Книга Евгения Волкова кутается в целых две суперобложки – не потому, что в типографии что-то напутали или автор с издателем, так и не решив, какой вариант лучше, оставили оба. «Натюрморт» – редкий сегодня случай, когда книга для взрослых начинает играть с читателем уже на стадии открывания. Вы смотрите на первую обложку, где написано «Евгений Волков Натюрморт» и, хотя подсознательно вы ждете чашку кофе на столе, или морс в большом графине, или розу в хрустале, или бронзовую вазу, или грушу или торт, или все предметы сразу – увы, тут нету ничего, кроме темноты. При желании можно придумать объяснение в духе Сент-Экзюпери – понимаете, это просто спелые баклажаны на обсидиановом столе ночью – но всё равно как-то тревожно.
Вы снимаете первую обложку – и видите все ту же надпись «Евгений Волков Натюрморт», но теперь – над зеркальным прямоугольником, в котором несколько размыто отражаетесь вы сами. Привет от Козьмы Пруткова с его слоном-буйволом. И немножко нехорошо становится, если вспомнить, что «натюрморт» в буквальном смысле означает «мертвая природа».
Вы снимаете и второю обложку – и оказывается, что из-за натюрморта вы переживали зря. Там уже нет ничего, кроме зеркала. Дзенский учитель на этом бы и закончил, а у Волкова с этого все только начинается. Причем читая «Натюрморт», понимаешь, что у двух суперобложек, пожалуй, есть и прагматическая задача – защитно-согревающая. Лирический герой книги живет в месте весьма и весьма неуютном. Что, впрочем, не мешает ему развлекаться.
Есть люди как люди, есть люденс как люденс. Евгений Волков – люденс. Игра в его творчестве – не невинное средство украшения текста, а серьезный культурный ритуал.
Каламбуры, забавные неологизмы, потешные переклички с масскультовыми образами... игра слов в системе образных средств – как самый большой барабан в симфоническом оркестре. БА-БАХ! – ни с чем не спутаешь и только попробуй не заметить. Слабые авторы часто возлагают на этот барабан чуть ли не все свои надежды, поскольку остальными инструментами владеют плохо, а тут, казалось бы, всего и дела-то: размахнись да бей. Результат такого «размахнись», как правило, оказывается плачевен. Но что, если автор виртуозно владеет ударными, а скрипки и флейты ему не нужны вовсе? Поищите в интернете, и вы обнаружите прекрасные, серьезные современные музыкальные произведения для перкуссии. Именно с такой музыкой можно сравнить «Натюрморт».
В формальном плане Евгений Волков – аскет. У него очень узкий ритмический диапазон, крайне маленькая вариация объема стихотворения, нет никаких композиционных ухищрений, фактически нет того, что можно было бы назвать действием, явных персонажей всего два – лирический герой-повествователь и его возлюбленная, но и они – лишь помощники затейливых слов. А вот слова здесь как раз – самое главное. Они в поэзии Волкова – и пейзаж, и сюжет, и действующие лица. Они живут в тексте ярчайшей индивидуальной жизнью, чтение Волкова напоминает наблюдение за карнавальной процессией, бесконечным шествием удивительных вербальных существ, причудливо совмещающих в своих костюмах и масках верх и низ, сакральное и профанное.
Но в отличие от средневековых мистерий, разумно вписанных в предсказуемый круговорот природы, мир Евгения Волкова – это нескончаемо безумный мир, управляемый кровожадными глупцами, мир страшный и обреченный,
где вдоль дороги в неподдельный ад
уже стоят мишени ростовые —
и по привычке вековой слепые
сидят и собирают автомат…
А на иллюстрациях Александра Сушкова собирается в современно-средневековом пейзаже не то троица, не то «тройка» из жутких пугал в птичьих масках... вряд ли стоит ожидать на этом поле благословенного урожая.
«Натюрморт» – поистине впечатляющий гибрид фантасмагорического потока сознания и жесткого политического памфлета о современной Беларуси (именно там живет Евгении Волков) и не только о ней. Изучать созданное Волковым образное полотно можно бесконечно долго – и бесконечно долго метаться между отчаянием и чистой лингвистической радостью его мрачной игры.
Что же остается в этом кошмаре маленькому человеку? Исчезнуть с лица земли автор его не призывает – кажется, он на его стороне. Вариантов занятий в краю, где «откалиброваны горбы под родины особенные стати» много. Жить жизнью, что «проста, как табурет, который сделал сам». Мыть окна, чтобы убедиться, что снаружи – война. Задавать мирозданию неудобные вопросы и получать неприятные ответы. Любить – раблезианской любовью на разрыв всего и вся. Смотреться в зеркало обложки. Осознавать, что и ты сам – то ещё чудовище. Надеяться на что-то.
Но есть ли в жутком универсуме надежда? Непохоже, но...
но в судный день когда нас всех разбудят
зачем спросите вы у тишины
смешались в эту кучу кони люди
летят над полем тучные шмели —
и свирепейник вызревает люто
и бабочек ловить на дальний хутор
военные уходят корабли
уходят без ветрил и без руля —
наверное туда где их там нету
седые стены древнего кремля
украсит утро нежным несусветом…
Возможно, в свете этого несусвета станет ясно, что не зря были и отчаяние, и игра.