Интервью
Дмитрий Тугаринов
«Бюст мецената» за 12 миллионов долларов
Интервью с Дмитрием Тугариновым
Дмитрий Никитович Тугаринов — народный художник РФ, академик Российской академии художеств, профессор кафедры скульптуры и композиции Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Калининградском музее изобразительных искусств, Доме-музее Германа Брахерта (г. Светлогорск, Калининградская обл.), музеях изобразительных искусств в Ярославле, Комсомольске-на-Амуре, Бишкеке, парке скульптуры Калипхофф в Бельгии, Берлинер Банке в Германии, Музее Пула в Великобритании, в частных собраниях в России, Бельгии, Германии, Италии, Иране, Франции, Швейцарии.
Его работы сочетают в себе глубокое знание лучших традиций отечественной и мировой скульптуры и новаторские решения, демонстрируют современному миру искусства богатейший потенциал «классики» в новых, неожиданных формах и аспектах. Обладая неограниченным потенциалом в самых разных жанрах, он выразительно раскрывает свои идеи»
Президент Российской академии художеств
Зураб Церетели
Российский скульптор Дмитрий Николаевич Тугаринов создал памятники генералиссимусу А. В. Суворову (1999, перевал Сен-Готард, Швейцария), герцогу Фердинанду Ангальт-Кетенскому (2012, Аскания-Нова), участвовал во множестве других значимых и неподражаемых международных проектах, принял предложение от основателей музея «Дорога к Пушкину» Б. А. Диодорова в 2023 году создать портрет победителя учреждённого музеем конкурса «Филантроп» — портрет современного мецената.
Музей «Дорога к Пушкину» открылся 22 июля 2016 года на Тверской земле в селе Погорелое Городище по дороге из Петербурга в Москву. Это был Божий промысел. Премию за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства иллюстрации, полученную от Президента РФ Владимира .Путина, художник Б. А. Диодоров потратил на основание и развитие музея.
— Переживёт ли бюст мецената рейтинги самых богатых людей таких изданий, как Forbes и «Сноб»?
— Как сказал Дональд Томпсон в своей знаменитой книге «Как продать чучело акулы за 12 миллионов долларов», чтобы продать полуразложившиеся останки акулы за кругленькую сумму, нужно создать красивую легенду о том, откуда этот экспонат вообще взялся, а также сделать видимость ажиотажного спроса на данный товар. С искусством произошла серьёзная трансформация. Случилась она после второй мировой войны в 1947 году, когда появились аукционы. Вот, например, в моей мастерской есть бронзовый элитный кот. Хозяин его захотел иметь такую скульптуру. Кот сидел у меня в мастерской, позировал, а я его лепил с натуры.
Дональд Томпсон очень умный человек был, в своей знаменитой книге «Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» он даёт ответ на этот вопрос. В искусстве должна быть тайна. Вот говорят, что тайное всегда становится явным. Для искусства же важно, чтобы тайное никогда не становилось явным. Часто бывает так: задумаешь одно, получается — другое. Не совсем противоположное, но удалившееся от замысла. Вот на этом этапе и появляется тайна, о которой я говорил.
— Дмитрий, почему вы приняли предложение Бориса Диодорова, основателя музея «Дорога к Пушкину», создать бюст мецената?
— Знакомство с Борисом Аркадьевичем Диодоровым у меня произошло во время конкурса на создание памятника Гансу Христиану Андерсену. Мы с Борисом Аркадьевичем ездили в Данию, организовали совместную экспозицию в Русском культурном центре в Копенгагене — с тех пор мы соратники и друзья, близкие по духу люди. Именно поэтому я принял его идею и предложение создать бюст мецената — победителя благотворительного конкурса музея Пушкина. Исполнить портрет мецената — победителя по фотографии будет сложно. Для того чтобы создать уникальную скульптуру, портрет, необходимо встретиться с человеком лично, заглянуть к нему в душу и голову, узнать, чем увлечён, создать психологический портрет.
— В каком материале будет выполнен портрет победителя? Сколько времени уйдёт на его создание?
— «Филантроп» будет исполнен в бронзе. Сейчас в мраморе мало кто работает. У меня есть некоторое количество мраморных портретов, например «Одуванчик». Был у нас слесарь. Звали его Витя Шелунцев. Физиономию он имел ярко-розового цвета, остренькие голубенькие глазки и здоровую шевелюру абсолютно белых кудрявых волос. За что и получил прозвище Одуванчик.
Бронза — эффектно и дорого. Бронзу льют на каждом шагу, а мрамор — нет. Почему? А потому что сложно. Бронзу, что: раз-два и отлил. Да, дорого.
— Как будет выглядеть скульптурный портрет?
— Портрет — очень широкое понятие. Памятник — это тоже портрет. Портрет — не только голова, рот, нос и уши. Это может быть любая композиция. У меня девяносто процентов работ — это портреты: «Александр Васильевич Суворов», «Г. Х. Андерсен», «Портрет Авилова», «Сергей Филатов», «Афина», «Скульптор Габе», «Миша Черепашинец», «Маршал Жуков». Я создаю портрет композиционный, чтобы было интересно.
Академический реализм «влезает в портрет» в широком понимании слова. Конный портрет — необязательно всадник верхом на лошади. Человек может стоять рядом с лошадью, её чистить. Я получил Гран-при в Праге в 1984 году на международном конкурсе «Портрет современника» за скульптуру простого моряка дальневосточника в мраморе — «Матрос Быковский».
Интервью взяла Наталья Новак
Очень понравилась идея создания портрета мецената-победителя для уникального музея "Дорога к Пушкину". Вероятно, скульптурный бронзовый портрет получится эффектным и психологически-точным, в лучших классических традициях и с учетом современных тенденций.