top of page

Клуб четырех коней

Freckes
Freckes

Андрей Иванов

Рихард Рети и его «дебют будущего»

Беседа с историком шахмат

Рети — единственный маэстро, ходы которого часто оказывались для меня совершенно неожиданными.

(А. Алехин)

           

            Рихард Рети (1889—1929) — выдающийся шахматный новатор. Его книга «Новые идеи в шахматной игре», опубликованная в Вене в 1922 году, дала мощный импульс идейному течению, которое именуют гипермодернизмом. Эта брошюра вышла раньше, чем «Моя система» Нимцовича.

            Р. Рети был изобретателем дебюта, носящего его имя (1. Кf3). Главная идея этого дебюта — фигурное давление белых на неприятельский центр.

            Он родился близ Братиславы в поселении Пезинок в 1889 году. Рихард окончил школу, а затем семья переехала в Вену.

            Отец умер, и дом Рети стал приходить в упадок. По завету отца и настоянию матери Рихард начал изучать математику в университете.

            Он увлекся шахматами и посвящал им много времени. Международный дебют был неудачным, однако затем Рети начал выигрывать турниры в австрийской столице. Математику он оставил ради карьеры шахматного профессионала.

            В 1926 году Р. Рети заполнил анкету, предложенную австрийским шахматным журналом «Винер шахцайтунг». «В юности у меня было два любимых занятия: математика и шахматы, — написал Рети. — Причина, по которой я предпочел шахматы математике, может показаться непосвященному странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике… Особенное наслаждение в шахматах мне доставляет постижение стратегических идей, — играя в турнире, я проверяю правильность моих идей».

            Его учителем стал Савелий Тартаковер, который так оценил качества юноши: «Рети изучает математику, не будучи сухим математиком, является представителем Вены, не будучи венцем, он венгерец по рождению, хотя и не знает венгерского языка, говорит необычайно быстро, но действует тем осмотрительнее, и станет когда-нибудь лучшим в мире игроком, хотя и не чемпионом мира! Он — ищущий художник, которого больше занимает причина вещей, чем их природа».

            На знаменитом турнире в Нью-Йорке в 1924 году Р. Рети занял пятое место, пропустив вперед только Эмануила Ласкера, Капабланку, Алехина и Маршалла. «В пятом туре случилось событие, которое в тот момент посчитали самым сенсационным в шахматной истории, — вспоминал участник турнира Эдуард Ласкер. — Незадолго до откладывания партии зрители, столпившиеся у столика, за которым играли Рети и Капабланка, внезапно зашумели от возбуждения, и вскоре все игроки покинули свои партии, едва не оглушенные новостью, что Капабланка только что признал свое поражение».

            Р. Рети — Х. Р. Капабланка. Нью-Йорк, 1924. Дебют Рети. 1. Кf3 Кf6 2. с4 g6 3. b4 Сg7 4. Сb2 0—0 5. g3 b6 6. Сg2 Сb7 7. 0—0 d6 8. d3 Кbd7 9. Кbd2 е5 10. Фс2 Ле8 11. Лfd1 а5 12. а3 h6 13. Кf1 с5 14. b5 Кf8 15. е3 Фс7 16. d4 Се4 17. Фс3 еd 18. еd К6d7 19. Фd2 cd 20. С : d4 Ф : с4 21. С : g7 Кр : g7 22. Фb2+ Крg8 23. Л : d6 Фс5 24. Лаd1 Ла7 25. Ке3 Фh5 26. Кd4 С : g2 27. Кр : g2 Фе5 28. Кс4 Фс5 29. Кс6 Лс7 30. Ке3 Ке5 31. Л1d5. Черные сдались.

            Этот турнир стал триумфом новых идей Рихарда Рети. На дистанции в 20 туров он одержал девять побед, и шесть из них пришлись на партии, в которых был разыгран дебют его имени. Повержены Капабланка, Алехин (который сам применил систему Рети, играя черными), Ейтс, Эдуард Ласкер, Яновский. И, наконец, партия, признанная красивейшей из всех сыгранных на турнире, — победа Рети над Ефимом Боголюбовым.

            В игре с Эмануилом Ласкером Рети использовал своего ферзя для давления по двум большим диагоналям, для чего вначале перевел сильнейшую фигуру в левый угол (а1), а затем и в правый (h1). В своей книге о турнире Алехин заметил, что даже для Рети это, пожалуй, чересчур оригинально. Ласкер нашел правильное возражение против системы Рети — пешечная контратака в центре. Поскольку белые не занимают центр пешками, это делают черные. В итоге победил экс-чемпион мира.

            Новый дебют привлек всеобщее внимание. «Мы присутствуем при рождении новой стратегии дебюта: фланги мобилизуются, центр остается нетронутым с тем, однако, чтобы при малейшем упущении противника прорваться вперед», — писал Петр Романовский.

            «Этот дебют, часто применяемый Рети, разыгрывается им с удивительно тонким пониманием позиции, — заметил Акиба Рубинштейн. — Он инстинктивно чувствует скрытые возможности этого начала, и ему почти всегда удается добиться преимущества».

            Дебют Рети полюбили Капабланка, Алехин и многие другие. Большой вклад в теорию этого начала позднее внесли Михаил Ботвинник и Василий Смыслов, оно применяется лучшими шахматистами мира по сей день.

            Рети — великий маэстро, шахматный творец и композитор, автор красивых, глубоких и парадоксальных задач и этюдов. Он рано ушел из жизни, но успел оставить ярчайший след в шахматной истории.  

fon.jpg
Комментарии

Поделитесь своим мнениемДобавьте первый комментарий.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page