Василий Васильевич Смыслов: «Шахматист-художник должен стремиться к широте шахматных воззрений, к непрерывным поискам таких путей, которые могут двигать шахматы вперёд».
Василий Смыслов показал миру один из удивительных примеров творческого долголетия. В 1938 году он выступил в своём первом официальном турнире (Всесоюзное первенство среди школьников) и участвовал в соревнованиях в течение шестидесяти трёх лет.
Одно время он собирался оставить шахматы и посвятить себя оперному пению. Этот план не был реализован, однако музыкальные записи певца Василия Смыслова доставляли и продолжают доставлять радость многим людям.
«Пение было его страстью, — пишет Геннадий Сосонко. — В молодости Смыслов занимался с профессором Злобиным, постоянно навещая того в Петербурге. Задумывался и о профессиональной карьере… прослушивался в Большом театре, прошёл первый тур, но срезался во втором… Думал и о Мариинском (тогда Кировском). Художественный руководитель и дирижёр театра Борис Хайкин, выслушав Смыслова, отметил его голос, технику и согласился принять в труппу при условии, что на афише «Пиковой дамы» будет написано: «В роли Елецкого — гроссмейстер Василий Смыслов».
Седьмой в истории шахмат чемпион мира был коренным москвичом. Он научился игре у отца в возрасте шести лет. Отец был шахматистом первой категории. Вася Смыслов занимался в шахматной секции Москворецкого Дома пионеров.
Игру Смыслова впоследствии сравнивали со сложными произведениями композитора Прокофьева. Главное для него — достижение гармонии, но гармонии всеобъемлющей, вбирающей в себя необъятное множество звуков. Поиск такой гармонии он начал в детстве, когда его единственным учителем и партнёром в шахматах был отец.
«С самого начала он привил мне любовь к так называемым „простым“ позициям, где в игре участвует немного фигур, — писал Василий Смыслов в своей книге „В поисках гармонии“. — Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко „прочувствовать“, на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но всё же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моём формировании как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они „любят“ и чего „не любят“ и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы — понять и „прочувствовать“ всё это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретёт необходимые знания — а это доступно каждому, — такое „взаимопонимание“ между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остаётся скрытым от чисто логического анализа. Тогда и проявляется та врождённая способность шахматиста, которую я называю чувством гармонии.
Чувством гармонии человек наделён от природы. Оно остаётся у шахматиста навсегда, является его оружием во всех стадиях партии, в самых сложных ситуациях на доске».
Юный Василий Смыслов прочёл все книги и журналы из шахматной библиотеки отца. Он изучил историческую эволюцию шахматной мысли. «Убеждён, что подобный путь должен пройти каждый шахматист, ставящий перед собой большие цели», — считал Смыслов.
Большую роль в его становлении как шахматиста сыграло раннее увлечение этюдной композицией. Произведения В. Смыслова стали публиковаться в печатных изданиях.
В семнадцать лет он познал крупные шахматные успехи. Смыслов разделил 1–3 места на всесоюзном турнире шахматистов первой категории и 1–2 места на чемпионате Москвы. Он начал с успехом выступать в чемпионатах СССР. В матч-турнире за звание абсолютного чемпиона СССР 1941 года Смыслов занял 3-е место.
Во время Великой Отечественной войны Василий Смыслов выигрывал первенство Москвы и хорошо выступал в турнирах мастеров.
На крупном международном турнире в нидерландском городе Гронингене в 1946 году Смыслов занял третье место, пропустив вперёд только Ботвинника и Эйве. Он был включён в число пяти участников матч-турнира на первенство мира 1948 года. Смыслов занял второе место после Ботвинника и продемонстрировал огромный творческий и спортивный потенциал.
Василий Смыслов показывал высокие результаты в первенствах СССР. В 1949 году он разделил 1–2 места с Д. Бронштейном, а в 1955 году — с Е. Геллером (дополнительный матч Смыслов проиграл).
1950-е годы — период наивысшего расцвета творчества Смыслова и время его величайших достижений. Выиграв турнир претендентов 1953 года, он сразился с Ботвинником в поединке за шахматную корону. Матч на первенство мира 1954 года закончился вничью.
Три года спустя Смыслов взял верх над Ботвинником с убедительным счётом, одержав шесть побед при трёх поражениях. Было сыграно 22 партии, Смыслов досрочно выиграл матч и завоевал титул чемпиона мира.
Яркая победа 36-летнего гроссмейстера была созвучна общественным настроениям эпохи «оттепели». Когда Смыслов с супругой вышли из Концертного зала имени П. И. Чайковского, где проходил матч на первенство мира, движение на Садовом кольце было остановлено.
«Завоевание титула чемпиона мира было вершиной моего спортивного пути, достижением высшей цели, о которой может мечтать шахматист», — писал В. Смыслов.
В 1958 году Ботвинник взял реванш с перевесом в два очка. «Мне кажется, что я провёл это состязание ниже своих возможностей, — продолжал Смыслов. — Отдавая должное искушённому сопернику, который основательно подготовился к матч-реваншу, я отношу свою неудачу в матче в значительной мере к неудовлетворительному состоянию здоровья. На протяжении матча я болел гриппом, а закончил соревнование… с воспалением лёгких».
Если считать выигранные и проигранные партии, то общий итог трёх матчей на первенство мира 1954, 1957 и 1958 годов был в пользу Смыслова.
Хотя лучшее в спортивном отношении время осталось позади, Смыслов ещё долго являлся одним из сильнейших гроссмейстеров мира. В 1964 году он разделил 1–4 места на межзональном турнире в Амстердаме, а в следующем году проиграл Е. Геллеру четвертьфинальный матч претендентов на мировое первенство.
В 1970 году В. Смыслов играл на шестой доске в матче сборной СССР против сборной мира и набрал два с половиной очка из четырёх возможных (он сыграл три партии с С. Решевским и выиграл в последнем туре у Ф. Олафссона). Матч был выигран советской сборной в значительной степени за счёт усилий ветеранов — Смыслова, Ботвинника и Кереса.
В том же году Смыслов удачно выступил в межзональном турнире в Пальма-де-Мальорке, разделив 7–8 места с Л. Портишем и сыграв с ним вничью дополнительный матч за кандидатское место.
На межзональном турнире в Петрополисе в 1973 году Смыслову не хватило пол-очка, чтобы продолжить борьбу за мировое первенство (он занял 5-е место).
В 1982 году 61-летний Смыслов неожиданно для многих занял 2-е место на межзональном турнире в Лас-Пальмасе и вошёл в число претендентов на мировую шахматную корону. И далее ему сопутствовала удача — сыграв в 1983 году вничью четвертьфинальный матч претендентов с Робертом Хюбнером, Смыслов был признан победителем по жребию.
Он ещё раз удивил шахматный мир, победив в полуфинале талантливого венгерского шахматиста Золтана Рибли с преимуществом в два очка и выйдя в финал.
В 1984 году в Вильнюсе был сыгран финальный матч претендентов на звание чемпиона мира. Василий Смыслов встречался с 21-летним Гарри Каспаровым. Он был втрое старше своего соперника!
Смыслов хорошо подготовился к матчу и имел в своём арсенале несколько оригинальных дебютных идей, однако он не смог противостоять мощному наступательному порыву молодого оппонента. Смыслов не выиграл ни одной партии, а проиграл четыре (при девяти ничьих).
Но и это ещё не конец истории! На турнире претендентов в Монпелье в следующем году Смыслов выступил достойно и разделил 8–9 места с А. Черниным с пятидесятипроцентным результатом.
Василий Смыслов много раз выступал в составе сборных СССР на Всемирных олимпиадах, командных чемпионатах Европы. Он играл на шестой доске в командном чемпионате мира 1985 года в Люцерне.
Смыслов — заслуженный мастер спорта СССР (с 1948 г.) и международный арбитр по шахматной композиции (с 1957 г.).
Он — автор книг и статей по различным вопросам шахматной теории. Смыслов внёс важный вклад в теорию испанской партии, славянской защиты, ферзевого гамбита, разработал системы в защите Грюнфельда и староиндийской защите.
«Главная сила Смыслова в шахматах в том, что он проницателен, — отметил Михаил Ботвинник. — Талант его универсален и исключителен. Он мог тонко сыграть в дебюте, уйти в глухую защиту, бурно атаковать или, наконец, хладнокровно маневрировать. А про эндшпиль и говорить нечего — это его стихия. Иногда он принимал решения, поражавшие своей глубиной».
В. Смыслов — М. Ботвинник. Девятая партия матча на первенство мира. Москва, 1954.
Французская защита. 1. е4 е6 2. d4 d5 3. Кс3 Сb4 4. е5 с5 5. а3 Са5 6. b4 сd 7. Фg4 Ке7 8. bа dс 9. Ф:g7 Лg8 10. Ф:h7 Кd7 11. Кf3 Кf8 12. Фd3 Ф:а5 13. h4 Сd7 14. Сg5 Лс8 15. Кd4 Кf5 16. Лb1 Лс4 17. К:f5 еf 18. Лb7 Ле4+ 19. Ф:е4 dе 20. Лb8+ Сс8 21. Сb5+ Ф:b5 22. Л:b5 Ке6 23. Сf6 Л:g2 24. h5 Са6 25. h6. Чёрные сдались.