top of page

Букинист

Freckes
Freckes

Владимир Спектор

Книга Разочарований

О пьесе Леонида Подольского «Четырёхугольник»

Леонид Подольский. Четырёхугольник. Пьеса. Портал «Свой вариант», 2021. 68 с.

«Я склонен подчиняться правилам и быть, как все», — так говорил герой фильма «Конформист», и этот моральный посыл характерен не только для Италии времён дуче. Для любого общества и в прошлом, и в настоящем приспособленчество — проторенный и надёжный способ жизни и выживания, а зачастую путь к благополучию и успеху. Быть как все. Не выделяться, всё понимать, но поддакивать. Иногда тихо. Иногда громко, стремясь казаться «святее римского папы». Знакомая позиция…

Не выделяться даже в грязном месиве, быть с краю — не на взлётной полосе, оправдывать любое мракобесие. И быть как все, как все, как все.

Духом конформизма пропитана атмосфера, в которой обитает герой пьесы Леонида Подольского «Четырёхугольник». Речь в ней идёт о некоем маститом писателе, многолетнем редакторе толстого журнала, умеющем лавировать и выбирать нужный угол зрения. И не только угол. И в личной жизни зрение его не подвело. Выбор был дальновидный и продуманный, и вот уже его супруга, столь же умело ориентирующаяся в пространстве нужных людей, — лауреат главной литературной премии страны. Но, невзирая на все внешние атрибуты успеха, редактор в глубине души ощущает себя опустошённым и творчески нереализованным. Всё не так, как мечталось. И в литературе, и в личной жизни. И потому главные чувства — раздражение и разочарование. О чём он и говорит своей коллеге по журналу:

«…Мы давно существуем в режиме выживания. И журнал, и вся литература. Мы больше не нужны! Очень мало кому нужны… Литература умирает, а люди остались… Ну скажи, в чём смысл писать стихи? Магазины поэтов не берут. Журналы не читают. И ведь — тысячи поэтов. Сотни тысяч! Не «Стихи.ру», а целая галерея самолюбования! Любительщина… Чистая коммерция, а не литература. Ничего, что могло бы задеть душу. Они думают, что читателя можно зомбировать, а люди просто перестают читать. Они убивают литературу… Впрочем, сейчас нигде и не читают. Никому ничего не нужно… Маленькие люди взялись писать о большом и непонятном. Только кто их теперь помнит, этих маленьких людей с их полуправдой?! Висят портреты и — всё… Всё, что осталось от этих маленьких людей… Винтиков… Замах рублёвый, а — пшик!»

Да, маленьких писателей из прошлых времён легко забывают. И не только на родине социалистического реализма. Так происходит везде и всегда. В людской памяти остаются гении, хотя бывают и исключения. В памяти героя — не только писательская склока и интриги, в ней любовь и, как водится, предательство. Это он предал свою возлюбленную талантливую поэтессу, писавшую не так, как все, и не о том, что требовалось. Он легко отрёкся от неё там, где задают вопросы и требуют нужных ответов. Предательство больно ударило по любви и судьбе и, возможно, не стало прямой причиной гибели поэтессы, но способствовало ей.

У дружбы и любви на страже — отсутствие корысти и причин. Иначе — купля и продажа друзей, неверных женщин и мужчин. Знакомо всем и повсеместно предательство, то громкое, как джаз, то скрытое мотивом мести…

Нет, это была не месть. Это был страх и конформизм. Желание быть как все, однако жить при этом лучше всех. Но в памяти любовь осталась живой, потому и чувство вины не умирало. А тут ещё в редакционном самотёке писем вдруг обнаружились чудесные стихи незнакомой поэтессы из провинции, и эти стихи, и образ самой стихотворицы всколыхнули с новой силой воспоминания и пробудили любовь теперь к ней, «далёкой и манящей» и так похожей на ту, что была когда-то в его судьбе. Но поэтесса замужем, искренне любит мужа и бросать его не собирается, тем более что он требует постоянной заботы, поскольку после инсульта прикован к постели.

По своей сути она не предательница, о чём и сообщает в письме воспылавшему заочной страстью редактору. Она, естественно, польщена вниманием столичного вершителя писательских судеб, но, как говорится, «я другому отдана; я буду век ему верна». Да и редактор женат, причём внешне — весьма успешно.

Привлекает внимание церемония награждения главной литературной премией, лауреатом которой и стала супруга героя. Это пиршество духа (и плоти тоже), которым заправляет меценат-миллионер (инвестор, спонсор…) Катин. Особенно эффектна сцена, когда председатель жюри Белый рекомендует меценату критика Фигурского как кандидата в жюри на будущий год:

«Фигурский. Готов служить… То есть принять участие… То есть, если потребуется…

Белый. Роман Львович — авторитетный человек в литературе.

Катин. А-а. Авторитетный…

Фигурский (пятясь). Спасибо. (Кланяется.)

Катин. Хочет в жюри?

Белый. Фигурский кашу не испортит. И человек хороший, с пониманием.

Катин. Чёрт с тобой, бери! Пусть кормятся, так и быть.

Белый. Есть! Спасибо вам, Андрей Иванович. Без вас бы мы… пропали. Критика сегодня… на подножном корму. Совсем читать перестали…

Катин. Ладно. Свободен.

Белый раскланивается и задом удаляется, направляется к столу с закусками».

Подлец себя не видит подлецом, он деликатен для себя в избытке, Себя жалея, хмурится лицом, смывая капли крови после пытки. За всё себя готов он оправдать, он — просто выполняет своё дело. Но Каинова светится печать, на мелочах, да и на жизни в целом.

Ох, не всегда светится эта печать. Зачастую запаздывает свечение. Уступает блеску драгоценных металлов и хрустальных бокалов. И тогда звучат тосты горе-меценатов. Вроде за литературу. Но на деле — против неё.

«Катин. Я пью за нашу литературу. И всех прошу выпить. Приказываю! Всем! Литература — это тоже бизнес. Малый бизнес, как у нас говорят. Да, ваши тексты — это не ценные бумаги. Совсем. И люди. Мелочёвка. Где уж там… доброе, вечное… враки… Чтобы вся эта махина работала — реклама, издательства, премии, персонал, торговля… Чтобы кого-то раскрутить, — что нужно? Думаете, талант?

Возгласы. Деньги!

Катин. Правильно: деньги! Широкий карман! Вот он (оттопыривает свой карман). За карман и предлагаю выпить! Есть карман, есть литература! Это раньше писатели — инженеры человеческих душ. Только: врал Горький! От гордыни врал! Шестерёнки с головами!»

А мы — как детали машин средь связей то жестких, то гибких. И кажется, вот-вот решим и преодолеем ошибки. Решим уравненье своё, где звенья, шарниры и своды металл свой, как люди житьё, ломают за степень свободы.

Но, как видно, не все шестерёнки стремятся обрести нужную степень свободы. Некоторым нравится вращаться. Главное, чтобы круг был свой. А в своём кругу можно подойти к приятелю-редактору журнала и замолвить словечко, к примеру, за жену, которая скуки ради увлеклась стихами и патриотизмом.

«Моя жена тоже стихи пишет. Занимается патриотизмом. Это нынче снова в моде. Или, как сейчас говорят, в тренде. Только поэтов теперь как собак нерезаных. Еле выбил для неё премию. Но, сам понимаешь, труба пониже и дым пожиже. Велела у тебя спросить: напечатаешь? Как-никак, свои люди. Ты — мне, я — тебе…»

И в самом деле, «ну как не порадеть родному человечку»… Радеют. Но родными редактор и поэтесса так и не стали. Она не смогла предать мужа. Не всё ещё пока продаётся (предаётся) и покупается. И это внушает оптимизм. Да и редактор понял, что вернуть ничего нельзя. Даже если новая любовь похожа на ту, что была безвозвратно потеряна. Вершины четырёхугольника так и не смогли сблизиться. Геометрия чувствам не подвластна.

Состоящим из неба и звёзд среди будней легко состояться? Даже зная, что «мир так не прост», ждать и ждать, и не факт, что дождаться. Неизвестно чего и когда, ощущая, что небо и звёзды, это те же песок и вода, и что «рано» становится «поздно».

Оруэлл писал, что «серьёзные, сознающие свою ответственность интеллигенты часто идут против господствующего в их время течения». Часто, но не всегда. Да и серьёзных интеллигентов никогда не было много.

Жизненная «книга странствий», которую листает в своей судьбе главный редактор, в конечном итоге стала для него книгой разочарований. Лавировал, приспосабливался, угождал, суетился, предавал… Но талант так и не сумел реализовать по максимуму. А любовь потерял… Тем не менее разочарование героя отнюдь не разочарует читателей или возможных зрителей в случае постановки пьесы Леонида Подольского на театральных подмостках. Пьеса того стоит.

fon.jpg
Комментарии

Share Your ThoughtsBe the first to write a comment.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page