Своеобразный лагерный стоицизм: «Слезу смахну, тайком тихонечко вздохну…»
А поётся через «я» обычно: слязу: так слезливее, но и крепче, звук играет, округло выкатываясь в действительность, где лагерная жизнь переплетена с обыденной многими волокнами…
Да, в России лагерь — как альтернативное бытие: и политические, и уголовники, побывавшие в бездне, густо разбавляют собой не бывавших, а без вины виноватых — полным-полно…
Колышется людской океан: но песню «Ушаночка» знает большинство, хотя и по-разному относится к оной, и… кто её лучший исполнитель?
Пожалуй, ответ однозначен: Геннадий Жаров.
…её же сочинитель, приписанный к эстрадному ведомству шансона, хотя и непонятно почему в России именно этим именем стали обозначать лагерные песни…
Есть в шансоне нечто пошловатое?
Есть, увы, — как и в романтизации блатной жизни, но «Ушаночка», кажется, вырывается вбок, она — о трагедии, властно берущей человека за горло, виноват не виноват, а в метафизическом плане — невиновных и нет.
Это если смотреть в коренья бытия: даже отрешившись от церковного понятия о грехе, сопровождающем уже появление человека на свет…
Но — бегут, стучат, стучат колёсики гуськом…
Получится ли пугнуть парнишечку холодком, который — когда на деле — холодище, царь Мороз?
Получится, конечно, тем не менее — и парнишечка продемонстрирует своеобразие стоицизма…
Романтизировать блат не стоит.
Осуждать?
…кто его знает: народ терпим к блатарям, слишком специфическое государство, слишком многих оно слизало напоминающим рашпиль языком, такое количество людей лишив заурядности бытия, что и не подсчитаешь…
Жаров с детства пел: в юности привлекало популярное: битлы, рок-н-ролл, Пресли, но хотелось своего: он искал, используя искры иронии и ленты юмора, включался в гастрольный состав популярных сатириков.
Некогда Жаров познакомился с Ю. Визбором: на фестивале авторской песни он познал первое пламя успеха.
«Ушаночка» вспыхнула невероятной популярностью, мгновенно разлетевшись по стране…
Жаров сотрудничал с Трофимом, с Кузьменко…
Ритмы шансона далеки от высот.
Наполнение песен своеобразно: и многие, словно экстраполируя на себя опыт, которого нет у них в реальности, проникаются сочувствием к пострадавшим, не говоря о слёзности, размягчающей душу.
Удастся ли побег парнишечке, которого хотели пугнуть сибирским холодком?
Не государству же сочувствовать — в конце концов: это в России-то!
И разносится «Ушаночка»: с чётким сюжетом и незамысловатым витьём слов: но именно таковы они и должны быть в данном случае; разносятся песня, входящая в состав жизни миллионов…