top of page

Клуб четырёх коней

Freckes
Freckes

Андрей Иванов

Фильм «Гроссмейстер»

(1972)

На что похожа грандиозная шахматная баталия, показанная в финале фильма «Гроссмейстер»? Или это просто вымысел кинематографистов?

В 1969 году игрался матч за третье место в соревнованиях претендентов на мировую шахматную корону между экс-чемпионом мира Михаилом Талем и датчанином Бентом Ларсеном. Таль, имея на два очка меньше соперника и играя чёрными, пошёл ва-банк. В излюбленной им староиндийской защите он, пожертвовав ладью и коня, мог следом форсировать ничью, однако решил продолжить атаку. Таль был в остром цейтноте (3 минуты на оставшиеся до контроля 13 ходов), что придавало схватке дополнительное напряжение. Гений атаки был в ударе, Ларсен изобретательно защищался. В итоге датчанин всё же не выдержал накала борьбы, допустил решающую ошибку, и его король угодил в матовую сеть.

Гроссмейстер Сергей Хлебников играет претендентский матч с одним из зарубежных гроссмейстеров (в фильме не говорится, с каким именно). В той партии он мог делать ничью, на чём ранее настаивал его секундант и друг Виктор Корчной. Корчной играет в этом фильме самого себя, равно как и Таль, Тайманов, Авербах, Котов. Виктор Львович обаятелен, заботлив, предупредителен, он просит Хлебникова не рисковать при игре чёрными, обойтись без экспериментов и даже поклясться, что тот не будет безумствовать («только, пожалуйста, без авантюр»).

Гроссмейстер обещает, но слова не держит. Он бросается в омут осложнений, комбинирует и играет на мат. Шахматный мир волнуется, гроссмейстер в страшном цейтноте, Корчной мрачнее тучи. Котов комментирует партию на ТВ, Тайманов перед зрителями, Таль в пресс-бюро матча.

Показанная в фильме партия совершенно реальна. Хотя камера надолго не задерживается на демонстрационной доске, зритель-шахматист без труда поймёт сюжет драмы. Будет ли мат? Это неясно до самого конца, но советский гроссмейстер — его играет Андрей Мягков — успевает сделать ходы до контроля и заматовать короля соперника на глазах любимой женщины и под ликование московской публики. Редкий, красивый мат!

Прагматизм или творчество? Игра на результат, дающий звания и денежные призы, или поиск шахматной истины? Сергей Хлебников трижды оказывается в ситуации выбора. В полуфинале первенства Москвы ему достаточно было сделать ничью для выхода в финал, но в поисках выигрыша он просрочил время. С годами он стал практичнее и в партии на международном турнире согласился поделить очко, что принесло ему звание гроссмейстера. В кульминационный момент карьеры он делает окончательный выбор в пользу творчества. «Это сильнее меня!» — говорит Хлебников самому себе. Он рискует, как Таль, и становится героем дня.

Любимая женщина Сергея Хлебникова — её играет Лариса Малеванная — произносит пророческую фразу о том, что гроссмейстер Корчной едет в Амстердам. Спустя четыре года после выхода картины на экраны Виктор Корчной действительно поедет в Амстердам и попросит там политического убежища. Как легко догадаться, фильм «Гроссмейстер» после этого запретят к показу.

А в конце картины она наблюдает, как спорят Хлебников и Корчной. Тот самый Корчной, который в настоящей жизни считал, что Таль вёл свои атаки «шаблонно». Он и в фильме пытается опровергнуть замыслы своего подопечного («либо это вспышка гениальности, либо сумасшествие»). Гроссмейстеры спорят, а где-то вдалеке маячит фигура Бобби Фишера, отнявшего у нас шахматную корону.

Хлебников считает, что Фишера победить можно. Кто это сделает? Создатели картины подспудно ищут ответ на этот вопрос.

Да, ответ в фильме есть, но совсем не очевидный! На несколько мгновений на экране — вслед за кумирами эпохи — появится молоденький Анатолий Карпов, но в 1972 году ещё никто не знает, кем он вскоре станет.

Эпоха Спасского и Фишера близилась к завершению, доминировать теперь будут Карпов и Корчной.

Спасский аплодировал Фишеру, выигравшему у него безупречную партию, Фишер после матча сделает Спасскому ценный подарок.

Так ли будет у Карпова с Корчным? Наступало время «шахмат без пощады», как скажет об этом добродушный секундант Сергея Хлебникова.



fon.jpg