top of page

De profundis

Freckes
Freckes

Людмила Волошина

Живопись Антона Овсяникова или несколько слов о реализме.

Искусствоведческое эссе

В галерее VNUTRI в Санкт-Петербурге проходит выставка художника Антона Овсяникова. Представлен хороший такой, добротный реализм, академическая школа.

Народ ходит, восхищаясь правдивостью написанного, чистотой линии и красотой колорита. Любуется пушистым снегом в сосновом бору, прекрасно написанными стогами под снегом, красивыми натюрмортами. И уходят, унося с собой частичку высокой красоты.

Где её теперь взять, эту красоту, которая так необходима человеку, который на самом деле такой же прекрасный, как эта природа. Потому что изначально таким и задуман. Такого рода красота всё реже появляется в искусстве. Художник, как будто стесняется её изобразить в таком нетронутом собственными интеллектуальными измышлениями виде. И в чём здесь новизна, когда эти боры и стога уже переписаны множество раз? Современному потребителю культурного продукта хочется чего-нибудь эдакого, броского, цепляющего глаз.

Но в большинстве своём, всё же, современный зритель и ходит в театры, музеи, филармонии за этой вот красотой. За тем, чего вряд ли по телевизору увидишь. Во всяком случае, в отличном качестве и в прекрасной обстановке. Человеку эта красота реального нужна. Он сам часть этой красоты. И в целом, красота, как и искусство даны нам в утешение и возрастание. Мы, сами того не замечая, цепляемся глазом за эту красоту, кто-то реже, кто-то чаще. Кому-то красотой кажется яркое, кому-то приглушённое. Кому-то полыхающее многоцветьем, а кому-то полупрозрачное и тонкое. Красота многообразна, ею мир наполнен с избытком. Она содержится даже там, где не ступала нога человека и где не проникал его пытливый взгляд. Она, как тончайшая вуаль, которая покрывает весь этот мир.

Художник, как никто другой видит эту красоту, его глаз на неё заточен. Но не каждый берётся за это дело – её изображения. Потому что знает, что он –индивидуальность. А индивидуальность должна выдать что-то непохожее, оригинальное. Может быть, изобразить эту сосну в виде пирамиды, а стог перевернуть вверх дном. И чтобы написать это так, как природой создано, художнику теперь нужно определённое мужество. То есть, на время отказаться от этого Я, которому иногда и сказать-то нечего. А дать простор тому искреннему чувству восторга, который ты испытал, глядя на эту красоту. Но, когда у художника уже это Я сложилось, и он уверен, что его мировоззрение основано не на пустом месте, а отступая от него, он отступает от самого себя, тогда он пишет так, как только и может писать. Конечно, современному художнику живётся непросто, особенно семейному. Картины могут быть не востребованы. Каждый ищет свои пути. Путь реалистической живописи, который выбрал Антон Овсяников – это его путь. И, наверное, поэтому, его работы отличаются такой искренностью.

Собственно, пора уже написать и о самой выставке, об особенностях представленных на ней работ. Стоит задуматься – откуда у русского человека такая привязанность к реализму? Ответом на вопрос и может послужить живопись Антона Овсяникова. Его реализм, как и реализм предшествующих эпох, как и реализм будущего в русском искусстве связан с определённым мировоззрением. И это мировоззрение - религиозное. Желание изображать окружающую действительность правдиво говорит об искреннем чувстве художника к миру, как прекрасному творению. Вся русская реалистическая пейзажная живопись отражает не просто красоту родной природы, но, в первую очередь, чувство художника. И это чувство – любовь и восхищение Божьим Творением. Это умение рассмотреть сквозь видимое красоту нездешнего, преображённого мира. Поэтому так часто в пейзаже звучит и тема тишины. Именно тишина даёт нам возможность того необходимого созерцания, которое обращает наши взоры в глубины самих себя. Поиск происходит не вовне, а внутри, там, где обитает наша индивидуальность, предназначенная к преображению. В работах Овсяникова есть и эта тишина, и молчание. Умение соединить динамику образа и созерцательную тишину представлено в картинах певца этой необыкновенной тишины – Михаила Нестерова. Антон Овсяников является здесь достойным продолжателем этой темы.

Помимо пейзажей, представленные на выставке натюрморты, заслуживают отдельного рассмотрения. Их отличает любовь не только к красоте вещи, но и в целом, любовь к человеку. Как в картинах «Ивановская 7» или «Печь» можно любоваться и прекрасно изображённой фактурой старой вещи, и одновременно ощущать искренний интерес художника к человеку. Ведь в каждом из этих натюрмортов – человеческая история. И это не вещи, отличающиеся изысканной эстетикой, а простые предметы обихода простых же людей. И сами эти люди, как правило, крестьяне, занятые трудом, населяют картины Овсяникова. Рядом с ними художник часто изображает животных. И в этом видна традиция, идущая из глубин нашей родной истории, когда рядом с человеком, всегда жили животные, составляя крепкое единство.

Живопись Антона Овсяникова очень традиционна, в том высоком смысле, в каком традиционными для нас являются такие понятия как любовь ко всему живому и своей родной земле. В простых сюжетах его картин и заключён тот правильный патриотизм, который связан с нашим личным, интимным переживанием Родины.


Жайляу. Казахстан. 2009
Жайляу. Казахстан. 2009

Полдень. 2012
Полдень. 2012

Дорога. 2016
Дорога. 2016

Дыхание осени, 2023
Дыхание осени, 2023

Печка. 2023

fon.jpg
Комментарии

Share Your ThoughtsBe the first to write a comment.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page