Свету? Ведь там, в его чертогах тоже несправедливость, которую восстановить можем только мы! Разрушить чары поможет нам только перо! Лебединое перо, что окажется тяжелее совести, как со-вести сердца «аб»! Оно скромное и невзрачное. Это — наша жизнь. Но оно и имеет магическую силу. Главное в этом во всём — память. Память о том, что нам зачем-то ни богатства, ни золота не надо. Только пёрышко Финиста — Ясна сокола.
«Разверните мне ладони! — сказал Наполеон перед смертью, — пусть мир, который я завоевал видит, что я ничего не беру с собой!»
Так что же это за символ — перо?
На вопрос «зачем живёт человек?» тибетская Книга мёртвых отвечает «чтобы научиться любить и собирать знания». Может, в этом весь смысл. Перо из причёски великой богини Маат — это и есть любовь и знания. Пёрышко Финиста — Ясна сокола.
Нашими предками сама Вечность — великая богиня Макошь (в Египте она схожа с Маат) изображалась с солнцем в одной руке и с Финистом — Ясным соколом — в другой.
Проведём параллель.
Вечность в египетской мифологии — мудрая богиня Маат. Из её очелья достаётся некое перо, чтобы уравновесить сердце (совесть). Если совесть умершего тяжелее пера, он отдаётся в пасть чудовища, если же легче, направляется в некий рай.
Кстати, на острове Крит скульптурные соколы охраняли трон верховного бога Зевса.
Вот что Геродот пишет ещё об одной птице с созвучным названием — феникс: «…он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс, только когда умирает его отец… Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла… Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладёт туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжёлым, как и прежде. Тогда феникс несёт яйцо с собой в Египет в храм Гелиоса».
Может, наш Финист — Ясный сокол это Феникс?
Хотя… Сокол — смелая, азартная птица с острым зрением и молниеносной реакцией. Финист — вовсе не плачущий об утерянном отце Феникс! Неспроста на Руси лучших лётчиков называют соколами, зоркий глаз — соколиным, бойкого подростка — соколиком.
Изображение солнца у египтян неотделимо от сокола. Может быть, эти тотемы — перевоплощения с одного животного вида в другой? То ты сокол, то человек… Ударился оземь, перекувырнулся через голову и поскакал серым волком!
Может, то связь с потусторонним миром? С небом? Звёздами? Способностью биться с монстрами?
И всё-таки более всего в Египте на Финиста похож Гор. Георгий Победоносец ведь тоже побеждает мифического змея, Горыныча, Чуду-Юду. В разных странах Егорий, он же Юрий, он же Гор, убивает — в Брюсселе чудовище человека с львиной мордой, в Египте змея с крокодильей головой, в России до сих пор этот символ на флагах…
А вот на старых иконах рядом с Георгием Победоносцем идёт некая дева, которая ведёт на веревочке выдрессированного Змея Горыныча.
Тут важно добавить, что само слово «сказка» ещё 300 лет назад не являлась ложью или мифом. Сказки — донесения или отчёты ежедневно пишет в бортовом журнале тот же Беринг! Но одно дело — миф. А другое дело — отчёт. Донесение. Одно дело — фабула. Другое дело — сюжет!
Сказка о Финисте — это без всякого сомнения некий весьма важный сюжет, как донесение нам, многочисленным потомкам. Любовь великого Света и Солнцеподобного бога достаётся суженой, которая теряет его в прошлом, идёт сквозь настоящее к будущему. Что же для нас прошлое? Это словосочетание «Прошёл Уже Я». Настоящее… «На чём Стою Ещё Я». Будущее — Буду Ещё Я»!
Свойство богов обращаться в магических животных или птиц путешествует не только из сказки в сказку в России. Беовульф известен в Германии. Минотавр в Греции. Боги с головами животных и птиц — в Египте.
Карлос Кастанеда так описывает опыт Дона Хуана обращения человека в животное или птицу: «Я научился становиться вороной, потому что эти птицы наиболее эффективны из всех… Она может безопасно проникать в любое место, не привлекая внимания. С другой стороны, можно стать львом или медведем, но это довольно опасно. Такие существа слишком велики, слишком много требуется энергии, чтобы превратиться в такого. Можно также стать ящерицей или тараканом или даже муравьем, но это ещё более опасно, поскольку крупные животные охотятся за мелкими».
Тут шли в ход некие «Травы дьявола». И Карлос Кастанеда много критиковался прессой разных стран за рекламу наркотических средств. Однако в книгах его есть интересные детали. «Если вам удастся хотя бы разговорить калифорнийского индейца, я гарантирую вам высшую оценку, вне зависимости от того, что у вас получилось», так говорил, обращаясь к студентам, среди которых находился и Карлос, профессор археологии Мейган. На его курс Кастанеда записался после того, как понял: ни художника, ни скульптора из него не выйдет. Он заинтересовался вошедшими в моду галлюциногенными грибами, расспросил про них местных индейцев и написал блестящую курсовую на тему пейота — «травы дьявола». Только ему одному без труда удалось пообщаться с недолюбливающими чужаков индейцами — потому что он был на них похож. Профессор Мейган поставил ему «отлично» и порекомендовал продолжить работу. Кастанеда обрадовался — ему показалось, что всё пойдёт легко и просто.
«…Я помню каждое слово, которое мне сказал старик. Все его указания я выполнял буквально. Они казались ясными, логичными и вполне осуществимыми. Он сказал, что моё тело исчезает и останется только голова, и потому единственная сейчас возможность не уснуть и быть способным к передвижению — это стать вороной. Он скомандовал мне старательно мигать, добавив, что раз уж я могу мигать, то, значит, готов выполнять дальнейшее. Затем он сказал, что моё тело уже полностью исчезло, осталась одна голова, голова не может исчезнуть потому, что именно голова превращается в ворону.
Он приказал мигать неотступно. Эту команду и прочие он, должно быть, повторял множество раз, потому что я помню каждую с исключительной ясностью. Должно быть, я послушно мигал, потому что он наконец сказал, что я готов, и приказал вытянуть голову и опереться на подбородок. Подбородок, сказал он, это лапы вороны. Он скомандовал почувствовать эти лапы там, где подбородок, и наблюдать за их появлением. Потом он сказал, что я ещё не полностью сгустился, и сейчас мне нужно вырастить хвост; хвост появится из затылка. Он приказал распустить хвост как веер и почувствовать, как он подметает пол.
Потом он заговорил о крыльях: крылья вырастут из скул. Он сказал, что они твёрдые и жёсткие и причиняют боль. Он скомандовал раскрыть крылья. Он сказал, что они должны быть как можно шире, я должен расправить их во всю длину, иначе не смогу летать. Он сказал, что крылья уже появляются — широкие и красивые, и велел ими махать, пока они не станут настоящими крыльями.
Затем он заговорил о темени и сказал, что оно ещё очень большое и тяжёлое, в полёте его вес будет мешать. Он сказал, что его можно уменьшить мигая; с каждым движением век голова будет уменьшаться. Он приказал мигать до тех пор, пока тяжесть совсем не исчезнет и я смогу прыгать легко и свободно. Потом он сказал, что я уменьшил голову до размеров вороньей, и теперь нужно пройтись и поскакать, чтобы освоиться.
Теперь, сказал он, для полёта осталось ещё одно. Это изменение самое трудное, нужно быть особенно внимательным и постараться исполнить в точности всё, что он скажет. Осталось научиться видеть как ворона. Твой рот и нос, сказал он, уже вытягиваются между глазами и вот-вот превратятся в сильный клюв. Вороны видят в обе стороны, сказал он и скомандовал повернуть голову и посмотреть на него одним глазом. Чтобы взглянуть другим глазом, нужно просто тряхнуть клювом вниз — это движение позволит уже другим глазом смотреть в том же направлении. Он приказал поупражняться в переключении с одного глаза на другой. Наконец он заявил, что я готов к полёту, и для этого осталось единственное — сейчас он подбросит меня в воздух.
Мои ощущения в точности откликались на каждую команду. Я ясно чувствовал, как растут лапы, поначалу слабые и шаткие. Я чувствовал, как из затылка появляется хвост, а из скул крылья. Крылья были сложены глубоко внутри: я чувствовал, как постепенно они выпрямляются наружу. Процесс был трудным, но не очень болезненным. Потом я мигая уменьшил голову до размеров вороньей. Но самое поразительное превращение произошло с глазами. Взгляд стал птичьим!
Когда я по указаниям дона Хуана отращивал клюв, было раздражающее ощущение нехватки воздуха. Затем что-то выпятилось, и передо мной возникло некое приспособление вроде массивной болванки. Но вначале дон Хуан велел мне убедиться, что мои глаза способны схватить в поле зрения всё вокруг. Поочерёдно закрывая глаза, я мог перебрасывать фокус из одного глаза в другой. Необычным стал сам вид комнаты и всё то, что в ней находилось, хотя трудно было сказать, в чём именно состояло это изменение. Возможно, сам угол зрения изменился и стал наклонным, а может быть, предметы ушли из фокуса. Дон Хуан стал очень большим и светящимся. От него исходило что-то успокаивающее и надёжное. Затем зрительные образы расплылись; они потеряли очертания и превратились в болезненно-отчётливые абстрактные формы, охваченные мимолётным мерцанием».
Крылья вороны — совершенно не похожи на крылья жар-птицы. Крылатые боги лишь слегка напоминают птиц. Безусловно и в мифах, и в сказках есть что-то общее. Но есть и разница.
Русская традиция сказки не допускает безнравственности, и несправедливости. В высшей степени философские наши предания — истинный божественный Свет. К ним стремимся.
Культ-ур-ра — культ-поклонение, ур-свет, ра-бог. Культура — поклонение свету бога Солнца. Что же для нас Свет? Наша душа как часть бога, часть неубиваемой истины вселенной?
Чертоги Финиста — Ясна сокола. Доброе слово — мудрое слово — верное слово — Где ты? О где? Слово, как пёрышко Финиста — Ясна сокола! То самое перо на чаше весов, что не перевесит наша совесть, где же в каких каменных саркофагах ты упрятано?
Открываешь крышку саркофага. А там — пусто! Так, может быть, всё-таки жив Свет очей наших? Просто был, и улетел. Может, мы этою жизнью наказаны за некоторую оплошность в прошлой? А сейчас нам надо непременно изглодать эти каменные хлеба и износить каменные сапоги в поисках истины? Или прощения? Во искупление? А может, просто собственный поиск любви и знаний…
«Непрочитанные книги умеют мстить!» А непонятые символы заставляют снова и снова совершать те же ошибки, чтобы из жизни в жизнь повторять старый сюжет поиска!
Ну вот же — новая цивилизация даёт нам клубки волшебные — современные лайнеры. Лети в Египет! Именно там на стенах те самые непрочитанные книги! Смотри в собственный мобильник! Погугли! Найдёшь тысячи подсказок, как в блюдечке с яблочком!
Оскар И Сокар — Финист наоборот
Древнее царство — золотой век Египта. Важным местом культа была ложная дверь.
С этой ложной дверью связано множество философских вещей. Например, произношений в культовых обществах заклинаний наоборот, а потом и перестановка слогов в именах. Так рождались не только псевдонимы — но и псевдоимена. И псевдосмыслы.
Образы древних людей практически не передавали индивидуальных черт человека. Изображались по канонам. По строго выдержанным схемам. С установленными ракурсами и разворотом плеч. Мужчин — в зрелом возрасте, когда он уже сделал карьеру, а женщин исключительно в молодом.
Но чтобы не спутать его с другими, рядом перечислялись титулы и достижения. В мастабах имелись ниши — сердабы, что с персидского означает чулан. В них помещалась статуя покойного, всегда атлетического телосложения, с выдвинутой вперёд ногой и без эмоций на спокойном лице. Глаза иногда инкрустировались светлыми камнями, в основном алебастром. Равновесие и стабильная устойчивость сулила умершему благополучие в загробном мире.
Проникновение цивилизаций случается и в обратную сторону. Так Гитлер использовал древние солярные символы солнца, свастику и т. д. на службе злу.
Ежегодная премия «Оскар», уподобляясь залу «Чёрного солнца» в Вевельсбурге, проходит в зале масонских обрядов — зале Солнца.
Солнца??? Ли…
Сокар, как мы отмечали ранее, согласно древнеегипетской мифологии представляет собой бога лжи, огня, греха, создателя мира иллюзий и является хранителем входа в царство мёртвых.
Сейчас статуя Оскара располагается у «врат» в главный церемониальный зал, как истинный страж.
Переименование Сокар в Оскара не случайно. Здесь использовалась техника буквалистической каббалы под названием «темура» — «перестановка». Данная гематрия применяется для формирования новых смыслов через работу с символами (в данном случае — буквами). Для этого используются специальные таблицы — «цифирумы» (от фр. chiffre — шифр).
В книге «Собственная империя» Нил Гэблер формирует очень интересную идею о том, что, «если кинотеатр стал храмом нового кино, а само кино предметом поклонения, то отпечатки ног звезды — святыней для их поклонников, Голливуд превращается в новую религию Америки». Л. А. Степанова в своей книге «Социальная мифология и проблемы современного социального мышления» пишет: «Тот, кто владеет символами, определяющими в настоящий момент общественные чувства, в значительной мере овладевает дорогой в политику». Приучая людей к символам, вне зависимости от того, знает ли человек их истинное значение или нет, заказчики этих проектов влияют на сознание людей.
В данном контексте будет интересен факт использования при ритуалах похорон зеркала. Культ зеркал наблюдается в Египте с Раннего царства. Зеркало напоминало диск солнца и держатель изображался в виде разных богов, связанных с культом Ра. Свойство зеркала отображать объекты в перевёрнутом виде вызывало ассоциацию с потусторонним миром, в котором умерший рождается заново. Древнеегипетское название зеркала Анх. Этот символ жизни мы видим в руках богов и богинь периода Амарны. И Атон — солнечный диск. Нельзя исключать символ зеркала — луну, ночное солнце — только в перевёрнутом виде.
Вот почему зеркала закрывались, если в доме появлялся покойник.
Перестановки или переписывания одних изображений на другие в Египте встречаются частенько. Имена фараонов, жрецов и простых людей зачёркивались и вместо них дорисовывались другие. Примером может служить статуэтка Сенеб-хена-ефа, хранящаяся сейчас в музее им. А. С. Пушкина. Имя переводится, как «здоровье с ним». Возможно, жрец являлся врачом. Голова его, как у всех жрецов, гладко выбрита, под грудью завязывается характерный фартук, перешедший далее к масонским культам. На переднике высечена жертвенная формула. Потом надпись частично стёрта и нанесено другое имя. Этот феномен египтологи называют «узурпацией». Известно много случаев, когда статуэтки, жертвенники, даже целые гробницы и пирамиды шли на повторное использование и им присваивались другие имена.
Продолжение следует