top of page

De profundis

Freckes
Freckes

Александр Балтин

В память Бахыта Кенжеева

Эссе-мемориал

…антрацитово, переливаясь белизною, перехваченное золотистыми волокнами ощущений и их онтологических оттенков мерцало запределье Бахыта Кенжеева:

           

            ...я там был; перед сном, погружаясь в сладкий

            белоглазый сумрак, чувствовал руку чью-то

            на своей руке, и душа моя без оглядки

            уносилась ввысь, на минуту, на две минуты –

            я там был: но в отличие от Мохаммада

            или Данта, – ягод другого поля –

            не запомнил ни парадиза, ни даже ада,

            только рваный свет, и нелёгкое чувство воли.

            а потом шестикрылая испарялась сила,

            умирала речь, запутавшись в гласных кратких,

            и мерещились вещи вроде холста и мыла,

            вроде ржи и льна, перегноя, дубовой кадки

            с дождевой водой. Пахнет розой, грозою. Чудо.

            Помнишь, как отдалённый гром, надрываясь, глохнет,

            словно силится выжить? Сказал бы тебе, откуда

            мы идём, и куда – но боюсь, что язык отсохнет.

           

            Словно ведая последнюю тайну, глаголил поэт, перебирая имена предметов, конкретику причудливо сплавляя, скрещивая с зыбкостью, и всё равно нечто столь огромное открывалось, что и речь бы не выдержала…

            …теперь, перейдя грань, узнал в полном объёме возможности потустороннего, только оттуда уже не передашь созвучия, достаточно тех, что оставил поэт на земле, в недрах вечного этого вращения юлы юдоли...

            Впрочем, и страх смерти, постоянный сей, толсто скрученный бич человечества, воплощался в слове Кенжеевым колоритно, резче не скажешь:

           

            Даже если смотришь в оба –

            не узнаешь наперёд,

            что тебя за дверью гроба

            отвратительного ждёт.

           

            Эпитет – единственно верный – бьёт по глазам: как ещё определить скорбный ящик?

            Как точнее выразить отвращение к собственным останкам, косно и мёртво наполняющим его…

            Кенжеев часто использовал длинную строку, до предела начиняя её феноменами и подробностями мира, словно боясь упустить что-то из бесконечного реестра открытых, распростёртых вокруг чудес: часто представленных столь обыденными формами:

           

            Алкогольная светлая наледь, снег с дождём, и отечество, где

            нет особого смысла сигналить о звезде, шелестящей в беде.

            Спит сова, одинокая птица. Слышишь, голову к небу задрав,

            как на крыше твоей копошится утешитель, шутник, костоправ?

           

            Алкогольные капли мелькают, мерцая светлым ядом забвения…

            Они мелькают – необходимые в теме русской поэзии, без них никуда. Как ещё примириться с миром, вечно демонстрирующим ласковое равнодушие к словесным чудесам?

            В начале 70-х Б. Кенжеев стал одним из создателей подпольной литературной группы «Московское время» - цензура советского образца не устраивала группу поэтов – как и они её.

            Время недаром попало в название, и дело не только в московском, речь о феномене этом, равнодушно-сером, стремящимся смыть все дела, все слова; речь о явление, которое поэт постигает каждым новым стихотворением, делясь открытиями своими с гипотетической и реальной аудиторией:

           

            Аукнешься – и возвратится звук с небесных круч, где в облаках янтарных

            свет заключён, как звездчатый паук. Червонный вечер. В маленьких пекарнях

            лопатой вынимают из печи насущный хлеб, и слышен голос вышний:

            – Ты оскорблён? Смирись и промолчи, не искушая мирозданья лишней

            слезой – ты знаешь, высохнет слеза, умолкнет океан, костёр остынет

            и обглодает дикая коза куст Моисея в утренней пустыне.

            Бреду и с демоном стоглавым говорю от рынка рыбного, где смерть сама могла бы

            глядеть в глаза мерлану и угрю, и голубому каменному крабу…

           

            Ведь вся эта текстовая перенасыщенность с необычным словоупотреблением, с зазубринами звездчатого паука и каменным крабом, и о том, сплошном и несущемся, составе времени, которому не противостоять.

            Можно, впрочем, оставляя созвучия, поднимая их до высот, закидывая их в бесконечное будущее, готовя вечность уже здесь, на земле…

            Социальность перехватывает стихотворения Кенжеева литературно, острые нити режут строки:

           

            Прошло, померкло, отгорело,

            нет ни позора, ни вины.

            Все, подлежавшие расстрелу,

            убиты и погребены.

           

            И только ветер, сдвинув брови,

            стучит в квартиры до утра,

            где спят лакейских предисловий

            испытанные мастера.

           

            А мне-то, грешному, все яма

            мерещится в гнилой тайге,

            где тлеют кости Мандельштама

            с фанерной биркой на ноге.

           

            Конкретика, предлагаемая поэтом, объёмна, выпуклые стихи, и – взрывчатые: словно разлетятся сейчас искрами боли, чтобы поразить косные сердца и обрастающие салом души…

            Поэзия – вариант страховки души: если меркнет внутренний свет, высокие созвучия помогут возродить оный.

            Тень прозы возникает в поэзии:

           

            Лета к суровой прозе клонят

            лета шалунью рифму гонят

            ее прозрачные глаза

            омыла синяя слеза

            она уже другому снится

            диктует первую страницу

            и радуясь его письму

            ерошит волосы ему…

           

            Кенжеев писал романы туго, как плотная виноградная гроздь, сделанные, раскрывали они космос, постигнутый поэтом с других ракурсов, дополняющих, впрочем, его поэтическое действо-мистерию…

            …которая, завершившись на земле, должна продлиться в пространствах, не доступных физическому зрению: ибо энергия дара не может иссякнуть.

fon.jpg
Комментарии

Поделитесь своим мнениемДобавьте первый комментарий.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page