В отличие от упомянутой книги француженки С. Шаво, которая изобилует подробностями об анонимных письмах, изобличающих группу молодых людей из состоятельных семей, включая Леонардо, в содомии и других развратных деяниях, мы обойдём эту тему, чтобы не сыпать соль на раны всех тех, кому дороги искусство и личность Леонардо да Винчи.
После двух оправдательных приговоров суда и по настоянию отца, знающего толк в таких делах, Леонардо, во избежание дальнейших неприятностей, был вынужден бежать из Флоренции в родные пенаты, укрывшись в городке Винчи, где прожил с 1477 года пару лет.
Эти годы не прошли для него бесследно. Несмотря на обрушившиеся на него беды, он не чувствовал себя изгоем, часто вспоминал свою сказку «Феникс» о любимой птице, которая падая в огонь, пожирающий всё вокруг, сгорала, но неизменно возрождалась из пепла, чтобы прожить ещё пятьсот лет, высоко паря в небе.
Леонардо не переставал думать о живописи, разрабатывая новые методы её развития, увлёкшись техникой кьяроскуро (chiaroscuro). В дошедших до нас его рисунках поражает световоздушная среда и прозрачность далей, размытость линий и смелость ракурсов. Здесь он поистине свободен от условностей живописи, давая волю своей буйной фантазии, которую ничем нельзя остановить.
Среди первых его небольших работ в виде подмалёвок будущих больших картин назовём «Мадонну в скалах», как один из примеров злополучного непостоянства Леонардо, когда взявшись за одну работу, он оставлял её незаконченной и брался за другую. Но уже тогда проявилась неизменная попытка Леонардо внести что-то новое в свою живопись.
Для одного из вариантов «Мадонны в скалах» имеется эскиз головы ангела, написанный серебряным карандашом (музей Барджелло, Флоренция). На первый взгляд рисунок обманчиво прост. Каскад параллельных штрихов слева направо создаёт впечатление глубины и пластичности, объёмности и законченной грации, и всё это рождается, как может показаться, прямо здесь и сейчас, на чистом листе бумаги, что многим тогдашним живописцам было недоступно.
— * —
Стоит также упомянуть как варианты будущих картин, а он не терял надежду на их написание, «Мадонну с кошкой», «Мадонну с гранатом», но прежде всего выделим почти законченную работу «Мадонну с гвоздикой».
Неожиданно Леонардо навестила светская красавица Джиневра де Бенчи по настоянию своего отца, пожелавшего, чтобы перед замужеством дочери её портрет написал художник, его давний знакомый. Леонардо взялся за работу, но уже при первых набросках по прекрасному лицу девушки пробежала тень грусти из-за замужества поневоле за нелюбимого человека. Вероятно, что чуткий к любой беде ближнего, Леонардо разделял с ней её боль и печаль, успев оценить красоту, благородство, честность и искренность модели.
Ему было около двадцати пяти, когда он, оказавшись в вынужденном заточении, увлёкся новым разработанным им методом. Так на портрете Джиневры де Бенчи резко контрастируют области тени и света на фоне кустов можжевельника (по итальянски ginestro). Нижняя часть картины срезана. На ней, по всей видимости, были изображены её руки, сложенные, как на мраморном бюсте «Дамы с цветами» Верроккьо. Сохранился небольшой рисунок Леонардо с тем же положением рук, который можно увидеть в том же музее Барджелло и на портрете Моны Лизы.
У Джиневры выразительный взгляд, проницательно устремлённый на зрителя. О таком взгляде у Леонардо есть пояснение в рукописи: «Подумай хорошенько, живописец насколько далеко от глаза должна быть твоя картина, и представь себе, что на этом расстоянии тебе видны дыры и отверстия, или окно, сквозь которое предметы перед ним стоящие, могли бы отразиться в твоём глазу»*.
Второй вариант этой картины был создан через двадцать пять лет и относится ко времени, когда Леонардо стал первым общепризнанным мастером Высокого Возрождения.
— * —
В те годы дни тянулись вяло, уныло и без всплесков радости. Однако, если вспомнить пушкинский образ, пред Леонардо воскресли вновь «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь», когда он с радостью взялся за написание эрмитажной «Мадонны Бенуа», которая стала подлинным шедевром.
В этой работе явно проявляется стремление художника показать, насколько живопись способна порождать ощущение присутствия души, давая почувствовать жизнь и дыхание модели. Кроме того, в образе Мадонны воспевается великое чувство материнства, о котором пишет земляк Леонардо, тосканец Данте:
Какой любовью полнилась душа,
Как Он грудь Твою искал губами!
Как нежно Ты следила, чуть дыша,
За лепетом Его, Его игрой» …*).
В голове Леонардо рождались всё новые планы и проекты. Правда, от одной только мысли, что он не успеет их реализовать до конца, его бросало в дрожь. Он упорно трудился в родном городке Винчи, любуясь красотой его окрестных лугов и лесов, где знал каждый уголок. Всё это было ему знакомо с детства. Он дорожил воспоминаниями о прогулках по тенистым аллеям Садов Сан Марко во Флоренции, где по воле Медичи были собраны многие прекрасные образцы античной скульптуры.
Пока он был занят мыслями о природе и дорогими сердцу воспоминаниями, во Флоренции произошли страшные события. Там во время пасхальной службы в 1478 году сторонники влиятельного семейства Пацци убили в самом храме красавца Джулиано Медичи тремя ударами кинжала, а Лоренцо Великолепный упал тяжело раненный в голову, поскольку смертельный удар принял на себя один из его охранников.
Леонардо содрогнулся, узнав о чудовищном преступлении, совершённом в святой пасхальный день в городе, славящемся своей культурой, искусством и гуманистическими традициями. Говорят, что после случившегося Лоренцо, казалось, как-то постарел и произнёс, превозмогая боль: «Не надейся на будущее!», т. е. как в последней строфе из его четверостишия: Di doman non c’e certezza.
Чтобы отомстить за смерть брата, Лоренцо приказал своей гвардии и специальной сыскной службе изловить всех злодеев заговорщиков и казнить их.
Вскоре на площадях и главных улицах Флоренции появились виселицы с качающимися на ветру трупами повешенных, а преданные властям вездесущие соглядатаи следили за поведением обычных горожан, выискивая в толпе сочуствующих заговорщикам. Вскоре сыскарям удалось найти главного заговорщика Бернардо Барончелли, сбежавшего в Турцию. По просьбе Лоренцо Великолепного султан выдал преступника.
При всём неприятии политики и преследуемых ею целей Леонардо был потрясён произошедшим. Его навестил по совместным делам де Бенчи, ставший невольным очевидцем произошедшей трагедии. Он и рассказал, как из окна Палаццо Веккьо выставили с петлёй на шее главного главаря заговора Барончелли, одетого в тёмный парадный костюм, словно тот собрался на приём во дворец.
В рукописи Леонардо со слов очевидца появился рисунок повешенного с подробным описанием его одежды вплоть до чёрных носков на ногах.
Как известно, удачливый Боттичелли нарисовал около десятка впечатляющих рисунков повешенных и отнёс их во дворец своему благодетелю.
Страсти в городе накалялись, не умолкал и голос домениканского монаха Джироламо Савонаролы, который с церковных амвонов резко обличал правление Медичи за преступное равнодушие к нуждам и бедам простого люда. К голосу монаха прислушивались многие флорентийцы — назревала смута.
Леонардо решил покинуть своё убежище, надеясь, что в охваченном смутой городе и массовых беспорядках правительству не до него, да и прошлое за эти годы поросло быльём. Собрав нужные вещи и упаковав их в подбитые кожей плетённые из ивы сундуки и корзины, он нанял знакомого возницу и отправился в путь с лёгким сердцем и надеждой.
----
*) Ф.Де Санктис «История итальянской литературы», том 1, стр. 43, Москва, 1963.