top of page

De profundis

Freckes
Freckes

Галина Бурденко

Театральная весна в Долгопрудном



С 20 по 26 марта в театре «Город» проходил VII Открытый Московский областной театральный фестиваль студий, коллективов, объединений и любительских театров «Долгопрудненская весна». Нас с поэтом Андреем Галамагой пригласили в жюри в качестве специальных членов. Мы могли выбирать дни и спектакли по собственному усмотрению. Выбор пал на день открытия фестиваля — 20 марта. В этот день было показано четыре спектакля для аудитории самого разного возраста. Было интересно увидеть их все. Прежде чем рассказать об этих спектаклях, хочу заметить, что рекомендуемый возраст, заявленный театральными коллективами редко совпадал с возрастом, рекомендуемым театром «Город». Критерии возрастных ограничений продолжают оставаться весьма размытыми.



            Пожалуй, никакое другое произведение русской драматургии не заявляет тему весны настолько ярко и трагически, как сказка А. Н. Островского «Снегурочка» (второе название пьесы — «Весенняя сказка»). В этом году исполняется 150 лет первой постановке этого спектакля. За полтора века история Снегурочки не растеряла своей красоты и трагичности. На фестивале музыкальный спектакль «Снегурочка» был представлен школой мюзикла INSIDE г. Химки. Постановочная группа впечатляет: кроме педагога по театру — Виктории Крючковой, в ней педагоги по танцам, вокалу и акробатике. В спектакле заняты дети от 11 до 15 лет. Сейчас, когда итоги фестиваля подведены, не будет ничего страшного, если я признаюсь, что моё сердце с первых минут спектакля было отдано этому коллективу. Мне понравилось всё, начиная с акробатики и дизайнерских костюмов, которые кто-то из членов жюри посчитал простыми, но симпатичными, и заканчивая полной самоотдачей и актёрской игрой, благодаря которой я время от времени забывала, что на сцене дети.

            Снегурочка вся в белом и сама такая белая, что сразу понимаешь, насколько она всем чужая. И ей чужды берендеи. В берете она напоминает девочку, приехавшую из-за границы, а в речи даже слышен небольшой акцент. Симпатии зрителя на её стороне, когда она обижается на ветреность Леля или возмущается меркантильностью своих приёмных родителей.

            Бобыль Бакула и Бобылиха заслуживают отдельной похвалы. Они получились одновременно смешными и корыстными. Дети отыграли превосходно!

            Единственным человеком, который ничего не требует от Снегурочки и хочет поделиться с ней своей радостью, является Купава. Размышляя о страсти Мизгиря, увидевшего Снегурочку и потерявшего голову, я подумала, что у берендеев, по всей вероятности, не было никаких представлений о страстях. Мизгирь так же чужд берендеям, как и Снегурочка. В конце концов, избавившись от них обоих, они вернули себе милость Ярилы.

            Именно дуэт Мизгиря и Купавы заставил меня забыть, что это детский мюзикл. Тем удивительнее было на обсуждении спектакля видеть, что артисты, исполнившие эти роли, такие же дети, как все. Я их с трудом узнала.

            Вторым спектаклем была постановка по роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» детского музыкального театра «Колесо» при Дмитровском драматическом театре «Большое гнездо» (г. Дмитров). Режиссёры — Дмитрий Мэлс, Олеся Мушко. Спектакль с антрактом идёт внушительные 100 минут. Здесь тоже играют дети, но уже почти взрослые. Богата оригинальными находками сценография: эффектные костюмы, декорации, играющие большую роль и сделанные, как оказалось, руками самого коллектива, специально отснятые видео, музыкальные номера — всё это создаёт неповторимую атмосферу страшного времени и странного места. Декорации настолько хорошо встроены в спектакль, что возникает ощущение, будто он идёт не на выездной, а на родной сцене.

            Особо хочу отметить образ Клариссы — милой девочки, живущей чувствами и восхищающейся каждым проявлением мира. То, что этот мир больше похож на антимир, наполняет её восторги предощущением надвигающейся трагедии. В такое чудо невозможно не влюбиться. Юная актриса проговаривает текст максимально быстро, но понятно каждое слово. Техника речи у неё просто отличная. Не могу не отметить образ брандмейстера Битти — обаятельного и циничного наставника молодых пожарных в исполнении одного из режиссёров спектакля, а также сценографа и автора инсценировки — Дмитрия Мэлса.

            Меня несколько насторожила идея рядить добро в одежды зла. Маргиналы, заучивающие книги наизусть, были одеты в кожаные тёмные одежды, а на головах у них были чёрные башлыки. На сцене это выглядит весьма эффектно, но не вяжется с необходимостью маргиналов быть незаметными. Они не только заметны, но и устрашающе заметны. К тому же цитата из «Фауста» Гёте «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», которую произносят в начале спектакля, — слова Мефистофеля. Эта неопределённость, кто именно хочет зла и творит добро, сопровождает зрителя весь спектакль.

            Театр «Колесо» по итогам фестиваля получил второе место в категории «Подростки», с чем я его искренне поздравляю!

            Третьим был кукольный спектакль «Притча о маленьком кораблике» театра кукол «Чёхочу» (г. Москва). Автор — Наталья Жваева. Если к литературной основе спектакля остались вопросы (это был единственный спектакль, за которым не стояло имени классика), то техническая и интерактивная части были великолепны. Я думаю, для кукольного театра самое главное — это волшебный ящик, из которого появляются волшебные герои. В руках Натальи декорация трансформировалась то в морской порт, то в пасть монстра, то в звёздное небо. А дети с восторгом ловили рыбу, тем более что удочки для этого не требовались, и спасали от бури кораблик. Я и сама, получив в руки кораблик и не имея возможности его передать другому, встала и бегом отнесла его в последний ряд. Что ж делать? Раз все спасают кораблик, то и жюри должно делать то же.

            Меня удивила одна вещь. В спектакле две, прямо скажем, страшные рыбины — сельдяной король и рыба-удильщик. Так вот, увидев фонарик на голове рыбы, все дети, включая самых маленьких, закричали: «Удильщик! Удильщик!» Они знают, что это за рыба! Откуда? И не боятся!

            После церемонии открытия мы посмотрели спектакль «Васса. Миры иллюзий и реальности» театра минимализма S.T.E.R. Режиссёр — Алексей Гусаров. Васса Железнова предлагает своему мужу принять порошок, чтобы суд, который должен осудить его за растление малолетних, не состоялся. У Железновых две незамужние дочери. Страшный и интригующий текст А. М. Горького захватывает зрителя целиком буквально с первых реплик. А сценография показалась мне не только минималистской, но иногда и неоправданной (белая маска неизвестного предназначения, накладной живот Прохора Храпова, выход к зрителям и игра в ладушки). Васса совсем не выглядела монстром, так что непонятно было желание её домочадцев вырвать у бедной и милой женщины сердце. Зато второстепенные женские образы — помощница Анна и Наталья-Людмила (дочерей Вассы играла одна актриса, что не вызвало вопросов) — были отыграны безупречно.

            Спектакль получил второе место в категории «Взрослые». Мои поздравления!

            В одной из сцен Анна выходит с подносом — зритель вспоминает Лиотара и его «Шоколадницу». И в других спектаклях было много цитирования, в том числе цитирования живописных полотен. В спектакле по Брэдбери над сценой висели часы Сальвадора Дали, а на экран и вовсе выводились репродукции Босха, Брейгеля, Мунка и других художников. Литературных цитат было ещё больше. В спектакле по Брэдбери они играли важную роль. Но и в «Вассе» Прохор Храпов читал «Евгения Онегина». И даже в спектакле для самых маленьких кораблик назван маленьким МУКом, где МУК — маленький универсальный кораблик.

            Кроме «взрослого» жюри, работало ещё жюри общественное — его составили дети из Луганска, которым, безусловно, эта поездка в Долгопрудный и участие в фестивале запомнятся на всю жизнь.

            Зрители, в том числе младшего школьного возраста, могли проголосовать, бросив свой билет с оценкой в урну для голосования.

            Хочу выразить восхищение работой коллектива театра «Город». Лавировать между участниками фестиваля, жюри и зрителями, пришедшими на спектакли, — тяжёлый труд. И коллектив театра берёт на себя эту заботу о детях и взрослых, чтобы у всех было творческое и праздничное настроение. На открытии артисты театра исполнили прекрасные вокальные номера. Желаю театру «Город» успеха и в каждодневной работе, и с организацией фестивалей. Это замечательное и нужное дело!

            Для нас весна в этом году началась в Долгопрудном, в театре «Город», среди близких по духу людей, не сомневающихся в значении театра для общества и культуры.







fon.jpg
Комментарии

Share Your ThoughtsBe the first to write a comment.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page