top of page

De profundis

Freckes
Freckes

Светлана Савицкая

Египет

Эссе

            Часть I. Каир увидеть и воскреснуть

           

            Весь Египет — гигантский некрополь, Книга мёртвых которого манит шансом бессмертия. Однако среди кажущейся бессмыслицы запылённых рисунков беспокойною жилкой бьётся живой родник современной науки, не позволяющий застояться невежеству. Кажется, коснёшься испещрённого письменами камня — и откроется заветное слово, скрипнет ключ покорённых звёзд, запустятся новым витком галактические вёсны!..

            И всё было бы именно так, если бы пирамиды и лабиринты под сфинксами, наводящими ужас на людей, не расхищали бы чёрные копатели, в погоне за пожиранием небесных и земных энергий не прекращали бы поиск тайные общества, чья совесть тяжелее лебединого пера, не заимствовали символы, знаки, так и не поняв их глубинных значений, не стремились бы, наконец, управлять неуправляемым: Жизнью, Смертью, Бессмертием…

           

            Пирамиды в мире

           

            В Египте, в сравнении с Россией, всё небо повёрнуто. Наклонена конфетка созвездия Ориона. Большая Медведица льёт свои «небесные воды» не туда и не на тех. Даже серп месяца и тот не вертикальный, как в России, и не горизонтальный, как во Вьетнаме, а под углом! Зато пирамиды выстроены строго — на Север!

            В Египте более ста пирамид. Самая большая — Великая пирамида на плато Гиза. Она единственная из многочисленных египетских пирамид считается чудом света. Кстати, из семи чудес света, названных древними, сохранилась более или менее хорошо. Как свидетельствуют манускрипты, пирамида была покрыта известняковой облицовкой, из-за чего в свете солнца казалась янтарной. Верхушка пирамиды была скрыта под позолоченным камнем пирамидоном. Как писали более поздние летописи, в свете солнца пирамида выглядела «как сияющее чудо, которому сам бог солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». Однако после разграбления Каира арабами, местные жители сняли облицовку с пирамиды, чтобы отстроить свои дома.

            Несмотря на сейсмоопасность  местности, пирамиды непоколебимо стоят тысячелетие за тысячелетием, подливая тростникового мёда загадочности в утренний кофе археологов и исследователей всех стран простым своим фактом существования.

            А зачем это они тут понастроены?

            Навязчивое внимание постоянно меняющихся «истинных вер» разрушили их больше, чем землетрясения! От некоторых остались только внутренние ходы и камеры.

            Посудите сами! Допотопные эти монстры пережили пеласгов, этрусков, римлян, греков, египтян, евреев, арабов…

            Вера в разных богов сменялась на веру в Христа и Аллаха. Причём, если доверять Геродоту, каждый из завоевателей пытался растаскивать пирамиды для утверждения собственной религии как мог.

            Кстати, ступенчатые постройки найдены не только в Египте. Они встречаются в Междуречье, в таких странах, как Ирак, Иран, Сирия. Больше сотни их найдено в Азии — Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае, Корее, Мезо и Южной Америке — Перу, Эквадоре. И даже на островах Атлантического и Тихого океанов. Такие сооружения есть в Сибири — на Алтате, под водами Чёрного моря — у берегов Крыма.

            Мавзолей В. И. Ленина — тоже шестиступенчатый зиккурат, причём смотрит явной частью на Красную площадь, а внутренней — точно такой же зеркальной частью — в преисподнюю, эдаким бантиком. Гробница Канта — зиккуратик, чуть поменьше. Великолепную прозрачную пирамиду мы можем созерцать возле Лувра, уходящую уже не конфеткой, а ромбом — как вверх, так и вниз. На границе Франции и Испании тоже возведены современные пирамидки. И не только.

            После перестройки пирамиды были установлены почти в каждой столице бывших советских республик, что свидетельствует о едином архитекторе, разрушившим «старую веру» атеистов в союз. Но последующие копии, выполненные современными архитекторами (вольными и невольными каменщиками), стремящимися воспользоваться тайнами и обрядовыми традициями древних, мы рассматривать не будем. А постараемся всё-таки заглянуть в глубь тысячелетий.

            Ведь вот что интересно. Энтузиасты привнесли в историю пирамид значительно больше, чем официальная наука! Напомню, что во всех учебниках утверждается, что некий фараон так возлюбил самого себя, что заставил десятилетиями сотни тысяч людей возводить усыпальницу, где и был бы благополучно захоронен с целью воскрешения для вечной жизни. Так. Стоп. Чтобы заставить работать хотя бы 2–3 человек-каменоносителей, нужен хотя бы один надсмотрщик-инженер, знающий геометрию!!! А то ведь получится то, что на улицах Москвы каждой весной! Красят оградки и бордюрный камень «творческие узбеки», а половина краски течёт по дорогам и по траве! Всё сикось-накось! Тротуары вздыбливаются от корней деревьев и от ливнёвки. Где же фараон нашёл столько аккуратных строителей, подгоняющих стык — в стык неподъемные даже современным экскаватором блоки… о, где ж?

            Хорошо. Мы тоже все это учили в школе, ничуть не сомневаясь в правоте учителей! Но теория — это одно. А практика — совершенно другое!

           

            Научная датировка пирамидальных сооружения

           

            Официальная версия академических университетов отвергает версию построения пирамид посредством палеоконтакта. Отвергает божественное возведение этих сооружений и ссылается на Геродота, весьма льстя этим жителям Египта, поскольку доказывает, что именно они перетаскали вручную по 20 миллион тонн!

            Итак:

            Около 2680 до н. э. — строительство в Саккаре многоступенчатой пирамиды Джосера, считающаяся самой древней.

            2640 до н. э. — пирамида Снофру в Медуме, Ломаной и Красной пирамид в Дашуре

            2600–2500 до н. э. — пирамиды на плато Гиза — три самые большие пирамиды. Плюс пирамиды в Абу-Роаше.

            2500–2200 до н. э. — строительство пирамид V и VI династий египетских фараонов.

            III и II до н. э. — строительство зиккуратов в Древней Месопотамии.

            500–200 до н. э. — датируются пирамиды Америки, в том числе Мексики.

            Около 200 до н. э. — китайские пирамиды.

            400–1000 н. э. — цивилизация майя.

            К этому хотелось бы добавить, что мексиканские пирамиды не все ещё откопаны. А холмов там тысячи! По официальной версии археологов, их пирамиды — якобы храмы — были покинуты аборигенами и закопаны (!), чтобы не достались чужакам. Призываю трезвый разум в поддержку! Вы пытались когда-нибудь закопать пятиметровой толщей земли ну хотя бы не стоэтажный (высота пирамиды Хеопса), а, скажем так, двухэтажный дом без бульдозера? Причём пока надвигается войско соседней деревни? А вот учёные утверждают, что ацтеки это произвели бодрячком!

            Учёные также выдвигают версию, что не менее талантливые египтяне закопали Сфинкса на плато Гиза по самые плечи, и погребли по самые маковки, типа спрятали, храм богини Хатхор. От воздействия земли те и разрушились!

            В то же самое время многотонные каменные блоки наши офигенные предки (а они наши?) перемещали как воздушные шары!

            Чтобы легче было ориентироваться во времени постройки пирамид, учёные мужи выдвинули версию делить египетскую цивилизацию на династические периоды. Им так проще запутать учеников. Но нам-то сложней!

            Ведь три самые гигантские пирамиды весьма отличаются от остальных. И были построены, по утверждению Геродота, за экстремально короткий период времени.

            Любой экскурсовод Египта непременно выберет удобную версию возникновения пирамид, ссылаясь на Геродота.

            Так нет же проблем. Геродот, так Геродот! Давайте проникнем в первоисточник. Тем более что это не проблема!

           

            На кого ссылался Геродот

           

            Прежде чем открыть фолиант «История. Книга II. Евтерпа» великого историка, хочется добавить несколько слов об археологических данных в Египте.

            Да. Там найдено множество мумий и прочего, оставленного в захоронениях династического периода.

            А что же было до?

            Изучая данные до династий, археологи были весьма озадачены фактом отсутствия следов письменности! Никаких знаков! А покойных вообще расчленяли! Отрубали головы и присыпали ямки. Кроме всего прочего, как и при майя и при ацтеках, в Африке тех лет весьма было развито людоедство.

            После этого был период, когда умерших частично кремировали, складывая конечности в сторону восхода солнца.

            Рассмотрим остатки данной цивилизации в музее. Примитивные глиняные сосуды, горшки с нарисованными треугольным орнаментом, что может процарапать и ребенок. Толщина стенок у мисок и кувшинов гуляет. Примитивные украшения далеки от геометрической точности последующих ювелирных изделий времён династий. Грубо обработанные фигурки из камня, кривенько и косенько очень трогательно нанесённые на поверхность найденных предметов незамысловатые узоры… Откуда вдруг взялись инженерные войска по укладке пирамид?

            Подводим итог додинастического периода. Первобытнообщинные племена Африки не структурированы. Не обладают знаниями архитектуры и обработки камня. Какая-либо наука отсутствует. Исключительно инстинкты.

            А вот в период династий письменность на папирусах вместе с остальными яркими признаками глобальной уникальной цивилизации появляется вдруг резко и сразу.

            Запоминаем на всякий случай эту мысль.

            Именно в период династий появляются иероглифы! Это сопровождается мумифицированием, рисунками на гробницах внутри камер, на саркофагах, на столбах храмов и в дворцовых комплексах. Сей цивилизационный бум продолжается вплоть до 600 г. н. э., пока арабы не пришли на эту землю. После прихода арабов египтяне резко забывают высокоточную геометрию, собственную письменность, мумифицирование и, что самое интересное и парадоксальное, — веру в своих 200 богов!

            На данный момент по факту 80 % населения Египта мусульмане и поклоняются Аллаху, и 20 % копты и поклоняются Христу. Атеистов в Египте нет. В паспорте даже есть строка, к какой вере принадлежит подданный страны. Более того, народа египетского как такового тоже нет. Редко кто знает, что нарисовано на гробницах, — прочесть это могут только специалисты-египтологи, коих здесь меньше, простите, чем в Москве! Отвечая на вопрос, чем отличаются арабы и копты от египтян и как выглядят современные египтяне, сами жители Египта оказываются в затруднении и начинают говорить о бедуинах, которые как бы египтяне, но и не египтяне, а живут там в пустынях Африки своей жизнью и более напоминают по укладу наших цыган, потому что вне прописки и вне закона, однако по вере всё-таки являются мусульманами. В школы бедуины не ходят. Занимаются древнейшей профессией свободных людей. В общем, в городах их побаиваются.

            Получается, в сравнении с технологиями времён строительства пирамиды того же Хеопса, современные жители Египта точно откинулись в развитии на много веков назад. Ни один из них не может объяснить, как древние люди, проживающие на данной территории, возвели пирамиды. Расцвет изображений и письменности, содержащей отрывки Книги мёртвых внутри мастаб, приходится сразу после прихода династий. И тотальный упадок со временем, а не расцвет, как это было в странах Европы и Америки!

            Так о чём же всё-таки свидетельствует историк Геродот?

            Разберём детали.

            Он утверждал, например, что египтяне первыми придумали астрологический календарь и установили продолжительность года. «Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила».

            Повторим ещё раз: «по словам жрецов» — и запомним и эту мысль тоже.

            Геродот считал, что календарь египтян точнее эллинского! Ведь эллины каждый третий год добавляли вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времени!

            Геродот также свидетельствует, что большая часть Верхнего Египта — «земля наносная». И кстати, он постоянно говорит словосочетание: «как меня уверяли жрецы, и как я сам думаю», то есть он утверждает, что территория Египта очень сильно была подвержена заносам земли и песка. «У меня создалось впечатление, что низменность, лежащая между упомянутыми горами к югу от Мемфиса, некогда была морским заливом совершенно так же, как долины в Илионской области и в Тевтрании около Эфеса и долина Меандра…»

            И вновь мы можем наблюдать его утверждение: «Итак, я верю рассказам жрецов о Египте и целиком разделяю их мнение».

            Геродоту, как и нам, конечно, интересно, каким богам поклонялись жители Египта. И среди них он называет уже знакомых нам персонажей по древнегреческим мифам.

            «О Геракле же я слышал, что он принадлежит к сонму двенадцати богов».

            «Египтяне заимствовали имя Геракла не от эллинов, а скорей, наоборот, эллины от египтян, у меня есть много доказательств. Между прочим, оба родителя этого Геракла — Амфитрион и Алкмена — были родом из Египта».

            «Геракл — древний египетский бог, и, как они сами утверждают, до царствования Амасиса протекло 1700 лет с того времени, как от сонма восьми богов [первого поколения] возникло двенадцать богов, одним из которых они считают Геракла».

            Перенесемся мысленно в Анапу, где больше 800 лет процветала античная Горгиппия. (Для сравнения, современные историки утверждают, что Москве тоже чуть более 800 лет.)

            Именно в Анапе найдена стена с изображением всех одновременно двенадцати подвигов Геракла! Богом у греков он не считался. Но считался героем, сыном Зевса и Алкмены (жены Амфитриона).

            Неожиданно и несвоевременно ушедший из жизни Юрий Петухов в книге «Дорогами богов» провёл удивительное и захватывающее исследование. Лингвистически он доказывает на протяжении всего текста, что имена греческих богов имеют, без всякого сомнения, русские (этрусские) корни. При всём скепсисе с ним невозможно не согласиться. Назовём лишь некоторые.

            Продолжим мысль, что основу любого корневого сочетания всегда составляют согласные. Напомним ещё раз, что есть взаимозаменяемые согласные глухие-звонкие: б-п, з-с, z-ч. И т. д. Это аксиома. Гласные же могут меняться, как меняются говоры в разных областях. К примеру, в Москве акают, в Горьковской области окают, в Малороссии — х(г)ыкают. И т. п.

           

            Гера


            Жена (одновременно и сестра) Зевса богиня Гера. Её имя непереводимо с древнегреческого. Что мы знаем о ней? Гера — воинственная богиня, изображается в шлеме, с копьём или мечом в руке, с пылающим, яростным взором. Да и сама она вспыльчивая, резкая, буйная мстительная, яростная… Произносится её имя как нечто среднее между Хера и Хара. И в этом созвучии чётко слышится корень «яр». Яростная богиня Яра! Тут мы сталкиваемся с полнейшим лингвистическим и функциональным тождеством образов. Точнее, это один образ, первоначально архаичный славяно-русский, заимствованный древними греками у коренного населения Эгеиды и воспетых ими этрусков.

            Просмотрим теонимы славянского языческого пантеона и сравним их с пантеоном греческим, точнее, судя по всему догреческим, то есть этрусским. И обнаруживаем у славян богиню Живу, которую все мы знаем с детства, и, соответственно, бога Зива-Жива, олицетворяющего собой живое начало в природе и роде. Сами слова «жизнь», «живой», «жить», «живительный» этимологически неразделимы с теонимом Зив-Жив.

           

            Зевс

           

            Проверим себя. Какая основная функция греческого Зевса? Да, мы знаем, что он повелевает громами, наказывает всех подряд, вершит суд и т. п. Но основа образа Зевса — дарователь жизни. Именно по этой причине Зевс крайне непостоянен, и практически все богини и очень многие смертные женщины имеют от него детей — он жизнедаритель. Мы видим полное функциональное и лингвистическое соответствие Жива и Зевса. И совершенно ясно, что для греков русское, понятное и не изменившееся со времён глубокой архаики «Зив-Жив», непереводимо. Возможно ли совпадение в созвучии и образе? Нет, в данном случае совпадение исключается. Более того, можно продлить этимологическую цепочку: «Зив-Жив» (славянское) = «Зив-Див» (иранско-славянское) = «Дио-Део» (латинское). То есть мы приходим к выводу, что и латинизированное Део, что означает верховный бог, также происходит от русского Зив-Жив, что полностью подтверждается законами лингвистики.

            Далее Юрий Петухов проводит параллели между именами славянских и греческих богов Апполон — Купало, Лато — Лада, Яр — Арес, Афина — Таена — Тайна. Прометей — Прометливая мысль. Язон — Ясон. И, наконец, Геракл — Ярый.

           

            Геракл


            Главный герой древнегреческой мифологии Геракл. Но он отнюдь не грек. Само имя Геркулес состоит из двух частей — Гера и клеос. Первая часть с греческого не переводится. Но как мы уже показали означает Яр, Ярый. Вторая часть вполне переводима. Клеос — слава. Здесь мы должны заметить, что по строгим законам лингвистики из слова «клеос» слово «слава» не могло образоваться. А вот наоборот — могло. То есть греческое «клеос» имеет славяно-русское происхождение и дано было грекам от древнейшего населения славяноросов. Само имя прославленного героя витязя звучало первоначально «Ярослав», и лишь спустя века было трансформировано греческими сказителями в Хара-клеос — Гераклиус. К примеру, можно сказать, что имя славянского бога Яровита в западных хрониках упоминалось как Геровит.

            Но вернёмся к Геродоту. Итак, живший с 484 г по 425 г до н. э., древнегреческий историк и географ (возможно, имя его произошло также от Яра-Дот или Гор-Тот, позволим себе эти вопросы), по крылатому выражению Цицерона, «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов, свидетельствовал:

            «…Я отплыл в Тир Финикийский, узнав, что там есть святилище Геракла. И я видел это святилище, богато украшенное посвятительными дарами. Среди прочих посвятительных приношений в нём было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью. Мне пришлось также беседовать со жрецами бога, и я спросил их, давно ли воздвигнуто это святилище. И оказалось, что в этом вопросе они не разделяют мнения эллинов. Так, по их словам, святилище бога было воздвигнуто при основании Тира, а с тех пор, как они живут в Тире, прошло 2300 лет. Видел я в Тире и другой храм Геракла, которого называют Гераклом Фасийским. Ездил я также и на Фасос и нашёл там основанное финикиянами святилище Геракла, которые воздвигли его на своём пути, когда отправились на поиски Европы. И это было не менее чем за пять поколений до рождения в Элладе Амфитрионова сына Геракла. Эти наши изыскания ясно показывают, что Геракл — древний бог».

            Геродот утверждает также, что в Древнем Египте были почитаемы также Пан, Селена, Гермес, Дионис и особенно Персей. Что обычаи некоторых культов были заимствованы у этрусков (пеласгов).

            Так: «…Обычай изображать Гермеса с напряжённым членом эллины восприняли не от египтян, а от пеласгов. Первым эллинским племенем, перенявшим этот обычай, были афиняне, а от них переняли уже все остальные. Ведь в то время, когда афиняне уже считались эллинами, пеласги поселились в Аттической земле, почему с тех пор и население Аттики также стало считаться эллинским. Всякий, кто посвящён в тайное служение Кабиров, совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймёт меня. Ведь Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и от них-то самофракийцы переняли эти таинства. <…> Боги установили мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

            Итак, некие боги, пришедшие на землю, по мнению Геродота и по рассказам жрецов, «установили мировой порядок и распределили блага». То есть — ресурсы планеты!

            И далее очень интересно Геродот пишет о «происхождении» богов.

            «О родословной отдельных богов, от века ли они существовали, и о том, какой образ имеет тот или иной бог, эллины кое-что узнали, так сказать, только со вчерашнего и с позавчерашнего дня. Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше, как лет за 400 до меня. Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы».

            Почти мистические рассказы Геродот передает соплеменникам как достоверность. Технический современный мозг, конечно, может допустить некое механическое устройство типа мобильного телефона или рации, управляющее древними. Может, отсюда пошло верование в птиц с человеческими лицами. Птицу-Феникс, Птицу-Гамаюн, Птицу — Матерь Славу? И Матерь-Сва. Так Геродот пишет:

            «А жрицы в Додоне сообщили вот что. Две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна — в Ливию, а другая к ним в Додону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волю божества и исполнили её. Голубка же, прилетевшая в Ливию, как говорят, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также — оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрицы. Старшую из них звали Промения, среднюю Тимарета, а младшую Никандра. И другие люди из Додоны, из числа храмовых служителей, подтвердили мне их рассказ».

            Вот же как интересно получается. Храм бога Амона-Ра — бога солнца, которому голубка велит построить храм, — и «прорицалище» Зевса строятся одновременно! Кроме того, жрецы утверждают, что Амон, оказывается, вообще-то, всего лишь оракул Зевса!!! Иными словами, Зевс главней их главнейшего бога созидателя.

            Многие нынче говорят о пирамидах и загробном мире. Но ведь была же и другая жизнь. Интересная. Бытовая. Праздничная. И зачем же строили египтяне пирамиды и храмы, и как же на самом деле проходили их храмовые праздники?

            Одна из любимых богинь Египта Бастет. В честь неё выстроен город Бубастис. Бастет (Бубастет, Баст) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага с лицом кошки — почиталась особо.

            Читаем дальше:

            «…С наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида — это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвёртое — в Гелиополе в честь Гелиоса [бога Ра], пятое — в городе Буто в честь Латоны [Лады], шестое — в Папремисе в честь Ареса.

            Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причём на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей.

            <…> После жертвоприношения все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить. Карийцы же, живущие в Египте, при этом заходят ещё дальше египтян: они наносят себе раны ножами на лбу; по этому-то узнают, что они чужеземцы, а не египтян».

            Здесь хотелось бы отметить, что современные египтяне считаются наиболее верными Аллаху, если на их лбах есть шишки от усердного пятиразового моления в день. Возможно, эта лобовая традиция перешла к ним от древних египтян, потому что в других странах такого нет.

            Геродот утверждает, что в Египте тех времён практиковало множество врачей, и каждый из них занимался какой-то одной болезнью. Что сами жители тщательно относились к желудку. Например, очищали его три дня подряд ежемесячно, принимая слабительные, рвотные и клистирные средства, ведь, по их мнению, все болезни происходили от пищи. Автор древней истории считал народ, проживающий в зоне одинакового климата зимой и летом, самым здоровым на свете. Хлеб из полбы «клессис» и пиво из ячменя не так вредно, как вино из винограда, считал он. Жареное или вареное мясо птицы или рыб, египтяне тоже готовили без фанатизма.

            Из бытовых моментов Геродот также указывает на интимные моменты: «Египтяне первыми ввели обычай не общаться с женщинами в храмах и не вступать в святилища, не совершив омовения после сношения с женщиной».

            Но вот что может ещё показаться интересным. Некоторых животных жители этой страны почитают наравне с людьми, приписывая им свойство видеть потусторонний мир: «Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своём городе в священных гробницах. Так же, как собак, хоронят, ихневмонов, землероек же и ястребов отвозят в город Буто, а ибисов — в Гермополь. Медведей, редких в Египте, и волков, которые несколько больше лисиц, хоронят там, где найдут их мёртвыми».

            На пиршествах у богатых людей после угощения люди обносят кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу, со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким

            Геродот находит похожим обычай здороваться со старшими, уступая им дорогу, и отличным — при встрече друг с другом опускать руку до колена вместо словесного приветствия.

            Далее он пишет: «Египтяне носят на теле льняные, обшитые по подолу бахромой хитоны под названием “каласирис”. Поверх этих рубах они надевают внакидку белые шерстяные плащи. Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников. Это считается нечестивым».

            Кстати, как и в Европе, в Египте каждый месяц и день года были посвящены какому-нибудь богу. Всякий надеялся предугадать заранее, какую судьбу, какой конец и характер будет иметь родившийся в тот или иной день.

            А когда кто-то умирал, женщины обмазывали голову грязью и оплакивали его, потом убегали в город, поднимали подолы и показывали обнажённые груди, били себя в них и продолжали рыдать. После этого тело покойного уносили для бальзамирования.

            Таким образом, жили себе египтяне поживали, пока не достигли определённого расцвета.

            Рассказ Геродота о некоем Хеопсе, который вверг страну в пучину бедствий, передали ему, собственно, те же жрецы! Якобы Хеопс прежде всего закрыл все святилища. Запретил совершать жертвоприношения. Ну и, понятное дело, заставил всех египтян на него работать.

            По мнению Геродота и жрецов, сто тысяч людей перетаскивали камни через реку с Аравийских гор непрерывно.

            «Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырёхсторонняя, каждая сторона её шириной в 8 плефрвв и такой же высоты, и сложена из тёсаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов.

            Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идёт в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни [основания], остальные [для заполнения плоадок] поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъёмных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъёмное приспособление, которое после подъёма камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на всё это было израсходовано 1600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев [для усыпальниц]».

            При любых математических подсчётах, задачка не сходится с результатом. Можно допустить только лишь некий двадцатилетний ремонт-достройку, но никак не возведение данного монумента. К тому же далее Геродот явно пересказывает язвительные сплетни жрецов: «А Хеопс, в конце концов, дошёл до такого нечестия, по рассказам жрецов, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег — сколько именно, жрецы, впрочем, не говорили. Дочь же выполнила отцовское повеление, но задумала и себе самой оставить памятник: у каждого своего посетителя она просила подарить ей, по крайней мере, один камень для сооружения гробницы. Из этих-то камней, по словам жрецов, и построена средняя из трёх пирамид, что стоит перед великой пирамидой (каждая сторона этой пирамиды в полтора плефра)».

            Ну что ж, Геродотом описана постройка очень основательно. Не стыкуется одно — камни в пирамиде — неподъёмные! А внутри пирамида Хеопса местами вообще выточена из сплошной скалы специальными инструментами высокоточными измерениями, похожими на шахты современного лифта. Общий вес, подсчитанный математиками, — около 20 миллионов тонн! Даже если допустить, что на среднюю пирамиду ушло камней чуть меньше и каждый камень весит около тонны, — ничего себе было посетителей у дочери фараона!

            Однако далее, опять же с отсылкой к жрецам в подтверждение подлинности информации, Геродот пишет, что Хеопс царствовал 50 лет, а после его кончины престол наследовал его брат Хефрен. «Он поступал во всём подобно брату и также построил пирамиду, которая, впрочем, не достигает величины Хеопсовой. Я сам ведь её измерил. Под ней нет подземных покоев и не проведён из Нила канал, как в той другой пирамиде, где вода по искусственному руслу образует остров, на котором, как говорят, погребён Хеопс. Самый нижний ряд ступеней он велел вывести из многоцветного эфиопского камня и построил пирамиду на 40 футов ниже первой, при таких же, впрочем, размерах. Обе пирамиды стоят на том же самом холме высотой около 100 футов. Царствовал же Хефрен, по словам жрецов, 56 лет».

            Но были и другие пирамиды, о строительстве которых сообщает Геродот, всячески повторяя, что всё это он пишет по свидетельству египетского жречества.

            Так, например, чтобы превзойти прежних египетских царей, Асихис воздвиг в память о себе пирамиду из глиняных кирпичей с надписью, вырезанной на камне и гласящей: «Не ставь меня ниже каменных пирамид. Как Зевс над прочими богами, стою я над ними. Шест погружали в озеро и из грязи, которая приставала к шесту, изготовляли кирпичи. И таким образом меня воздвигли».

           

            Бальзамирование


            Египетские мумии — характерная особенность данного региона планеты. Здесь, благодаря возникшему культу сохранения тел для загробной жизни, некоторый период времени проводился процесс мумифицирования умерших.

            Бальзамирование — было лишь частью общей традиции провожать покойных в мир иной, где основную роль играли, несомненно, знания Книги мёртвых. Письменные отрывки и сцены пути души изображены на стенах усыпальниц и предметах, найденных в захоронениях.

            В то же самое время на разных континентах планеты происходил и естественный процесс мумификации. Так в пещерах Киево-Печерской лавры в нишах оставлены были тела как монахов, так и достаточно известных героев русского эпоса, например Ильи Муромца.

            В прошлом веке, когда археологи проникли в подземные гробницы этрусков в Италии в городе Тарквиния, датируемые IX–I веками до нашей эры, то увидели высушенные тела в доспехах, у которых сохранились даже лица. Однако вместе с археологами в захоронение попал кислород, после чего тела начали распадаться.

            В настоящее время мумификации практикуют племена Центральной Африки и Южной Америки. В России наиболее известен случай химической мумификации Ленина в 1924 году.

            После бальзамирования мумию помещали в золотой гроб (если умерший был богат), затем, по принципу матрёшки, — в деревянный и далее — в каменный. Весь этот «гамбургер» «ставился на ноги» в фамильной усыпальнице. Вот почему основания у каменных «матрёшек» плоские. Рядом размещалась торбочка с четырьмя вазонами с крышками — для хранения внутренних органов усопшего. Канопы. Резчики и скульпторы могли показать своё мастерство при изготовлении этих приспособлений. Крышечки делали в виде голов разных богов. У фараона Тутанхамона мы видим на канопах его изображение. Принцип гроба тоже был примерно одинаковый.

            Такие саркофаги были найдены, кстати, не только в Египте!

            В 2022 году под знаменитым Нотр-Дам-де-Пари (Наша Дама в Париже) почти под алтарём было найдено два свинцовых саркофага с забальзамированными телами: известного каноника и весьма загадочного тридцатилетнего мужчины, возможно, короля. По предположению, наездник XIV века… Сам храм, как известно, этрусский, доставшийся римлянам, а от них уже французам.

            Нашумевший ледяной гроб алтайской принцессы Укока вообще потряс воображение учёных! Ведь даже мумия в нём прекрасно сохранилась!

            Очень похожие по форме, но только каменные саркофаги были найдены на раскопках в храме села Боголюбово, которые якобы построил Андрей Боголюбский. Они так глубоко уходят фундаментами в землю, что по определению их возраст как минимум более 3 тысяч лет! Но о древних храмах Золотого кольца Руси, возведённых, по установленным разрешённым данным, как раз-таки Андреем Боголюбским, мы поговорим после.

            А теперь углубимся в подробности бальзамирования.

            Зачем тела подвергались этому процессу?

            Основной целью было сначала сохранение иллюзии молодости, а затем и вечной молодости, насколько это возможно. Считалось, если умаслить лицо, волосы и тело благовониями, проявятся волшебные свойства ароматов, что привлечёт благосклонность богов. Особенно бога ароматов и магии!

            Сейчас волшебные магические лечебные масла Нефертити широко используются косметологами современного Египта. В арабском мире запрещены спиртовые духи, ибо это считается привлечением демонов. Масла же привлекают ангелов.

            Евангелие трактует рождение Иисуса Христа в присутствии трёх волхвов. Которые как раз таки и принесли благовония.

            Современным же прелестницам уже не требуется стадо верблюдиц, чтобы окунуться в верблюжье молоко. Достаточно выжимки полезных ферментов этого продукта и СПА-центра с массажистом. А раньше существовало много способов ухода за лицом и, конечно же, мумифицирования тел, в том числе и кошачьих.

            Геродот описывает три. Для богатых людей. Для скромных. И для бедных.

            Ответственейшим этим ремеслом занимались специальные мастера. Если родственники покойного и могильщики сходились в цене, то способ для богатых выглядел так:

            «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене».

            Помимо Геродота можно указать множественные каменные страницы Книги мёртвых, на стенах усыпальниц, описывающие процесс «открытия рта», чтобы в загробном мире душа не задохнулась, но об этом мы поговорим позже.

            Давайте же посмотрим, каким ещё способом бальзамировали людей в Древнем Египте.

            «Если родственникам из-за дороговизны [первого] приходится выбирать второй способ бальзамирования, то [мастера] поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают родным, больше уже ничего с ним не делая».

            Подобным способом бальзамировали и кошек.

            Целые кошачьи кладбища содержали с благоговением и любовью… пока не пришли французы и не вывезли мумии бедолаг как удобрение на французские поля!

            Третий способ, предназначенный для самых бедных, значительно проще.

            «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

            Эти способы касались только мужчин!

            Геродот свидетельствует далее: «Тела жён знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними».

            «O tempora, o mores!» — «О времена, о нравы!» (Лат.) 

            При бальзамировании особую роль играли рот и нос. После того как мумия твердела, жрецы проводили ритуал открытия, то есть вырезания отверстий для того, чтобы в загробном мире то, что они представляли собранием девяти частей духовного тела, могло дышать и общаться с богами.

            Здесь уместно добавить интересный факт. Когда археологи находят династические захоронения, то обнаруживают, что у статуй зачастую разбит нос. Как нам объяснили в Египте, это означает чью-то месть. Врагов. Соседей государства. Завоевателей. Друзей завистников. Возможно, даже взбунтовавшихся рабов. Ибо восставший раб не желал снова оказаться в раю и батрачить на хозяина миллион лет. Раб желал эксплуататору смерти в загробном мире. Всё, казалось бы, просто. Разбил нос у культовой статуи, и всё! В раю человек задохнулся! Логика древних понятна. И это одно из объяснений, почему разбит нос даже у великого Сфинкса на плато Гиза.

            При бальзамировании и для волшебных ванн фараонов и жрецов использовалась сода, или натрон. Как сообщает Кэмпбелл Прайс, сотрудник Манчестерского университета, натрон также использовался в храмовых ритуалах — его наносили на статуи богов.

            Отсюда можно сделать вывод, что египтяне наносили минерал натрон и благовония на тело умершего, чтобы приблизить его к богам. То есть, по сути, происходило преобразование тела человека в божественную статую, бога, обладающего сверхспособностью пользоваться посредством химических элементов соды и ароматических масел миром тонких энергий.

           

            И пока специальные мужчины-плакальщики, одетые в треугольные передники жрецов, наравне с женщинами-плакальщицами отпевали умершего, он должен был во время психостасии читать «отрицательную молитву», где отказывался от наличия грехов. Вот её сокращённый текст:

           

            Я не чинил зла людям.

            Я не нанёс ущерба скоту.

            Я не совершил греха в месте Истины.

            Я не творил дурного.

            Я не кощунствовал.

            Я не поднимал руку на слабого.

            Я не делал мерзкого перед богами.

            Я не был причиной слёз.

            Я не убивал.

            Я не приказывал убивать.

            Я никому не причинял страданий.

            Я не истощал припасы в храмах.

            Я не портил хлебы богов.

            Я не присваивал хлебы умерших.

            Я не сквернословил.

            Я не отнимал молока от уст детей.

            Я не останавливал воду в пору её.

            Я не гасил жертвенного огня в час его.

            Я не чинил препятствий богу в час выхода его.

            Я чист, я чист, я чист!..

           

            Антропоидные саркофаги повторяли форму мумии, завёрнутой в бинты и пелены. Над мумиями и статуями жрецы совершали ритуалы «отверзания» уст и очей, чтобы их «оживить», то есть дать способность видеть, слышать, вдыхать запахи и вкушать пищу в загробном мире. Саркофаг же представлял собой микрокосмос, где днище — земля, четыре боковые стенки — стороны света, а крышка — небо. Либо с изображением звёзд, либо крыльев Маат или скарабея. Либо богини Нут — неба.

            Таким образом, считалось, что умерший возвращает силы в первоисточник неба к богине матери неба Нут, чтобы та обеспечила ему вечную жизнь среди звёзд.

            Знаки покрывали саркофаг и саму усыпальницу. На груди — усех — ожерелье богов и царей. На застёжках могли быть изображены головы богов, в том числе сокола или скарабея и т. д. Над ним — богиня Нехбет — в виде самки грифа с кольцами шен. Два глаза уджат. Тот, Анубис и четыре сына Гора должны были охранять канопы с внутренними органами умершего. Надписи на крышке горизонтально, вертикально и наискось имитировали бинты мумии и обращены к разным богам, например, к Ра: «Жив Ра, мертва черепаха…», или к Исиде: «Спустись мать Исида, защити бинты от противника моего…» и т. д.

            В саркофаг вкладывались фигурки ушебти, магические слуги, охранники, «оживающие в загробном мире» для выполнения тяжёлых работ.

            Итак, мы наблюдаем целый пласт истории определённого государства. Целый народ, выполняющий определённые ритуальные действия. Откуда взялась эта экспансия? Что произошло с древними собирателями бананов и ловцами рыбы? Как они приобрели свойство заворачивать ленточками умерших и готовить для воскрешения? Зачем?

           

            Измерение возраста


            Вот эти-то забальзамированные мумии и внесли некоторую сумятицу в определение возраста захоронения.

            Ведь согласитесь: любой человек — фараон или не фараон — мог использовать допотопное строение для могилы.

            Ведь радиоуглеродное датирование — разновидность метода радиоизотопного датирования, применяемая для определения возраста именно органических останков путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14C по отношению к стабильным изотопам углерода. Почему? Да потому, что возраст камня не определить! Когда он обработан каменотёсом? Десять лет назад? Тысячу? Миллион??? Метод радиоуглеродного датирования предложен Уиллардом Либби в 1946 году, за что ему была присуждена Нобелевская премия по химии 1960 года.

            И никто ж не против!

            Однако вся наша планета состоит из камней! И можно ли доверять датированию постройки, сложенной из камня стык в стык?

            Отчего же наука снова и снова доказывает нам, что пирамиды и мастабы возводил правитель, выцарапавший на ней свои корябушки о том, что это строил он? Он?! А не древние цивилизации, занесенные песками по самые плечи,! Не инопланетяне… и не Аллах! Христос! Будда… Кришна… Зевс… Ваал… Финист Ясный Сокол… Или сам солнцеподобный бог Ра!

           

            Боги Древнего Египта

           

            Может быть, на загадку цивилизации Древнего Египта, так резко появившейся и преобразившейся до неузнаваемости, прольёт свет её мифология, оставленная в виде загадочных рисунков на стенах гробниц? Что это за странные фигуры? Почему у некоторых лица, а у других — звериные или птичьи головы? Что за предметы держат они в руках? Какое назначение окружающих вещей? Приспособлений?

            А давайте, прежде чем спускаться по каменным лестницам мастабы, ознакомимся с пантеоном египетских богов, всегда по-разному свидетельствующих об одном конкретном событии. Ведь сколько жрецов, столько и взглядов на миф!

            Не пугайтесь. Для этого не понадобится несколько лет перелистывания документов.

            Соберём все сведения и структурируем исток рождения основных действующих лиц божественной культуры Древнего Египта.

            В гермопольском мифе о сотворении мира рассказывается о четырёх парах мужских и женских богов — огдоаде, или восьмёрке, которые существовали до сотворения мира: Нун и Наунет — первозданный океан, Хех (Хух) и Хаухет — бесконечность пространства, Кекуи (Кук) и Каукет — мрак, Амон и Амаунет — сокрытое. Богини восьмёрки имели головы змей, боги — лягушек.

            Итак, мы помним, что некий Геродот утверждает, что первичны всё-таки боги этрусков. И Амон является жрецом Зевса.

            А что же с другими богами, детьми Амона Ра? С чего же там у них всё началось Интересно?

            Ещё как!

            Мы помним из официальной истории, что учителя римлян — греки. А соответственно учителя греков этруски. Светловолосые. Рыжеволосые. Синеглазые высокие стройные боги восходят к людям Древней Индии. Древней Мексики. Древнего Китая. Древней Турции. Письменность, оставленная теми же этрусками, прекрасно читается специалистами, если использовать русские слова.

            А теперь, прежде чем представить основных действующих лиц древней пьесы, очень краткий синопсис с чего всё пошло.

            Итак, из хаоса бездонного простора Нуна бог Амон создал небеса, землю, животных, людей, растения. Из Лотоса явился Атум — бог солнца Ра. (Заметьте! Люди были созданы раньше египетских богов!)

            Атум вышел из вод, для начала породив богиню Маат для установления правды, истины, справедливости, закона, руководства движением звёзд, временами года, восходами и закатами солнца. В свою очередь, она сотворила порядок из хаоса Исфет для уравновешивания мировой гармонии.

            Затем Ра родил бога солнечного воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которая произвела на свет от брата-мужа Шу бога земли Геба и богиню неба Нут.

            Брат и сестра Геб и Нут родили Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.

            Образовалось две супружеские пары. Осирис — Исида, Сет — Нефтида.

            От богов рождались и другие боги. И каждый получил свои функции-обязанности-способности и свои «волшебные вещи» либо «волшебные свойства», а также символы полномочий.

            Справедливый и мудрый красавец Осирис стал первым правителем Египта. При его власти страна процветала. Он научил людей сельскому хозяйству и производству вина.

            Его родной брат с головой осла Сет исполнял обязанности защитника Солнца-Ра и покровителя царской власти. Сет — единственный из всех был наделен даром побеждать не только богов, но даже раз за разом змея Апопа (Апофиса) в абсолютной темноте, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Сила взгляда этого Василиска-Апопа на Сета не действовала!

            Рождённая в жёны Сету коварная и столь же прекрасная волшебница Нефтида, пока Сет охранял Небесные врата, позавидовала сестрёнке Исиде, которая получилась изящнее и краше, за то, что именно ей достался высокочтимый Осирис, влюбилась в него и приняла решение соблазнить братишку, изменив Сету и близняшке Исиде. И вот, приняв образ Исиды, Нефтида зачала от прекрасного Осириса ребёночка. Но родился ужасный Анубис с головой шакала. Чтобы скрыть грех, Нефтида бросила новорождённого в камышовых зарослях. Но Исида с помощью собак отыскала доказательства измены, чтобы представить обоим братьям.

            Осирис весьма удивился. А Сет рассвирепел. Боги сцепились не на жизнь, а на смерть! Понятно, что у Осириса не было никаких шансов на победу, ведь могучий Сет мог победить даже великого нильского змея, на котором покоятся Геб и Нут!

            И вот обманутый обиженный Сет не только лишил братца жизни, но разрезал на кусочки его тело, разбросав фрагменты по разным областям Египта, и благополучно занял египетский трон. Кстати, Нефтиде это сошло с рук!

            А Исида, узнав об убийстве мужа, обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Неверная вероломная Нефтида, полюбившая Осириса, покинула убийцу Сета и увязалась за ней. Вдвоём, применив магию, они собрали все кусочки Осириса, кроме фаллоса, который сожрал в Ниле сом.

            За время поисков Анубис стал вполне взросленьким, чтобы проявить собственные божественные свойства. А ему досталось умение оживлять людей посредством бальзамирования. Таким образом, первой мумией стал Осирис. Оживить-то они его оживили. Но зачем мужик Исиде без того, что съел сом? Богиня взмолилась, и не кому-нибудь, а прямо родному деду, богу солнца Ра, чтобы он на время дал попользоваться своим светоносным фаллосом и помог зачать ребёнка от Осириса. Путём света и воли солнца, по типу принципа непорочного зачатия, родился бог Гор.

            Ра наделил внуко-сына волшебной силой, сделав его способным победить Сета. Сет, естественно, снова рассвирепел. Такая подстава, да ещё второй раз! Однако, сестрёнки во главе с Исидой быстренько сориентировались, спрятали младенца в корзинку, аки Моисея, и пустили по Нилу к ещё одной богине с головой бегемота Рененутет, чтобы та опекала Гора, пока мститель не подрос и пояс мужества не стал бы ему впору!

            Надвигался час отмщения за отца.

            Но в первом поединке Гор потерял левый глаз, око Гора, средоточие божественной силы луны. Помогла Исида, волшебством вернув глаз-луну сыну. После чего луна стала ущербной, но не до конца лишилась магических свойств, а лишь стала светить не солнечным, а лунным светом.

            На втором поединке Гор победил Сета, связал, привёл к мумии отца и посредством левого глаза вернул власть Осирису.

            Но Осирис не захотел жить с богами и людьми и стал править подземным миром, взяв на себя удовольствие производить суд над душами: уничтожать их или вручать допуск в рай. Сет же ненадолго занял трон. А когда боги возмутились, Осирис снова вмешался, подал на брата в суд, и после длительных и не совсем понятных разуму славянина сексуальных происков обеих сторон, передал трон сыну Гору.

            С тех пор Сет, несколько раз обманутый, но не уничтоженный богами, как обладатель божественных качеств защитника, по-прежнему защищает лодку бога Ра от подземных сил зла, впрочем, как и высшие эшелоны власти Египта. А может, и всего мира.

           

            А теперь зафиксируем основные функции богов египетского пантеона:

           

            1. АМОН (АМОН-РА) — БОГ-ТВОРЕЦ. Верховный Создатель и лидер богов и человечества как в мире живых, так и в мире мёртвых. — Ра Скрытый. Его жена Мут. Его сын бог луны Хонсу. Он же как бы предмет — Глаз Гора.

            В нём соединились Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Благосклонен к людям, оказывает помощь в сложных ситуациях, поэтому представляется египтянами заботливым и справедливым создателем всего сущего.

            Амон в руках держит крест с петлёй, олицетворяющие жизнь и бессмертие. Изображён как человек в короне с двумя перьями, а иногда — в виде сфинкса с головой барана. В Карнаке есть целая аллея таких сфинксов. Синий или голубой цвет кожи указывает на его связь с небом, это бог абстрактных понятий, невидимый и при этом вездесущий.

            Бог Ра и Амон освещали землю, передвигаясь по небу, как по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов.

           

            2. МУТ — древнеегипетская богиня неба, второй член фиванской триады (Амон — Мут — Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Положение жены-жрицы Амона было настолько могущественным, что могло соперничать с положением фараона.

           

            3. РА (АТУМ) — ВЕЛИКИЙ БОГ СОЛНЦА. Олицетворение этой могущественной звезды и всего в Египте, включая пирамиды Гизы. Ра был одним из первых небесных существ, создавших вселенную, жизнь и порядок вместо хаоса. Он — ребёнок утром, взрослый в полдень и старик вечером, он носит корону с солнечным диском, на котором покоится священный аспид. Самый могущественный бог, защищающий других богов и души от изначального змея Апопа. Имена многих богов, богинь и царей Египта заканчивались добавлением «Ра» — это указывало на то, что они прямые потомки Атума — бога Ра. Умершие отождествлялись с ежедневно умирающим на западе и рождающимся на востоке солнечным божеством Ра.

           

            4. АТОН. Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности ещё такой термин — «Серебро Атона», который обозначал луну.

           

            5. МААТ — БОГИНЯ РАВНОВЕСИЯ. Маат — богиня справедливости, правды и, самое главное, гармонии. Регулирует все четыре времени года. Перо из её волос превращается в перо истины, чтобы принять правильное решение — войти душе в рай или исчезнуть. Её представляли как изящную женщину, на причёске которой закреплено перо с красной перевязью: «Дочь Ра», «Правое око Ра» (в отличие от левого ока Ра — ока Гора, око власти). Впоследствии око Маат перешло в православное изображение ока Бога. «Госпожа богов и богинь, небес, царица земли и властительница загробного мира» вместе с мужем богом мудрости Тотом сопровождает в небесной ладье своего отца Ра. В Книге мёртвых начертано: «Да увижу я Гора, гребца в ладье Ра с Тотом и Маат по обеим сторонам от него». Маат также называли женской ипостасью Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот.

           

            6. ИСФЕТ. Противоположность добру, противостоящее принципам законности Маат. Исфет или Асфет— «хаос», «несправедливость», «насилие». Маат и Исфет созданы одномоментно, не могут существовать единолично, для мировой гармонии их силы должны находиться в равновесии. Исфет символизировало чудовищ хаоса, например Апопа. Также её принципам следовал бог власти и зла Сет.

           

            7. ШУ — БОГ ВОЗДУХА. Бог солнечного света и сухого воздуха. Его жена — богиня влаги Тефнут. Изображался в виде человека в головном уборе с плюмажем, который также является иероглифом его имени. Работа Шу — отделять небо от земли.

           

            8. ТЕФНУТ — БОГИНЯ ВЛАГИ. Когда Тефнут являлась на землю, то принимала облик львицы. Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порождённых Ра-Атумом. Их дети — боги Геб и Нут. Тефнут — третий глаз, любимое око бога Ра. Хранительница Ра. Когда утром Ра всходил над горизонтом, Тефнут огненным глазом сияла у него во лбу и испепеляла всех врагов. Когда в Египте наступает засуха, по просьбе Pa, Бог Тот идёт за ней, чтобы Тефнут вернулась и снова вступила в брак с Шу, что предвещает новый расцвет природы.

           

            9. ОСИРИС — БОГ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Правнук Амона и правитель Подземного мира Осирис — один из первых богов творения и пяти первоначальных богов. Являлся богом плодородия. В загробной жизни — главный судья в зале Истины, который взвешивает души умерших против белого пера богини Маат. Изображался в образе человека, закутанного в саван, в виде мумии, обычно с зелёной кожей и бородой. Голову венчала корона с двумя страусовыми перьями. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза или дерево. В руках он держал символы царской власти: скипетр (хекет) и цеп (нехеху). Скипетр являлся и атрибутом божества, и знаком иероглифического письма. Скипетр с головой животного (зайца) означал «процветание»; скипетр в форме стебля папируса — «быть зелёным, крепким».

           

            10. ИСИДА — БОГИНЯ ВОДЫ, ВЕТРА, ПЛОДОРОДИЯ И МОРЕПЛАВАНИЯ. Другой вариант произношения её имени — Изида. Эта богиня олицетворение супружеской верности и женственности. Исида дочь богини Нут и бога Геба, также является женой и сестрой бога Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.

            Исида также известна как Мут-Нетьер, «Мать богов», и Вест-Кекау, «Великая магия», стала сверхбожеством, которое имело связь практически со всеми аспектами человечества во времени, жизни и смерти. Мать бога-сокола неба. Она была известна как Эсет, что означает «Богиня Трона». Стала самой могущественной и известной богиней египетской мифологии.

            Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Её почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорождённых царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

           

            11. СЕТ — БОГ ЗАЩИТЫ ВЛАСТИ. Известен также как бог хаоса, чумы., войны, засухи, смерти, плюс переводился как «разрушитель» и «зачинщик смятения». Все беды и напасти приписывались этому богу. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником фараонов и самого Ра. Представляли его с телом человека и головой мифического животного, осла, собаки, тапира. Ещё одна отличительная черта — тяжёлый парик. Его частенько изображают также в виде рыжего зверя, похожего на лису, с раздвоенными копытами и раздвоенным хвостом, который сеет катастрофы, бури, цунами, извержения вулканов и всякого рода катаклизмы. Сет — бог пустыни, который приносит дьявольские ветры в реку Нил. Но именно он сопровождает Ра на его солнечной лодке, чтобы сразиться со змеем Апопом.

           

            12. НЕФТИДА — БОГИНЯ ПОХОРОН. Погребальная богиня Нефтида, близнец Исиды, жена Сета и мать Анубиса считается темной богиней, противоположной светлой своей сестре Исиде. Известна как друг мёртвых. Заботится о душах в загробной жизни. Нефтида — богиня подземного царства, рождения и смерти, родилась в последний день года. Представляется воплощением то добра и возрождения, то — смерти и небытия.

            Нефтиду изображали в виде молодой девушки, на голове которой закреплён в виде короны иероглиф, обозначающий её имя. Иногда древнеегипетская покровительница усопших изображалась в виде девушки с крыльями — не то сокола, не то коршуна или просто в виде птицы. Помогает душам умерших переправиться через тёмные воды подземной реки, отделяющей мир живых от мира мёртвых. С другой стороны, именно этой богине было доверено ловить первый вздох ребёнка, чья душа пришла на нашу грешную землю. А ещё она составляет тексты для чтения по умершим, поэтому её именуют владычицей свитков и автором скорбных песен. «Локонами Нефтиды» называли египтяне полоски льна, используемые при бальзамировании.

           

            13. АНУБИС — БОГ СМЕРТИ И БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ. Изображался с чёрным телом человека и головой волка, собаки или шакала. Иногда полностью в виде животного.

            Анубис охранял могилы, поэтому люди на гробницах часто высекали посвящённые ему молитвы. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. Из-за этого на многих процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.

            Проводник умерших душ в загробную жизнь. Провожал людей на суд Осириса. Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство.

           

            14. ГОР — БОГ БЕЛОГО СВЕТА. Изображался как человек с головой сокола, на которой корона власти. Его символом является солнце с распростёртыми крыльями. По-египетски бог солнца Гор звучит, как Гора, и является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. Гора почитали как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Ему покровительствовали многие боги, обучая магии и разным премудростям. Напрямую связан с небом, солнцем и божественной силой небес. Гор — символ победы и порядка. Все цари верили, что они были воплощением Гора при жизни и его отца Осириса в смерти из-за Осириса. Его символ — Ястреб и знаменитое око Гора — око Уаджет, которым он пожертвовал, чтобы спасти своего отца. В Древнем Египте носили око Гора в качестве амулета. В масонство око Гора перекочевало в виде символа левого Всевидящего Ока.

           

            15. ХАТХОР — БОГИНЯ МУЗЫКИ СФЕР. Хатхор (Хат — храм, Ка — душа, Ра — бог солнца) — богиня поэзии, живописи, радости, праздника, женщин, деторождения и любви, была связана с благодарностью. Она дочь Ра, которая защищает рай от Апопа. Её музыкальный инструмент, похожий на погремушку, изгоняет звуками силы тьмы и зла. Наделена способностью к наивысшей проницательности и видению прошлого и будущего, поэтому помогает направлять праведные эстетические души музыкантов и поэтов, философов и учёных в рай. Её изображают в виде женщины с чуткими ушами-воронками, напоминающими коровьи. Иногда — с головой коровы или просто в виде коровы. Но часто — просто в виде очень красивой женщины славянской внешности. Изображается исключительно с синими глазами, горизонтально-вытянутым лицом представителя венерианской расы и с голубым телом. Её символами являются музыкальные инструменты. Из-за этого христиане нарекли её укороченно-примитивно «Хатхор — богиня пьянства».

           

            16. НУТ — БОГИНЯ НЕБА. Покровительницу, а также защитницу умерших людей, чьи души она доставляла на небеса, древние египтяне представляли в виде небесной коровы, которая родила всех богов и само солнце. Богиня Нут являлась дочерью бога солнечного воздуха Шу и богини влаги Тефнут, также Нут была сестрой-близнецом бога земли Геба, за которого вопреки воле бога солнца Ра вышла замуж. На саркофагах её часто изображали в виде голой девушки с голубой кожей. Девушка стоит на руках и ногах, держа спиной небо. В общем-то, она и есть голубое небо.

           

            17. БАСТЕТ — БОГИНЯ КРАСОТЫ И ЗВЁЗДНЫХ ТАЙН. Изображали Баст или Бастет как прекрасную грациозную женщину с головой кошки, а иногда и вовсе как кошку с лапами и хвостом. Ей поклонялись как носительнице солнечного света. Считалось, что её тотемы — кошки — наделены волшебством путешествий на звёзды, из-за этого кошек мумифицировали наравне с людьми и отвозили на специальное кладбище в город Бубастет.

           

            18. ТОТ — БОГ РАЗУМА. Тот — единственный из богов, названный триждывеличайшим — Трисмегист. Он находился непосредственно среди людей, подарил им письменность и архитектуру, открыл тайны астрономии и геометрии. Тота — бога разума — изображали в виде птицы ибиса с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Покровитель мудрости помогал всем познавать науку, обучил египтян письму, счёту, а также создал календарь. Кроме этого, Тот является богом луны и магии. Хранителем записи и библиотеки богов. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел. Причислен к божествам повелителей времени. Его женой или дочерью была Сешат, богиня библиотек и книг.

           

            19. ПТАХ — БОГ МЕМФИСА И ЕГИПТА. Покровитель скульпторов, ремесленников, строителей и любых художников, бог Птах является владыкой истины. Само название Египет произошло от греческого слова Эгиптос, которое соответствует слову Хат-Ка-Птах, что означает «Храм Души Птаха», расположенный в Мемфисе. Известен также как Птах-Нун или Птах-Наунет. Изображается как мумифицированный человек в тюбетейке, держащий скипетр вас в сочетании с анхом и джедом, образующими скипетр власти. Имел связь с землёй, местом погребения мёртвых и источников плодородия. Ещё одно предназначение Птаха — египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а ещё — покровителем ремесленников.

            Птаха представляли в виде человека, голова которого покрыта шлемом. Облачён в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах — Сокар — Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

           

            20. ХОНСУ — БОГ ЛУНЫ. Имя бога луны и мести Хонсу означает «странник». Он изображался в виде мумии, держащей посох и цеп, с лунным диском на голове и змеем — уреем. Являлся, согласно мифологии, частью триады со своим отцом Амоном и матерью Мут. Почитаем как один из величайших богов из-за его чудесных способностей, таких как мгновенное исцеление больных.

           

            21. ХНУМ — БОГ ГОНЧАРОВ. Хнум — бог — покровитель всех, кто работал с керамикой, а также главный источник Нила. Якобы пришёл из Нубии в Верхнем Египте. Создал людей из глины реки Нил, а затем держал их перед богом солнца Ра, чтобы дать им жизнь. Он показан как бог с головой барана, олицетворяющий плодородие и мужество.

           

            22. ХАПИ — БОГ ПЛОДОРОДИЯ. Хапи — бог ила Нила, связан с наводнениями, которые были основными источниками ила. Именно на Хапи полагались древние египетские фермеры при выращивании урожая. Изображался как мужчина с большим животом и грудью, что символизировало успех и плодородие.

           

            23. ХЕКА — БОГ МАГИИ. Покровителем медицины и магии Хека был также первоисточником знаний и силы во Вселенной. Представлялся в виде человека с ножом и посохом. Его врачи были известны как жрецы Хеки, потому что могли практиковать магию и медицину. Считалось, что он убил двух змей, а затем обвил их своим посохом как символ своей силы, которая позже была передана грекам, создавшим кадуцей, находящийся в руках Гермеса.

           

            24. СОБЕК — БОГ НИЛА. Это бог-крокодил, владыка заболоченных земель и топей, а также неожиданная смерть, связанная с медициной и хирургией. Связан с деторождением, плодородием, медициной и Нилом, который считался потом Собека. Он жил на мифической горе на горизонте, где правил с абсолютной властью, и был связан с Ра, чтобы сформировать то, что известно как Собек-Ра. У него была отличная связь с Нилом, так как он считался его потомством. Бог рек и озёр, пресных вод и плодородия, изображался в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.

           

            25. БЕС — БОГ ДОМАШНЕГО ОЧАГА. Знаменитый гномий бог, символизирующий плодородие, деторождение, юмор, защитник от злых духов, защитник женщин, детей, простых людей и борец за божественный порядок и справедливость. Его супруга — гиппопотам, богиня плодородия и деторождения Таурт. Бес выглядит как бородатый карлик с львиной гривой, большими ушами и вздёрнутым носом. Его амулеты и скульптуры считались источником удачи.

           

            26. АПИС — БОГ ПЛОДОРОДИЯ В ОБЛИКЕ БЫКА С СОЛНЕЧНЫМ ДИСКОМ. Апис считается Ба (душой) бога Птаха а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся чёрный бык с особыми белыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись по всему Египту. Также изображался с белоснежной шкурой с несколькими чёрными пятнами, и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали некоторым праздничным обрядам. Между рогами был расположен солнечный диск бога Ра. Ещё Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка. Ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе чёрного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год, перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

           

            27. АМАТ — БОГ ВОЗМЕЗДИЯ ЗА ГРЕХИ. В образе совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.

            На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в поля Иару, то есть в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего пожирала Амат.

           

            28. ГЕБ — БОГ ЗЕМЛИ. До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх — олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут — покровительницей неба. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.

           

            29. ХЕРТИСОКАР — БОГ ПОДЗЕМНОГО МИРА. Бог лжи, огня, греха, создателя мира иллюзий и является хранителем входа в царство мёртвых. Он показывал умершим подземные пути, ведущие в потусторонний мир. Чаще всего Сокар изображался в виде мумии человека. Он переправлял мёртвых в загробную жизнь. Изображался с головой барана, правил подземным миром во время старого царства, до того как Осирис стал правителем подземного мира. Взял под свой контроль вход и коридоры, ведущие в зал истины, и тростниковые поля, правителем которых был Осирис. Он показан как защитник королей, но также и как враг порядка, который угрожал умершим королям на пути в подземный мир. Его имя в других культах Харон, перевозящий на лодке души по реке Стикс.

           

            30. НЕФЕРТУМ — БОГ ДУХОВ. Прекрасный бог духов и сладких ароматов, рождённый из сущности голубого лотоса на заре творения. Его имя означает прекрасный Атум, который ассоциировался с очаровательными и душистыми цветами. Слово Нефер переводится, как красота, благо, совершенство. Нефертум представлял концепции трансформации и возрождения из-за своей связи с цветами и богами. Он сыграл роль в создании целебных ароматов для лечения болезней и ран. Заклинание на некоторых гробницах гласило: «да будешь ты вдыхать мирру», приятный аромат считался присутствием божества. Покойные часто изображались, вдыхающими аромат лотосов.

           

            31. НЕЙТ — БОГИНЯ НИЖНЕГО ЕГИПТА. Нейт рисовали как прекрасную женщину, голову которой украшала корона Нижнего Египта. Символом этой богини являлся щит.

           

            32. НЕХБЕТ — БОГИНЯ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ. Богиня, которая хранила царский род, а также была владычицей восточной пустыни, дарила свое покровительство тем, кто добывал серебро и золото, оказывала помощь при родах. Египтяне верили, что именно благодаря ей были объединены Нижний и Верхний Египет. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, её изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта. Нехбет почитали как олицетворение власти фараона и верили, что она обеспечивала ему победу над врагами. Богиня являлась также владычицей восточной пустыни.

           

            33. СЕХМЕТ — БОГИНЯ ПАЛЯЩИХ ЛУЧЕЙ И ВОЙНЫ. Могучая богиня Сехмет была дочерью могущественного бога солнца Ра и любимой супругой бога Птаха. Она считалась богиней палящего египетского солнца и войны. Изображали в виде львицы или прекрасной женщиной с львиной головой. Считалось что её вид отпугивает врагов и заставляет их убегать без оглядки. Её огненное дыхание уничтожало всё, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Охраняла фараона от всяких опасностей во время битв. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися её жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

           

            34. САТЕТ или САТИС — ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ОХОТНИКОВ. Сатет или Сатис изображалась в белой короне Верхнего Египта с луком и стрелами. Она омывала тело умершего, очищая его перед вступлением в загробный мир. Один из титулов этой богини, «Владычица небес», связывает её с Нут и Хатхор.

           

            35. АНУКЕТ — БОГИНЯ НИЛА. Дочь слияния Белого и Голубого Нила в Донголе. Богиня Нила в Верхнем Египте и близлежащих нубийских землях позже приобрела общий египетский культ в качестве богини-покровительницы. Кроме того, она также считалась одной из покровительниц разливов Нила, обеспечивавших возможность ведения сельского хозяйства в Египте. Анукет ассоциировалась со скоростью течения реки в области I порога и, следовательно, с быстрыми стрелами и быстрой газелью. Поэтому изображали Анукет в образе газели, а иногда в виде женщины в короне из перьев.

           

            36. РЕНЕНУТ или РЕНЕНУТЕТ — ЗАЩИТНИЦА МАТЕРИНСТВА. Это одна из богинь плодородия. Мать бога зерна Непри. Её изображали в виде кобры, или вздыбленной кобры на голове королевы. Её имя означает «змея, которая питает», поскольку она была богиней воспитания детей и кормления грудью. Обладала властью определять продолжительность жизни человека и всю его судьбу. Считалась женой или супругой Атума и матерью Осириса. В загробной жизни она была известна как леди оправдания из-за её связи с Маат. Повелительница плодородных полей и амбаров, защищавшая урожай зерна с помощью Хапи. Появлялась в образе огнедышащей кобры, защищающей фараона от его врагов. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Почиталась, как богиня судьбы. Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминалась в добрых пожеланиях, направлениях: «да будет жить с тобой здоровье, при тебе Шаи, Рененутет в руке твоей»; «да будет жить Рененутет на пути твоём».

           

            37. ТУАРТ — БОГИНЯ РОДОВ. Таурт связана с плодородием и деторождением. Известна как хранительница детей и незаменимая помощница женщин во время родов и беременности. Её называют последовательницей Гора, поскольку она тесно связана с Хатхор. Она супруга бога Беса детей, юмора и развлечений. Таурт — самка гиппопотама, которая, как считалось, помогала при родах.

           

            38. НЕЙТ — БОГИНЯ СТРЕЛ. Нейт изображена как богиня войны. Её видели с луком и стрелами, что объясняет, почему она получила имя «хозяйка лука». Известна как бабушка богов, потому что она, как известно, связана с выращиванием всех видов вещей. Она изображена судьёй в зале Истины, защитником и помощником мёртвых.

           

            39. СЕРКЕТ или СЕЛКИТ — БОГИНЯ СКОРПИОНОВ. Серкет или Селкит — ранняя богиня-мать, которая защищала детей и людей от опасностей скорпиона и всех видов ядов. Её золотая статуя была найдена в гробнице Тутанхамона в четырёх ипостасях. Известно, что Серкет следует примеру Исиды и является символом прощения и защиты. Играла важную роль в направлении душ умерших в рай и защите их от любой опасности.

           

            40. НЕХБЕТ — БОГИНЯ ГРИФОВ. Уникальная богиня стервятников Нехбет известна как покровительница фараона, и её часто изображают распростёртой над царём с крыльями. Она приходит в образе стервятника, который был хранителем Верхнего Египта. Её святыня находилась в городе мёртвых Нехеб. Она была связана со своей сестрой Уаджит, их называли «две дамы».

           

            41. ВАДЖЕТ — БОГИНЯ ЦАРСТВОВАНИЯ. Одна из самых известных и древнейших египетских богинь -защитников в истории Древнего Египта, известна как Вест-Хекау, что означает «великая магия», поскольку она предлагала защиту от неудач, злых духов, демонов и призраков. Она была представлена в виде вздыбленной кобры, известной как Королевский Урей.

           

            Продолжение следует

fon.jpg
Комментарии
Couldn’t Load Comments
It looks like there was a technical problem. Try reconnecting or refreshing the page.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page