top of page

Букинист

Freckes
Freckes

Владимир Спектор

«Если сжигаются книги, то воцаряется тьма…»

О книгах Владимира Шестакова

Шестаков В. К. Поздние всходы Избранная лирика. Кременчуг: NovaBook, 2022. 212 с. ISBN 978-617-639-383-2



Шестаков В. К. Стезёю сатиры: ирония, юмор, сатира. Кременчуг: NovaBook, 2022. 136 с. ISBN 978-617-639-371-9



           

Известно, что не все поэты — юмористы, и не все юмористы — поэты, даже если пишут в рифму. Но всё же есть такие авторы, которым удаётся объединить в своём творчестве настоящую поэзию с остроумием. Один из них, на мой взгляд, это поэт Владимир Шестаков, чьи произведения с одинаковым успехом украшают и поэтические рубрики, и юмористические страницы литературных изданий. Причём фраза «Человек талантливый талантлив во всём» в этом случае тоже уместна, ибо врачебные способности автора также известны и почитаемы многими пациентами. Возможно, медицинский опыт помогает в какой-то мере глубже познавать внутренний мир людей, а может быть, житейская мудрость, наблюдательность и ироничный склад ума проявляются в афористичности и парадоксальности творчества. Подтверждают это книги Владимира Шестакова «Поздние всходы» и «Стезёю сатиры», в которых автор представил и серьёзную поэзию и свои иронизмы, сатиризмы, лаконизмы… Всё как в жизни, в которой комедия и трагедия всегда рядом. Да что рядом, они дополняют друг друга, переплетаясь, как говорится, корнями и кронами.

            В восьми строчках (а это его излюбленная стихотворная форма) Владимиру Шестакову зачастую удаётся рассказать больше, чем иным авторам в десятке четверостиший. Эмоциональная насыщенность в соединении с лаконичным стилем усиливает эффект восприятия. Его строки, повествующие о событиях, которые невозможно забыть (хотя, многие стремятся к этому), привлекают искренностью и лиризмом. Они трогают душу, помогая вспомнить и словно заново осознать то, что вершилось тогда, а также задуматься над тем, что происходит сейчас. Он пишет подчёркнуто просто, но в то же время образно, правдиво и честно. В условиях, когда рушатся памятники солдатам-освободителям, а жертвы и палачи неожиданно меняются местами, эти стихи — пусть не подвиг, но поступок. И в них поэзия и позиция автора равноценны. Вероятно, это тот самый случай, когда перо приравнивается к оружию. Оружию правды и совести.

           

            «С дочкой собираться начали с утра: платье и еда, прибрано в квартире… Им, как оказалось, в путь уже пора, и сошлись в одной все дороги мира. В ту дорогу с ними выйдет мал и стар… (График и маршрут выверены строго!) Солнце потускнело сразу за порогом… Мама собиралась с дочкой в… Бабий Яр».

            «Он лежал и в открытых глазах отразилось навеки небо… Смерть держала его на руках и была, как всегда, нелепой. …Потянулись на юг журавли, и в дымах утопало лето… Он был лучшим поэтом Земли! Но узнать не успел об этом».

            «Заметят космонавты в корабле на верном курсе околопланетном: Окопы — это шрамы на Земле, что явственно из космоса заметны».

            «Слова взлетают до небес… Ты для меня была верна. Я всё скучаю по тебе, меня взрастившая страна».

           

            Кому-то эти слова западут в самую душу, а кто-то ухмыльнётся, не желая вникать, понимать, сопереживать, в угоду времени и обстоятельствам выбросив из памяти всё хорошее, что было в прошлом, вспоминая только плохое. А ведь обиды и злорадство никогда не были близки к справедливости. И получается, что помнить добро — это тоже достоинство. Автор помнит и не стесняется об этом говорить. «Иногда, чтобы гнуть свою линию, надо проявлять гибкость». «Мудрено отыскать путь в Европу, освещая его факелами»… Это — тоже Шестаков. Жаль, что в сатирический сборник он не поместил свои фразы и афоризмы. Видимо, они ждут отдельной книги. Но и в этих двух, о которых идёт речь, достаточно сказано о времени и его приметах, о правде и вранье, ненависти и нетерпимости, о дорогах, которые, вроде, каждый выбирает для себя. Но, оказывается, не только для себя, но и для страны. И ещё о том, что платить за всё приходится судьбой и кровью, а война и мир — по-прежнему, не только слова из названия великой книги, но и понятия, определяющие жизнь и судьбу.

           

            «Все у разных теперь баррикад, что людей навсегда разделили… Даже брата не слушает брат, между ними не вёрсты, а — мили… Докатились до крайней межи, всяк своею всё меркою мерит… Кто живёт добровольно во лжи, тот и в правду уже не поверит».

            «Чередою — годы, лица… Но не внемлют человеки: “Кровь людская — не водица!” — а её как прежде — реки».

            «Ничто никогда не изменится, такая уж суть человечества. Хоть вертится времени мельница, но это с годами не лечится. Примеры тому очевидные: (хоть правда всегда неугодная) — верхи, как всегда, ненасытные, низы — неизменно голодные».

            «И расклад любой войны таков: защищая старых богачей, гибнут в битвах дети бедняков».

           

            О чём пишет каждый поэт? Ответить можно в стиле Шестакова, кратко и лаконично: о жизни. Причём, во всех её проявлениях. Он сам своим творчеством это и подтверждает. Наверное, главное в этом вопросе — «не о чём, а как»? Ответ: «По возможности талантливо». Наверное, к этому стремятся все авторы. По крайней мере, к оригинальности и самобытности. Вырабатывая свой стиль, взгляд, манеру. Стараясь быть понятым. Ведь именно в этом, по одной из формулировок, заключается счастье. Но прежде чем писать о счастье, находятся строки о поэзии и поэтах, а вместе с этим — о свете и тьме, вечности и состоянии души в житейской мимолетности и быстротечности:

           

            «Для нас навеки Пушкин — современник, как Лермонтов, Есенин, Тютчев, Блок… Здесь не наступят вовсе перемены, для них судьбой иной начертан срок».

            «Вечно плетутся интриги… Но осознать нет ума: если сжигаются книги, то воцаряется тьма».

            «В расцвете сил иль много лет на пенсии, в городе иль где-нибудь в глуши — поэзия не может быть профессией, это состояние души».

            «Не прельщают яркие метафоры, в текстах ничего не задевает. Извините, нынешние авторы! Мне вполне и Чехова хватает».

           

            Песенная классика рекомендует «о любви не говорить», ибо «о ней всё сказано». Сказано много, но тем не менее «эта музыка будет звучать вечно», внять такому совету невозможно. И потому стихи о любви пишутся, и без них поэзию даже представить трудно. Каждый пишет по-своему, кто-то с трепетом и нежностью, кто-то с иронией и назиданием. Опыт и чувства подсказывают слова, проявляя любовь желанную, нежданную и неизбежную.

           

            «Любовь бывает без утех, судьба себя являет злая: мы зачастую любим тех, кто даже этого не знает».

            «Созрело давно понимание, для каждого смысл уловим: приятно быть в центре внимания, но лучше — чтоб в центре любви».

            «Даже в начале пути, где далеко до конца, общий язык не найти, ежели порознь сердца».

            «Вам совет один и без затей, что всегда полезен и повсюду: балуйте, как можете, детей, после вас их баловать не будут».

           

            Не зря говорят, что знание — это сила, а любовь — это жизнь. О жизни со знанием и любовью к ней пишет Владимир Шестаков. А есть ли сила у стихотворений? Обычно она незаметна, но наверняка нравственность и добрый настрой, стремление к справедливости и пониманию — это и есть элементы той самой «мягкой силы», присущей поэзии. Придирчивый читатель может найти избыток дидактизма, некую тривиальность выводов, но это не отменяет достоинства поэтических строк — искренность, житейскую мудрость, правдивый лаконизм гуманного и неравнодушного авторского взгляда.

           

            «В школе детишки не все увлечённые (в этом извечное есть постоянство). Станут прилежные лишь подчинёнными, а шаловливые — их же начальством».

            «В зрелости меньше мечтаний, меньше и глупостей вроде. Мудрость приходит с годами, правда, с маразмом уходит».

            «Это отмечают аналитики (вряд ли мысль появится другая): есть и неподкупные политики — те, которым мало предлагают».

            «Можно, пожалуй, пожить на чужбине, выучить сносно язык неродной… Но неизменно одно и поныне: там, на чужбине, ты вечно чужой».

           

            Чужбину, о которой точно пишет Владимир Шестаков, с родными краями более всего объединяет природа. Ни общественно-политический строй, ни сторона света не влияют на красоту полей и лесов, протяжную истому степных просторов. И это тоже одна из главных и основных тем поэтического творчества поэтов всех стран и народов во все времена.

            Вот и Владимир Шестаков пишет об этом, и его мелодия души, в которой времена года созвучны времени жизни, понятна и близка читателю.

           

            «Но ежели сезонов смены нет, тогда придётся лично обратиться: “И пусть тебя расхваливал поэт, унылая, пора бы завершиться”…».

            «Увядает осень, увядает… Всё видней морщины на коре, светлый день неудержимо тает, чтобы вовсе сжаться в декабре. Машет осень жухлым опахалом: мол, в дорогу ей пора уже… Листья ретушируя устало, оставляет золото в душе».

            «Руки запомнятся мамины, игры с большими секретами… Лето запомнится давними песнями нами пропетыми».

           

            Закрыта книга, прочитаны стихи и песни… Что остаётся в памяти? Созвучность мысли и авторской позиции, актуальность иронии и сарказма, оригинальный лаконизм поэтического слова… Наверное, главное — всё же актуальность, причём она — вневременная. Как совесть и порядочность, правда и искренность. И ещё — неравнодушие. И потому каждый читатель найдёт в книге что-то своё. Наверное, ради этого и пишутся книги. Найти близкую душу, поделиться своими чувствами и переживаниями — в этом один из главных смыслов литературного творчества. Владимиру Шестакову, по моему мнению, это удалось.

fon.jpg
Комментарии

Share Your ThoughtsBe the first to write a comment.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page