De profundis

Александр Махов

Сенсации, связанные с именем Леонардо

Как от­ме­ча­ют ис­сле­до­ва­те­ли и ис­кус­ст­во­ве­ды, вся жизнь Лео­нар­до — это без­дон­ный кла­дезь вы­ска­зан­ных им мыс­лей, зна­ний, идей, ко­то­рые мож­но изу­чать до бес­ко­неч­нос­ти, де­лая всё но­вые и но­вые сен­са­ци­он­ные от­кры­тия.

Ещё до не­дав­не­го вре­ме­ни бы­ло об­ще­из­вест­но, что все ру­ко­пи­си Лео­нар­до не толь­ко най­де­ны, а мно­гие и рас­шиф­ро­ва­ны. И вдруг из Ис­па­нии при­шла не­ожи­дан­ная но­вость о том, что в На­цио­наль­ной биб­лио­те­ке Мад­ри­да об­на­ру­же­ны на пол­ках сре­ди ты­ся­чи биб­лио­теч­ных то­мов две не­из­вест­ные лео­нар­дов­ские ру­ко­пи­си. Цен­ную на­ход­ку ре­ше­но бы­ло пе­ре­дать на по­сто­ян­ное хра­не­ние в Ко­ро­лев­скую биб­лио­те­ку, о чём бы­ло объ­яв­ле­но в прес­се в 1997 го­ду, хо­тя са­ма на­ход­ка про­изо­шла в 1966 го­ду. Про­яви­лась яв­ная пу­та­ни­ца с да­та­ми, за­то ре­зуль­тат ока­зал­ся удач­ным и счаст­ли­вым.

Вес­ной 1984 го­да в ГМИИ име­ни А. С. Пуш­ки­на бы­ла вы­став­ле­на на обо­зре­ние лео­нар­дов­ская ру­ко­пись под на­зва­ни­ем «О при­ро­де, дав­ле­нии и дви­же­нии во­ды» из част­но­го со­бра­ния её вла­дель­ца аме­ри­кан­ца Ар­ман­да Хам­ме­ра, ко­то­рый на­сто­ял, что­бы пред­став­лен­ная на вы­став­ке ру­ко­пись име­но­ва­лась как ко­декс Хам­ме­ра. В ней при­во­дит­ся та­кое суж­де­ние, по сло­вам са­мо­го Лео­нар­до: «Тя­жесть есть опре­де­лён­ная ак­ци­ден­таль­ная по­тен­ция, ко­то­рая со­зда­ёт­ся дви­же­ни­ем и вли­ва­ет­ся в сти­хию, из­вле­чён­ную или под­ня­тую в дру­гую; и столь­ко у этой тя­жес­ти жиз­ни, сколь­ко у этой сти­хии тос­ки вер­нуть­ся на ро­ди­ну».

Ру­ко­пись бы­ла рас­ши­та и пре­вра­ще­на в на­бор не скреп­лён­ных меж­ду со­бой двой­ных лис­тов, как это бы­ло при жиз­ни Лео­нар­до, ко­то­рый из­ло­жил в ней свои на­блю­де­ния за те­че­ни­ем во­ды с за­ри­сов­ка­ми во­до­во­ро­тов во­круг пре­пят­ст­вий и бур­ных по­то­ков. На­при­мер, да­ёт­ся так­же объ­яс­не­ние «пе­пель­но­го све­та» во­ды при но­во­лу­нии, о чём ска­за­но за сто лет до Га­ли­лея.

Экс­по­зи­ция вы­зва­ла боль­шой ин­те­рес у ши­ро­ких на­уч­ных кру­гов и обыч­ных по­се­ти­те­лей му­зея. Ис­сле­до­ва­те­лям уда­лось рас­шиф­ро­вать в ру­ко­пи­си сле­ду­ю­щую ав­тор­скую сен­тен­цию: «Кос­нись сво­ей ру­кой во­ды реч­ной. Она са­мая по­след­няя из уте­ка­ю­щей вдаль, но и пер­вая из при­те­ка­ю­щей вновь. Так бы­ва­ет и с на­шей жизнью…»

В свя­зи с этим умест­но вспом­нить лео­нар­дов­скую прит­чу «Ру­чей»:

«Один лег­ко­мыс­лен­ный ру­чей за­па­мя­то­вал, что сво­и­ми во­да­ми он обя­зан дождю. Од­наж­ды пос­ле оче­ред­но­го про­лив­но­го лив­ня он так не­по­мер­но раз­дул­ся и, утра­тив скром­ность, во­зо­мнил се­бя пол­но­вод­ной ре­кой. Что­бы рас­ши­рить рус­ло, раз­бу­ше­вав­ший­ся не на шут­ку глу­пыш стал под­та­чи­вать ка­ме­ни­с­тый бе­рег, раз­мы­вая зем­лю. На­ко­нец, ве­тер разо­гнал гро­зо­вые ту­чи, и сно­ва вы­гля­ну­ло солн­це. Сам то­го не ве­дая, строп­ти­вый ру­чей ока­зал­ся плен­ни­ком со­ору­жён­ной им же за­пру­ды. Что­бы не пре­вра­тить­ся в гряз­ную лу­жу и не вы­сох­нуть на солн­це­пёке, ему при­шлось не­ма­ло по­по­теть, плу­тая сре­ди раз­бро­сан­ных им кам­ней, преж­де чем он смо­жет спус­тить­ся в до­ли­ну и от­дать свои во­ды их за­кон­ной хо­зяй­ке — ре­ке».

Что­бы за­крыть те­му, на­пом­ним, что но­вым об­ла­да­те­лем хам­ме­ров­ско­го ко­дек­са в 1994 го­ду стал бо­га­тей­ший че­ло­век Аме­ри­ки Билл Гейтс.


***


Мир вско­лых­нул­ся 17 сен­тяб­ря 2012 го­да от со­об­ще­ния о том, что у ле­ген­дар­ной «Джо­кон­ды» по­явил­ся двой­ник и меж­ду­на­род­ный фонд «Мо­на Ли­за» при­сту­пил в Же­не­ве к рас­смот­ре­нию это­го сен­са­ци­он­но­го от­кры­тия, хо­тя раз­го­вор о на­ли­чии ко­пии с са­мой из­вест­ной кар­ти­ны Лео­нар­до ве­дёт­ся бо­лее ста лет. Од­наж­ды шум воз­ник во­круг мад­рид­ской ко­пии, но экс­пер­та­ми бы­ло до­ка­за­но, что она при­над­ле­жит кис­ти од­но­го из уче­ни­ков ве­ли­ко­го мас­те­ра. Вско­ре в Ан­глии был об­на­ру­жен порт­рет на хол­сте, хо­тя все кар­ти­ны Лео­нар­до на­пи­са­ны на досках.

Кар­ти­на хра­ни­лась 40 лет в од­ном швей­цар­ском бан­ке. На ней Ли­за Ге­рар­ди­ни вы­гля­дит не­сколь­ко мо­ло­же лувр­ской «Джо­кон­ды», над ко­то­рой ав­тор тру­дил­ся вплоть до са­мой смер­ти. Пре­зи­дент фон­да «Мо­ны Ли­зы» М. А. Фрей 27 сен­тяб­ря офи­ци­аль­но за­явил, что най­ден­ный хол­ст яв­ля­ет­ся пер­вым ва­ри­ан­том «Джо­кон­ды» и на его ла­зер­ное спек­тро­ско­пи­чес­кое ис­сле­до­ва­ние из­рас­хо­до­ва­но бо­лее мил­ли­о­на ев­ро. Опуб­ли­ко­ван так­же объ­ёми­с­тый том, по­свя­щён­ный это­му со­бы­тию. Од­на­ко во­прос остал­ся от­кры­тым. Не идёт ли речь о лов­кой под­дел­ке? По­жи­вём — уви­дим.


***


В ок­тяб­ре 2018 го­да на аук­ци­о­не Крис­тис в Нью Йор­ке про­изо­шло не ме­нее сен­са­ци­он­ное со­бы­тие, взбу­до­ра­жив­шее ми­ро­вую об­щест­вен­ность. Там бы­ло про­да­но за 450,3 мил­ли­о­нов дол­ла­ров не­боль­шое по­лот­но Лео­нар­до «Спа­си­тель ми­ра». На хол­сте Хрис­тос изо­бра­жён в си­них одеж­дах, в ле­вой ру­ке он дер­жит стек­лян­ный шар, а пра­вая под­ня­та в знак бла­го­сло­ве­ния. Сле­ду­ет за­ме­тить, что кар­ти­на бы­ла об­на­ру­же­на ан­глий­ским ис­кус­ст­во­ве­дом Р. Сай­мо­ном в 2005 го­ду, за­тем по­яви­лись ко­пии по­лот­на.

А в 2011-м кар­ти­на бы­ла вы­став­ле­на в На­цио­наль­ной га­ле­рее Лон­до­на на вы­став­ке, по­свя­щён­ной твор­чест­ву Лео­нар­до, что вы­зва­ло не­бы­ва­лый на­плыв по­се­ти­те­лей.

На экс­по­зи­ции бы­ло пред­став­ле­но бо­лее шес­ти­сот кар­тин, при­пи­сы­ва­е­мых Лео­нар­до, и на­пи­сан­ные с них ко­пии в раз­ное вре­мя, осо­бен­но в эпо­ху ро­ман­тиз­ма и вплоть до ХХ ве­ка. И всё же экс­пер­там уда­лось уста­но­вить под­лин­ность «Спа­си­те­ля ми­ра».

Са­ма эта сдел­ка по­би­ла все су­щест­во­вав­шие ра­нее ре­кор­ды. Тор­ги про­шли по по­ру­че­нию и от име­ни толс­то­су­ма Д. Ры­бо­лов­ле­ва, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла кар­ти­на. В не­дав­нем про­ш­лом он был пол­ным вла­дель­цем «Урал­ка­лия», а ны­не хо­зя­ин фут­боль­но­го клу­ба «Мо­на­ко».

Кар­ти­на бы­ла на­пи­са­на при­мер­но в 1500 го­ду. Это единст­вен­ная из ра­бот Лео­нар­до, на­хо­див­ших­ся в част­ном со­бра­нии. Дол­гое вре­мя она при­пи­сы­ва­лась кис­ти ко­го-то из уче­ни­ков ве­ли­ко­го мас­те­ра, ко­чуя из од­ной част­ной кол­лек­ции в дру­гую. Но экс­пер­та­ми бы­ло уста­нов­ле­но и до­ка­за­но ав­тор­ст­во са­мо­го Лео­нар­до, что и ска­за­лось на её бас­но­с­лов­ной сто­и­мос­ти. Тор­ги вы­иг­рал один са­у­дов­ский на­след­ный принц. Но — увы! — са­мо­го «Спа­си­те­ля ми­ра» ни­кто боль­ше так и не уви­дел.

В том же 2018 го­ду но­вый сюр­п­риз ждал моск­ви­чей и гос­тей сто­ли­цы на раз­вёр­ну­той в ГМИИ име­ни А. С. Пуш­ки­на так на­зы­ва­е­мой «Лей­ден­ской вы­став­ке», пред­став­лен­ной аме­ри­кан­ским биз­нес­ме­ном Т. Ка­п­ла­ном. Сре­ди дру­гих из­вест­ных по­ло­тен тог­да был вы­став­лен кро­шеч­ный ри­су­нок го­ло­вы мед­ве­дя кис­ти Лео­нар­до, став­ший изю­мин­кой всей экс­по­зи­ции.

 


***


На­сту­пив­ший 2019 год был объ­яв­лен го­дом Лео­нар­до, ког­да во всём ми­ре от­ме­ча­лось 500-ле­тие со дня смер­ти италь­ян­ско­го ге­ния. В под­го­тов­ке к этой зна­ме­на­тель­ной да­те мно­гие му­зеи ми­ра при­сту­пи­ли за­дол­го, каж­дый в ме­ру сво­их воз­мож­нос­тей. Не остал­ся в сто­ро­не и По­ли­тех­ни­чес­кий му­зей Моск­вы. Ему при­шлось про­вес­ти ряд встреч с офи­ци­аль­ны­ми ли­ца­ми, офор­мить стра­хов­ку, под­пи­сать га­ран­тий­ные обя­за­тельст­ва и до­го­во­рить­ся о предо­став­ле­нии экс­по­на­тов с ди­рек­ци­ей ми­лан­ско­го На­цио­наль­но­го му­зея на­уки и тех­ни­ки име­ни Лео­нар­до да Вин­чи.

На­ко­нец, в 2003 го­ду бы­ла тор­жест­вен­но от­кры­та раз­вёр­ну­тая экс­по­зи­ция, на­зван­ная «Мир Лео­нар­до», по­свя­щён­ная 550-ле­тию со дня рож­де­ния ге­ния. Её ос­но­ву со­ста­ви­ли экс­по­на­ты, при­ве­зён­ные из Ита­лии. Она по­ра­жа­ла всех по­се­ти­те­лей мно­гог­ран­ностью де­я­тель­нос­ти ге­ни­аль­но­го твор­ца. В раз­ных за­лах По­ли­тех­ни­чес­ко­го му­зея бы­ли раз­ме­ще­ны на стен­дах ри­сун­ки, чер­те­жи, ин­же­нер­ные раз­ра­бот­ки, а так­же де­та­ли от­дель­ных кон­струк­ций и ме­ха­низ­мы. На сте­нах бы­ли раз­ве­ша­ны ли­с­ты с наибо­лее ха­рак­тер­ны­ми вы­ска­зы­ва­ни­я­ми Лео­нар­до о на­уке и ми­ре. На тех же лис­тах бы­ли при­ве­де­ны от­рыв­ки из ру­ко­пи­сей о смыс­ле жиз­ни и при­ро­де, о че­ло­ве­ке и Все­лен­ной. Так, на вид­ном мес­те при­во­ди­лись, на­при­мер, сло­ва: «Хо­чу де­лать чу­де­са!» Ря­дом ещё од­на над­пись: «Пусть не чи­та­ет ме­ня тот, кто не ма­те­ма­тик».

А вот ещё од­но из зна­ме­на­тель­ных его вы­ска­зы­ва­ний: «И хо­тя при­ро­да на­чи­на­ет­ся с при­чи­ны, а за­кан­чи­ва­ет­ся опы­том, сле­ду­ет на­чи­нать с опы­та и с ним изыс­ки­вать при­чи­ну». При­ве­дём ещё од­ну мысль: «При­ни­мать­ся в жиз­ни за то де­ло, ко­то­рое по­том от­зо­вёт­ся на по­лот­не, а че­рез по­сту­пок пе­ре­ме­нит сло­ва в кни­ге су­деб». Воз­мож­но, здесь про­сле­жи­ва­ет­ся не­кая связь с «Джо­кон­дой».

В за­клю­че­ние со­шлём­ся на ещё од­но сме­лое вы­ска­зы­ва­ние Лео­нар­до: «Жи­во­пись — на­ука и за­кон­ная дочь при­ро­ды». Пос­ле от­кры­тия вы­став­ки в ак­то­вом за­ле му­зея про­шла меж­ду­на­род­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Твор­чес­кое на­сле­дие Лео­нар­до да Вин­чи».



***



В том же 2003 го­ду в свет вы­шла сен­са­ци­он­ная кни­га Дэ­на Бра­у­на «Код да Вин­чи», на­де­лав­шая по­всю­ду мно­го шу­ма. Са­мо про­из­ве­де­ние на­пи­са­но в тра­ди­ци­ях де­тек­ти­ва в фор­ме за­хва­ты­ва­ю­ще­го при­клю­чен­чес­ко­го по­вест­во­ва­ния. Оно на­чи­на­ет­ся с под­роб­но­го рас­ска­за о та­инст­вен­ном убийст­ве, со­вер­шён­ном ночью в од­ном из за­лов Лув­ра. Ря­дом с те­лом, а им ока­зал­ся ку­ра­тор му­зея, бы­ли об­на­ру­же­ны тет­радь по­кой­но­го с ко­лон­ка­ми мис­ти­чес­ких цифр и пись­мо на имя про­фес­со­ра Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та Ро­бер­та Лэн­г­до­на, из­вест­но­го спе­ци­а­лис­та по кон­спи­ро­ло­гии, про­жи­вав­ше­го в па­риж­ском оте­ле «Ритц».

Де­лом за­ня­лись по­ли­ция, сле­до­ва­те­ли и кри­ми­на­ли­с­ты, пы­тав­ши­е­ся рас­крыть при­чи­ну убийст­ва ку­ра­то­ра му­зея по­средст­вом най­ден­ных у не­го лео­нар­дов­ских за­ме­ток. Но все их по­ис­ки в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке не да­ли раз­гад­ки на мно­гие во­про­сы, за­ко­ди­ро­ван­ные в ру­ко­пи­сях ве­ли­ко­го твор­ца. Кни­га за­вер­ша­ет­ся стро­ка­ми, опи­сы­ва­ю­щи­ми, как по­ви­ну­ясь не­по­нят­но­му зо­ву, Ро­берт Лэн­г­дон упал на ко­ле­ни. На се­кун­ду ему вдруг по­чу­ди­лось, что он слы­шит жен­ский го­лос — го­лос муд­рос­ти, ко­то­рый до­но­сил­ся че­рез ве­ка… Он что-то шеп­чет из безд­ны, из са­мых глу­бин зем­ли.

Но как ни пы­тал­ся ав­тор «Ко­да да Вин­чи» рас­крыть сек­ре­ты ис­кус­ст­ва ве­ли­ко­го мас­те­ра и во что бы то ни ста­ло вторг­нуть­ся в ход его мыс­лей, лич­ность Лео­нар­до да Вин­чи так и оста­лась тай­ной не­по­сти­жи­мой. Бла­го­да­ря этой кни­ге, став­шей ми­ро­вым бест­сел­ле­ром, и по­став­лен­но­му по ней ре­жис­сёром Ро­ном Хо­вар­дом ита­ло-фран­ко-аме­ри­кан­ско­го филь­ма в 2006 го­ду, ко­то­рый поль­зо­вал­ся ши­ро­ким про­ка­том, в на­сту­пив­шем XXI ве­ке нет, по­жа­луй, бо­лее зна­ме­ни­той и зна­чи­мой фи­гу­ры в ис­то­рии ис­кус­ст­ва, чем Лео­нар­до да Вин­чи, став­ше­го си­но­ни­мом уни­вер­саль­нос­ти че­ло­ве­чес­ко­го ге­ния.

В под­тверж­де­ние все­го ска­зан­но­го со­шлём­ся на са­мый ран­ний ис­точ­ник под на­зва­ни­ем «Ано­ним­ный ко­декс Гад­ди», на­пи­сан­ный в XV ве­ке, ко­то­рый хра­нит­ся в цент­раль­ном ар­хи­ве Фло­рен­ции. В нём о Лео­нар­до го­во­рит­ся: «Сла­ва его име­ни на­столь­ко воз­рос­ла, что не толь­ко в своё вре­мя он был вы­со­ко по­чи­та­ем, но ещё бо­лее по­чи­та­ем сре­ди бла­го­дар­ных по­том­ков по про­шест­вии лет пос­ле его кон­чи­ны».

В мар­те 2019 го­да лю­бо­пыт­ная но­вость при­шла из Мин­ска, где на од­ном из за­во­дов мест­ны­ми умель­ца­ми бы­ла из­го­тов­ле­на по чер­те­жам Лео­нар­до сталь­ная ша­ро­об­раз­ная мо­дель, спо­соб­ная дви­гать­ся и пре­одо­ле­вать пре­пят­ст­вия; услов­но её на­зва­ли тан­ком. А вот сам ав­тор про­ек­та на­звал своё де­ти­ще бом­бар­дой или «кру­гом мол­ний» (circumfolgore).

Не про­шло и ме­ся­ца пос­ле сюр­п­ри­за из Мин­ска, как в се­ре­ди­не ап­ре­ля то­го же 2019 го­да из Фло­рен­ции при­шла оше­лом­ля­ю­щая но­вость. Экс­пер­ты при рас­смот­ре­нии ри­сун­ка «Бе­рег Ар­но» двад­ца­тид­вух­лет­не­го Лео­нар­до об­на­ру­жи­ли, что ле­вая часть ри­сун­ка на­пи­са­на ле­вой ру­кой, а его про­ти­во­по­лож­ная часть — пра­вой; на тыль­ной сто­ро­не ри­сун­ка име­ет­ся не­по­нят­ная над­пись, вы­пол­нен­ная пра­вой ру­кой. Это яв­ле­ние бы­ло на­зва­но ам­би­декст­рия.

К пя­ти­сот­лет­не­му юби­лею Лео­нар­до из­да­тельст­во АСТ вы­пус­ти­ло в но­вом оформ­ле­нии «Сказ­ки, ле­ген­ды и прит­чи». В об­нов­лён­ном из­да­нии в кни­гу вклю­че­на до­пол­ни­тель­ная гла­ва «Фан­тас­ти­чес­кие жи­вот­ные» — это ещё 30 за­нят­ных ис­то­рий, най­ден­ных в ру­ко­пи­сях Лео­нар­до.

Вы­ше бы­ло ска­за­но, как мно­го по­лез­но­го и по­учи­тель­но­го мож­но из­влечь из ка­лен­да­ря, изу­чая де­я­ния ве­ли­ких лю­дей. На на­шем ка­лен­да­ре да­та 6 ап­ре­ля — для всех нас зна­ме­на­тель­ный день, спо­двиг­нув­ший ав­то­ра этой кни­ги на прос­ти­тель­ную дер­зость, свя­зан­ную с ны­неш­ней его ра­бо­той. Пе­ре­фра­зи­руя дру­го­го ве­ли­ко­го по­эта, так и хо­чет­ся вос­клик­нуть: «Я се­бя под Пуш­ки­ным чи­щу, чтоб при­бли­зить­ся к Лео­нар­до!»

Труд­но пред­уга­дать, сколь­ко ещё за­га­док, тайн и не­из­ве­дан­но­го та­ит в се­бе твор­чест­во Лео­нар­до да Вин­чи…
 


Ви­пер Б. Р. Италь­ян­ский Ре­нес­санс. XIII–ХVI. М., 1977.
В 2004 го­ду кни­га вы­шла в пе­ре­во­де Н. В. Рейн. М.: из­да­тельст­во АСТ.
Из­да­тельст­во АСТ, Моск­ва, 2019.

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru