top of page

Отдел прозы

Freckes
Freckes

Сергей Белорусец

Чукфест. Чёртова дюжина лет (Хроника возникновения, выживания и умирания…)

Из книги «Не дело жизни, или Шоу маст Бибигон!..» Продолжение. Начало в № 31–43

2018, чуть раньше и несколько позже…

До традиционного апрельского «Дня рожденья Дедушки Корнея» в жизни Чукфеста успело произойти довольно многое.

Хотя, как общеизвестно, любой год начинается всего лишь тремя месяцами раньше…

Ближе к средине февраля умерла, скоротечно сгорев от рака, Алёна Алёшина, наша главная специалистка по волшебным пряникам из пряничной студии «МеЛиНи», названной так в честь Алёниной мамы.

Мерзликиной Лидии Николаевны.

Которая и научила Алёну замечательному пряничному делу…

А ещё до этого, поймав Евгения Юрьевича Сидорова на территории литературного института, в перерыве его семинарского занятия со студентами, подписывал я у него как у первого секретаря Союза писателей Москвы финансовый отчёт о торжественной церемонии вручения премий Чуковского-2017.

И — слово за слово — речь зашла о том, что никогда нам перед Департаментом СМИ и рекламы не отчитаться.

Априори.

С теми скромными возможностями, которые у нас имеются.

Как техническими, так и человеческими…

Действительно, с некоторых пор для общественных и прочих организаций стало почти невозможным делом отчитаться перед государством за полученные от него материальные. средства.

На проведения чего бы то ни было…

Те структуры, которые могли себе позволить такую роскошь, держали на штатных должностях профессионально обученных людей.

Профессиональные во всех нюансах финансовой отчётности, те сидели в офисах или на дому.

Корпели над ежегодно обновляемыми государственными циркулярами.

Частенько сидели не по одному человеку.

В течение всего года получая очень приличную ежемесячную зарплату.

Плюс под рукой у таких профессионалов отчётности имелась прекрасная и регулярно обновляемая оргтехника…

Ничего подобно СПМ — Союз писателей Москвы — позволить себе не мог.

Наш единственный бухгалтер Ольга Сорокина всю свою работу осуществляла на так называемой удалёнке.

По месту своей основной…

Я же являлся Ольгиными «запасными ногами».

Курьером, мотавшимся по всевозможным официальным адресам.

Физическим телом…

А заодно — являлся и физическим лицом.

Собственным.

Регулярно и без всякого удовольствия покупающим флешки.

В нечеловеческом количестве.

На свои кровные.

Для отдачи потом с концами в ненасытный Департамент СМИ и рекламы.

Вместе с тяжеленными кипами распечатанных на Ольгином рабочем принтере абсолютно идиотских (как минимум — с точки зрения количества) отчётных бумаг!

Так вот, заговорили мы с Сидоровым о том, что СПМ перед Департаментом СМИ и рекламы не отчитаться.

Ни за что и никогда.

Хотя бы даже по объективным причинам.

Не говоря о субъективных…

И — впервые я озвучил при Сидорове мысль о том, что, похоже, пора от этой непосильной ноши СПМ избавляться.

Отдавая в руки тех, кто, может быть, сумеет справиться с грубым диктатом государства.

В лице Департамента СМИ и рекламы Правительства Москвы.

Справится.

За счёт неизвестных нам собственных ресурсов.

Или — каких-то внешних умелых манёвров и сцепок с представителями столичной власти…

Либо — есть ещё второй вариант: типа, я подниму широкую волну в прессе.

Подтяну её для нашей информационной защиты. Как вы на это смотрите, Евгений Юрьевич?

Евгений Юрьевич однозначно проголосовал за первый вариант…

Что было вполне предсказуемо…

А 17 февраля 2018 года истёк исковый срок давности.

Договора между Департаментом СМИ и рекламы и СПМ.

По нашему делу.

Это в переводе на обычный русский язык с канцеляритного юридического означало, что Департамент СМИ и рекламы пропустил тот момент, когда имел право подать иск на СПМ в Арбитражный суд.

То есть у Департамента СМИ и рекламы теперь не должно было остаться реальных юридических возможностей для того, чтобы истребовать с Союза писателей Москвы сумму полученной СПМ субсидии в размере 716 400 тысяч рублей.

Так мне объяснил грамотный юрист Саша Овеснов.

Я же сразу же сообщил эту радостную весть Евгению Юрьевичу Сидорову

И — он мгновенно потеплел.

По отношению ко мне…

А на излёте марта мне позвонила из «Гайдаровки» Таня Рудишина и пригласила принять участие во встрече мэра Москвы Собянина с детскими писателями.

Организованной по инициативе сверху.

2 апреля.

В Международный день детской книги.

Благо десятилетие детства, объявленное президентом России, к тому времени уже пару месяцев как стартовало…

Естественно, я сразу согласился поучаствовать в этой встрече.

Потому что она давала мне шанс вместе с фестивальными буклетами, календариками, значками, праздничными юбилейными пряниками, поэтической видеокнигой поэтов-чукфестовцев и сборником видеороликов об истории Чукфеста передать Сергею Семёновичу моё письмо.

Лично.

Прямо в руки.

Что я и сделал.

А письмо было такое:

Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского

Россия, 121069, Москва, +7 (495) 945-5963

ул. Большая Никитская, д. 50/5, оф. 25 +7 (495) 691-7029

Мэру Москвы Собянину С. С.

Дорогой Сергей Семёнович!

Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского, инициированный Союзом писателей Москвы и Государственным литературным музеем (отдел мемориальный «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине») существует с 2007 года.

Фестиваль возник из моей идеи «Дом-музей созывает друзей» и идеи Сергея Агапова (заведующий отделом «Дом-музей Корнея Чуковского. в Переделкине») о Литературной премии имени Чуковского, которая стала одной из подпрограмм Фестиваля.

Она, единственная из всех подпрограмм Фестиваля, финансируется из бюджета Правительства Москвы. Финансирование это изначально закреплено за Департаментами культуры и СМИ и рекламы, на паритетных началах.

Очень скоро, 8 апреля 2018 года, читательским праздником «День рожденья Дедушки Корнея» в Центральном Доме литераторов откроется очередной, 12-й Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чукрвского. А следом, на территории переделкинского Дома-музея Чуковского, пройдут и традиционные Костры Чуковского «Здравствуй, Лето!» (20 мая) и «Прощай, Лето!» (9 сентября), составляющие обязательную (так мы определили) программу Фестиваля.

Благодарим Департамент культуры за многолетнюю бесперебойную финансовую поддержку Литературной премии имени Корнея Чуковского, лауреатами которой за отчётный период (с 2007 г.) стало 36 достойных человек, по большей части, детских поэтов.

Также благодарим Департамент СМИ и рекламы за информационную поддержку всех наших мероприятий на протяжении всего времени существования Фестиваля.

Надеемся и на его дальнейшую информационную поддержку Фестиваля в течение всего десятилетия детства, объявленного президентом РФ на 2018–2028 годы.

Мы, инициаторы, устроители и организаторы Фестиваля планируем проводить наше любимое детище при любых дальнейших условиях.

В отличие от фестивальной подпрограммы, именуемой Литературной премией имени Корнея Чуковского, которая начиная с 2013 года из столичного бюджета подпитывается лишь за счёт финансов Департамента культуры…

Правда, в 2014 году Союз писателей Москвы, ежегодно занимающийся проведением торжественной церемонии вручения Премии, получил от Департамента СМИ и рекламы 90 процентов полагающихся на субсидию средств.

Впрочем, эти деньги юристы Департамента СМИ и рекламы до сих пор пытаются получить назад с априори не имеющего собственных денежных вливаний (однако ценного именно своими писательскими, творческими ресурсами) Союза писателей Москвы, почему-то считая наш абсолютно прозрачный финансовый отчёт несоответствующим действительности.

В неравной борьбе и односторонних длительных попытках налаживания нормального финансового сотрудничества с Департаментом СМИ и рекламы ООО «Союз писателей Москвы» участвовать больше уже не готов.

Но, возможно, нас успешно заменит на этом месте Государственный литературный музей (ныне — Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля). Предварительный разговор об этом с его директором Д. П. Баком был.

Совершенно очевидно, что никто, кроме ещё одного из инициаторов Литературной премии имени Чуковского, поддержанной в своё время (и поддерживаемой до сих пор — как и сам наш Фестиваль) наследниками Патриарха отечественной детской литературы К. И. Чуковского (по определению) не сможет стать реальным преемником СПМ в этом узкопрофессиональном, тонком и очень ответственном деле.

Здоровья и удачи!

Председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского

Секретарь Союза писателей Москвы

Президент Фонда поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА»

Лауреат национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём»

поэт Сергей Белорусец

Да, письмо на бланке фестиваля Чуковского Собянину я отдал.

Лично.

Прямо в руки.

Причём сделал в его черновике ошибку.

Одну.

Фактическую.

Сиречь юридическую.

Не будучи юристом.

Ошибочно написав, что Департамент СМИ и рекламы обвиняет нас в нецелевом использовании средств.

На самом деле в этом (значительно более серьёзном нарушении-прегрешении) Департамент СМИ и рекламы нас бездоказательно не обвинял.

Он бездоказательно обвинял нас лишь в неправильно оформленной отчётности.

И — ещё.

О конечном тексте моего письма.

Действительно, в конце января, случайно пересекшись с Дмитрием Петровичем Баком, относительно новым директором теперь по-новому называемого Государственного литературного музея, я ему об этом сказал.

О том, что, если вверенный ему Государственный музей истории российской литературы имени В. И. в лице Бака Д. П. готов нести финансовую ответственность за дальнейшее существование премии Чуковского, можно попытаться этой проблемой озаботиться…

Тем паче что ребята из Дома-музея Чуковского несколько раз мне намекали на то, что Дмитрий Петрович Бак не слишком доволен моей устоявшейся, однозначно руководящей ролью в повсеместной организации и проведении регулярных мероприятий Чукфеста.

Вроде как роль переделкинского Дома-музея, да и его головного музейного предприятия господину Баку представлялась в этой чуковской истории несправедливо преуменьшенной…

Так я понял.

Из нескольких телефонных звонков Сергея Агапова и пространного электронного письма Павла Крючкова…

Кстати, бывший директор Гослитмузея госпожа Марина Гомозкова (не путать с лауреатом премии Чуковского Инной Гамазковой) в дела Чукфеста никак не вникала.

И — не влезала.

Разве что периодически — в дела мемориального Дома-музея.

Если можно было оттуда что-нибудь забрать.

Себе.

Во владение головной музейной структуры.

Как скажем, легковой автомобиль, подаренный Дому-музею К. Ч Федеральным агентством по печати.

К одной юбилейной дате.

Видел своими глазами, как господин Сеславинский эти ключи передавал.

Кажется, Сергею Агапову.

А потом слышал собственными ушами, как эти ключи (вместе с автоприложением к ним) автоматически же перекочевали в руки госпожи Гомозковой.

Слышал, правда, я это не от Агапова.

От Павла Крючкова…

Ну и про наследников Чуковского.

После кончины внучки Чуковского Елены Цезаревны, с которой Чукфест был в долгосрочных добрых и милых отношениях, многочисленных разносемейных наследников Чуковского в контактах с руководством переделкинского мемориального Дома-музея К. Ч. (да и вообще с социумом) начал представлять внук Корнея Ивановича Дмитрий Николаевич.

Видимо, по праву старшинства…

Дмитрий Николаевич никаких активных попыток влияния на Чукфест за время своего главенствующего положения в многоликом клане Чуковских так и не предпринял.

Скорее всего, и не имея это в ввиду.

Однако к моменту описываемых мной событий Дмитрий Николаевич ушёл в семейную тень.

А на первую линию выдвинулся его сын Дмитрий.

Правнук Корнея Ивановича.

В прошлом спортивный комментатор, один из основателей спортивной редакции НТВ.

И — нынешний бизнесмен.

Генеральный директор компании «ПандаПарк».

Человек, предположительно, весьма активный.

Впрочем, к тому времени я об этом мог только догадываться.

А впервые увидел его не на экране телевизора лишь через пять с лишним месяцев.

На традиционном Костре Чуковского «Прощай, Лето!»…

Если кто не понял, это я в качестве послесловия к тексту моего письма Собянину.

Что до самой встречи около десятка современных хороших детских авторов, трёх руководителей московского библиотечного дела, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева (он здесь успешно присутствовал в основном для того, чтобы заполучить 6 миллионов рублей на арендно-коммунальную оплату нужд московской писательской организации), а также руководителя Департамента культуры Правительства Москвы Александра Кибовского с мэром, она была подготовлена в худших советских и постсоветских традициях.

Заорганизована.

Заформализована.

С регламентированностью приятных для мэрского уха вопросов, упреждающе распределённых среди вынужденных в это играть писателей…

А вот мой коротенький, очень выверенный, отклик на эту встречу.

Сделанный по просьбе «Литературной газеты».

И — в ней напечатанный:

Эта короткоформатная встреча представляется мне пилотной, пробной, вводной, прощупывающей почву для дальнейших совместных неформальных программных действий в течение всего, уже начавшегося, объявленного президентом РФ десятилетия детства…

По большей части, она, эта встреча, была, посвящена вопросам, связанным с жизнью и развитием столичных библиотек.

В том числе, детских.

Имеет смысл, чтобы такие встречи стали регулярными, и реально полезными.

Для всех принимающих в них участие.

Естественно, включая насущные интересы многочисленных юных москвичей.

И ещё: увы — не секрет: престиж писательской профессии и социальная защищённость «инженеров человеческих душ» — весьма проблемная зона. Давным-давно.

Внимание к писательскому труду, его оплате, социальным гарантиям, юридической защите со стороны властей города, всего нашего государства, безусловно, может помочь изменению ситуации к лучшему.

Да, ещё забыл упомянуть участвовавшего в той писательской встрече с мэром Москвы директора премий «Большая книга» и «Книгуру» Георгия Урушадзе.

Кстати, вспоминая, Георгий очень ревностно отнёсся к возникновению премии Чуковского.

В 2007 году.

К резкому появлению её на узкой премиальной поляне.

Георгию, руководившему тогда «Заветной мечтой» (детская литературная премия. — Примеч. С. Б.), показалось, что наша премия перебежала ему дорогу…

Он даже передавал мне через Ксению Молдавскую, которая была задействована в системе «Заветной мечты», свои недовольства нашими действиями и предложения о необходимости их немедленной корректировки…

Да и самой Ксюше Гоша (мы потом, через несколько лет, мило приятельствовали и даже разрабатывали идею совместного детского проекта) довольно быстро запретил быть членом жюри премии Чуковского — и Ксения в 2008 году вышла из её состава.

Правда, вскоре, в 2009-м, когда премия «Заветная мечта» прекратила своё недолгое существование, Ксения захотела вернуться к нам в жюри.

Увы — это было уже невозможно.

При всём моём огромном желании Ксюшу туда возвратить.

Вакансии были заполнены под завязку…

А ещё на встрече с Сергеем Собяниным я познакомился с Марией Рогачёвой.

Возглавлявшей тогда Дирекцию культурных центров Москвы (Московская дирекция по развитию культурных центров. — Примеч. С. Б.).

То есть, по сути дела, она руководила всеми библиотеками столицы.

Подчиняясь Департаменту культуры…

Я подарил Марии для её совсем маленькой дочки мою книжку «Парикмахеры травы» и пригласил её на наш грядущий «День рожденья Дедушки Корнея».

До которого оставалось меньше недели.

Однако она в ЦДЛ не пришла….

Впрочем, ещё одна личная встреча с ней мне предстоит.

Посредине московского лета.

Пока же — отчёт об очередном апрельском «Дне рожденья Дедушки Корнея».

В нашем исполнении…


Светлым апрельским воскресеньем…

Восьмого апреля в рамках торжественного открытия 12-го Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского в Центральном Доме литераторов прошёл весёлый читательский праздник «День рожденья Дедушки Корнея».

В нижнем фойе перед Малым залом ЦДЛ задолго до официального начала празднества разгуливали, бегали и вовлекали детей и взрослых во всевозможные подвижные и словесные игры артисты-аниматоры семейно-молодёжного театра «Игра», водились красочные хороводы.

Кстати, артисты-аниматоры оказались востребованы не только в нижнем фойе, но и непосредственно в самом Малом зале, куда переместились перед началом концертной программы и где загадывали задорные загадки, основанные на цитатах из произведений Корнея Чуковского.

Опытные методисты Централизованной библиотечной системы ЮАО (Южного административного округа. — Примеч. С. Б.) проводили занимательные и познавательные литературные викторины и мастер-классы.

Свою продукцию — хорошие детские книги — в нижнем фойе представило издательства «Белый город». Среди этих книг наблюдались и книги участников Фестиваля Чуковского.

Перед разновозрастной детско-взрослой публикой с большим успехом выступили участники Фестиваля Чуковского — популярные современные русскоязычные российские детские писатели: прозаики и поэты, плюс музыканты.

Ведущими праздничной программы были бессменный председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец и директор Фестиваля Ольга Радзивилл.

Во вступительном слове Сергей Белорусец сказал, что уже в восьмой раз праздник «День рожденья Дедушки Корнея» проводится при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. И вторично при поддержке АО ГПЗ-2 (акционерное общество «Второй государственный подшипниковый завод». — Примеч.С. Б.).

Сергей Белорусец пообещал гостям мероприятия, что весь фестивальный сезон будет посвящён радостному празднованию 95-летия стихотворных сказок Всесоюзного и Всероссийского Дедушки — общеизвестных «Мойдодыра» и «Тараканища».

Далее Сергей Белорусец торжественно открыл 12-й Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.

В конце своего вступительного слова Белорусец предложил зрителям посмотреть документальный фильм об истории Чукфеста и о предыдущем фестивальном годе.

После чего ведущие пригласили ко всем имеющимся в зале микрофонам Сергея Светлова и его многоголосую хоровую студию «Маэстро». Были исполнены две песни на светловскую музыку и чуковские стихи («Радость» и «Жил на свете человек»…).

Следующей у микрофона возникла лауреат конкурса имени Михалкова, дипломант и обладатель почётной медали крапивинской премии член Союза писателей Москвы Наталия Волкова, прочитавшая несколько изящных игровых стихотворений.

Одно из них рассказывало о яйцах, что пришлось очень кстати, ведь дата читательского праздника «День рожденья Дедушки Корнея» совпала со светлым пасхальным воскресеньем, которое, между прочим, выдалось ещё и почти по-летнему тёплым…

Наталию Волкову у микрофона сменила дебютантка Фестиваля Чуковского — лауреат конкурса «Книгуру» и крапивинской премии прозаик Ася Кравченко, прочитавшая ряд остроумных симпатичных миниатюр из жизни довольно несимпатичных королей…

Следом ведущие передали микрофон лауреату Литературной премии имени Корнея Чуковского 2017 года, неоднократному лауреату премии «Новая детская книга» издательства «Росмэн» члену Союза писателей Москвы Юлии Симбирской, пожаловавшей в столицу из Ярославля…

Юлия не только интерактивным образом пообщалась с заворожённым залом, но и поведала ему ряд волшебных, абсолютно трогательных стихотворных историй, в которые попали кое-какие из трогательных обитателей трогательного ведра…

Вслед солистка коллектива «Маэстро» Стася Кучинова исполнила песню «Облака» на стихи участницы Фестиваля Чуковского Анастасии Орловой, после чего весь дружный светловский коллектив выдал песню «Поверь в себя» на стихи ещё одного участника Фестиваля Чуковского и лауреата одноимённой Премии Александра Тимофеевского.

Елена Ярышевская тоже затронула тему королей.

Правда, настоящую тему она, в отличие от Аси Кравченко, поднимала и развивала в рифму. Впрочем, в конце концов, монархов сменили и другие, самодостаточные и самобытные персонажи…

Потом был черёд выступать новоиспечённого члена Русского ПЕН-Центра, автора многочисленных серийных развивающих книжек про енотиков Еню и Елю, в основном, прозаика Анну Гончарову, которая представила свои новые книжки, а заодно загадала залу несколько рифмованных загадок.

Очередное появление у микрофонов Сергея Светлова и солисток хоровой студии «Маэстро» Стаси Кучиновой и Лизы Катковской сопровождалось исполнением пасхальной песни «Родник» на стихи Ирины Марковой.

Как ни странно — маститая и широко признанная член Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-Центра, лауреат множества разнообразнейших литнаград Анна Гедымин оказалась дебютанткой Фестиваля Чуковского.

Хотя, наверное, ничего странного в этом нет, ведь Анна — как правило — пишет для взрослых. Но в её загашнике нашлись и детские стихотворения, похожие на притчи, в том числе об отдельных, порою весьма привлекательных представительницах нечистой силы…

Затем состоялось торжественное награждение победителя конкурса юных чтецов, организованного и проведённого Фондом «РАДА» и Союзом писателей Москвы совместно с ЦБС (Центральной библиотечной системой. — Примеч. С. Б.) ЮАО.

Сергей Белорусец и Ольга Радзивилл вручили победителю — Ираклию Минаеву заслуженный приз: огромный том участника Фестиваля Чуковского прозаика Михаила Умнова, а к нему значок и календарь Фестиваля.

Этими же сувенирами с логотипом Чукфеста Ольга и Сергей щедро одарили всех выступивших в двухчасовой концертной программе читательского праздника.

Прозаик, лауреат премии имени Ершова член Союза писателей России Сания Шавалиева разыграла перед зрительным залом целый мини-спектакль с разноцветными шариками и одноцветным маркером в качестве главных героев.

Автор трёх взрослых книг поэт прозаик и критик член Союза писателей Москвы Татьяна Риздвенко несколько лет назад стала писать и детские стихотворения. Вот и на сей раз она прочитала именно их, в числе коих оказалось уже полюбившееся всегдашним зрителям Чукфеста — про ингаляцию…

Завершающий выход к микрофону Сергея Светлова и солисток его хоровой студии Стаси Кучиновой и Лизы Катковской ознаменовался исполнением ещё одной песни на стихи лауреата Премии имени Корнея Чуковского, премии Президента РФ члена Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-Центра Анастасии Орловой. Песня «Зубочистка» была принята зрительным залом на ура!

Средства массовой информации были представлены новостной бригадой телеканала «ТВ Центр», рядом корреспондентов бумажных и электронных изданий.

Информационная поддержка праздника осуществлялась при помощи столичного Департамента СМИ и рекламы, газеты «Труд» и еженедельника «Книжное обозрение», главный редактор которого секретарь Союза писателей Москвы член Русского ПЕН-Центра Александр Набоков лично присутствовал на отчётном событии.

Видеосъёмкой для фестивального архива традиционно занимались сотрудники переделкинского Дома-музея Корнея Чуковского Владимир Спектор и Татьяна Князева, фотосъёмкой — координатор программ Фестиваля и ведущий его официального сайта Арсений Белорусец.

А уже очень скоро, 20 мая, загорится традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

Это произойдёт ровно в полдень на Костровой площадке мемориального Дома-музея К. Ч. в писательском посёлке Переделкино.

Да, 20 мая на Костровой площадке мемориального Дома-музея К. Ч. в писательском посёлке Переделкино загорелся традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

А ещё до этого меня стали одолевать телефонными звонками.

Люди так или иначе связанные с Департаментом культуры.

Начиная с Лилии Лунден, которая последнее время занималась грантовой работой с Союзом писателей Москвы по оформлению нашей ежегодной чуковской субсидии, и кончая Татьяной Калашниковой, доживавшей свои завершающие месяцы в должности директора Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара.

Кстати, Татьяна Юрьевна, звонившая мне почти перед самым Костром, присутствовала на той апрельской встрече с Собяниным, где я и отдал ему то письмо, на которое сейчас от Департамента культуры требовали ответ.

Мэрские референты.

Посему наш телефонный разговор с госпожой Калашниковой, помнится, длился минут сорок.

Она задавала мне бесконечные вопросы.

А я на них подробно и добросовестно отвечал…

Следующий раз человек, связанный со столичным Департаментом культуры, позвонил мне уже в июле.

Этим человеком оказалась руководитель отдела комплектования и изучения читательского спроса Дирекции культурных центров Москвы Марина Дегтярь.

Целью звонка госпожи Дегтярь было договориться со мной о встрече, посвящённой реанимированию и реформированию Премии Чуковского.

Причём встречаться мне предлагалось с упомянутой выше госпожой Рогачёвой.

Начальницей госпожи Дегтярь.

В помещении Дирекции культурных центров Москвы, неподалёку от метро «Серпуховская».

Я дал согласие — и эта встреча состоялась.

Буквально через неделю.

Дирекция культурных центров столицы на собственной территории, кроме госпожи Рогачёвой, была представлена и госпожой Дегтярь…

Встреча носила доброжелательно-ознакомительный характер, а заодно прощупывала мои настроения на предмет продолжения (или возрождения) премии Чуковского в новом формате.

Уже без Департамента СМИ и рекламы в качестве гипотетического давателя бюджетных средств на прекрасно зарекомендовавший себя культурно-значимый проект…

В общем, мы договорились о моём принципиальном согласии с тем, чтобы обновлённая премия продолжилась лишь под единоличным патронатом Департамента культуры…

Департамент же СМИ и рекламы тоже дал о себе знать.

Причём дважды.

В мае-июне.

Сперва прислав официальное письмо в адрес СПМ, смысл которого сводился к тому, что он, Департамент СМИ, по-прежнему всячески готов к плодотворному сотрудничеству с нами по премии Чуковского.

А чуть следом — другое официальное послание, где он, департамент, уже извещал нас, что им направлено исковое заявление в Арбитражный суд с целью полного возмещения Союзом писателей Москвы 716 400 рублей бюджетных субсидиальных средств, полученных от Департамента СМИ и рекламы на торжественную церемонию вручения литературной премии имени Корнея Чуковского за 2014-й год…

А теперь всё-таки есть смысл отправиться на наш традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

Благо далеко ехать не придётся.

Ведь отчёт — вот он:

В осенний майский день, или «Здравствуй, Лето!»

12-й Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского информирует о том, что 20 мая 2018 года состоялось одно из главных мероприятий Фестиваля — традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

Погода в этот весенний день больше напоминала осеннюю, хотя до Костра «Прощай, Лето!» оставалось ещё три с половиной месяца…

Невзирая на зарядивший ещё накануне прохладный дождик, Костёр традиционно загорелся на территории переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского.

Костёр зажигали поэты, лауреаты Премии имени Корнея Чуковского Марина Бородицкая, Инна Гамазкова, Сергей Белорусец, Игорь Жуков, поэт Марк Шварц, лауреаты различных других престижных литературных наград прозаики-дебютанты Костра Юрий Нечипоренко, Сания Шавалиева, Лариса Романовская, прозаик и культуртрегер Елена Усачёва, бард Сергей Куренёв, лауреат Премии имени Корнея Чуковского заведующий Домом-музеем Чуковского в Переделкине Сергей Агапов, литературные критики: лауреат премии Правительства РФ Павел Крючков и Мария Порядина, писатель, главный редактор издательства «Август» Маша Вайсман, правнук Корнея Ивановича Чуковского Дмитрий, поэты, сотрудники РГДБ (Российская государственная детская библиотека. — Примеч. С. Б.) Анна Золотарёва и Денис Безносов.

Почти все из вышеперечисленных спустя некоторое время оказались участниками концертной программы.

А Дмитрий Чуковский и Анна Золотарёва рассказали о двух новых конкурсах, связанных с творчеством Всесоюзного и Всероссийского Дедушки Корнея.

Ближе к концу почти двухчасового действа, подъехал лауреат Премии имени Корнея Чуковского композитор Григорий Гладков, исполнивший попурри из своих самых популярных песен.

В качестве конферансье выступил бессменный председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец

Интерактивными подвижно-развлекательными играми с детско-взрослой аудиторией и литературными викторинами заправляли артисты семейно-молодёжного театра «Игра».

Призы победителям викторин — номера популярного журнала «Мурзилка» — были любезно предоставлены главным редактором издания Татьяной Андросенко и заместителем главного редактора Ириной Антоновой.

2018-й год открывает объявленное президентом РФ десятилетие детства в России.

А главнейшей особенностью нынешнего Фестиваля явится круглогодичное радостное празднование 95-летия легендарных стихотворных сказок Чуковского «Тараканище» и «Мойдодыр».

Костёр был проведён при информационной поддержке Правительства Москвы, еженедельника «Книжное обозрение», общественно-политической газеты «Труд», поддержке АО ГПЗ-2 и группы компаний «Наносфера».

Сладким спонсором мероприятия уже третий год подряд выступила пряничная студия «МеЛиНи», не только порадовавшая участников программы своими вкусными пряниками с логотипом Чукфеста, но и устроившая красочные мастер-классы по изготовлению пряников для всех желающих.

Телевидение представляли новостные бригады каналов «Москва-24» и «ТВ Центр»,

Бумажную прессу — газета «Вечерняя Москва»

Съёмками для фестивального архива привычно занимались сотрудники переделкинского Дома-музея К. Ч. Владимир Спектор и Татьяна Князева (видео), а также координатор программ Фестиваля Арсений Белорусец и Юлия Конопельцева (фото).

Что ещё было тем летом?

Важного?

После переделкинского Костра, традиционным вежливым кличем поприветствовавшего календарное лето в мае месяце?

Кроме уже описанной мной судьбоносной встречи в Дирекции культурных центров Москвы?..

А было — вот что.

Был фестиваль «Красная площадь».

В самом начале июня.

На самой Красной площади.

Где господин премьер-министр собирал заметных представителей современного отечественного детлита.

В честь десятилетия детства, объявленного господином президентом.

Человек пятнадцать насобирал.

Считая издателей и художников…

В шатре.

Вокруг которого неприступно стояли крепкие ребята из медведевской охраны.

Я же стоял неподалёку.

Ожидая Мишу.

Михаила Давидовича Яснова.

Который находился среди избранных (для встречи с Дмитрием Анатольевичем…).

С которым (с Михаилом Давидовичем, естественно) у меня потом была назначена собственная встреча.

Состоявшаяся несколько позже.

И — принесшая мне (помимо какой-то другой) информацию о том, что Андрей Усачёв выступил с предложением учредить крупную правительственную литературную премию для детских писателей.

Сиречь тех, кто детьми не будучи, пишет свои книжки для детей.

В крайнем случае, для юношества…

А спустя два с половиной месяца, 14 августа, умер Эдуард Успенский.

Эдик — как все мы, чукфестовцы, его называли.

За глаза…

Прощание с Успенским проводилось в Большом зале ЦДЛ.

Среди прощавшихся видел я и много наших.

Тех, кто участвовал в мероприятиях фестиваля Чуковского.

А на девятый день со дня смерти Эдуарда Николаевича шёл я домой из магазина «Пятёрочка», гружёный тамошним провиантом.

И — вдруг, посреди Беговой аллеи, остановился.

Стреножился…

Это — откуда ни возьмись — слетела ко мне идея.

Идея о том, что нужно попытаться сделать фестиваль Успенского.

Вместе с премией его имени….

Надо же: слетевшая невесть откуда идея, накрыла меня аккурат через 12 лет после идеи о фестивале Чуковского.

Так же неожиданно, как тогда.

Когда я гулял по подмосковному ещё Переделкину…

Что тут скажешь?

Ничего.

Восточный календарь в очередной раз показал, что он не только существует, но и работает.

Работал и наш.

Привычный.

Имея в виду неуклонное приближение сентябрьского традиционного Костра Чуковского «Прощай, Лето!».

И — я моментально сообразил, что на этом Костре следует объявить о пришедшей мне в голову инициативе.

Но за несколько дней до нашего традиционного Костра традиционно начиналась ММКВЯ.

Где тоже кто-то мог объявить о пришедшей ему в голову идее о фестивале и премии Успенского.

Чисто гипотетически….

Вот я и решил обнародовать информацию об этой инициативе до начала ММКВЯ,

А заодно и застолбить собственный приоритет на идею.

Причём крайне оперативно дозвонился до зампреда Московской областной думы Кирилла Жигарева, дабы заручиться его поддержкой.

Несмотря на то, что я очень хотел, чтобы новые фестиваль и премия были международными, мне в то же время представлялось, что Московская область — самый подходящий регион для того, чтобы по праву сделаться одним из главных соорганизаторов или учредителей фестиваля и премии Успенского.

Ведь Успенский родился в подмосковном Егорьевске.

Имел дом в Переделкине, когда оно ещё не превратилось в Новую Москву.

Да и жил последние десять лет и умер в Троицке, который — тоже совсем недавно переехал из Подмосковья в Москву…

В общем, я оперативно сформулировал и доточил то, что на этом этапе можно было сформулировать и доточить.

А Андрей Балебанов опубликовал информацию об этой идее-инициативе на официальном сайте нашего информационного спонсора общественно-политической газеты «Труд».

Ещё до ММКВЯ и традиционного Костра.

В августе.

27-го числа.

Сама же идея-инициатива за моей подписью выглядела так.

Фестиваль Детской литературы имени Корнея Чуковского и Фонд поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА» выступают с инициативой о скорейшей организации и проведении Литературной премии имени Эдуарда Успенского.

В нашем понимании (и понимании очень многих) Эдуард Успенский являлся реальным преемником Корнея Чуковского.

По сути дела, патриархом современной детской русскоязычной литературы.

Её узнаваемым (практически всеми категориями людей) лицом на советском, постсоветском и даже мировом пространстве.

Успенский родился в подмосковном Егорьевске, а последние годы жизни провёл — сначала в своём переделкинском доме, после чего — в другом своём доме, вблизи подмосковного Троицка (оба этих места долгое время относились к территории Московской области).

В настоящее время Московская областная дума уже прорабатывает эту нашу инициативу.

Впрочем, очевидно, что без серьёзной подпитки со стороны социально-ответственного бизнеса такая масштабная Премия обойтись не может.

Премия в нашем представлении должна включать в себя несколько номинаций — тех, где особенно ярко проявился талант Эдуарда Николаевича, а именно:

Детская игровая и ироническая поэзия.

Детская сказочно-ироническая проза.

Сценарий для мультфильма.

Проза для взрослых.

Пропаганда современной детской литературы на русском языке.

Возможны дополнительные премиальные номинации, среди которых вполне вероятны имеющие в виду не только творчество самих детских писателей, но и работы пишущих детей различных возрастов.

Нам представляется, что Премия имени Успенского должна стать Международной.

Также, несомненно, имеет смысл организовать Международный ежегодный детский литературный фестиваль имени Эдуарда Успенского, который в течение всего календарного года проводить на лучших площадках районных центров Подмосковья, в столицах и крупных городах государств ближнего и дальнего зарубежья.

Более подробно инициатива будет озвучена на традиционном Костре Чуковского «Прощай, Лето!» в рамках 12-го Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского., который состоится 9 сентября 2018 года на территории мемориального Дома-музея Корнея Чуковского.

А сам нынешний переделкинский Костёр мы посвятим светлой памяти Эдуарда Успенского, почти бессменного председателя жюри Литературной премии имени Корнея Чуковского, лауреата одноименной премии за 2010 год, большого друга и пропагандиста не только нашего Фестиваля, но и всей лучшей современной детской литературы на русском языке.

На Костре я эту инициативу и озвучил.

В день столетия со дня рождения Бориса Заходера…

Костёр Чуковского

памяти Успенского

в день столетия Заходера!..

9-го сентября 2018-го года на территории переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского состоялся третий этап 12-го московского фестиваля детской литературы имени Чуковского традиционный Костёр «Прощай, Лето!».

На этот раз, прошедший в день столетия со дня рождения Бориса Заходера, Костёр был посвящён светлой памяти легендарного Эдуарда Успенского, почти бессменного председателя жюри Литературной премии имени Корнея Чуковского — давнего друга и страстного пропагандиста Чукфеста.

Ярким и тёплым осенним воскресением Костёр зажигали, после чего в большинстве своём активно участвовали в более чем двухчасовой словесно-музыкальной программе заметные лица современного отечественного детлита — лауреаты Премии имени Корнея Чуковского и других престижных наград: Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Анастасия Орлова, Сергей Агапов, Сергей Белорусец, Игорь Жуков, Тим Собакин, Жанна Переляева, Юрий Нечипоренко, Валерий Воскобойников, Наталия Волкова, Ая эН, Римма Алдонина, Сания Шавалиева, Павел Крючков, Ася Кравченко, Татьяна Стамова, Елена Ярышевская, Татьяна Риздвенко (она потом выступила в концертной части вместе с дочерью Ариной), Ольга Лишина, Дарьяна Антипова, литературный критик Ксения Молдавская, главный библиотекарь ЦДБ имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина, композитор, основатель знаменитой культовой группы «Последний шанс» Владимир Щукин, бард Сергей Светлов.

Кроме них, на Костре были замечены: секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко, Борис Минаев, Ася Друянова, Павел Маркин…

Многие из выступавших читали не только свои произведения, но и стихи Эдуарда Успенского, вспоминали смешные случаи из жизни, связанные с личностью Успенского, а артисты семейно-молодёжного театра «Игра исполнили несколько песен на стихи ушедшего в средине августа мэтра…

Стараниями создателей-собирателей киноархива Фестиваля сотрудников Дома-музея Владимира Спектора и Татьяны Князевой возможно стало увидеть съёмки Эдуарда Успенского с прошлых Костров Чуковского, услышать озорные стихи Эдуарда Николаевича, в его собственном исполнении….

Кстати, рядом с портретами Чуковского, и вблизи Дома-музея, и на концертной эстраде, организаторы расположили и фотопортреты Успенского…

Концертную программу привычно вёл председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, который озвучил важную инициативу об организации Премии имени Эдуарда Успенского…

Теме 95-летия со дня рождения знаменитой сказки Чуковского «Мойдодыр» было посвящено выступление театра марионеток «Фигаро».

Победителям конкурсов и разнообразных интерактивно-подвижных игр-викторин вручались номера журнала «Мурзилка».

Вовсю шла продажа хороших детских книг и развивающих детских игр.

Освещением Костра занимались представители телеканалов «Культура», «Москва-24» и «ТВ Центр», целого ряда бумажных и электронных СМИ.

Костёр, собравший около тысячи разновозрастных зрителей, проводился Союзом писателей Москвы, Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля — отделом «Мемориальный дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине» (заведующий Сергей Агапов), Фондом поддержки Творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА» (президент Сергей Белорусец), Фондом возрождения народной культуры (президент Ольга Радзивилл), при информационной поддержке Правительства Москвы (Департамента культуры и Департамента СМИ и рекламы), общественно-политической газеты «Труд», еженедельника «Книжное обозрение», при поддержке АО ГПЗ-2 и группы компаний «Наносфера».

Ближе к сентябрьскому Костру активизировалась Марина Дегтярь.

Даже возникла одна встреча.

В Дирекции культурных центров Москвы.

С моим участием.

А также с участием Ольги Радзивилл и Татьяны Рудишиной.

Если говорить о тех, кто имел хоть какое-то отношение к Премии Чуковского прежних лет.

Накануне Костра люди Марины Дегтярь (видимо, из лучших побуждений) даже забросали сетевое информпространство моим (чудовищно подредактированным ими) пресс-релизом грядущего действа.

Переврав всё нещадно…

Вот что по этому поводу написал я Марине Дегтярь по электронной почте.

Добрый вечер, Марина!

Благодарим!

Но, пожалуйста, дайте указание «своим людям» быть внимательней, когда они перепечатывают информацию наших анонсов, пресс-релизов и прочих материалов.

Особенно, если сокращают их.

Потому что могут возникнуть грубые ошибки, которые потом — увы — не исправляются, из-за чего тексты с искажениями попадают на множество сайтов.

Для примера.

Сейчас в сети возникло множество текстов с анонсом Костра, где сразу огромное количество наших участников (участниц) стало лауреатами премии Президента РФ. Мы бы очень этого хотели, но пока это не так. Лишь Настя Орлова удостоилась этой награды!

Надеемся на внимание к нам и в этом аспекте!)

Здоровья и удачи!

Фестиваль Чуковского и Сергей Белорусец

Написал и ответа предсказуемо не получил.

Так будет потом ещё не раз…

Как, скажем, и на моё подробное письменное предложение о новых названиях номинаций литературной премии Чукуовского.

Сделанное в ответ на просьбу Марины об этом…

Номинации для Премии Чуковского

Мне представляется, что все номинации Премии имени Чуковского должны и звучать по-чуковски, то есть быть названиями и героями его известных произведений.

Причём эти односложные названия должны быть в одинаковое количество слогов.

Формулировки же должны рифмоваться друг с другом.

А именно:

1. АЙБОЛИТ

За ДОБРОТУ в детской поэзии

2. МОЙДОДЫР

За ЧИСТОТУ в детской поэзии.

3. БИБИГОН

За ВЫСОТУ в детской поэзии.

АЙБОЛИТ, как вы прекрасно помните, был добрый доктор. Стихи, в том числе и детские, вполне способны врачевать. Смешные и забавные в первую очередь! А если они ещё и про зверей…. Впрочем, звери могут и отсутствовать…

МОЙДОДЫР всячески стремился к чистоте. Мы же под чистотой здесь можем разуметь и чистоту голоса лауреата, и чистоту исполнения им определённых технических поэтических элементов. Да и некоторую ненарочитую учебно-развивающую назидательность…

БИБИГОН вообще, несмотря на свой невеликий рост, частенько бывал на высоте положения, тем более что был родом с Луны…

Высота здесь подразумевает очень высокое поэтическое мастерство лауреата Включая новаторскую смелость и в то же время классичность.

А КРОКОДИЛ (в котором столько же слогов) у нас уже водился. Хоть и ЗОЛОТОМУ, а ему всё-таки, видимо, пора благополучно уплыть в историю…

Может быть, следует ввести и премию БАРМАЛЕЙ: это будет либо что-то вроде Антипремии — незадачливому, хотя и популярному автору, либо Премией за детские страшилки и как бы «хулиганистые», но очень хорошие стихи!

Названия номинаций могут быть постоянными, на все дальнейшие премиальные сезоны.

А могут и периодически меняться на названия других детских произведений Чуковского. В таком случае у каждого из произведений должна быть для этого веская причина: какая-либо серьёзная юбилейная дата, приуроченная к году происхождения названия данной номинации.

Впрочем, в результате моей нерегулярной переписки с Мариной Дегтярь и пары сентябрьских встреч в здании Дирекции культурных центров (чуть позже случилась осенняя встреча № 2) выяснилось, что головкой столичного Департамента культуры принято решение о спешном издании сборника поэтов — лауреатов премии Чуковского за все десять лет её существования.

Причём сборник собрать и выпустить требовалось за четыре неполных месяца.

А то и за три.

К Новому году.

Чтобы одаривать книжкой всех младшеклассников Москвы…

На составление и компоновку сборника нам с Татьяной Рудишиной дали три недели.

И — мы всё успели!

Разделив между собой всех лауреатов, мы моментально связались с каждым их них.

Попросили незамедлительно прислать стихи.

А стихи тех, кого уже не было в живых к тому времени, мы с Татьяной Валерьевной выбирали по собственному усмотрению…

Я придумал для с сборника правдивое, но при этом и сказочное название «33 поэта».

И — аннотацию.

По-моему, очень удачную.

«33 поэта»

Литературная Премия

имени Корнея Чуковского

10 лет жизни

Аннотация

Литературная премия имени Корнея Чуковского, проводящаяся при поддержке Правительства Москвы — поистине уникальнейшее и самобытнейшее явление современной писательско-читательской жизни.

Причём жизни не только столичной или отечественной, но и международной.

Очень значимая составляющая всего нынешнего литературно-художественного процесса

Этой престижной Премией, включающей в себя несколько номинаций, ежегодно, уже на протяжении 10 лет, награждаются наши лучшие детские поэты, пишущие на русском языке.

33 поэта.

Именно столько поэтов-лауреатов насчитывает сейчас Премия Чуковского.

Именно их стихи и вошли в праздничный сборник, посвящённый малому юбилею по праву заслужившей своё имя Премии!

А главный библиотекарь «Гайдаровки» Татьяна Рудишина написала остроумное предисловие, присовокупив — обязательным дополнением к стихам наших лауреатов — выверенные библиографические справки о каждом.

Никто нам за нашу спешную и никем неоплаченную работу не сказал даже элементарного «Спасибо!».

Со мной же вообще представители Дирекции культурных центров перестали выходить на связь.

После того, как получили от меня (через Агапова) прямые контакты правнука Корнея Ивановича Чуковского Дмитрия Дмитриевича…

Хотя договорено было о регулярных (раз в две недели) рабочих встречах, призванных координировать наши совместные действия по реформированию премии Чуковского, в новых официальных бумагах которой я получил должность председателя жюри премии…

Кстати сказать, представители Дирекции культурных центров на связь со мной так и не вышли.

До сих пор.

За исключением двух телефонных звонков мая-июня 2020-го.

О которых ещё не сейчас…

Где-то (более) поздней осенью узнал я от питерца Михаила Яснова, что позвонил ему житель Москвы Андрей Усачёв и радостно сообщил, что правительством принято окончательное решение о том, что новой большой премии в области детлита быть!

Причём решение принято по итогам июньской встречи в шатре.

На фестивале «Красная площадь»…

А он, Усачёв, формирует жюри.

Куда приглашает войти и Яснова.

А заодно и просит переговорить о том же с другим жителем Северной Пальмиры и другим лауреатом премии Чуковского Сергеем Махотиным…

Миша был настроен эйфорически — и его можно было понять.

Примерно через неделю окольными путями просочилась ко мне информация, что тот же Андрей Усачёв говорил о том же самом с Павлом Крючковым.

Только речь шла не о новой большой премии, а о премии Чуковского…

Что же до наших судебных тяжб с Департаментом СМИ и рекламы, то рассмотрение дела судом первой инстанции несколько раз откладывалось.

По разным причинам.

Перенеслось оно и с 20 декабря на март 2019 года.

Начиная с осени 2019-го Союзу писателей Москвы помогало уже два квалифицированных юриста.

К Саше Овеснову добавился опытный адвокат Олег Макрецов.

Услуги которого (бесплатные для СПМ) обеспечил мне мой товарищ по фитнес-клубу Юра Слепихин.

Именно Олег (который как и Саша с оптимизмом смотрел в будущее) лично представлял наши интересы на двух судебных заседаниях.

Которые пройдут лишь в новом году.

Именно Олег потом напишет основу для кассационной жалобы в окружной арбитражный суд.

Кассационной жалобы, которую Союз писателей Москвы так и не подаст.

Видимо, пытаясь сэкономить меньше девяти тысяч российских рублей госпошлины.

8864 рубля, если точнее…

И — не подаст совершенно зря.

По компетентному мнению Олега….

А ещё первый секретарь СПМ Евгений Юрьевич Сидоров в ноябре-декабре уходящего 2018 года грозился лично встретиться с мэром Собяниным.

В самое обозримое время.

Исключительно по делам СПМ.

Утверждая, что принципиальная предварительная договорённость с Сергеем Семёновичем у него имеется.

Я попросил Сидорова обсудить на встрече с Собяниным и наш чуковский вопрос.

На что Евгений Юрьевич ответил мне примерно так:

— А чего о вашем вопросе говорить. Всё ведь хорошо складывается само…

Я потом, ещё до первого проигранного нами суда (он состоялся 6 марта 2019 г.), спрашивал у Сидорова про встречу с Собяниным:

— Была?

— Настоятельная необходимость в ней отпала! — примерно так отвечал мне Евгений Юрьевич…

fon.jpg