top of page

Отдел прозы

Freckes
Freckes

Сергей Белорусец

Чукфест. Чёртова дюжина лет (Хроника возникновения, выживания и умирания…)

Из книги «Не дело жизни, или Шоу маст Бибигон!..» Продолжение. Начало в № 31–38

2013-й, чуть позже и несколько раньше…

Наш фестивальный сезон 2013 года (седьмой по счёту) вместил в себя все четыре основные программы:

торжественное открытие Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского в рамках читательского праздника «День рожденья Дедушки Корнея» (Москва, Центральный Дом литераторов — ЦДЛ, Малый зал);

традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!» (Переделкино);

традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!» (Переделкино);

вручение премии имени К. И. Чуковского в рамках торжественного закрытия Фестиваля (ЦДЛ, Большой и Малый залы).

Подробные отчёты о произошедшем — вашему вниманию:

В Дедушкин день

В воскресенье, 7 апреля, в Малом зале Центрального Дома литераторов состоялся детский литературный читательско-писательский праздник «День рожденья Дедушки Корнея».

Он открыл седьмой Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского и прошёл уже в пятый раз (причём в третий подряд при поддержке Федерального агентства по печати).

Зрительный зал и фойе были украшены разноцветными воздушными шариками и фестивальными баннерами.

Зрители с разновозрастными детьми стали собираться ещё за час до официального начала действа. И те из них, кто поступили таким образом, очевидно не прогадали, ибо возымели приятную длительную возможность быть вовлечёнными в многочисленные подвижные интерактивные игры и познавательные викторины, которые с блеском провели доктор Айболит и его помощники в костюмах героев произведений Чуковского.

В фойе оживлённо шла торговля детскими книгами.

Свою красочную продукцию заинтересованной аудитории востребованно предлагали издательства «Самокат», «Арт Хаус медиа» и «Октопус».

Последнее впервые приняло участие в мероприятиях Фестиваля, приурочив ко «Дню рожденья Дедушки Корнея» презентацию совсем новой поэтической книжки «Пальцем в небо!..» председателя оргкомитета Фестиваля Сергея Белорусца.

Любопытно, что книга «Пальцем в небо!..» прибыла из тверской типографии аккурат в Международный день детской книги, ежегодно отмечаемый 2 апреля.

День же рожденья самого Чуковского — это 1 апреля (а не 31 марта — как ошибочно указано почти во всех энциклопедиях). Именно в день смеха родился наш Всеобщий Дедушка, которому в этом году исполнился 131 год. Поэтому немудрено, что юмору на этом весеннем празднике жизни было отведено самое почётное место.

В качестве ведущего и конферансье демократично царил секретарь Союза писателей Москвы Сергей Белорусец. Он торжественно и немногословно открыл седьмой Московский фестиваль имени Корнея Чуковского.

После чего был показан документальный фильм о прошлогоднем Фестивале, бережно снятый (в содружестве с ассистенткой Татьяной Князевой) и мастерски смонтированный сотрудником Дома-музея К. И. Чуковского в Переделкине Владимиром Спектором.

Далее перед зрителями, которых еле вместил Малый зал ЦДЛ, выступили участники двухчасовой программы.

Причём выступления прозаиков и поэтов — как правило — чередовались.

Маститый прозаик Сергей Георгиев поведал трогательную историю про снеговика Мотю.

Приехавшая из Ярославля молодая поэтесса лауреат премии имени Антона Дельвига и конкурса «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН» Анастасия Орлова прочитала несколько остроумных и в то же время душевных собственных стихотворений.

Кстати, Фестиваль Чуковского планирует очень скоро начать сотрудничество с издательством «РОСМЭН» и уже ведёт с ним переговоры.

Опытный и умелый автор повестей и рассказов Ирина Краева дебютировала на малой фестивальной сцене с циклом симпатичных, крайне приглянувшихся публике, рассказиков.

Наталия Волкова, в минувшем году получившая вторую премию на конкурсе имени Сергея Михалкова, предсказуемо читала собственные стихи, в основном построенные на эффектной игре слов.

После Наталии слово было предоставлено самому молодому депутату Московской областной думы Кириллу Жигареву. Кирилл заверил присутствующих, что переделекинские Костры «Здравствуй, Лето!» и «Прощай, Лето!» в обозримом будущем имеют хорошие шансы получить всяческую помощь и поддержку со стороны правительства Подмосковья.

Поэтесса Елена Ярышевская прочла несколько лирико-иронических стихотворений. Естественно, принадлежащих перу автора.

Сказочник Фёдор Гаврин представил зрительскому вниманию философскую притчу и попросил ребят прилюдно оценить её. Любители литературы с удовольствием выставили Фёдору наивысший балл…

Дина Бурачевская ожидаемо читала свои стихи. Причём одно из них было посвящено злому разбойнику Бармалею.

С выступлением Дины перекликалось (практически рифмовалось) выступление поэтессы Риммы Алдониной.

Её стихотворение, исполненное узнаваемых реминисценций и аллюзий, было посвящено знаменитому герою Чуковского доброму доктору Айболиту.

Директор издательств «Октопус» Вера Байдак вышла к микрофону с книжкой стихов Сергея Белорусца «Пальцем в небо!..» и прочитала оттуда стихотворение «Плакать погодим», адресовав его смысл положению дел в современном книгоиздательском бизнесе…

Сам же автор стихотворения никаких стихов на протяжении мероприятия так и не произнёс. Зато преподнёс всем выступавшим по экземпляру своей свежеиспечённой книжки «Пальцем в небо!..». Взамен привычных цветочных букетов…

Музыкально-стихотворная часть литературного праздника была представлена слаженным семейным дуэтом Галина Пухова и Михаил Приходько, аккомпанировавшим себе на гитаре и флейте.

Дуэт исполнил песни на стихи Бориса Заходера и Тима Собакина. Кроме них замечательно пел собственные мелодичные песни известный бард Андрей Крамаренко. Причём также положенные на стихи Бориса Заходера и Тима Собакина…

А Тим Собакин не только спел одну свою старую песню, но и прочитал два совсем новых стишка собственного сочинения.

В рамках Чукфест-шоу были награждены грамотами и памятными подарками победители детской номинации, уже четвёртый год существующей при Фестивале Чуковского. Награждением детей заведовала главный редактор всероссийской газеты «Школьник» Татьяна Григорьева.

Наряду с традиционно возникающими в поле зрения Чукфеста воспитанниками литературных студий «Пресня» и «Рыжий кот», а также членами Общества многодетных семей Краснопресненского района Москвы и учениками нескольких школ, в которых побывали с творческими встречами участники Фестиваля, на весёлом форуме современной детской литературы присутствовало довольно много новых лиц. По большей части юных…

Директорские функции дружно делили между собой Ирина Горюнова и Ольга Радзивилл, вернувшаяся к этим обязанностям после некоторого перерыва на другие важные дела… Операторствовал незаменимый Владимир Спектор. Как всегда, в нерасторжимой связке с ассистенткой Татьяной Князевой.

Процессом фотосъёмки заправлял координатор программ Фестиваля и руководитель его официального сайта Арсений Белорусец.

На мероприятии были замечены представители бумажных СМИ — «Книжного обозрения», «Тверской, 13», «Литературных известий», «Поэтограда», «Московской правды» (приложение «Книга в Москве»). Интернет-портала «Литафиша».

Литературный критик Мария Порядина представляла и саму себя, и сразу несколько изданий и порталов…

Анонс «Дня рожденья Дедушки…» ещё в пятницу, 5 апреля, прозвучал в прямом эфире на волнах популярного радио «Москва FM».

А телеотчёт о свершившемся событии неоднократно показали по каналу «ТВ Центр».

Непионерский Костёр, или Детское время дуэтов…

Девятнадцатого мая в День пионерии в подмосковном весенне-летнем Переделкине с успехом прошёл второй этап седьмого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, иначе — традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

В соответствии с обещаниями организаторов — на глазах у многосотенной разновозрастной аудитории, собравшейся на территории мемориального Дома-музея К. Ч., — самый настоящий костёр был зажжён воскресным полднем российскими детскими писателями и другими имеющими непосредственное отношение к Фестивалю узнаваемыми персоналиями.

В двухчасовой концертной программе, которую — опять же — традиционно вёл председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, задействовано оказалось около двадцати детских писателей.

Кое-кто выступил дуэтами. Скажем, Эдуард Успенский и Елена Усачёва.

Кстати (очень кстати!), Елена привезла с собой номера газеты «Пионерская правда», коими награждались ребята, правильно ответившие на вопросы Лениной литературной викторины.

Номера «Пионерской правды» и журнала «Мурзилка» раздавались и победителям прочих литературно-развивающих подвижных игр, массово затеянных театром с подобающим названием: «Игра»…

Но — к дуэтам.

Супружеских на сцену поднималось два. Людмила и Александр Чутко, спевшие песни из спектакля «Волшебник из страны Оз». А ещё — Галина Пухова и Михаил Приходько, впервые возникшие в переделкинской фестивальной части…

Хотя всего семейных дуэтов было три, ибо Инна Гамазкова и Марк Шварц — родные брат и сестра — предложили публике совместный искромётный (как-никак Костёр!) скетч.

Кроме дуэтов стихотворно вещали в одиночку столичные жители: Марина Бородицкая, Александр Тимофеевский, Татьяна Стамова (у неё только что вышла книжка «Расклейщики афиш»), Елена Ярышевская, Дина Бурачевская, Наталия Волкова, Елена Григорьева (маститая дебютантка Чукфеста), Игорь Жуков (совсем недавно разжившийся двумя престижными прозаическими лауреатствами…). Впрочем, за Жуковым его четверостишие в голос повторяли малыши — по причине того, что Игорь с ними это своё четверостишие, пользуясь случаем, разучивал…

Иногородние были представлены молодыми и перспективным Настей Орловой из Ярославля и Аней Игнатовой из Питера. Плюс примкнувшим к ним опытным Виктором Полянских со станции Узловая…

Завершающим номером программы продолжительно царил неподражаемый бард Андрей Крамаренко.

Дуэт приехавших на Костёр, но так на нём и не выступивших составили именитая москвичка Дина Крупская и начинающая ярославна Юлия Симбирская…

Дуэт директоров Фестиваля — Ирина Горюнова и Ольга Радзивилл — общался со СМИ, представленными съёмочной группой телеканала «ТВ Центр», интернет-порталом «Парнас» и несколькими бумажными изданиями…

Дуэт руководителей Дома-музея Сергей Агапов и Павел Крючков стойко и в движении закрывал разрозненные подручные (и подножные) хозяйственные ниши.

Столичная Центральная городская детская библиотека имени Аркадия Гайдара была представлена мощным библиотекарским дуэтом в составе Татьяна Рудишина и Людмила Муравьёва.

Литературная критика — не менее запоминающимся дуэтом: Мария Порядина энд Ксения Молдавская…

Дуэтом (нежно оккупировав по два торговых места) торговали хорошими детскими книжками «Самокат» с «Октопусом».

Чай — по окончании мероприятия — распивался гостями и хозяевами на двух верандах гостеприимного Дома-музея…

Дуэт художественных исполнителей в составе Владимир Спектора и Татьяны Князевой запечатлевал на киноплёнку окружающую документальную реальность. А фотографировал всё это (в совокупности с уймой другого) координатор программ Фестиваля одиночный Арсений Белорусец…

В день выборов…

Восьмого сентября аккурат в день столичных и областных губернаторско-мэрских выборов — в подмосковном писательском Переделкине состоялся традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!».

В День города, растянувшийся аж на два, в Москве предсказуемо стреляли. Из пушек по облакам…

Что, к счастью, не вылилось в подспудно ожидаемые людом атмосферные осадки вблизи мемориального Дома-музея Корнея Чуковского, где, на его костровой площадке, многолюдно и многочасово прошёл третий этап седьмого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского. Иначе — вышеупомянутый Костёр…

Собственно костёр, сгрудившись в импровизированный круг, огромными спичками зажигали поэты и прозаики — участники Фестиваля, заведующий Домом-музеем К. Ч., лауреат премии имени Корнея Чуковского (2012) Сергей Агапов, почётные гости праздника. Первыми председателем оргкомитета Фестиваля К. Ч. на эстраду оказались приглашены легендарный писатель Эдуард Успенский и популярный актёр и режиссёр Константин Райкин.

Неподражаемый рассказчик Константин Райкин, в частности, вспомнил о том, как приезжал на чуковский Костёр, ещё будучи мальчиком. Со своим папой, Аркадием Исааковичем…

— Кстати, Костёр тогда был больше! — поделился с разновозрастными зрителями собственными ощущениями Константин.

Хотя, вернее всего, это сам Константин Аркадьевич был тогда несколько меньше…

Далее Сергей Белорусец предоставил слово питерскому дуэту лауреатов главной литературной премии имени Чуковского — Михаилу Яснову (2009) и Сергею Махотину (2011). Причём Махотин на Костре присутствовал впервые.

Михаила и Сергея на эстраде сменила лауреат премии имени Чуковского (2007) поэтесса Марина Бородицкая.

Вслед за ней Сергей Белорусец поочередно вызывал для выступлений на сцену лауреата премии имени Чуковского (2011) прозаика и поэта Артура Гиваргизова , питерца, прозаика и руководителя всех главных молодёжных российских семинаров в области детлита Валерия Воскобойникова, переводчика детской литературы, доктора философии из Чехии Еву Маленову вместе с примкнувшим к ней бардом, лауреатом Грушинского фестиваля Алексеем Кудрявцевым, автора стихов знаменитого вневременного отечественного шлягера «Пусть бегут неуклюже…» Александра Павловича Тимофеевского, вокально-инструментальную супружескую пару в составе Галина Пухова и Михаил Приходько, прозаика и успешного культуртрегера Елену Усачёву…

После чего роль ведущего Сергей Белорусец передал (вкупе с микрофоном) молодой ярославской поэтессе (а с недавних пор и прозаику — её почти нерифмованная книжка «Обожаю ходить по облакам» — буквально — только что вышла в свет) Анастасии Орловой. Теперь уже Настя уверенно руководила порядком выхода на переделкинскую сцену участников Чукфеста и других авторов. В заключительной части программы выступили: санкт-петербурженка Анна Игнатова, москвички Наталия Волкова, Дина Бурачевская, Римма Алдонина, Виктор Полянских со станции Узловая…

Признанный и востребованный Станислав Востоков всецело был поглощён важной и нужной работой кострового. Дебютантка Костра прозаик Мария Ботева присматривалась и прислушивалась. Лауреат премии имени Чуковского (2011) радиожурналистка Жанна Переляева тихо сокрушалась, что не взяла с собой звукозаписывающую аппаратуру, дабы сделать интервью с Константином Райкиным…

Семейно-молодёжный Театр «Игра» и его дочерние структуры весело играли с публикой в семейно-молодёжные интерактивные игры, победителей викторин одаривая номерами нестареющего журнала «Мурзилка».

Книжная торговля осуществлялась силами (авто)мобильных издательств «Самокат» и «Октопус».

Телевидение было представлено съёмочными группами каналов «Культура» и «Россия-24». Съёмками для фестивальных нужд и архивов занимались Владимир Спектор, Татьяна Князева и Арсений Белорусец. Некоторых из почётных гостей уютно опекала директор Фестиваля писательница Ирина Горюнова.

Традиционное послекостровое чаепитие происходило на двух верандах гостеприимного Дома-музея. Именно к нему поспел слегка припозднившийся лауреат премии имени Чуковского (2010) поэт Григорий Кружков…

В день выборов на территории бывшей литфондовской дачи патриарха нашей детской литературы было действительно хорошо. В общем, все те, кто выбрал этот день для того, чтобы провести его, сомкнув дружные ряды вокруг задорно-лирического переделкинского Костра, — совершили очень правильный выбор!

Опять. 25!..

В первый день календарной зимы (он же — по совместительству — последний день книжной выставки Non/fiction) состоялось торжественное закрытие седьмого Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, традиционно совмещённое с вручением одноимённых литературных премий.

Пресс-конференция, посвящённая этому двуединому событию, прошла в Малом зале Центрального Дома литераторов.

Оргкомитет Фестиваля на пресс-конференции был представлен его бессменным председателем Сергеем Белорусцем и Сергеем Агаповым. Жюри премии — его ответственным секретарём литературным критиком Павлом Крючковым, членами жюри лауреатами премии минувших лет поэтами Мариной Бородицкой и Григорием Кружковым, а также главным библиотекарем Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяной Рудишиной.

Что до самого действа, то оно происходило на сцене Большого зала ЦДЛ и продолжалось около двух часов.

В качестве ведущего выступил никогда не повторяющийся и в том числе и поэтому неповторимый Павел Крючков. Он открыл церемонию, а затем предоставил слово и сцену артистам семейно-молодёжного Театра «Игра» и его дочерним коллективам.

Далее зрители внимали документальному, но — без всякой натяжки — художественному фильму режиссёра Владимира Спектора (ассистент Татьяна Князева), рассказывающему о том, как сложился очередной фестивальный год. Фильм, изобретательно стилизованный под советский киножурнал «Новости дня», был отчасти чёрно-белым, отчасти цветным, что только добавило ему красочности.

Подошедший следом к микрофону Павел Крючков прочитал зимние стихи сорок с небольшим дней назад умершего и самую малость не дожившего до своего девяностолетия — замечательного детского автора Якова Акима, тем самым почтив его память.

Первым наградили лауреата премии детского жюри «Золотой крокодил» поэта Сергея Белорусца. Это сделали живые классики современной детской литературы Юрий Энтин и Михаил Яснов, тоже, между прочим, лауреаты премии имени Чуковского. По приглашению ведущего на сцене оказались и некоторые представители детского жюри — члены детско-юношеского литобъединения «Рыжий кот» под руководством директора Культурного центра имени Корнея Чуковского в Перове Анны Епишенковой. Получив диплом лауреата из рук Юрия Энтина, Сергей Белорусец прочитал стишок собственного сочинения, после чего Павел Крючков наградил членов детского жюри памятными сувенирами Фестиваля Чуковского: значками, календариками и номерами журнала «Мурзилка», любезно предоставленными его главным редактором Татьяной Андросенко. После чего перед зрителями выступил вокально-инструментальный дуэт в составе: Галина Пухова и Михаил Приходько.

Следующей была награждена лауреат премии «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению» Инна Гамазкова. Лауреатский диплом весёлой и экстравагантной Ине Липовне (именно так значится в паспорте гражданки России Гамазковой!) вручили Марина Бородицкая и ещё один лауреат премии Чуковского прошлых лет (в той же самой номинации) радиожурналистка Жанна Переляева. Инна Гамазкова (таков её псевдоним) прочитала-пропела в стиле рэп несколько своих юмористических стихотворений.

Инну Гамазкову сменил на сцене третий лауреат премии-2013 Михаил Есеновский. Его приветствовали и награждали прошлогодний лауреат аналогичной номинации («За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе») Тим Собакин и Татьяна Рудишина. Михаил Юрьевич (ай да имя-отчество для поэта!) в обмен на диплом лауреата и цветы прочитал несколько своих разнообразных стихотворений. Популярный бард Андрей Крамаренко спел песню на стихи Тима Собакина.

Обладательницу же главной премии («За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе») знаменитую переводчицу «Алисы…» Нину Михайловну Демурову награждало — сразу! — аж целое литературное трио: поэты-переводчики Марина Бородицкая и Григорий Кружков плюс примкнувший к ним прозаик Валерий Воскобойников, дружно засвидетельствовавшие новоиспечённому лауреату своё давнишнее и глубочайшее уважение.

Нина Михайловна очень увлекательно и молодо рассказала о своих встречах с Корнеем Ивановичем Чуковским, о его помощи в издании «Алисы…».

Сводный концерт был завершён выступлением лауреата премии Чуковского-2007 композитора-исполнителя Григория Гладкова. На этот раз он спел дуэтом со своей дочкой Сашей. А заодно вызвал на сцену в качестве хора разновозрастных ребятишек из зрительного зала.

Начиналось же всё с того, что по нижнему фойе ЦДЛ — на фоне фестивальных баннеров и продажи детских книг (в основном, издательства «Октопус») — разгуливали и носились, вовлекая детей в интерактивные подвижные игры, разнообразные персонажи героев сказок Корнея Чуковского и прочие ростовые фигуры.

Аккредитацией СМИ занимались член оргкомитета Фестиваля Ольга Воронина и директор Фестиваля Ирина Горюнова. (К слову сказать, аккредитовались новостные группы телеканалов «Культура» и «ТВ Центр», представители радио «Культура», газет «Вечерняя Москва», «Литературная газета», газеты мэрии «Тверская, 13», «Книжного обозрения», «Литературных вестей», интернет-порталов, среди которых Первый детский досуговый портал, других изданий…)

Другой директор Фестиваля Ольга Радзивилл опекала ряд почётных гостей, отдавая приоритетное внимание Юрию Сергеевичу Энтину.

Руководитель пресс-службы Фестиваля Ольга Мурзина кроме непосредственных своих обязанностей занималась вручением цветов лауреатам. Фотосъёмку мероприятия осуществлял координатор программ Фестиваля Арсений Белорусец, а видеосъёмка (вместе с соответствующей аппаратурой) находилась в руках Владимира Спектора и Татьяны Князевой. Привозил к месту вручения и отвозил домой некоторых лауреатов Алексей Прокопенко.

В общем, премии имени Чуковского — опять, в очередной, шестой раз, — нашла своих законных обладателей — и теперь, с учётом всех предыдущих, таковых насчитывается 25 человек!

Да, основные наши фестивальные события 2013 года выглядели именно так.

Теперь же — ещё о нескольких его моментах, фрагментах, деталях.

Ну и о том, как и почему главная премия Чуковского — 2013 первый раз досталась не поэту…

За истекший календарный год парочку раз был я гостем «Детского радио».

Причём оба раза в прямом эфире.

В мае, за неделю до переделкинского чуковского Костра «Здравствуй, Лето!», я выступал в программе «Только для взрослых» Детского радио, где, по большей части, вёл речь о проблемах, делах и ближайших перспективах Чукфеста.

А в программе «Книжкин дом», почти впритык к сентябрьскому традиционному Костру «Прощай, Лето!», говорил отнюдь не только о своей новой книжке «Пальцем в небо!..», но и о грядущем Костре.

Куда и пригласил кучу народа…

Впрочем, приехавшего на Костёр популярного актёра и режиссёра Константина Райкина на Костёр пригласил совсем не я.

Его позвали Сергей Агапов и Павел Крючков.

По личной инициативе Эдуарда Успенского…

Ну а я пригласил на Костёр Дедушки Корнея заместителя руководителя Федерального агентства по печати Владимира Григорьева.

Пригласил в стихах.

Персонально.

К тому же не одного.

С маленьким сыном.

Чьё имя Корней — впечатляло и вселяло надежду.

Письмо-приглашение я оставил в почтовом ящике Федерального агентства, который по-прежнему располагался на первом этаже уютного особняка вблизи метро «Чеховская».

Увы — отец и сын Григорьевы до нашего Костра так тогда и не доехали.

Да и потом…

Что до главной премии Чуковского, то жюри планировало вручить её поэту Якову Акиму.

Но Якова Лазаревича не стало за полтора месяца до ежегодной премиальной торжественной церемонии.

Я попытался узнать в Департаменте СМИ, сколь реально будет наградить премией уже ушедшего из жизни человека.

— Скорее всего, да! — ответили мне (через посредников) юристы департамента. — Но только если вы сумеете предоставить нам нотариально заверенную копию свидетельства о смерти вкупе с нотариально заверенной копией свидетельства на право наследства…

Естественно, что копию № 2 мы смогли бы предоставить лишь через полгода после кончины Якова Лазаревича.

Посему нужно было спешным образом найти замену.

На заседание жюри в тот год я не присутствовал.

Но те, кто присутствовали, рассказали мне потом, что кандидатуру знаменитой переводчицы «Алисы…» Нины Михайловны Демуровой предложил поэт и переводчик Григорий Михайлович Кружков…

Почему не кандидатуру поэта?

Дело тут в изначально заданной формулировке премии.

А формулировка была такая: «За выдающиеся достижения…».

Причём литературные.

Не специфически-поэтические…

Формулировка премии изменению не подлежала.

Будучи прописанной и утверждённой во всех соответствующих документах.

На всю оставшуюся премиальную жизнь…

С этим приходилось считаться.

Тем более что поэтов, имеющих «выдающиеся достижения в области детской литературы», оставалось раз-два и обчёлся.

Юнна Мориц и Новелла Матвеева.

Причём каждая из них, так уж исторически сложилось, являла собой личность с очень специфическими поведенческими характеристиками.

Предполагающими проведение долгих предварительных манёвров со стороны тех, кто примет непростое решение войти в обязательный для подобных случаев личный контакт.

К моменту описываемых событий реальной кандидатурой оставалась лишь Матвеева.

Ибо с Мориц предварительные переговоры я уже провёл.

А затеял я их, загодя предположив, что Юнна Петровна вполне может и отказаться от нашей премии.

По ведомым только ей причинам…

Двумя разными путями я выходил на Мориц.

Ибо не был с ней знаком.

Обоими путями вышел.

Из обоих мест получил информацию, что премию она брать не будет.

Без расшифровки причины отказа.

Но я всё-таки захотел удостовериться в этом лично.

Замдиректора Русского ПЕН-центра Екатерина Турчанинова дала мне подходящую наводку, сообщив, когда состоится очередное заседание исполкома Русского ПЕН-центра, членом которого (и того, и другого) состояла тогда Юнна Мориц.

По окончании заседания я её и перехватил.

В пеновском здании на Неглинной.

Представился.

Объяснил цель разговора.

В ответ мне было предложено перечислить фамилии первых лауреатов премии Чуковского.

Я принялся очень взвешенно извлекать из себя фамилии лауреатов нашей главной премии.

Причём выбирал самых-самых.

Уже отчётливо чувствуя, что иду по минному полю…

Долго идти не пришлось.

На второй произнесённой мной фамилии Юнна Петровна молча скривила лицо в неприязненной гримасе, а после третьей — вынесла окончательный вердикт.

Звуковой:

— Мне всё ясно с вашими лауреатами. Эта компания не для меня!

— Может, всё-таки подумаете ещё? Очень хочется, чтобы вы получили нашу премию! — обречённо выдавил из себя я.

Юнна Петровна только отмахнулась от назойливого меня.

Но потом вдруг слегка улыбнулась и пригласила заходить к ней в гости.

— Найдите мой телефон и позвоните! — повелительно обратилась она ко мне.

После чего величественно удалилась.

Под руку со своим молодым мужем Юрой.

Юрием Григорьевичем.

Сопровождающим её повсюду.

Во всяком случае так проинформировали меня чуть позже знающие (её некоторые привычки) люди…

Стало быть, поэтка Мориц автоматически из списка соискательниц главной премии Чуковского вычёркивалась.

Оставалась одна Матвеева.

Героически-надмирная.

Стоически безбытная.

Склонная к едва ли осознаваемой ей самой перманентной нечеловеческой разрухе.

Пролонгированно и повсеместно царившей вокруг этой абсолютно неприспособленной к жизни женщины.

На протяжении десятилетий…

Что я знал по рассказам других людей.

Хорошо и давно её знавших.

Коим волей обстоятельств порой приходилось с ней общаться.

Хотя бы и фрагментарно.

Что с каждым годом давалось любому приходящему к ней всё труднее и труднее.

Сама же она своё запущенное донельзя нищее жилище почти не покидала.

Видимо, лишь здесь, внутри своей квартиры, ощущая себя вне зависимости от всех непостижимых условий и правил окружающего мира…

Несколько лет подряд на заседаниях жюри премии поднимался вопрос о том, что очень хочется дать ей нашу премию.

Однако также было совершенно ясно, что это будет сопряжено с кучей дополнительных сложностей.

Так всё и оказалось.

Впрочем, так всё оказалось лишь примерно год спустя.

А пока мы успешно провели в ЦДЛ торжественную церемонию вручения литературной премии имени Корнея Чуковского — 2013.

И я с нетерпением жду, когда Департамент СМИ перечислит на расчётный счёт Союза писателей Москвы причитающиеся нам деньги.

За организацию и проведение культурно и социально-значимого мероприятия.

Жду, сколько могу.

До упора.

Иначе говоря, до 23 декабря (очередные извинения за рифму…).

А 23 декабря звоню начальнику(це) управления печати Департамента СМИ Елене Казаковой и предпразднично интересуюсь, когда же, наконец, к нам отправятся наши кровные бюджетные денежки.

Ответ Казаковой поначалу меня хоть и насторожил, но не слишком.

Будучи таковым:

— Знаете, Сергей, там небольшую нестыковочку у вас в смете наши юристы вычленили. Сейчас я быстренько уточню вопрос у зампреда, а вы мне через полчасика перезвоните…

fon.jpg