De profundis

Freckes
Freckes

Дорик Залесская

Прийти к Мольеру

В сле­ду­ю­щем го­ду Жа­ну Ба­тис­ту По­кле­ну, ко­то­ро­го весь мир зна­ет как Моль­е­ра, ис­пол­нит­ся ров­но 400 лет. Ин­те­рес­но — ак­ту­аль­ны ли его пье­сы че­рез не­сколь­ко ве­ков пос­ле их на­пи­са­ния и пред­став­ле­ния?

Ока­за­лось, востре­бо­ван Моль­ер, да ещё как! И по­сме­ять­ся и по­ду­мать над его про­бле­ма­ми — в дан­ном слу­чае пье­са «Ску­пой» — мож­но очень мно­го.

Слож­нос­ти этой ис­то­рии со­вре­мен­ны до не­ве­ро­ят­нос­ти. Ску­пой отец — это же не толь­ко очень-очень жад­ный гла­ва семьи. Это ещё и не­пре­ре­ка­е­мая власть ко­рыст­но­го че­ло­ве­ка, к то­му же и удач­ли­во­го, хит­ро­го дель­ца. Он име­ет пол­ное пра­во рас­по­ря­жать­ся судь­бой, жизнью сво­их де­тей, ста­вя во гла­ву уг­ла ис­клю­чи­тель­но день­ги. В об­щем, ку­да не кинь, всю­ду клин! Ни­че­го жи­вот­ре­пе­щу­ще­го не на­по­ми­на­ет?

Все со школь­ных уро­ков ли­те­ра­ту­ры зна­ют, чем за­кон­чи­лась эта ис­то­рия. Ко­неч­но, по-моль­е­ров­ски — чу­дом.

А на спек­так­ле те­ат­ра Джи­гар­ха­ня­на за два с лиш­ним ча­са не­сколь­ко раз да мельк­нет мысль: а вдруг чу­до не слу­чит­ся? Или оно опоз­да­ет? Или что-то пе­ре­пу­та­ет?

И ещё… Чест­но ска­жем: шли на спек­такль с не­ко­то­ры­ми опа­се­ни­я­ми. По­след­ние го­ды на эк­ра­нах и раз­ных те­ат­раль­ных сце­нах (или это толь­ко ка­жет­ся…) ско­рее иг­ра­ют во что-то или в ко­го-то. Что вы­гля­дит прос­то за­ба­вой на за­дан­ную те­му.

В те­ат­ре Джи­гар­ха­ня­на, ко все­об­щей ра­дос­ти, не ис­пу­га­лись по­гру­зить­ся в эпо­ху че­ты­рех­ве­ко­вой дав­нос­ти, утя­нув ту­да за со­бой и зри­те­ля. По­мог­ли чу­дес­ные кос­тю­мы и об­щая ат­мо­сфе­ра дейст­ва, сце­но­гра­фия. И, ра­зу­ме­ет­ся, ещё и сме­лость твор­чес­ко­го кол­лек­ти­ва. По­гру­же­ние в про­бле­му, в эпо­ху, в моль­е­ров­ский мир, по­хо­же, по­лу­чи­лось, что не­воль­но до­ка­за­ла «фи­наль­ная» пес­ня — кра­си­вая и к мес­ту, но сти­лис­ти­чес­ки на­мно­го бо­лее «позд­няя» про­зву­ча­ла поч­ти дис­со­нан­сом. В ито­ге, у зри­те­лей во вре­мя этой пес­ни воз­ни­ка­ет по­хо­жее на шо­ко­вое ощу­ще­ние слов­но от рез­ко­го не­ожи­дан­но­го скач­ка во вре­ме­ни — ой, где это мы?

Не­ко­то­рые осо­бен­нос­ти дра­ма­тур­гии Моль­е­ра, ко­то­рые иг­рать-пред­став­лять на­до очень тон­ко, что­бы не впасть в на­ив­ную глу­пость бы­ли встре­че­ны те­ат­ром на ред­кость отваж­но — слов­но в омут с го­ло­вой! Они до­ве­ли до аб­сур­да не­ко­то­рые из­лиш­не тро­га­тель­ные и от это­го — хруп­кие, рис­ко­ван­ные мо­мен­ты — поч­ти в сти­ле ин­дий­ско­го ки­но. — Так я — Ваш сын?!? Ах!!!- Ты — мой брат?!? Ах­хх!!!- Отец! — Де­ти мои!!!

Ко­ме­дия по­лу­чи­лась пол­ная, что под­твер­дил бе­ше­ный хо­хот зри­те­лей. Чест­ное сло­во, в на­шем ря­ду двое зри­те­лей с кре­сел упа­ли — так сме­я­лись!

И мол­ча­ние за­ла в са­мом кон­це, ког­да аб­сурд стал уже не смеш­ным. Ску­пой про­играл…

В дан­ном спек­так­ле, не­смот­ря на ре­жис­сер­скую ра­бо­ту, пси­хо­ло­гизм и ин­три­гу, за­дор­ную иг­ру ак­те­ров, по­ста­нов­ку тан­цев, по­жа­луй, пер­вое от­де­ле­ние мо­жет по­ка­зать­ся не­сколь­ко за­тя­ну­тым. Если нуж­на кри­ти­ка — вот, по­жа­луй­ста! Этот ма­лень­кий ми­нус с лих­вой ком­пен­си­ру­ет­ся ис­кро­мёт­ным юмо­ром вто­ро­го от­де­ле­ния, ког­да как по ма­но­ве­нию па­лоч­ки, на­чи­на­ет­ся раз­вяз­ка…

При­ят­но схо­дить на Моль­е­ра, или, как в этом слу­чае — к Моль­е­ру, тем бо­лее, если вспом­нить, что ве­ли­кий ко­ме­дио­граф тво­рил для уве­се­ле­ния ко­ро­ля и все­го ко­ро­лев­ско­го дво­ра. Зна­чит, и зре­ли­ще в те­ат­ре Джи­гар­ха­ня­на — для ко­ро­лев­ских особ.

Кста­ти, ко­роль-солн­це Лю­до­вик XIV лич­но знал всех ак­тёров. Пред­ста­вим их и вам: в ро­ли глав­но­го ге­роя бес­смерт­ной ко­ме­дии Моль­е­ра — ску­по­го Гар­по­го­на — Алек­сей Ан­нен­ков, Кле­ант — Ти­мур Ти­хо­ми­ров, в ро­ли Эли­зы — Ма­рия Же­лез­но­ва. Ма­ри­ан­ну сыг­ра­ла Ал­су Су­лей­ма­но­ва, Фро­зи­ну — На­деж­да Фи­лип­по­ва, Ан­сель­мо он же дон То­ма­зо — Ва­дим Мед­ве­дев, Лаф­леш — Ста­ни­с­лав Бу­ров.

Поч­ти Моль­ер — здесь — за­ме­ча­тель­ный, все­на­род­но из­вест­ный ре­жис­сер, За­слу­жен­ный де­я­тель ис­кус­ств Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ар­ка­дий Фрид­ри­хо­вич Кац.

Это его уда­ча!

Гран мер­си, ма­эст­ро!



Посмотреть страничку спектакля на сайте театра

Сливовый торт
Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област