Тигран Вартанович Петросян: «Я глубоко убежден, что в шахматах, хотя они и остаются игрой, нет ничего случайного»
Тигран Петросян родился в Тбилиси в 1929 году. Он вспоминал:
«Летом 1941 года я был в пионерском лагере. Там я и научился играть в шахматы. Первым моим учителем был какой-то мальчик. Я давно хотел освоить шахматную игру, и теперь наконец моё желание было удовлетворено.
Помню, в том же году был открыт Тбилисский Дворец пионеров и октябрят. Как-то я попал туда с одной из экскурсий. Вот когда я впервые вошёл в кабинет № 41. Это был детский шахматный кружок. Я решил записаться туда. За один год (с августа 1941 года по лето 1942-го) я добился постепенного повышения своей квалификации с пятой по вторую категорию и стал одним из сильнейших шахматистов Дворца.
Но главным было то, что во мне пробудилось желание глубоко изучить эту увлекательную игру.
Первым серьёзным шахматным трудом, с которым я познакомился, была книга А. Нимцовича „Моя система на практике“. Бесчисленное множество раз я анализировал партии и позиции из этой книги, причём, очень любил читать её без шахмат, и немудрено, что в конце концов запомнил её наизусть».
Первых успехов он добился в 1945–1946 годах во Всесоюзных юношеских первенствах, чемпионатах Грузии и Армении. В 1947 году Петросян выполнил норму мастера в полуфинале чемпионата страны, а в финале в 1949 году занял 16-е место.
В 1950 году Петросян переехал в Москву и добился высоких результатов в чемпионатах города. Наступило время больших успехов. В чемпионате СССР 1951 года он разделил 2–3 места с Е. Геллером (позади П. Кереса) и получил право играть в межзональном турнире ФИДЕ. В этом турнире он вновь поделил 2–3 места (с М. Таймановым, позади А. Котова) и вышел в турнир претендентов.
В сильнейшем по составу соревновании претендентов в Швейцарии 24-летний Петросян занял пятое место, пропустив вперед только В. Смыслова, П. Кереса, Д. Бронштейна и С. Решевского.
В течение трёх десятилетий он был участником борьбы за мировое первенство и шесть лет владел высшим шахматным титулом.
Петросян добился права на матч с Ботвинником, заняв чистое первое место на турнире претендентов на острове Кюрасао в 1962 году. Позади остались и «вечно второй» П. Керес, и юный Бобби Фишер.
«На партиях Ботвинника я учился, когда мне было двенадцать лет, — заявил Петросян перед состязанием, — и учусь на них и сейчас».
Матч на первенство мира Ботвинник-Петросян проходил на сцене Театра эстрады. Земляки Петросяна рассыпали на ступенях театра землю, привезённую из их национальной святыни — Эчмиадзина.
Ботвинника Петросян победил с преимуществом в три очка. Когда многолетний лидер советских шахмат протянул руку своему молодому сопернику, поздравляя его с успехом, зал взорвался аплодисментами, раздались крики ликования. Сотни болельщиков бросились на сцену, отталкивая фоторепортеров.
Чемпион мира Ботвинник не смог подобрать ключей к игре Петросяна — фигуры претендента очень хорошо взаимодействовали и были удивительным образом связаны между собой.
«Практическая выгода стиля Петросяна, основанного на своеобразном и тонком понимании позиции, состоит в том, что по мере накопления опыта он становился всё опаснее для своих партнеров, и его превосходство в понимании позиции — постоянно действующий, а не случайный фактор», — отметил Михаил Ботвинник.
И. Болеславский, тренер Т. Петросяна, сказал о своём подопечном: «Никто не уважает своего партнёра как шахматиста больше, чем Петросян. Допустим, Тигран играет с шахматистом на две головы ниже его. И тем не менее он ведёт партию так, как будто противник знает о всех скрытых возможностях позиции, которые видит за него мой подопечный. И Петросян принимает меры против возможных действий своего партнёра, которые тому никогда не пришли бы в голову. Он, так сказать, играет за партнёра. В своем воображении Петросян наделяет партнёра редкой проницательностью.
С рядовым шахматистом Петросян играет так, как играл бы с Фишером, разумеется, прекрасно понимая, что перед ним „один из многих“, а не Фишер. Петросян всегда играет с идеальным партнёром. Петросян похож на Льва Толстого! Не в смысле непротивления злу. Здесь он — горец — похож на толстовского героя Хаджи-Мурата, который упорно боролся до конца. Петросян похож на Льва Толстого в ином. Толстой находит в любом человеке что-то хорошее… Толстой верит в людей; Петросян верит в силы любого своего партнёра. Любого!»
Петросян стал чемпионом мира и сумел однажды отстоять свое звание в упорнейшей борьбе с Б. Спасским в 1966 году.
Поединок двух лучших шахматистов мира вновь проходил в Театре эстрады.
«В Театре эстрады обычно чемпион мира Аркадий Райкин вызывает взрывы смеха, — писал Сало Флор. — В прошлом году публика восторженно аплодировала изумительному исполнению вечно молодой Марлен Дитрих. Но когда Театр эстрады превращается в „шахматный театр“, от зрителей требуется только одно: „Соблюдайте тишину!“ На сцене совсем мало „артистов“. Два, можно смело сказать, народных: Тигран Петросян и Борис Спасский. Правда, на первых двух партиях на сцене будет также наш почётный гость — экс-чемпион мира профессор М. Эйве. Он выглядит, как „огурчик“, но всё же, по паспортным данным, ему 65 лет, столько же, сколько Петросяну и Спасскому вместе!»
«Седьмую партию я считаю своим лучшим достижением в матче, — говорил Тигран Петросян в интервью газете „Шахматная Москва“. — Она демонстрирует мои творческие воззрения: ограничение возможностей соперника, стратегию игры на всей доске, окружение и постепенное сжимание кольца вокруг неприятельского короля».
Б. Спасский — Т. Петросян. Седьмая партия матча на первенство мира. Москва, 1966. Дебют ферзевых пешек. 1. d4 Кf6 2. Кf3 е6 3. Сg5 d5 4. Кbd2 Се7 5. е3 Кbd7 6. Сd3 с5 7. с3 b6 8. 0–0 Сb7 9. Ке5 К: е5 10. de Кd7 11. Сf4 Фс7 12. Кf3 h6 13. b4 g5 14. Сg3 h5 15. h4 gh 16. Сf4 0-0-0 17. а4 с4 18. Се2 а6 19. Крh1 Лdg8 20. Лg1 Лg4 21. Фd2 Лhg8 22. а5 b5 23. Лаd1 Сf8 24. Кh2 К: е5 25. К: g4 hg 26. е4 Сd6 27. Фе3 Кd7 28. С: d6 Ф: d6 29. Лd4 е5 30. Лd2 f5 31. еd f4 32. Фе4 Кf6 33. Фf5+ Крb8 34. f3 Сс8 35. Фb1 g3 36. Ле1 h3 37. Сf1 Лh8 38. gh С: h3 39. Крg1 С: f1 40. Кр: f1 е4 41. Фd1 Кg4 (записанный ход) 42. fg f3 43. Лg2 fg+. Белые сдались.
Экс-чемпион мира Макс Эйве однажды так оценил игру Петросяна: «Петросян не тигр, который прыгает на свою добычу, скорее, он питон, который душит свою жертву, или крокодил, ждущий часами удобного момента для нанесения решающего удара…»
Петросян долгое время вёл в счете, но после 19-й партии Спасскому удалось выровнять положение.
— Я уже сейчас знаю свою самую большую ошибку, — скажет Спасский ещё до окончания матча. — Я сделал её перед двадцатой партией. Мне нужно было тогда взять «тайм-аут». Именно тогда наступил новый период матча, и я должен был как можно лучше отдохнуть и сосредоточиться.
Петросян выиграл двадцатую и двадцать вторую партии и сохранил шахматную корону.
Главный арбитр матча международный гроссмейстер Альберик О’Келли подвёл итоги соревнования: «Т. Петросян был во всех отношениях подготовлен лучше. Я не говорю уж о его изумительной позиционной интуиции, о его блестящем понимании шахматной игры. Тигран Петросян, по крайней мере, ещё на три года сохранил высокий титул шахматного короля, и я пока не вижу, с чьей стороны ему может грозить опасность».
Спасский ещё раз прошёл через все испытания претендентских матчей и во втором поединке с Петросяном сумел превзойти своего доселе непобедимого соперника. Претендент выиграл матч с преимуществом в два очка.
В интервью после матча Спасский отдал должное своему сопернику:
— Петросян, бесспорно, феноменальный шахматист, бесподобный матчевый боец, человек очень умный, обладающий сильным характером…
Подчеркнув сильные стороны Петросяна, новый чемпион мира сказал и о его недостатках:
«За истекшие три года Петросян как шахматный игрок (я употребляю это слово в самом хорошем смысле) несколько поблёк. Это проявилось хотя бы в том, что он иногда предлагал мне ничью в лучших позициях.
Несмотря на замечательное комбинационное чутьё, Петросян не проявил свои тактические способности. В отличие от прошлого матча, он не обратился к этой очень яркой стороне своего шахматного творчества.
В игре Петросяна я ощущал какую-то скованность и неуверенность, особенно во второй половине матча. Мне кажется, он допустил психологический просчёт. Когда Петросян сравнял счёт после десятой и одиннадцатой партий, он, по-видимому, решил, что я сломлен и не смогу оправиться. Его игра стала суше, он полностью закрепостился…»
После потери звания чемпиона мира Петросян продолжал участвовать в борьбе за шахматную корону, однако в претендентских матчах ему лишь однажды удалось пробиться в финал.
В 1971 году Петросян встретился в матче с набравшим огромную силу Р. Фишером. Поначалу борьба была равной, но затем Петросян проиграл четыре партии подряд.
Принципиальными были поединки Петросяна с Виктором Корчным. В 1971 году Петросян выиграл у него полуфинальный матч претендентов, однако в дальнейшем проигрывал поединки (1974, полуфинал; 1977, четвертьфинал; 1980, четвертьфинал).
Петросян славился высочайшей надёжностью игры и очень редко проигрывал. Например, выступая на первой доске за сборную СССР на Всемирных олимпиадах в 1964–1968 годах, он не проиграл ни одной партии. Всего на Олимпиадах он 9 раз выступал за сборную страны. К этому нужно добавить 8 побед на командных чемпионатах Европы.
Петросян четыре раза становился чемпионом СССР и ровно выступал в международных турнирах.
Искусство Петросяна в позиционной игре считается классическим. Он отличался высочайшим мастерством защиты и часто применял свою фирменную позиционную жертву качества.
«Если верно, что стиль — это человек, то каждый играет так, как ему положено природой, — сказал однажды Петросян. — Мне по натуре свойственна осмотрительность, я вообще не люблю ситуаций, связанных с риском. Воспитывался я на партиях Капабланки и Нимцовича, они вошли в мою шахматную плоть и кровь. Таким меня воспитал в Тбилисском Дворце пионеров Арчил Эбралидзе, таким я буду всегда.
Но — и в этом-то и заключается парадокс — я никогда не жаловался на комбинационное зрение! Я вообще считаю, хотя многим это покажется странным, что в шахматах всё держится на тактике. Если стратегия — это глыбы мрамора, то тактика — это резец, которым действует мастер, создавая произведение шахматного искусства».
Петросян внёс большой вклад в теорию дебютов — французской защиты, защиты Каро-Канн, староиндийской защиты и других закрытых начал.
Он был журналистом, имел учёную степень кандидата философских наук. Петросян редактировал ежемесячник «Шахматная Москва» (1963–1966) и выполнял обязанности главного редактора еженедельника «64» (1968–1977). В 1960 году ему было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
«Я глубоко убеждён, что в шахматах, хотя они и остаются игрой, нет ничего случайного. И это моё кредо. Я люблю только такие партии, где я играл в соответствии с требованиями позиции. Я верю только в логичную, „правильную“ игру».
Эти слова Тиграна Петросяна отражают его понимание шахмат и являются философской основой его творчества.