top of page

Балтин+

Freckes
Freckes

Александр Балтин

Теоремы снов…

Сон…

Какое глобальное, таинственное, вечно исследуемое понятье!

Отражение дневных забот, сует, треволнений, переведённое в образы, столь же зыбкие, сколь и манящие; но и — вещее начало, входящее в действительность сна, раскрывающееся цветами подсказок, предвидений; и — возможные контакты с мирами, о которых здесь, живя в теле, мы представляем так мало.



Итак, сборник «Русское восприятие. Миры сновидящих» — третий выпуск, раскрывающий дебри сновеллистики: вселенной, где субъективное уточняется объективным, и последнее становится… образами слов, плавно соединяющихся в суммы произведений.

А. Иличевский изящно отроет истины «Другого времени» — играя словом настолько всерьёз, что мера оной игры пересекается и с ощущениями яви, и с пространством тайны, колышущейся за нею…

Мелькнёт зоопарк из «Снов призраков»: он мелькнёт, давая разгон своеобразному упражнению в беспамятстве сна: и — вычерчивая альфу рассуждений об оном; и сны тонко перейдут в исследование литературы: где рассуждения о Гайдаре, как о стилисте и строителе своеобразной вселенной означатся указанием тайн, которые живописует писатель, изображая детей, и… взрослых детей…

В эссе «Сновидение, как анестезия» текст нежно, будто пианистическое туше, коснётся библейский истоков бытия, чтобы, разворачиваясь дальше, показать сладость варианта забвения.

Новеллы-эссе — так стоило бы обозначить букет текстов Иличевского, которым открывается сборник.

…а он — разнообразен: С. Калашников представлен стихами:

В ветках гуляет ветер.

Дождик кап-кап опять.

После обеда детям

нужно ложиться спать.

Дяди стучат на крыше.

Поднимается пар.

Если взобраться выше —

там вороны кар-кар.

Внешняя поэтическая лёгкость сочетается с плотным наполнением строк и строф; картины, рисуемые скорее словесной акварелью, нежели маслом, вспыхивают, отмеченные неповторимостью мироощущения, проведённого через образный строй.

И снова — круговращение снов рассматривается с разных поэтических ракурсов:

Я буду засыпать в промёрзлых городах.

Мне будет сниться сын и собственное детство.

И я его несу на бережных руках

и просыпаюсь и… и не могу согреться.

…да, порой кажется — из промёрзлой яви один выход: в сновидчество…

Н. Барышникова раскроет целую галактику: разумеется, сновидений: или же — вариант той звёздности, что пропитана снами, где так интересно путаются границы, становясь пластическими…

Её тексты кратки.

Они мускульно сделаны: строчки жёсткие и живописные.

Здесь — скорее поэзия в прозе: играющая тонкими оттенками мироощущений.

Интересно вспыхивает произведение «Мандельштам-Эйнштейн» — необычность сопоставления словно показывает мистические дуги, которыми связаны все полюса высокого творчества.

Г. Бурденко строит обращение к читателям как способ поймать жар-птицу: так и называется эссе «Поймать жар-птицу»…

О! какая дивная мечта: и как тонко мечта пересекается с бездною сновидчества…

Тонкость фраз Бурденко напоминает поэтические строчки — здесь снова поэзия прозы: раскрывающаяся возвышенно, и та особость мироощущений, пропущенных сквозь фильтры опыта и дара, что определяет тональность произведений, настраивает на элегически-метафизический лад.

Метафизики в сборники много: без неё не стоит и пробовать прикасаться к сновидческой теме…

Поэзия О. Николаевой изыскана и точна, своеобычна и мелодична…

Мощно гудит «Сон» — словно удары колокола слышатся: сильно бьёт стихотворение в бубен сознания читающего:

Мне снился сон. Он шёл путём моим.

Там, на вершине над потоком горным,

я видела тебя. Ты выглядел чужим,

ты страшен был мне в одеянье чёрном.

И ты настолько был несхож с собой,

что в ужасе я к скалам прилипала:

да ты ли это? Или тот, другой, чтоб,

обознавшись, я во тьму упала?

Мистическая подоплёка сна раскрывается шаровою бездной новой яви.

Подборка Николаевой разнообразна, хотя все стихотворения так или иначе соприкасаются с зыбями сна, но и культурологические огни ярко зажигаются — огнём мысли:

Мне приснилось что-то такое, мол — мир и Рим.

Будто с неким вроде бы даже Ангелом об этом мы говорим.

Хоть Мартына Задеку бери, хоть Юнга — один ответ:

ты, душа измельчилась, бедная, так выйди на Божий свет.

…ведь и сон, проводя изломистыми, коленчатыми лабиринтами должен выводить в свет: иначе — зачем нужна его работа?

Ф. Нагим представляет отрывок из романа «Сон почек»: о! здесь много колоритных подробностей, организующих круг яви, но то, как преподносятся они, суммируясь, словно показывает условность оной яви: ибо за любым образом, исполненным конкретики, просвечивает волновая структура сна, и вопрос, непроизвольно напрашивающийся: не спим ли мы, проживая наши жизни? — повисает в воздухе.

…как интересно представляет сон в электричке «Непослушная галактика» Р. Назарова: вороха ассоциаций будя, заставляя сопоставлять с собственным опытом…

Краски ярки: а если иные абзацы начинают звучать приглушённо, возникает некоторая тревога — почему?

Не разгадать…

Но тонко организованные рассказы Назарова ветвятся сложными цепочками дуговых ассоциаций…

«Живой журнал» М. Егоровой вспыхивает современностью, проводимой по словесным маршрутам; описания снов чередуются с картинами истории, подвергаемыми осмыслению… возможно — через те же сны.

Сны Егоровой культурологичны: их краски пестры, как перья, уроненные жар-птицей, залетевшей в явь.

В. Видеманн предлагает сводный текст: фундаментальный космос поднимается выше и выше архитектурной аркой слов, прободающих определённые небеса — ради открытия других, вероятно — наиважнейших.

Огни магии — и научное осмысление оных; матрица парадигматических соответствий заставляет работать мысль на повышенных оборотах.

С. Каревский, чередуя стихи и прозу, приходит к парадоксальному выводу: СНЫ ВИДЯТ МЕНЯ!..

Ошеломляет, если вдуматься.

Изящество поэзии, предложенной Каревским, играет серебристыми красками, словно совершая поворот — от времени нынешнего, к… понятно какому:

Сон серебристой плескался форелью…

снова зима перепутает льдинки

с крошками хлеба под влажной метелью

из опрокинутой в небо корзинки.

П. Шаталова раскрывает коды собственного сновидения — и мировидения — через краткость поэтически организованных текстов, где изобретённая «Таксомышь» своеобразно контактирует со «Сном, как порталом», уводящим…

Впрочем, интереснее читать.

Р. Халиков касается именно пророческой стороны сна: и старый дневник становится тем вариантом трамплина, с которого совершается прыжок в грядущее.

История, рассказанная Халиковым, туго скручена, и захватывает: погружение в реальность, игра оттенков сна… как всё пересекается, сворачиваясь гнездом смысла.

И завершается сборник суммарным текстом Г. Щербовой: где поэзия органично вытекает из прозы:

В пространстве цвета чая с молоком

дороги синусоида повисла

безмерностью непознанного смысла,

смутив сиянье прахом и песком.

И вторя всплескам замершей волны,

летит мой обруч, делаясь всё глаже,

над рябью иллюзорного пейзажа

до горизонта мёртвой тишины.

Красивые стихи: завораживающие, как сон.

Сны у всякого свои: за гирлянды лет человек накапливает суммы сияющих моментов, почерпнутых в сновидениях, которые… не хочется забывать.

Разумеется, сны смущают кошмарами порою: грозными, страшными; но комплексное литературное погружение в онтологический мир сновидчества выстраивает необычную галерею… взаимоотношения человека со сном, и сборник, представляя собой интересное, духовно питательное чтение, обещает много ярких открытий.

fon.jpg
Комментарии
Kommentare konnten nicht geladen werden
Es gab ein technisches Problem. Verbinde dich erneut oder aktualisiere die Seite.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page