Букинист

Freckes
Freckes

Елена Вышинская

Возьмите семилетнего ребёнка…

О книге Ольги Холмогоровой «Великолепная семёрка. Истории о знаменитых художниках ХХ века для детей и взрослых»»

Нет боль­ше­го удо­вольст­вия, чем най­ти об­щую те­му для раз­го­во­ра с собст­вен­ным ре­бён­ком. Чем рань­ше нач­нёшь… Если го­во­рить об ис­кус­ст­ве про­ш­ло­го ве­ка, счи­та­ет ис­кус­ст­во­вед Оль­га Хол­мо­го­ро­ва, то на­чи­нать на­до лет с се­ми, не рань­ше, а до это­го — ри­суй­те и рас­смат­ри­вай­те про­с­тые ве­щи, изу­чай­те цве­та и фор­мы, фан­та­зи­руй­те, на­блю­дай­те, чи­тай­те сказ­ки.

Её но­вая кни­га «Ве­ли­ко­леп­ная се­мёр­ка. Ис­то­рии о зна­ме­ни­тых ху­дож­ни­ках ХХ ве­ка для де­тей и взрос­лых» ум­ны­ми «сказ­ка­ми» и ока­за­лись. Они по­мо­га­ют вой­ти в не­прос­той мир аван­гард­но­го ис­кус­ст­ва. А ком­мен­та­рии для ро­ди­те­лей (за каж­дым рас­ска­зом сле­ду­ет спе­ци­аль­ный раз­дел «Над чем по­ду­мать») под­ска­жут как луч­ше об­су­дить его с ре­бён­ком. Изыс­кан­ные твор­чес­кие за­да­ния во­вле­кут в иг­ру с на­сто­я­щи­ми ху­до­жест­вен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Ведь цель книж­ки — на­учить смот­реть и ви­деть экс­пе­ри­мен­таль­ное ис­кус­ст­во ХХ ве­ка.

Если вы не зна­ко­мы с ав­то­ром кни­ги, пред­став­лю ко­рот­ко: Оль­га Вла­ди­ми­ров­на Хол­мо­го­ро­ва, ис­кус­ст­во­вед, пе­да­гог, со­зда­тель дет­ской твор­чес­кой сту­дии «Ака­де­мия», ав­тор книг и ме­то­дик по обу­че­нию де­тей пре­крас­но­му. Пер­вые вы­пуск­ни­ки сту­дии уже при­во­дят к ней на за­ня­тия сво­их де­тей и ра­ды, что Оль­га Вла­ди­ми­ров­на с каж­дым го­дом всё вдох­но­вен­нее увле­ка­ет сту­дий­цев раз­ных воз­рас­тов ин­те­ре­сом к ис­то­рии, те­ат­ру, ри­со­ва­нию, экскур­си­ям, по­езд­кам. Не все её уче­ни­ки ста­но­вят­ся ди­зай­не­ра­ми, ар­хео­ло­га­ми или ис­кус­ст­во­ве­да­ми, но по­треб­ность в твор­чест­ве как спо­со­бе осо­зна­ния се­бя в окру­жа­ю­щем ми­ре про­рас­та­ет в каж­дом на всю жизнь. Вот по­че­му так важ­но во­вре­мя на­чать! А если вы ещё не зна­е­те, про­снул­ся ли у ва­ше­го ре­бён­ка ин­те­рес к пре­крас­но­му, или хо­ти­те про­ве­рить его вос­при­им­чи­вость к ис­кус­ст­ву экс­пе­ри­мен­таль­но­му и но­во­му, нач­ни­те имен­но с этой кни­ги. И са­ми удо­вольст­вие по­лу­чи­те, и ре­бёнок оце­нит вре­мя, ко­то­рое вы с ним про­ве­дёте. Не спе­ши­те. Всмат­ри­вай­тесь.

Про­чи­та­е­те про го­ру, ока­жет­ся — о По­ле Се­зан­не, про сад — об Ан­ри Ма­тис­се, про де­воч­ку и Ми­но­тав­ра — о Паб­ло Пи­кас­со, про точ­ки и ли­нии — о Ва­си­лии Кан­дин­ском. За­хо­ти­те по­нять, кто та­кой бу­дет­ля­нин? Так это — Ка­зи­мир Ма­ле­вич! Юн­га — Вла­ди­мир Тат­лин, а ав­тор стран­но-увле­ка­тель­ной иг­ры — Мар­сель Дю­шан.

Се­зан­низм, фо­визм, ку­бизм, аб­страк­ци­о­низм, суп­ре­ма­тизм, кон­струк­ти­визм, да­да­изм… Не­по­нят­но, вол­ну­ю­ще, вы­зы­ва­ю­ще? «Ху­дож­ник ХХ ве­ка — сам от­час­ти ре­бёнок. По­рвав с клас­си­чес­ки­ми пра­ви­ла­ми, он всё бо­лее оче­вид­но идёт на­встре­чу сво­е­му зри­те­лю, объ­яв­ляя весь мир ис­кус­ст­вом и каж­до­го че­ло­ве­ка твор­цом», — успо­ка­ива­ет и вдох­нов­ля­ет нас ав­тор.

Её опыт под­ска­зы­ва­ет: «Каж­дый ре­бёнок — по­тен­ци­аль­ный аван­гар­дист, ко­то­рый изо­бре­та­ет свой язык ес­тест­вен­но и прос­то. Де­ти кон­ст­ру­и­ру­ют об­раз ми­ра, не ста­ра­ясь пов­то­рить уже су­щест­ву­ю­щий».

Бо­лее двад­ца­ти лет на­блю­дая за деть­ми в сво­ей «Ака­де­мии», Оль­га Вла­ди­ми­ров­на уме­ет им во­вре­мя ска­зать то, что им не­об­хо­ди­мо услы­шать сей­час, что­бы на всю жизнь ока­зать­ся за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми зри­те­ля­ми или да­же при­знан­ны­ми твор­ца­ми. Кста­ти, ил­люст­ра­ции к ис­то­ри­ям о зна­ме­ни­тых ху­дож­ни­ках, на­ри­со­ва­ли вы­пуск­ни­ки дет­ской сту­дии, став­шие пер­вы­ми чи­та­те­ля­ми и кри­ти­ка­ми кни­ги. А ди­зайн кни­ги сде­лал муж и кол­ле­га ав­то­ра — Игорь Чи­ри­ков. Так что для пи­са­те­ля ис­то­рия по­лу­чи­лась не «моя», а «на­ша», а для чи­та­те­ля — при­мер уни­каль­но­го со­еди­не­ния про­фес­си­о­на­лиз­ма, люб­ви, друж­бы, пре­ем­ст­вен­нос­ти. Как и бы­ло за­ду­ма­но: о пре­крас­ном и о глав­ном, о том, как быть ху­дож­ни­ком и оста­вать­ся че­ло­ве­ком. «Чи­тай­те не спе­ша, уде­ляя вни­ма­ние не­зна­чи­тель­ным на пер­вый взгляд де­та­лям. Они су­щест­вен­ны», — со­ве­ту­ет ав­тор. Вос­поль­зу­ем­ся. Если де­ти не бу­дут нас слиш­ком то­ро­пить, им-то не тер­пит­ся уже по­ско­рее что-ни­будь на­ри­со­вать, вы­ре­зать и на­кле­ить…

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област