![](https://static.wixstatic.com/media/16bc88db91d04e34969d6d9ff99d4f27.png/v1/fill/w_560,h_560,al_c,lg_1,q_85,enc_avif,quality_auto/16bc88db91d04e34969d6d9ff99d4f27.png)
Литература кончилась…
Она не может кончиться никогда!
Будучи самым древним (наравне с живописью, впрочем, но тут — другой… контрапункт) способом исследования человеческого бытования на земле, в недрах этого вечного вращения юлы – юдоли, литература не может оставить человека и человечество, растолковывая ему, человеку, знаки и коды его поведения, мировоззрения, счастья и тяжёлых туч несчастья…
…ведь Раскольников не мог совершить убийство — ни одно, ведь он — изначально, по корневой сущности своей, необыкновенно чист, а ударившая его идея — ложная, дурного свойства, и Родион Романович, подчиняясь ей, творит свой дурной сон — подсмотренный потом смешным человеком, что выливается в ветвистый вариант антиутопии, названный Достоевским «Сон смешного человека»…
…ведь «Архиерей» ни во что не верит, живя заданностью предприятия под названием судьба, и то, насколько он, иерарх церкви, связан с механизмами этого предприятия, свидетельствует о глубине познания душевно-духовных бездн, исполненных Чеховым так, что каждая строка сияет золотою нитью…
Магия вредна: но — магия литературы, воздействуя на человеческое сознание, заставляет его работать на невиданных оборотах, иначе оценивая отношение к себе, миру, своему месту в мире…
…Джек Бёрден, исполняя рабочую миссию, разговаривает с отцом, не ведая, что это отец, считая оным совершенно другого человека, не предполагая, что разговор этот закончится (вне присутствия Бёрдена) выстрелом в сердце — громово исполненным его подлинным отцом…
Которого роль исполнит судья Ирвин; кстати — советская экранизация с молодым М. Козаковым в роли Джека была чиста, сложна, и тщательно исполнена; но, разумеется, никаких экранизаций быть не может, единственный вариант оных — запустить по экрану текст, тем не менее некоторое приближение к мощной плоти и духу романа Роберта П. Уоррена, феноменально переданного на русском В. Голышевым, намечалось, можно было почувствовать нечто… необыкновенно-психологическое, волшебное…
Литература ушла из жизни.
Литература может существовать только в варианте глобального восприятия гражданами государства ценности оной…
Советский Союз?
Как ни странно, сложно, смешно — да…
Ещё, возможно, Япония, где ежегодный конкурс хокку и танку открывает лично микадо — император: не представимое явление, нигде.
…Такубоку, тончайший снежный мастер строк, умирающий в нищете, в 27 лет, на циновке в жалкой хижине отца…
Литература умерла — король жив!
…наука объясняет законы зримого мира, будучи очень жёсткой и не терпящей возражений: по-своему права, но она никогда не объяснит космоса, бурно живущего в недрах человеческого сознания (с которым всё неясно, и вообще — Иван П. Павлов выгонял из лаборатории людей, дерзнувших употребить слово «сознание»)…
Религия?
Но она оперирует столь не доказуемыми явлениями и феноменами, что и они… скорее часть литературы, нежели самостоятельные объекты рассмотрения.
При этом — литература умерла…
…Кароль Войтыла, единственный поляк на сиятельном троне Ватикана, собирает десятки тыщ молящихся, умирая, — его любит мир: Кароль Войтыла, известный реальности как Иоанн Павел II, будучи замечательным польским поэтом, даёт сложнейшие и тончайшие, из ассоциаций, свитые туго, как гнёзда, стихи, многажды переведённые на русский, демонстрируя такую власть литературы, что…
Остави, Господи, меня
и разум мой бескрылый
на немощи не обрекай,
не истощай мне силы.
Нет благодарности такой,
чтоб вечность мне объять
и сердца солнечной стрелой
измерить благодать —
а если б и постиг я мир,
пожар бы воспылал, —
раздай я хоть всего себя —
я ничего б не дал.
А Ты, Предвечный, с каждым днём
мне убавляешь силы,
вверяя Свой безмерный Дом
душе моей бескрылой.
(Перевод А. Базилевского.)
…дух захватывает, если вчитываться, сопоставляя, непроизвольно проводя параллели со смертями… Петёфи… Ботева…
То, что связано с потаёнными кодами личности, каждой индивидуальности, расшифровкой собственного «я», — не может умереть.
Но — литература умерла.
Она умерла — в смысле невостребованности, она умерла в том смысле, что все социумы ныне закручены вокруг стержней экстремального эгоизма и поганой прагматики, а литература, как и высокая наука, не даёт сиюминутного результата: она рассчитана на долгие периоды человеческого бытования…
…пресловутый батька Махно, оболганный и обруганный, написал несколько стихотворений; сделанные жёстко, сильно, пружиняще, они свидетельствуют не только о дополнительном таланте самого известного анархиста, но и об уверенности его в силе литературы: что не зафиксировано — того нет…
Кони вёрсты рвут намётом,
Нам свобода дорога,
Через прорезь пулемёта
Я ищу в пыли врага.
Застрочу огнём кинжальным,
Как поближе подпущу.
Ничего в бою не жаль мне,
Ни о чём я не грущу.
Здесь подходим к главному: литература умерла…
Литература не может умереть, ибо не зафиксированное не существует…
Жюльен Сорель входит в действительность, показывая, как надо и не надо жить; взрываясь суммами эмоций, запечатлённых так, что опровержение невозможно…
Можно обратиться к безднам богословия (странно — человек вполне определим как бездна в телесной оболочке), можно соприкоснуться с формулами Максима Исповедника, или Нила Сорского, но… ведь мы всё равно будем иметь дело с литературой: с золотом буквы, становящейся волшебной, втягиванием в силовое поле пишущего…
Мы можем соприкоснуться с «Посторонним» — который является своеобразным предупреждением каждому: против пустоты души, против не-насыщенности ничем…
И та, пустота, которая представлена «Посторонним» А. Камю, заполняема только литературой…
Которая умерла.
…увы — всем: для того, чтобы литература была слышна, она должна быть государственной и — антигосударственной…
С одной стороны, П. Проскурин.
С другой — Кафка…
И тот и другой достойны рассмотрения: с разных сторон, с разных ракурсов — бытования жизни, которой нет без литературы…
Не замечали: жизнь становится жизнью только при условии наполнения литературой…
…великолепие древней Исландии, самого чистого места в мире — самая чистая вода, самые здоровые люди, нет ни одного мирового писателя (исключая лауреата динамитной премии Лакснесса), — даёт сложнейший, на уровне китайского, язык, и — факт — каждый второй пишет стихи.
Пусть они не значат ничего: но феномен речи остаётся фундаментальным…
Литература есть везде…
В предельно сытой, маслом коровьим блестящей Финляндии есть литература Силланпяя, с его «Праведной бедностью», которой не должно быть, с полётом мысли и счастья Руненберга…
Литература умерла…
Что можно предложить?
Государственную зависимость литературы?
…не плохо для писателей, которые — при таком условии — соберут сытный денежный урожай…
Литература умерла…
Она бессмертна — проходя по проводам нервов многих душ, она продолжается всегда, несмотря на дрянь социумов, мелочь бытия и нервную дрожь: выживу ли; она продолжается всегда, фиксируя такие нежные и сложные вещи, о которых человек и сам не знает; она жива всегда — даже когда реальность противоречит ей — тупо, упрямо…