top of page

Ab ovo

Freckes
Freckes

Леонид Улановский

Заметки на полях Торы

Продолжение, начало в № 57

191. Шмини, 10:17. Почему вы не съели эту грехоочистительную жертву на святом месте?             192. Шмини, 10:19. И говорил Аhарон, обращаясь к Моше: «…Если бы я ел грехоочистительную жертву сегодня, было бы это угодно Б-гу?»                         Тазрия. Нет вопросов.             Мецора. Нет вопросов.             Ахарей. Нет вопросов.             Кдошим. Нет вопросов.             Эмор. Нет вопросов.                         193. Беhар. 25:20. А если скажете: «Что же мы будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?»                         Бехукотай. Нет вопросов.             Бемидбар. Нет вопросов.             Насо. Нет вопросов.                         194. Беhаалотха, 11:4. А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти, и снова заплакали сыны Израиля, и сказали: «Кто накормит нас мясом?»             195. Беhаалотха, 11:11. И сказал Моше Б-гу: «Зачем сделал ты зло рабу Твоему, и отчего не удостоился я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня?»             196. Беhаалотха, 11:12. Разве я носил во чреве весь народ этот, или я родил его, что ты говоришь мне: неси его в лоне твоём, как носит пестун ребёнка, в страну, которую ты поклялся отдать отцам его?             197. Беhаалотха, 11:13. Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу, когда плачут они передо мной, говоря: «Дай нам мяса и будем есть»?             198. Беhаалотха, 11:18. А народу этому скажи: готовьтесь к завтрашнему дню и будете есть мясо, ибо плакали вы, обращаясь к Б-гу, говоря: «Кто накормит нас мясом?»             199. Беhаалотха, 11:19. Не один день будете вы есть, и не два дня, и не пять дней, и не десять дней, и не двадцать дней.             Беhаалотха, 11:20. Но в течение месяца, пока оно не выйдет у вас из носа и не станет для вас отвращением, за то, что гнушались вы Б-гом, который среди вас, и плакали пред ним, говоря: зачем это мы вышли из Египта?             200. Беhаалотха, 11:22. И даже если мелкий и крупный скот зарезан будет для них, хватит ли этого им?             201. Беhаалотха, 11:22. Даже если все рыбы морские собраны будут для них, хватит ли этого им?             202. Беhаалотха, 11:29. И сказал ему Моше: «Не ревнуешь ли ты за меня?»             203. Беhаалотха, 12:2. И сказали: «Разве только с Моше говорил Б-г?»             204. Беhаалотха, 12:8. Из уст в уста говорю я с ним, и явно, а не загадками, и образ Б-га видит он, как же не боитесь вы говорить против раба моего, Моше?             205. Беhаалотха, 12:14. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Если бы отец её плюнул ей в лицо, разве не скрывалась бы она в стыде семь дней?»             206. Шлах, 14:3. Зачем Б-г ведёт нас в страну эту, чтобы пали мы от меча?             207. Шлах, 14:3. Чтобы жёны наши и малые дети наши стали добычей?             208. Шлах, 14:3. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?             209. Шлах, 14:11. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «До каких пор будет гневить меня этот народ и до каких пор не поверят они в меня — при всех знамениях, которые я совершил среди него?»             210. Шлах, 14:27. До каких пор терпеть мне это злое общество, которое подстрекает сынов Израиля роптать на меня?             211. Шлах, 14:45. И сказал Моше: «Зачем вы нарушаете веление Б-га?»             212. Корах, 16:10. И приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви, с тобой, — а вы просите ещё и священнослужения?             213. Корах, 16:11. Поэтому ты и все сообщники твои собираетесь против Б-га, Аhарон же тут при чём, что вам роптать на него?             214. Корах, 16:13. Разве мало того, что вывел ты нас из страны, текущей молоком и мёдом, чтобы умертвить нас в пустыне?             215. Корах, 16:13. Ты ещё и властвовать хочешь над нами?             216. Корах, 16:14. …Неужели глаза тем людям выколешь?..             217. Корах, 16:22. И пали они ниц, и сказали: «Вс-сильный, Вс-сильный душ всякой плоти! Один человек согрешил, а ты на всё общество гневаешься?»             218. Корах, 16:28. Всякий приближающийся, который приближается к обиталищу Б-га, умирает. Не обречены ли мы все на смерть?             219. Хукат, 20:4. Зачем привели вы собрание Б-га в эту пустыню?             220. Хукат, 20:4. Чтобы умереть тут нам и скоту нашему?             221. Хукат, 20:5. Зачем вывели вы нас из Египта?             222. Хукат, 20:5. Чтобы привести нас в это дурное место, лишённое посева и смоковниц, и винограда, и гранатов?             223. Хукат, 20:10. И созвали Моше и Аhарон собрание перед скалой, и сказал им Моше: «Слушайте же, строптивые: не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?»             224. Хукат, 21:5. И роптал народ на Вс-сильного и на Моше: «Зачем вывели вы нас из Египта?»             225. Хукат, 21:5. Чтобы умереть в пустыне?             226. Балак, 22:9. И явился Вс-сильный к Бильаму, и сказал: «Кто эти люди у тебя?»             227. Балак, 22:28. И отверз Б-г уста ослицы, и сказала она Бильаму: «Что сделала я тебе, что ты бил меня три раза?»             228. Балак, 22:30. И сказала ослица Бильаму: «Но ведь я же ослица твоя, на которой ездил ты издавна и до сего дня! Разве было у меня обыкновение так поступать с тобою?»             229. Балак, 22:32. И сказал ему ангел Б-га: «За что бил ты ослицу твою уже три раза?»             230. Балак, 22:37. И сказал Балак Бильяму: «Ведь я посылал к тебе звать тебя! Почему не шёл ты ко мне?»             231. Балак, 22:37. Неужели я не смогу оказать тебе почести?             232. Балак, 22:38. И сказал Бильям Балаку: «Вот пришёл я к тебе теперь. Могу ли я что-нибудь говорить?»             233. Балак, 23:8. Как проклинать мне того, кого Вс-сильный не проклинает?             234. Балак, 23:8. И как гневаться мне, если не гневается Б-г?             235. Балак, 23:11. И сказал Балак Бильяму: «Что ты сделал со мною?»             236. Балак, 23:17. И пришёл он к нему, а он стоит у жертвы всесожжения своего, и князья Моава с ним. И сказал ему Балак: «Что говорил Б-г?»             237. Балак, 23:19. Не человек Вс-сильный, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы передумывать. Неужели скажет он и не сделает, будет говорить и не исполнит?             238. Балак, 24:22. Даже если разорён будет Каин, то долго ли будет Ашур держать тебя в плену?             239. Балак, 24:23. И произнёс он притчу свою, и сказал: «О, кто останется в живых, когда сделает это Вс-сильный?»             240. Пинхас, 27:4. Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его?             241. Пинхас, 27:4. Из-за того ли, что нет у него сына?             242. Матот, 32:6. И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: «Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?»             243. Матот, 32:7. Зачем склоняете вы сердце сынов Израиля не переходить в страну, которую дал им Б-г?                         Масъэй. Нет вопросов.                         244. Дварим, 1:12. Как же мне одному носить заботы ваши и распри ваши?             245. Дварим, 1:28. Куда подниматься нам?             246. Дварим, 1:32. И в этом деле вы не верите Б-гу?, Вс-сильному вашему, (33) который идёт перед вами по пути, чтобы высмотреть вам место для стоянки вашей — в огне ночью, чтобы указать вам дорогу, по которой вам идти, и в облаке днём?!             247. Ваэтханан, 3:24. Г-дь Б-г! Ты начал показывать рабу твоему величие твоё и мощную руку твою; кто же тот Вс-сильный на небе и на земле, который совершил бы подобное деяниям твоим и свершениям твоим?             248. Ваэтханан, 4:7. Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Б-г, Вс-сильный наш, каждый раз, когда мы взываем к нему?             249. Ваэтханан, 4:8. И кто такой народ великий, у которого установления и законы справедливы, как всё это учение, которое я даю вам сегодня?             250. Ваэтханан, 4:32. Ибо спроси о временах прежних, что были до тебя, с того дня, когда сотворил Вс-сильный человека на земле и от края неба до края неба, — было ли что-либо, подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное этому?             251. Ваэтханан, 4:33. И слышал народ голос Вс-сильного, говорящего из огня, — как слышал ты, — и остался жив?             252. Ваэтханан, 4:34. Или пыталось ли божество прийти и взять себе народ из среды народов испытаниями, знамениями, и чудесами, и войною, и рукою мощною, и мышцею простёртою, и страхом великим, как всё, что сделал для вас Б-г, Вс-сильный ваш, в Египте на глазах твоих?             253. Ваэтханан, 5:22. Но теперь, зачем нам умирать?             254. Ваэтханан, 5:23. Ибо какой человек, услышав голос Вс-сильного Б-га живого, говорящего из огня, как мы, и останется в живых?             255. Ваэтханан, 6:20. Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «Что это за свидетельства, и установления и законы, которые повелел Б-г, Вс-сильный наш, вам?»             256. Экев, 7:12. Если скажешь в сердце своём: «Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?»             257. Экев, 9:2. Народ великий и высокорослый, великанов, о которых ты знаешь и о которых ты слышал: кто устоит против великанов?             258. Экев, 10:12. А теперь, Израиль, чего Б-г, Вс-сильный твой, требует от тебя?                         Ръэ. Нет вопросов.                         259. Шофтим, 18:21. А если скажешь в сердце своём: «Как узнаем мы слово, которого не говорил Б-г?»             260. Шофтим, 20:19. Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое — это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?                         Теце. Нет вопросов.             Таво. Нет вопросов.                         261. Ницавим, 29:23. И скажут все эти народы: «За что поступил Б-г так с этой страной?»             262. Ницавим, 29:23. Чем вызван великий гнев этот?             263. Ницавим, 30:12. Не на небесах она, чтобы сказать: «Кто поднялся бы для нас на небеса, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»             264. Ницавим, 30:13. Не за морем она, чтобы сказать: «Кто бы отправился для нас за море, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»             265. Ваелех, 31:17. И возгорится гнев мой на него в тот день, и оставлю я их, и сокрою лик мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Вс-сильного моего среди меня, постигли меня беды эти?»             266. hаазину, 32:6. Б-гу ли воздаёте вы это, народ подлый и неумный?             267. hаазину, 32:30. Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы не продал их защитник их, и Б-г не выдал бы их?             268. hаазину, 32:37. И скажет он: где боги их, твердыня, у которой искали они защиты?             269. hаазину, 32:38. Которые ели жир жертв их, пили вино возлияний их?             270. Браха, 33:29. Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником твоим?                         Часть 2             Распределение вопросов по главам                         Итак, вопросов 270. Столько я нашёл в Торе, изданной издательством «Гешарим» в Иерусалиме в 5761 году с классическими комментарием «Сончино». Мне трудно удержаться в этом месте от того, чтобы не сказать несколько слов об известной сефардской семье типографов города «Сончино» в бывшем герцогстве Миланском. Благодаря именно этой «типографской» семье увидела свет первая печатная еврейская Библия.             Девиз семьи Сончино — парафраз известного стиха Исайи, 2:3: «Ибо от Слова выйдет закон, и слово Г-не — из Иерусалима» — «Из Слова исходит Тора и слово Б-жье из Дома Сончино. Этому девизу издатели из «дома Сончино» не изменяли никогда и были верны его словам во все времена своей типографской деятельности.             Но… к делу. Начнём удивительное путешествие в мир вопросов и ответов, прозвучавших в Торе. Первый шаг на этом непростом пути — определение понятия самой сущности вопросов и ответов.             В логическом словаре «ДЕФОРТ» понятие «вопрос логический» определяется как высказывание о том, что конкретный интеллектуальный субъект… хочет знать истинное значение некоего высказывания.             В естественном языке к вопросам обычно относят самые разнообразные выражения, которые начинаются словами: «почему», «верно ли», «что», «где», «когда», «кто», «сколько», «в чём», «какой»… и заканчиваются знаком «?».             Не все подобные выражения являются логическими вопросами. Например, выражение «Верно ли, что Земля круглая?» — логический вопрос. А «Почему Земля круглая?» — информационный вопрос, указывающий на то, что некий интеллектуальный субъект хочет знать причины, в силу которых высказывание это истинно, а не ложно.             Выражение «Что значит, что Земля круглая?», в свою очередь, есть высказывание о том, что интеллектуальный субъект хочет знать смысл сказанного.             Введём ещё одно понятие: «знание». Знание — это система объектов, доступная пониманию конкретного человека или сообщества людей.             В общем, в качестве непосредственного содержания человеческого мышления понимаются суждения, высказывания, отношения. Однако знание — это только те из перечисленных объектов, которые доступны пониманию.             Умение задавать вопросы — способ достичь знания.             Определив, таким образом, понятия «вопрос» и «знание», сведём их к взаимодействию (табл. 2-1).                         Таблица 2-1 № п/п Категории знания Относятся к … 1. Что (или какой) свойствам и признакам. 2. Где расположению или распределению свойств и признаков в пространстве. 3. Когда привязке события к временной шкале или указывает на то, как признаки и свойства и их распределения изменяются во времени. 4. Кто отдельным исследованиям, объектам. 5. Почему причинности, поиск мотивации.               Вопросы, включающие категории с п. 1 по 4, предполагают ответы, которые содержат описательную информацию.             Казалось бы, на первый взгляд, вопросы такого рода предельно конкретны и, следовательно, такими же должны быть ответы на них. Однако это не так. По своей сути описательная информация — это знание, представленное в форме сообщения, которое основано на результатах накопленных наблюдений эмпирических и абстрактных объектов. Очевидно: чем больше фактов, тем труднее найти конкретный ответ.             На вопросы категории «почему», безусловно, должны быть найдены (даны) ответы, содержащие объяснение. Отсюда следует основная трудность поиска: отвечающий и спрашивающий попадают в одинаково затруднительное положение. Осмелюсь предположить, что на этом суждении стоит остановиться подробнее.             Объяснение раскрывает сущность чего-либо и выявляет взаимосвязи между, казалось бы, разрозненными фактами, порождая тем самым знание об исследуемом предмете. Объяснить нечто вовсе не значит сделать это нечто ясным и понятным. Например, можно сказать: «Этот человек умер, потому что был отравлен» и, таким образом, раскрыть сущность произошедшего. Но это не будет первоклассным объяснением, потому что оно должно также указывать на причины и выявлять взаимосвязи между фактами, в силу которых в нашем примере наступила смерть человека.             Если спрашивающий хочет получить ответ, потому что чего-то не понимает, однако ему известно, что тот, кому адресован вопрос, ответ знает, значит, вопрос имеет смысл.             Если спрашивающему ответ известен, а отвечающему нет, то вопрос задаётся не для получения ответа. Вероятно, спрашивающий хочет возбудить мысль отвечающего. Эта ситуация близка к восточной практике дзэн посредством коанов.             Возможна ситуация, при которой спрашивающему ответ неизвестен, и он не предполагает его получить. Более того, он отлично знает, что адресат не в состоянии ответить на вопрос. Тем самым спрашивающий, безусловно, ставит отвечающего в затруднительное положение. Мотивация такого поступка вопрошающего очевидна: кто-то даже не приступит к поиску ответа и отступит, а иной начнёт упорно его искать. Когда задают такого рода вопрос, нужно внимательно вслушаться в контекст, в котором он прозвучал, оценить намерения спрашивающего и то, КАК он задаёт вопрос.             Цель вопроса может быть не выяснение чего-либо, не получение информации, а пробуждение раскаяния в душе человека (где вель, брат твой?).             Хороший вопрос должен быть продуман и сформулирован так, чтобы стимулировать новые вопросы.                         Таблица 2-2             Какие бывают вопросы А Б В Г Д Е Абстрактный             Абсурдный             Актуальный             Аграрный Бытовой             Бессмысленный             Банальный             Безмолвный             Безобидный             Безответственный             Бестактный             Бестолковый             Бесхитростный             Бесцеремонный             Быстрый             Больной             Большой             Бесстрастный (редк.) Вечный             Важный             Выстраданный             Въедливый             Военный Глобальный             Глупый             Главный             Грамотный             Гнусный             Глубокий             Глубокомысленный             Головоломный             Гамлетовский             Гвоздевой Детский (разг.)             Двусмысленный             Деловой             Дежурный             Дерзкий             Дерзостный (устар.)             Дикий             Дилетантский (разг.)             Докучный             Дурацкий             Дремучий (редк.)             Древний             Душераздирающий             Еврейский (разг.)             Ехидный             Едкий             Ерундовский             (простореч.)             Естественный             Ж З И К Л М Женский             Жестокий             Жгучий             Животрепещущий             Жизненный             Жуткий             Жилищный Загадочный             Злонамеренный             Задиристый             Законный             Замысловатый             Заношенный             Затасканный (разг.)             Затруднительный             Заковыристый             (простореч.)             Замечательный             Заострённый             Запутанный             Злободневный             Замогильный(редк.)             Исторический             Ироничный             Идиотский             Интересный             Изящный             Иезуитский             Избитый             Идеологический             Издевательский             Коварный             Кляузный             Корректный             Каверзный (разг.)             Крупный             Конкретный             Короткий             Красивый             Крамольный             Курьёзный             Колючий (редк.)             Капитальный             Кардинальный             Концептуальный             Коренной             Краеугольный             Квартирный             Колониальный             Крестьянский             Любимый             Ласковый             Лёгкий             Лукавый             Личный             Логический Маленький             Мелкий             Мудрёный             Мудрый             Мучительный             Мировой             Международный                         Н О П Р С Т Некорректный             Необходимый             Нужный             Неудобный             Нелицеприятный             Научный             Неразрешимый             Нерешённый             Несерьёзный             Наводящий             Непонятный             Ненужный             Неправомерный             Неприличный             Наглый             Наивный             Настойчивый             Недвусмысленный             Недоумённый             Незамысловатый             Неловкий             Немой             Неожиданный             Нескромный             Несообразный             Неумолимый             Неясный             Неудачный             Невежественный             Наболевший             Назревший             Насущный             Неотложный             Национальный             Нерешённый             Неразрешимый             Необдуманный             Нехитрый             Нешуточный             Несущественный                         Обычный             Обыкновенный             Острый             Оригинальный             Оскорбительный             Осторожный             Откровенный             Открытый             Отрывистый             Основной             Особый             Обломовский (редк.)             Обомшелый Политический             Провокационный             Правильный             Прямой             Простой             Подходящий             Перекрёстные (мн.)             Пошлый             Праздный             Привязчивый             Принципиальный             Профессиональный             Простодушный             Пустой             Пустопорожний             Пустяковый (разг.)             Пытливый             Подобострастный (редк.)             Первоочередной             Практический             Проклятый             Продовольственный             Производственный Разрешимый             Разные (мн.)             Религиозный             Риторический             Резкий             Разумный             Разящий             Растерянный             Ребяческий (разг.)             Резонный             Скользкий             Серьёзный             Странный             Скрупулёзный             Смертельный             Смехотворный             Сложный             Смелый             Стандартный             Стереотипный             Смутный             Спорный             Столбовой             Существенный             Служебный             Социальный Типовой             Тактический             Традиционный             Трафаретный             Тривиальный             Трудный             Туманный             Тяжёлый             Тупой             Текущий             Тревожный             У Ф Х Ц Ч Ш Ужасный             Умный             Узкий             Универсальный             Упрямый             Унизительный             Узловой Философский             Финальный             Финансовый Хамский             Хороший             Хитрый             Хитроумный (разг.) Цепкий Частный Шаблонный             Шутливый             Шуточный (разг.)             Щекотливый             Щепетильный             Шкурный (простореч.)             Э Ю Я       Элементарный             Экономический Юмористический Ядовитый             Ясный                     Основа таблицы — Горбачевич К. С. «Словарь эпитетов русского языка».                                                 Таблица 2-3 КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ В ТОРЕ Дварим Второзаконие 1. Ваэтханан (И умолял я) — 9 [29]             2. hаазину (Внимайте) — 4 [34]             3. Ницавим (Вы стоите) — 4 [32]             4. Дварим (Слова) — 3 [28]             5. Экев (За то, что будете слушать)— 3 [30]             6. Шофтим (Судьи)— 2 [31]             7. Ваелех (И пошёл) — 1 [33]             8. Браха (Благословение) — 1 [35] ∑ 27 Всего: 270 вопросов Скобкой [ ] отмечена последовательность глав в Торе без глав, которые не содержат вопросов. Бемидбар Числа 1. Балак — 14 [25]             2. Беhаалотха (Когда будешь возжигать) — 12 [21]             3. Корах — 7 [23]             4. Хукат (Закон) — 7 [24]             5. Шлах (Пошли от себя) — 6 [22]             6. Пинхас — 2 [26]             7. Матот (Колена) — 2 [27]             ∑ 50   Ваикра Левит 1. Шмини (На восьмой день) — 2 [19]             2. Беhар (На горе) — 1 [20] ∑ 3   Шмот Исход 1. Шмот (Имена) — 19 [12]             2. Бешалах (Когда отпустил) — 13 [15]             3. Бо (Войди) — 6 [14]             4. Тиса (Когда исчислишь) — 5 [18]             5. Ваера (И являлся я) — 3 [3]             6. Итро — 2 [16]             7. Мишпатим (Законы) — 1 [17]             ∑ 49   Брейшит Бытие 1. Ваера (И явился) — 24 [3]             2. Микец (По истечении) — 19 [9]             3. Ваецэ (И вышел) –18 [12]             4. Толдот (Порождения) –15 [5]             5. Ваешев (И поселился) — 14 [8]             6. Лех леха (Уйди из земли твоей) — 11 [2]             7. Брейшит (В начале) — 10 [1]             8. Хайей Сара (Жизнь Сары) — 9 [4]             9. Ваишлах (И послал) — 9 [7]             10. Ваигаш (И подошёл) — 9 [10]             11. Ваехи (И жил) — 3 [11] ∑ 141 ЧАСТЬ 3.             Составим последовательность 54 глав с началами и концами каждой. В началах и концах выделим глаголы, представляющие собой слова как плоды действия. Медитирование, при котором используются в качестве объекта эти глаголы, должно настроить изучающего Тору к дальнейшим действиям на пути продвижения к искомым смыслам.                            Таблица 3-1 Название главы Начало Конец 1. Брейшит — В начале. В начале сотворения Вс-сильным неба и земли. Ноах же понравился Б-гу. 2. Ноах. Вот родословье Ноаха: Ноах, муж праведный, был непорочнейшим в поколениях своих, пред Вс-сильным ходил Ноах. И был век Тераха 205 лет, и умер Терах в Харане. 3. Лех Леха — Уйди из земли своей. И сказал Б-г Авраму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И все домашние люди: и те, кто родился в доме, и те, кто был куплен за деньги из другого народа, — обрезались вместе с ним. 4. Ваера — И явился. И открылся ему Б-г в Элоней-Мамрэ, а он сидел у двери шатра, когда зноен был день. Наложница же его, имя которой Реума, родила также Теваха, и Гахама, и Тахаша, и Мааху. 5. Хаей Сара — Жизнь Сары. И было жизни Сары 127 лет — это годы жизни Сары. Те расселились от Хавилы до Шура, что пред Египтом, — вплоть до Ашура. Пред лицом всех братьев своих расположился он. 6. Толдот — Порождения. Вот родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам родил Ицхака. И пошёл Эйсав к Ишмаэлю, и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраhама, сестру Невайота, сверх своих жён, себе в жёны. 7. Ваецэ — И вышел. И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошёл в Хоран. И сказал Яаков, когда увидел их: «Это — стан Вс-сильного!» И нарёк имя тому месту — Маханаим. 8. Вашилах — И послал. И отправил Яаков перед собой вестника к Эйсаву, брату своему, в страну Сеир, в поле Эдом. Вождь рода… Это — Эйсав, родоначальник Эдома. 9. Ваешев — И поселился. И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан. И не вспомнил начальник виночерпиев об Йосефе, и забыл его. 10. Микец — По истечении. И было: к концу двух лет фараону снилось, что стоит он у реки. Но тот сказал: «Не пристало мне поступать так. Человек, у которого найден кубок, он будет мне рабом, а вы идите с миром к отцу вашему». 11. Ваигаш — И подошел. И подошел к нему Йегуда, и сказал: «Позволь, Господин мой, сказать рабу твоему слово Господину моему, и да не возгориться гнев твой на раба твоего. Ведь он то же, что фараон». И жил Израиль в стране Египетской, в стране Гошэн, и стали в ней оседлыми, и расплодились и очень умножились. 12. Вайехи — И жил. И жил Израиль в стране Египетской семнадцать лет; и было дней Яакова, лет жизни его, 147 лет. И умер Йосеф 110 лет от роду, и набальзамировали его, и положили в саркофаг в Египте.  13. Шмот — Имена. И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет; с Яаковом пришли они, каждый со своим семейством. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Вот теперь ты увидишь, что я сделаю фараону, ибо сильной рукой моей принужденный, отошлет он вас и насильно изгонит вас из страны своей. 14. Ваэра — И являлся я. И говорил Вс-сильный с Моше, и сказал ему: «Я — Б-г». И ожесточилось сердце фараона, и не отпустил он сынов Израиля, как и предсказал Б-г через Моше. 15. Бо — Войди. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Иди к фараону, ибо ожесточил я сердце его и сердце слуг его, дабы совершить мне все эти знамения мои на них». И да будет это знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими: что сильной рукою вывел нас Б-г из Египта. 16. Бешалах — Когда отпустил. И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Вс-сильный через страну Плиштим, потому что короток этот путь — ибо сказал Вс-сильный: «Не передумал бы народ при виде войны и не             возвратился бы в Египет». И сказал: «Б-г клянется своим престолом, что война у него с Амалеком из рода в род». 17. Итро. И услышал Итро, правитель Мидьяна, тесть Моше, обо всём, что сделал Вс-вышний для Моше и для Израиля, народа своего, что вывел Б-г Израиль из Египта. Не восходи по ступеням на жертвенник мой, чтобы не открылась нагота твоя на нём. 18. Мишпатим — Законы. И вот законы, которые ты разъяснишь им. И вошел Моше в облако, и взошел на гору. И был Моше на горе 40 дней и 40 ночей. 19. Трума — Приношение. И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так. Все орудия, используемые для сборки и разборки шатра, и все колья, которыми прикрепляют к земле полотнище и ограду двора, должны быть из меди. 20. Тецавэ — Повели. И ты повели сынам Израиля, и они доставят тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения — чтобы зажигать светильник, горящий постоянно. «…Жертвенник этот — Святая Святых для Б-га!» 21. Тисса — Когда исчислишь. И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так. И видели все сыны Израиля лицо Моше, которое светилось, а затем снова закрывал Моше свое лицо — пока не приходил он к Б-гу, чтобы говорить с ним. 22. Ваякhель — И собрал. И созвал Моше всё общество сынов Израиля, и сказал им: «Вот что повелел Б-г сделать: А все колья для Шатра и двора вокруг него — из меди. 23. Пкудей — Исчисление. И вот итоги сооружения Шатра Откровения — Шатра свидетельства, подведенные по приказу Моше Левитами, руководимыми Итамаром сыном Аhарона коэна Ибо облако Б-га стояло над Шатром Откровения днем, и огонь виднелся в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий. 24. Ваикра — И воззвал. И призвал Моше Б-г и сказал ему из Шатра Откровения, говоря: И искупит его коэн перед богом, и будет прощён ему тот проступок, в котором он виновен. 25. Цаф — Заповедай. И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: И исполнил Аhарон с сыновьями всё, что повелел Б-г через Моше. 26. Шмини — На восьмой день. И было, на восьмой день призвал Моше Аhарона и сыновей его, и старейшин Израиля. Чтобы различать между нечистым и чистым, и между животным, которое можно есть, и животным, которое есть нельзя. 27. Тазриа — Зачнёт. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, на основе или на утке, или на какой-нибудь кожаной вещи для признания их чистыми или нечистыми. 28. Мецора –Прокаженный. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: И о женщине, страдающей при отстранении своем, и об истекающем слизью мужчине или женщине, и о мужчине, который ляжет с нечистой. 29. Ахарей — После смерти. И говорил Б-г, обращаясь к Моше после смерти двух сыновей Аhарона, когда они предстали пред Б-гом и умерли. Соблюдайте же предостережение моё, чтобы не поступать по гнусным обычаям, которые совершались прежде вас, дабы вы не осквернялись ими: «Я — Б-г, Вс-сильный ваш». 30. Кдошим — Святыми будьте. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: И мужчина или женщина, если окажется среди них вызывающий мертвых или знахарь, смерти да будут они преданы, камнями пусть забросают их — кровь их на них. 31. Эмор — Скажи. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Скажи коэнам, сынам Аhарона, и скажи им: никто из них не осквернится прикосновением к умершим из народа своего». И сказал это Моше сынам Израиля, и вывели проклинающего за пределы стана, и забросали его камнями, и сделали сыны Израиля, как Б-г повелел Моше. 32. Беhар — На горе. И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай так: Субботы мои соблюдайте и перед святилищем моим благоговейте: я — Б-г. 33. Бехукотай — По уставам моим. Если по установлениям моим будете вы поступать, и заповеди мои соблюдать и исполнять их, Вот заповеди, которые Б-г заповедал Моше для сынов Израиля на горе Синай. 34. Бемидбар — В пустыне. И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай, в Шатре Откровения, в первый день второго месяца во второй год после исхода их из страны Египетской, так: Нельзя входить им и смотреть, как покрывают святилище, а то умрут. 35. Насо — Сочти. И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: И когда входил Моше в Шатер Откровения, чтобы говорить с ним, слышал он голос, беседующий с ним с крышки, которая на Ковчеге Свидетельства, из пространства между двумя крувами, и говорил Б-г ему. 36. Беhаалотха — Когда будешь возжигать. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: И возопил Моше к Б-гу, говоря: «О Вс-сильный, умоляю, исцели ее!» 37. Шлах — Пошли от себя. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: Я — Б-г, Вс-сильный ваш, который вывел вас из страны Египетской, чтобы быть вам Вс-сильным. Я — Б-г Вс-сильный ваш. 38. Корах. И отделился Корах сын Ицhара, сын Кеhата, сын Леви, и Дотан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена. И не будете вы за это нести греха, если принесли вы лучшее из этого. Не оскверняйте же посвящаемого сынами Израиля, дабы не умерли вы. 39. Хукат — Закон. И говорил Б-г, обращаясь к Моше и Аhарону, так: И двинулись сыны Израиля, и остановились в степях Моава, по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. 40. Балак. И увидел Балак, сын Ципора, всё, что сделал Израиль с Эмореями. И было умерших от мора 24 000. 41. Пинхас. И говорил Б-г, обращаясь к Моше так: И сказал Моше сынам Израиля всё, как Б-г повелел Моше. 42. Матот — Колена. И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: «Вот что повелел Б-г: И Новах пошел, и завоевал Кнат и пригороды его, и назвал их Новах, по имени своему. 43. Масъэй — Странствия. И вот странствия сынов Израиля, которые вышли из страны Египетской по ополчениям их под руководством Моше и Аhарона. Это заповеди и законы, которые заповедал Б-г через Моше сынам Израиля в степях Моава, у Иордана, напротив Иерихона. 44. Дварим — Слова. Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном и между Тофелем, и Лаваном и Хацеротом, и Дизаhавом. Не бойтесь их, ибо Б-г Вс-сильный ваш, сражается за вас. 45. Ваэтханан — И умолял я. И молился я Б-гу в то время, говоря: Соблюдай же заповеди, и установления, и законы, которые я повелеваю тебе сегодня исполнять. 46. Экев — За то, что будете слушать. И будет, за то, что слушать будете вы законы эти, и хранить их, и исполнять их, то хранить будет Б-г, Вс-сильный твой, для тебя союз и милость, о которых он поклялся отцам твоим. Никто не устоит перед вами, страх и ужас перед вами наведет Б-г, Вс-сильный ваш, на всю страну, по которой пройдете вы, как обещал он вам. 47. Ръэ — Смотри. Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Каждый пусть принесет, сколько он может, по благословению Б-га, Вс-сильного твоего, которое он дал тебе. 48. Шофтим — Судьи. И судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Ты же искоренишь пролитие крови невинного из среды твоей, если будешь поступать так, как угодно Б-гу. 49. Тецэ — Когда выйдешь. И выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г Вс-сильный твой в руки твои, и возьмешь у них пленных. И будет, когда даст тебе покой Б-г, Вс-сильный твой, от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Б-г Вс-сильный твой дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, сотри память об Амалеке из Поднебесной, не забудь! 50. Таво — Когда придешь. И будет, когда придешь ты в страну, которую Б-г Вс-сильный твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней. Соблюдайте же слова союза этого и исполняйте их, дабы преуспели вы во всём, что будете делать. 51. Ницавим — Вы стоите. Вы стоите сегодня все пред Б-гом Вс-сильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле, И любил Б-га, Вс-сильного твоего, и исполнял волю его, и прилепился к нему, ибо он жизнь твоя и долгие годы твои, которые будешь ты жить на земле, которую поклялся Б-г отцам твоим, Авраhаму, Ицхаку и Яакову, «дать им». 52. Вайелех — И пошёл. И пошёл Моше, и говорил слова эти Израилю, И говорил Моше всему собранию Израиля слова песни этой до конца: 53. hаазину — Внимайте. Внимайте, небеса, и я говорить буду, и услышит земля речи уст моих. Поэтому издали увидишь ты страну эту, но туда не войдешь, в страну, которую я даю сынам Израиля. 54. Браха. И благословение, которым благословил Моше, человек Вс-сильного, сынов Израиля перед смертью своей. По всем могучим деяниям, и по всем страшным свершениям, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля.               Рассмотрим последовательность убывания количества вопросов по главам.                           Таблица 3-2 Название главы Название книги Перевод названия главы (начало главы) Количество вопросов 1.(3). Ваера Брейшит И явился 24 2.(9). Микец Брейшит По истечении 19 3.(12). Шмот Шмот Имена 19 4.(6). Ваецэ Брейшит И вышел 18 5.(5). Толдот Брейшит Порождения 15 6.(8). Ваешев Брейшит И поселился 14 7.(25). Балак Бемидбар   14 8.(15). Бешалах Шмот Когда отпустил 13 9.(21). Беhаалотха Бемидбар Когда будешь возжигать 12  10.(2). Лех леха Брейшит Уйди из земли твоей 11 11.(1). Брейшит Брейшит В начале 10 12.(4). Хайей Сара Брейшит Жизнь Сары 9 13.(7). Ваишлах Брейшит И послал 9 14.(10). Ваигаш Брейшит И подошёл 9 15.(29). Ваэтханан Дварим И умолял я 9 16.(23). Корах Бемидбар   7 17.(24). Хукат Бемидбар Закон 7 18.(14). Бо Шмот Войди 6 19.(22). Шлах Бемидбар Пошли от себя 6 20.(18). Тиса Шмот Когда исчислишь 5 21.(32). Ницавим Дварим Вы стоите 4 22.(34). hаазину Дварим Внимайте 4 23.(11). Ваехи Брейшит И жил 3 24.(13). Ваэра Шмот И являлся я 3 25.(28). Дварим Дварим Слова 3 26.(30). Экев Дварим За то, что вы будете слушать 3 27.(16). Итро Шмот   2 28.(19). Шмини Ваикра На восьмой день 2 29.(31). Шофтим Дварим Судьи 2 30.(26). Пинхас Бемидбар   2 31.(27). Матот Бемидбар Колена 2 32.(17). Мишпатим Шмот Законы 1 33.(20). Беhар Ваикра На горе 1 З4.(33). Ваелех Дварим И пошёл 1 35.(35). Браха Дварим Благословение 1               В скобках отмечен номер главы, который она имела бы, если из существующей последовательности глав Торы (1–54) изъять главы, не содержащие вопросы.             Например, глава Ваера занимает 4-е место в книге Брейшит, но поскольку до неё расположена глава Ноах, в которой нет вопросов, глава Ваера перемещается на 3-е место.


Ваера — 24.             Микец — 19.             Шмот — 19.             Ваеце — 18.             Толдот — 15.             Ваешев — 14.             Балак — 14.             Бешалах — 13.             Беhаалотха — 12.             Лех леха — 11.             Брейшит — 10.             Хайей Сара — 9.             Ваишлах — 9.             Ваигаш — 9.             Ваэтханан — 9.             Корах — 7.             Хукат — 7.             Бо — 6.             Шлах — 6.             Тиса — 5.             Ницавим — 4.             hаазину — 4.             Ваехи — 3.             Ваэра — 3.             Дварим — 3.             Экев — 3.             Итро — 2.             Шмини — 2.             Шофтим — 2.             Пинхас — 2.             Матот — 2.             Мишпатим — 1.             Беhар — 1.             Ваелех — 1.             Браха — 1.             ∑ 270


             


Вопросов нет в главах:

            Брейшит (Бытие) — Ноах.

            Шмот (Исход) — Трума: Тэцавэ; Ваякhель; Пкудей.

            Ваикра (Левит) — Ваикра; Цав; Тазриа; Мецора; Ахарей; Кдошим; Эмор; Бехукотай.

            Бемидбар (Числа) — Бемидбар; Насо; Масъэй.

            Дварим (Второзаконие) — Ръэ; Тецэ; Таво.

           

            Брейшит — из 12 глав нет вопросов — 1.

            Шмот — из 11 глав нет вопросов — 4.

            Ваикра — из 10 глав нет вопросов — 8.

            Бемидбар — из 10 глав нет вопросов — 3.

            Дварим — из 11 глав нет вопросов — 3.

            Из 54 глав нет вопросов в 19 главах.

           

            Рассмотрим последовательность глав, расположенных по убыванию количества вопросов.

           

            Продолжение следует

           

fon.jpg
Комментарии

שיתוף המחשבות שלךהתגובה הראשונה יכולה להיות שלך.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page