Одним из значительных начинаний, предложенных министерством образования несколько лет назад, является развитие медиаобразования в школах. В Москве реализация проекта идёт полным ходом, для школьников открываются медиаклассы или, как минимум, медиаклубы. Начинание это весьма полезное, так как позволяет расширить диапазон взаимодействия школьников с современным культурным пространством: для них организуются встречи с профессионалами из сферы журналистики и культуры. В русле подобных активностей в одной из школ (ГБОУ Школа 1529 имени А.С. Грибоедова) состоялась встреча Елены Севрюгиной со старшеклассниками, интересующимися литературным творчеством и современной литературной жизнью.
Елена Вячеславовна — выпускающий редактор литературного интернет-альманаха «45-я параллель», редактор отдела «Ликбез» литературного журнала «Формаслов», редактор международного журнала «Гостиная».
Помимо полезной информации (как взрастить в себе поэтический талант; как выстроить свой путь к профессиональному признанию; как устроены бумажные и электронные литературные журналы и чем они отличаются; кто такой «культуртрегер»), школьники получили возможность побеседовать с Еленой о личных особенностях ее поэтического творчества и получить искренние ответы на волновавшие их вопросы. Разговор, отражающий индивидуальную траекторию автора, может быть интересен всем, кто интересуется современной литературой, поэзией и находится в состоянии творческих поисков..
— Елена, вы автор публикаций в крупных литературных журналах «Дружба народов», «Знамя», «Нева» и «Урал». В современной России, надо признать, путь серьезного автора к публичности весьма тернист. Что вас вдохновило стать писателем? Может быть, конкретный человек или ситуация?
— Всю свою жизнь я хотела быть писателем, а точнее, поэтом. Уже в 7 лет я написала своё первое стихотворение. Примерно в том же возрасте я буквально «до дыр» заслушивала пластинку с записью стихотворений поэтов из 60-х: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и других известных авторов. Я думаю, что именно тогда у меня впервые возникло подсознательное стремление к творчеству. Мне даже кажется, что я и не приходила к занятиям литературой. Сейчас у меня есть такое ощущение, будто она всегда существовала во мне, и с моего рождения путь был предопределён.
Не могу сказать, что меня вдохновил какой-то конкретный человек или ситуация. Изначально это была моя семья, моя мама, с ранних лет развивавшая во мне чувство любви к прекрасному. Потом — знакомство с разными поэтами, с творчеством писателей. Всё это в какой-то мере отложилось в сознании и привело к определенному результату. Сейчас я читаю много современной литературы, и под её влиянием продолжаю развиваться как поэт и как критик.
— Вы помните, какие ощущения испытывали при публикации своего первого стихотворения и чему она вас научила?
— Впервые меня напечатали в 16 лет в региональной тульской газете — там, где я родилась. Первые впечатления, которые я испытывала после всех своих публикаций, скажу прямо, очень отличались от последующих. Сначала это, конечно, радость, ощущение, что пришла очередная победа. Однако проходило время, и я понимала, что теперь мой взгляд на мое собственное творчество существенно изменился. Мы постоянно растём, находимся в процессе развития, и отношение к своему творчеству и творчеству вообще также меняется. Возникает даже горечь, раскаяние, сожаление, потому что осознаешь: вот это стихотворение публиковать не стоило бы.
— Ваши стихи, на первый взгляд, кажутся довольно простыми, но порой трогают до слёз. Что в писательстве даётся вам сложнее всего?
— Мне не кажется, что мои произведения очень простые. Раннее моё творчество было действительно таким для восприятия. Сейчас я иду по пути образного и смыслового усложнения.
Так или иначе, всё упирается в мучительный поиск слова, нужного образа, фразы. Всегда думаешь, что какие-то мысли и ощущения можно было бы выразить чётче, точнее. Как в стихотворении «Силентиум» Тютчева: «Мысль изречённая есть ложь». Эта проблема невольно возникает всегда. Думаю, что она и будет существовать всегда, и это нормально.
— Есть ли у вас произведения, которые вам не нравятся, но всё же опубликованы в книгах или сборниках?
— У меня есть много произведений и даже книги, которые мне самой не нравятся, но уже опубликованы. Например, в 2018 году у меня вышел поэтический сборник «По страницам моих фантазий». В нем мне не нравится всё, начиная с названия и заканчивая последним стихотворением, потому что этот этап своего творчества я давно преодолела. Если опубликованные произведения мне не нравятся, значит, на них надо смотреть как на определённую веху, оставшуюся позади. Надо просто идти дальше и добиваться того, чтобы произведения, которые буду опубликованы в дальнейшем, нравились как можно дольше.
— Кому первому вы обычно читаете свои «новинки»?
— Моя мама — это первый человек, которому я читаю свои новые произведения. Бывает, что это муж или сын. Я понимаю, что члены моей семьи не являются профессионалами в области литературы, но на определенном эмоциональном уровне они могут чувствовать то, что не дано ощущать другим. У меня есть друзья-поэты, с которыми я тоже делюсь новыми стихотворениями. В таких ситуациях я обычно ожидаю суровой критики, которая также необходима пишущему человеку.
— Дружите ли вы, общаетесь ли с другими авторами? Помогают ли они вам совершенствоваться в писательском мастерстве? Вы — им?
— Я дружу с другими авторами, считаю нашу поэтическую братию невероятной, создающей особую атмосферу вокруг себя. Лично мне она необходима. На примере творчества некоторых моих коллег по поэтическому цеху я развиваюсь. Бывает, что и я даю советы. Всё относительно и субъективно, но такой обмен совершенно необходим.
Есть очень важное и существенное понятие в литературе. Для меня оно сейчас является одним из наиболее важных — это культуртрегерство. Когда поэт достигает определённого уровня творческой самостоятельности, он перестаёт обращать пристальное внимание только на своё искусство, ему становится интересна деятельность других. Это тот этап, который я сейчас переживаю, поэтому общение с другими авторами становится более регулярным и значимым для меня.
Некоторые поэты избегают творческих сообществ. Я не считаю это правильным. Общение должно быть обязательным и однозначно помогает развиваться, если, конечно, мы не впадаем при этом в пустое, слепое подражательство.
— Какая из наград, полученных вами, является для вас самой значимой?
— На протяжении всей моей творческой карьеры я неоднократно получала награды. Становилась лауреатом и дипломантом конкурсов, попадала в лонг- и шорт-листы. Честно скажу, не считаю себя довольно удачливым в конкурсах человеком.
Впрочем, есть одна награда, которую я бы хотела отметить. Это премия «Эврика», которая была вручена мне в 26 лет. Я получила её, к тому же, и в денежном эквиваленте. В состав жюри входили очень влиятельные литераторы — наши современники, в том числе Римма Казакова, с которой мы общались и дружили более десяти лет. Поэтому литературная премия «Эврика» — одна из самых значимых наград, которую я получала за всю свою творческую деятельность.
— Существуют разные подходы к пониманию поэзии. Может быть, есть такое, которое вам ближе всего? Что в поэзии — главное, на ваш взгляд?
— Один мой друг, писатель, как-то раз сказал, что истина — это искренность. Поэтому в поэзии для меня она является главным свойством. Лично мне созвучны известные слова Эрнеста Хемингуэя: «Писать на самом деле просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью».
— А какие рекомендации для плодотворного творческого развития и успешного вхождения в профессиональную литературу вы бы могли дать тем, кто только в начале пути?
— Главный секрет в данном случае заключается в прочтении множества книг. Не просто статей из интернет-ресурсов. Необходимо читать классику, прозу и поэзию. А также любить искусство. Заметить свой талант, развивать его и быть социально активным. Вы не сформируетесь как автор, если не будете читать то, что пишут ваши коллеги. Это и есть важнейшая составляющая вашего творческого успеха.
— Елена, и последний вопрос, который сегодня невозможно не задать. Наша страна переживает сложный кризисный период, как в политическом, так и в экономическом плане. Как вы считаете, как это скажется на ее культурном и духовном потенциале? На этот счет существуют очень неоднозначные прогнозы…
— В сущности, на духовном потенциале России это непростая ситуация «всеобщего развержения умов» уже сказалась в крайне негативном ключе. Специальная военная операция привела не только к разрыву единого социокультурного континуума, вне которого не может быть адекватного представления о ключевых тенденциях в области современной литературы и в целом искусства, но и спровоцировала раскол внутри государства.
Эта ситуация во многом аналогична процессу, возникшему в начале двадцатого столетия. Тогда, при наличии немалого количества течений и культурных направлений, господствовало преимущественно одно — нацеленное на устранение любых альтернативных суждений.
Так, например, сейчас у нас в стране появилось новое (а точнее, хорошо забытое старое) направление в литературе, условно названное «литературой мгновенного реагирования». Это так называемые «сводки с полей», отражающие наиболее актуальные события современности. Возникла новая плеяда поэтов — «поэты Донбасса». Эти авторы заняли лидирующую позицию на литературном фронте, но при этом всё же очень хочется верить, что «вечные темы» никто и никогда не сможет отменить, и в один прекрасный момент поэзия вновь вернётся к присущему ей жанровому и стилевому многообразию, и будет востребовано не только сиюминутно актуальное.
Со всем происходящим заставляет смириться только одно обстоятельство — подобные переходные этапы неизбежны для любого общества и для любой эпохи.
В конце нашего разговора добавлю, что совсем недавно в издательстве «Синяя гора», созданном поэтами Андреем Фамицким и Клементиной Ширшовой, вышла моя новая книга стихов «Раздетый свет». В ней, как мне кажется, мне удалось отразить свою тревогу по поводу нынешней ситуации. Книга мне очень нравится, и я надеюсь, что она сможет найти отклик в душе читателей.
Над текстом работали:
Варвара Шадрова,
Ксения Овчинникова,
Елена Янушевская