top of page

Отдел прозы

Freckes
Freckes

Сергей Белорусец

Чукфест. Чёртова дюжина лет
(Хроника возникновения, выживания и умирания…)

Из книги «Не дело жизни, или Шоу маст Бибигон!..»
Продолжение.
Начало в № 31–35

Пока же идёт год 2010.

У кого идёт,

А у кого и стоит

На месте.

Как, скажем, у меня.

Который лежит.

Со своей (опять воспалившейся) коленкой.

Даже с двумя…

Лежит третий месяц,

Почти без перерывов…

И — уже подходит время апреля.

Официального торжественного открытия нашего фестивального сезона.

В рамках писательского праздника «День рожденья Дедушки Корнея».

И — я отчётливо понимаю, что возможности добраться до ЦДЛ у меня не будет.

Ни малейшей.

Ни на каком виде транспорта…

Хотя ещё недели полторы тому мне удалось выбраться на два важных мероприятия.

Соседка по улице литературный критик детской литературы и соратница по чукфестовским делам, машиновладелица Ксения Молдавская свозила меня в РГДБ — Российскую государственную детскую библиотеку.

Где, вместе с ней и со мной, выступал и лауреат премии Чуковского — 2009 Пётр Синявский.

Да и домой следом доставила…

А днём позже, посредством троллейбуса, метро и ковыляющей походки добрался я до Общественной палаты Российской Федерации.

До ОПРФ, если попросту…

Где как эксперт ОПРФ по вопросам детства поучаствовал в общественных слушаниях, посвящённых российскому павильону на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО — 2010.

Выступив с речью о необходимости популяризации современной отечественной литературы и её авторов за пределами России.

О возможности расширения пространства русского языка в современном мире.

В частности, мной было предложено ввести в состав российской делегации, отправляющейся на ЭКСПО-2010, современных детских писателей: лауреатов премии Чуковского и участников одноимённого фестиваля.

А также дополнить экспозицию российского павильона за счёт их книг.

Домой с околоновослободской на родную Беговую возвернулся я тем же маршрутом…

И — слёг по очередному разу.

Со своими (распухшими до неприличия) коленками.

Уже двумя…

В субботу 3 апреля я позвонил прозаику Сергею Георгиеву.

Попросив его провести «День рожденья Дедушки Корнея».

Взамен меня.

Потому как было очевидно, что шансов очутиться в ЦДЛ назавтра у меня не было никаких.

Однако в ЦДЛ я всё-таки назавтра очутился.

Каким-то чудесным образом.

Хотя ещё в десять утра 4 апреля ничего не предвещало подобного развития событий…

Я еле-еле сползал с кровати.

Так выглядел мой максимум…

Существовала договорённость с Арсением.

Что перед «Днём рожденья Дедушки Корнея» он ко мне заедет.

На машине.

Взять наши фестивальные значки и номера журналов «Мурзилка» в качестве призов для победителей интерактивных подвижных конкурсов и дебютантов писательских выступлений.

Да и вообще…

Пока Арсений ехал, я принимал вертикаль.

А когда принял, понял, что передвигаться слегка в состоянии.

Шагом хронического паралитика…

Им, этим шагом, я и добрался.

Сперва — до лифта.

Следом — до машины.

Далее — до нижнего фойе ЦДЛ.

Где капитально плюхнулся в кресло.

Из которого давал предсобытийные интервью многочисленным столичным телекомпаниям.

Выстроившимся ко мне в ступенчатую очередь…

Каково же было удивление бывшего редактора детского юмористического журнала «Ералаш» прозаика Сергея Георгиева, когда, появившись в ЦДЛ, он всё это узрел.

Простите за рифму…

Да, телекомпаний было очень много.

Для такого камерного праздника как ДРДК.

Иначе говоря, «День рожденья Дедушки Корнея».

А народу в первые два года его проведения мы собирали мало.

Даже для Малого зала ЦДЛ…

Не получалось.

В отличие от всех других наших мероприятий.

Впрочем, с третьего раза волшебно получилось!

Уже в следующем году…

Здесь же главным волшебством дня явилось моё чудесное возникновение.

На нём.

На Дедушкином дне рожденья…

Немудрено.

Ведь на дворе стояло Светлое Христово Воскресение.

Четвёртый московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского

От воскресения до воскресения

В Светлое Христово Воскресение 4 апреля в 2 часа дня в Малом зале Центрального Дома литераторов состоялось торжественное открытие Четвёртого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского (впрочем, несколько акций было приурочено к завершившейся чуть раньше «Книжкиной неделе»…).

Оно было проведено в рамках литературно-музыкального представления «День рожденья Дедушки Корнея».

На празднике в качестве «творческих единиц» выступили лауреаты премии имени Корнея Чуковского предыдущего года поэты Пётр Синявский и Андрей Усачёв, спевшие песни и прочитавшие стихи собственного сочинения, прозаик участник Фестиваля Сергей Георгиев, поведавший разновозрастной аудитории трогательную историю о снеговике Моте, председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец. повеселивший почтеннейшую публику парой именных смехотворений…

Также выступила главный редактор газеты «Школьник» Татьяна Григорьева, рассказавшая об итогах конкурса «Юное дарование», осуществлённого под грифом Фестиваля Чуковского.

Она вручила призы и грамоты нескольким победителям. Остальным награды будут высланы по почте.

Представитель Городского центра «Дети улиц» Александр Полторак сказал несколько добрых слов о своём деловом партнёре — Фонде поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА» (президент Сергей Белорусец) и понадеялся на дальнейшее долгосрочное плодотворное сотрудничество.

Были показаны два динамичных видеоролика о фестивалях разных лет.

Их создатель — сотрудник переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского Владимир Спектор бессменно находился в зале, кропотливо фиксируя на плёнку течение событий, которым в обозримом будущем предстоит составить очередную порцию фестивального архива…

Фотосъёмки же для фестивального сайта chukfest.ru традиционно осуществлял его координатор Арсений Белорусец.

Пресс-атташе Фестиваля Ольга Мурзина с успехом взаимодействовала со средствами массовой информации (из телекомпаний присутствовали ТВ-Центр, «Столица», «Доверие», ВКТ, а из бумажной периодики «Вечерняя Москва», «Родительский дом», «Пионерская правда», газета столичной мэрии «Тверская, 13»…).

Малый зал ЦДЛ и подступы к нему были изящно декорированы букетами и гирляндами из воздушных шариков…

В фойе шла торговля детскими книгами издательства «Самокат» и производилась благотворительная раздача профилактической литературы от ГЦ «Дети улиц».

В этом году Московский фестиваль детской литературы имени Чуковского планирует провести ещё несколько обязательных по сути и произвольных по форме встреч со зрителями.

Ближайшая — традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!» на территории Дома-музея К. Ч. уже очень скоро. 23 мая в воскресенье…

И — обещанное стало реальностью

Спустя неполных 55 дней…

До дня защиты детей…

Двадцать третьего мая, за неделю с лишним до Дня защиты детей, Четвёртый Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского провёл своё очередное мероприятие — традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».

Литературно-музыкальный праздник традиционно прошёл на территории мемориального Дома-музея Корнея Чуковского в подмосковном писательском посёлке Переделкино и собрал около тысячи благодарных зрителей, большинство из которых составляли дети.

Если говорить об особенностях этого Костра, то, во-первых, стоит сказать, что он был юбилейным. Ровно 55 лет назад, в 1955 году (ах, сколько пятёрок сразу!), Корней Чуковский провёл свой первый Костёр для окрестной детворы.

А во-вторых, нынешний год в России и в Москве объявлен Годом учителя, в силу чего:

на Костёр (который не мог не получить от публики заслуженной оценки «отлично») дети съезжались целыми классами, под руководством своих во всех смыслах классных руководителей!..

Официальное начало Костра было приурочено к полудню, но уже с 11 утра авторский дуэт «Ты и я» разогревал самых нетерпеливых, появившихся на месте сбора намного раньше объявленного времени.

В половине двенадцатого на смену дуэту волшебным образом возникли актёры Театра «Игра» во главе с Андреем Защеринским и Галиной Ривкович.

На этот раз, кроме привычных взгляду завсегдатаев переделкинских Костров нового тысячелетия ростовых кукол и взрослых артистов, изображающих героев произведений дедушки Корнея, Андрей и Галина привезли с собой ребят, воспитанников «Студии юного актёра».

А участники Фестиваля стали попеременно выходить на сцену несколько позже. Аккурат после того, как коллективными усилиями на костровой площадке зажгли Костёр, в чём помогли им первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров и заведующий Домом-музеем Корнея Чуковского Сергей Агапов.

В концертной программе выступили лауреаты премии имени Корнея Чуковского разных лет Марина Бородицкая и Андрей Усачёв, а также Сергей Георгиев, Михаил Грозовский, Дина Крупская, Игорь Жуков, Елена Усачёва, Александр Тимофеевский, Людмила и Александр Чутко.

Вёл программу председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, заключивший это красочное литературно-музыкальное действо чтением своего восьмистрочного смехотворения…

Поэт и прозаик Станислав Востоков усердно выполнял, видимо, полюбившуюся ему роль кострового, без выхода на эстраду…

На мероприятии присутствовали представители нескольких издательств, выпускающих книги участников Фестиваля.

Особенно приятно было лицезреть директора издательства «Самокат» Ирину Балахонову.

С этим издательством Фестиваль давно и плодотворно сотрудничает.

Более чем двухчасовой праздник освещали несколько телевизионных каналов.

Не остались в стороне и популярные бумажные СМИ.

Не говоря уже об интернет-изданиях…

Бесперебойную связь со всеми средствами массовой информации осуществляла руководитель пресс-центра Фестиваля Ольга Мурзина. Операторскими съёмками для фестивального архива привычно занимался сотрудник Дома-музея Владимир Спектор.

А уже через неделю с лишним, точно в День защиты детей, «Литературная газета» напечатала коллективную юмористическую подборку произведений участников Чукфеста.

Упредив её добрыми словами о нашем детище.

И отрядив нам целую газетную страницу.

Знаменитую (в своё время) шестнадцатую полосу…

Чуть позднее пришёл в Москву очередной Московский международный открытый книжный фестиваль.

Пятый по счёту.

Где я представил только что вышедшую в свет книгу лауреата главной премии Чуковского — 2009 Михаила Яснова «В гостях у неба».

На презентацию собственной книги утренней лошадью из родного Санкт-Петербурга прибыл и сам Михаил Давидович.

А книжка, появившаяся в издательстве «Нарния», имела на себе штамп, прямо говорящий о том, что она принадлежит перу лауреата нашей премии…

В общем, наступило, казалось, вполне среднестатистическое лето.

Лето средней полосы.

Оказавшееся по факту нехорошим.

Совсем.

Своей тридцатиградусной жарой.

На протяжении более чем сорока дней подряд…

И — на фоне этой безумной жары происходила смена бухгалтера Союза писателей Москвы.

Людмилы Алексашиной.

Которая проработала в Союзе около пары лет.

Будучи женщиной темноватой, происходившая из очень простой семьи и выбившаяся на излёте советской жизни из лимитчицы в москвички, она, очутившись в гуще совсем незнакомого ей мира, тянулась к свету.

Как могла и умела.

Пытаясь найти его приветные лучи в посещении Малого и Большого залов ЦДЛ.

В чтении книжек, полученных в подарок от ставших ей знакомыми писателей — членов СПМ.

Совмещала она эти регулярные духовные искания с периодической бытовой словесной несдержанностью.

Иначе говоря, с бесконтрольно-поточной матерной бранью.

От коей перепадало в основном мне.

Обсыпаемому госпожой Алексашиной посредством обсценной лексики в случае любых моих к ней обращений, представляющих, по её мнению, для неё хоть какие-то лишние телодвижения…

Потому как мне гораздо больше всех других-прочих представителей Союза писателей Москвы приходилось с ней общаться.

Вынужденно докучая ей.

Телефонно и живьём.

Ибо, во-первых, Фестиваль Чуковского был самым крупным проектом СПМ.

А во-вторых, Людмила Николаевна в те же годы сделалась и бухгалтером Фонда «РАДА»…

В тех же случаях, когда дела складывались привычно и штатно, Людмила Николаевна общалась со мной вполне по-человечески.

Даже с некоторой преувеличенной уважительностью.

Переходящей в почти карикатурную почтительность…

Людмила Николаевна Алексашина была женщина тучная.

С явно запущенным физическим телом.

Несмотря на то, что лет ей было не так уж много.

Пятьдесят пять ей, помнится, исполнилось при мне…

До поры до времени Людмила Николаевна к врачам не ходила.

А тут припёрло.

И — выяснилось, что она больна.

Тяжело.

Настолько, что это оказалось несовместимо с какой бы то ни было работой…

Ну и пришлось мне заниматься поисками нового эспээмовского бухгалтера.

С опытом работы в общественных организациях.

Нашёл я через дальних знакомых одну очень симпатичную тётеньку.

Притащил на встречу с первым секретарём Союза писателей Москвы Сидоровым.

Вроде обо всём договорились.

Но через день тётенька отказалась.

Так внятно и не объяснив причину отказа…

Это было поздней весной.

Ещё до ужасающей беспрецедентной летней жары 2010 года…

Когда Женя Доброва бросила клич в Интернете.

По моей нижайшей просьбе…

И — на Женин электронный клич отозвалась Ольга Сорокина.

Причём не только весьма опытный бухгалтер, но и вполне состоявшаяся поэтесса…

В общем, связался я с Ольгой.

От имени СПМ.

Получил соответствующее подтверждение.

После чего уже связался с Евгением Юрьевичем, привычно коротающим время жизни на своей литфондовской переделкинской даче.

Впрочем, для встречи с потенциальным бухгалтером СПМ пришлось ему всё-таки ехать в Москву.

Чудовищно душную.

Откровенно малосимпатичную.

В самый её центр.

В Центральный Дом литераторов.

Ибо Ольга Сорокина в Переделкино ехать готова не была…

Кроме Сидорова и меня от СПМ на встрече присутствовал секретарь Союза писателей Москвы прозаик и публицист Игорь Харичев.

Работавший в своё время в администрации президента Ельцина.

Под началом Сергея Филатова.

В Кремле…

Смотрины прошли удачно — и Ольга Сорокина долгосрочно утвердилась в должности бухгалтера Союза писателей Москвы.

А заодно — и Фонда «РАДА»…

В частности, благодаря Ольге, её согласию и определённым усилиям, мне удалось вытащить из Германии гражданина Украины поэта Вадима Левина.

Чтобы мы могли вручить ему премию Чуковского — 2010.

Ольга присутствовала на той торжественной церемонии — и я со сцены, при всём Большом зале ЦДЛ, выразил ей тогда искреннюю сердечную благодарность за проделанную работу.

Левин к ней присоединился — к этой благодарности….

С Людмилой Николаевной Алексашиной такое дело мы бы не провернули.

Ни за что и никогда.

А тут — удалось.

Благо нашлись у Вадима Александровича две сберкнижки.

Советского ещё образца.

Московские.

Новое месторасположение которых Ольга и отыскала…

К тому времени безнал уже правил бал.

Простите (опять же) за рифму…

И — ещё в помощь нам с Ольгой оказалось то, что Вадим Левин собирался в Москву сам.

Без нашего приглашения.

Что я предвидел, когда всю эту историю с Левиным затевал…

Сейчас объясню, о чём я.

Начиная с 2009 года, я стал назначать время торжественной церемонии закрытия Фестиваля и вручения премии на один из дней работы популярной выставки Non/fiction.

Которая ежегодно проходила в Москве.

В Центральном Доме художника.

В ЦДХ.

Я старался приурочить наш цэдээлский торжественный вечер к завершающему дню выставки.

Чтобы все желающие иногородние и даже иностранные участники Non/fiction могли попасть и к нам.

В Центральный Дом литераторов.

В ЦДЛ.

Тем более что ехать на метро от «Октябрьской» до «Краснопресненской» (читай: «Баррикадной») — всего ничего…

Впрочем, к завершающему дню работы Non/fiction наше мероприятие приурочивать получалось не всегда.

По куче разных, никак от моего желания не зависящих, обстоятельств.

Но хоть к какому-то из пяти рабочих дней Non/fiction приурочивать чукфестовский ноябрьско-декабрьский одновечерний праздник мне удавалось всякий раз.

Делал я это не только для того, чтобы заполучить в зал дополнительный поток заинтересованного и профессионального народа, но и для того, чтобы мочь наградить наших лауреатов.

Ведь большинство из них довольно регулярно, из года в год, участвовали в работе Non/fiction …

Куда их приглашали заинтересованные в их приезде издательства.

Нам же приглашать людей было не на что.

Вот я и исхитрялся как мог…

Но вернёмся в июльскую Москву 2010 года.

Откуда — всего-то полтора месяца до календарной осени.

Иначе говоря, до нашего традиционного Костра Чуковского «Прощай, Лето!».

Вокруг которого мы соберёмся снова…

Вокруг Костра…

Двенадцатого сентября в подмосковном писательском посёлке Переделкино традиционным Костром Чуковского «Прощай, Лето!» начался (чтоб через несколько часов под аплодисменты сотен благодарных зрителей закончиться) третий этап Четвёртого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

Хмурым, не слишком тёплым воскресным утром, сразу после одиннадцати, разогревом детско-взрослой публики сначала занимались два непохожих друг на друга (во всех отношениях) коллектива: дуэт «Ты и я» (Ольга и Владимир Жировы), а также бард Сергей Светлов в сопровождении скрипачки Дарьи Григорьевой.

После чего пришла очередь Театра «Игра» (во главе с Андреем Защеринским) и его дочернего коллектива «Студия юного актёра» (художественный руководитель Галина Ривкович).

Ровно в полдень заведующим Дома-музея Чуковского Сергеем Агаповым были принесены великанские спички — и — благодаря небольшим усилиям обширного писательского коллектива участников Фестиваля — Костёр оказался зажжённым…

В развлекательно-познавательном (а по совместительству непредсказуемо-интерактивном шоу) выступили лауреаты премии имени Чуковского 2007 и 2009 годов — Марина Бородицкая, Пётр Синявский, Андрей Усачёв, легендарный Эдуард Успенский (на пару с неподражаемой Элеонорой Филиной), питерский человек с лермонтовской фамилией — Константин Арбенин, поэты Михаил Грозовский и Александр Тимофеевский (вкупе с примкнувшим к ним композитором Станиславом Коренблитом), Игорь Жуков, Инна Гамазкова, молодой автор Наташа Волкова, Людмила энд Александр Чутко (у которого, кстати, был день рожденья…).

Вёл программу председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, охотно позволивший себе отметиться чтением с эстрады одного своего смехотворения…

Лауреат, к сожалению, ныне уже не существующих премий в области детской литературы «Алые паруса» и «Заветная мечта» поэт и прозаик Станислав Востоков (в отсутствие сотрудника Дома-музея Владимира Спектора) выполнял важную и нужную роль главного кострового.

Победителям конкурсов и другим отличившимся — в качестве призов — вручались номера журнала «Мурзилка», безвозмездно предоставленные ответственным секретарём журнала участницей Фестиваля прозаиком Ириной Антоновой.

Сама же Ирина вместе с другими участниками Фестиваля Сергеем Георгиевым и Виктором Луниным примерно в то же самое время находились в Ярославле, на торжественном праздновании 1000-летия города.

Хороводы вокруг Костра в этот раз почти не водились, что не помешало сплочённости и радостному настроению собравшихся.

Освещением переделкинского мероприятия (кроме уже вышеупомянутого Костра) занимались — проклюнувшееся послеполуденное солнце, пять телевизионных каналов («Столица», «Доверие», «Подмосковье», ВКТ, «Пять с плюсом») и бумажная пресса («Вечерняя Москва», «Московский комсомолец», «Тверская, 13», «Студенческий меридиан»…).

Связь со средствами массовой информации успешно поддерживалась руководителем пресс-центра Фестиваля Ольгой Мурзиной, а фотосъёмка осуществлялась координатором программ Фестиваля и ведущим официального сайта Фестиваля Арсением Белорусцем.

И, конечно же, огромное спасибо от всех пришедших (а по большей части — приехавших) на осенний праздник устной книги маленькому (но весьма работоспособному) коллективу мемориального Дома-музея имени Дедушки Корнея под водительством Сергея Агапова и Павла Крючкова!..

Да, всё так и было.

Именно тогда возникла в нашей фестивальной жизни Наташа Волкова.

НаталИя.

Андрей Усачёв подвёл её ко мне, чтобы нас познакомить.

Ну и — поручился за Наташу.

Как за известного (ему) очень хорошего молодого автора.

Которого с ходу можно выпускать на переделкинскую сцену.

Я в тот же день Наташу на неё и выпустил…

Ещё до возникновения Фестиваля Чуковского Успенский периодически приезжал на переделкинские Костры со своей третьей женой журналисткой Элеонорой Филиной, которую близкие называли Лера…

Помнится, после одного из Костров, где я прочитал несколько загадок-обманок собственного сочинения, ко мне обратилась Лера (у меня тоже было право так её называть) с просьбой прислать побольше симпатичных смешных загадок.

Лере нужны они были для того, чтобы десятилетие её сына Влада прошло весело и задорно.

Естественно, Лерину просьбу я с радостью исполнил.

Правда, сейчас не вспомню: на чей электронный адрес отослал я мой «Загадочник» — Лерин или Эдуарда Николаевича…

Зато точно помню, что в июле 2009 года Успенский написал предисловие к моей будущей книжке, озаглавленное «Придумщик и выдумщик».

Оно потом предварило мой 440-страничный том «Стихит-парад», вышедший в свет через квартал после смерти Эдуарда Николаевича…

Кстати, и Лериного сына Влада Лера с Эдуардом Николаевичем однажды привезли к нам на чуковский Костёр.

А ещё парочку раз на Костёр Эдуард Николаевич привозил парочку своих приёмных дочек…

Но — к году под номером 2010.

На него пришлась очередная смена директора Фестиваля Чуковского.

У Ольги Радзивилл образовались другие приоритеты.

Некоторое время Чукфест просуществовал вообще без директора, а в октябре я предложил эту должность Ирине Горюновой.

Опять же с подачи Жени Добровой.

Познакомившей меня, как я уже писал, и с Ольгой Радзивилл.

В декабре 2006 года.

С Евгенией же я познакомился совсем незадолго до этого.

На свадьбе моих друзей Галины Климовой и Сергея Надеева.

В московском Болгарском культурном центре.

Которого давно уже нет…

Да, Женя мне очень помогала.

Особенно на первых порах…

Именно благодаря ей, кстати, появилась в своё время в жизни Фестиваля Чуковского и Ольга Воронина.

В отличие от Ольги Мурзиной, возникшей рядом, благодаря протекции Ольги Радзивилл.

Вспомните ещё помощницу Замуруева (или Виноградова?) Ольгу Рощину и бухгалтера СПМ Ольгу Сорокину.

Даже вице-президента ФВНК Ольгу Гамазу…

Притом, что Ольг вокруг меня всегда было мало.

Видимо, потому что всегда была одна.

Бабушка.

Баба Оля.

А потом Бабушки — всё-таки — не стало.

Просто истёк срок её земного пребывания…

Мне же — по другим обстоятельствам и примерно в то же время — пришлось изменить собственную жизнь.

Вынужденно.

Единственно для того, чтобы не умереть…

И — тут Баба Оля (я ощущаю это именно так) пришла мне на выручку.

Оттуда…

Послала (и по-прежнему продолжает посылать) мне в помощь Ольг.

Здешних.

Очень разных.

Но — абсолютно незаменимых.

Ольг, без присутствия в моей жизни которых, я вряд ли мог бы справиться с тем, что, похоже, обязан сделать…

Впрочем, в октябре 2010, как я уже написал, директором Фестиваля Чуковского стала не Ольга.

А — Ирина.

Ира Горюнова.

Особа довольно работящая.

Структурированная.

Готовая к саморазвитию.

И — не чуждая желания обогатиться.

Всеми возможными легальными способами…

Что было важно.

Я надеялся, что с её возникновением в жизни Чукфеста, мы сумеем притянуть к себе необходимые нам финансы.

Инвестиции.

Новых партнёров.

Желательно, из банковских структур.

Либо из так называемого социально ответственного бизнеса…

Ибо государство в качестве предсказуемого и надёжного партнёра смотрелось крайне уязвимо.

Да что там говорить — откровенно неубедительно…

И — ещё.

В 2010 году сменился наш постоянный куратор от Департамента культуры.

Вместо Татьяны Калашниковой, назначенной на должность директора «Гайдаровки» и проработавшей в ней потом около десяти лет, нами стала заниматься главный специалист. Екатерина Баринова.

Заниматься — это сильно сказано.

Просто Екатерина Сергеевна, Катя, иногда звонила мне.

Задавала какие-то вопросы.

О чём-то информировала.

Или я ей звонил.

А то и заходил к ней на работу.

В департамент.

Даже порой бывало без предварительного звонка…

Притом, что описываемые мной сейчас годы (2009–2011) были отнюдь не самыми аховыми в жизненной истории Фестиваля Чуковского.

Скорее, напоминали собой стагнацию поздней брежневской эпохи…

Забегая вперёд, скажу, что с каждым последующим годом существования и выживания Фестиваля Чуковского ситуация делалась всё хуже и хуже.

Скажем, начиная с 2013 года ежегодную денежную составляющую от Департамента СМИ и рекламы мы получили лишь однажды.

В 2014 году.

И то следом — через много лет — эти сиротские деньги пришлось вернуть.

В судебном порядке.

Несмотря на то, что истцом был пропущен исковый срок давности, а отчётность наша была прозрачней некуда.

По факту.

Со всеми адресно перечисленными членам жюри, членам оргкомитета и лауреату главной премии платежами.

И, естественно, имеющимися у нас в наличии оригиналами этих банковских платёжек.

Впрочем, об этом позже.

Так же, как и о том, каков он на деле, наш справедливый Арбитражный суд.

И — Апелляционный.

По крайней мере, московский суд.

По крайней мере, в тех случаях, когда общественная организация вынуждена судиться с государственной структурой…

А теперь — о заключительных чукфестовских мероприятиях 2010 года.

В конце сентября по приглашению ОПРФ я принял участие в дискуссии «Кто творит наше будущее».

Дискуссия прошла в рамках конференции «Энергия будущего. Издатели и рекламодатели для детей и молодёжи», которая была организована Альянсом независимых региональных издателей и благотворительным фондом поддержки молодёжных инициатив «Моё поколение».

Я выступил с десятиминутным сообщением на тему «Фестиваль Чуковского как живой каталог современной детской книги».

В моём выступлении я рассказал о воспитании у детей интереса к книге через живое человеческое общение с настоящими современными отечественными писателями.

А также поведал об истории и перспективах Фестиваля и премии Чуковского.

Венцом же нашей ежегодной фестивальной программы явилась торжественная церемония закрытия Фестиваля-2010 и вручение премии Чуковского.

Уже в третий раз.

Чёртова дюжина лауреатов,

или Шоу маст Бибигон!..

5 декабря в Большом зале Центрального Дома литераторов в рамках церемонии торжественного закрытия Четвёртого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского состоялось вручение литературной премии имени Корнея Чуковского.

Премия вручалась в третий раз (до этого в 2007 и 2009 годах).

Премия такова, что присуждается аж в четырёх номинациях.

Лауреатами премии-2010 стали Эдуард Успенский («За выдающиеся достижения в отечественной детской литературе»), Григорий Кружков («За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе»), выпускающий редактор литературного журнала «Кукумбер» Дина Крупская («За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к современной отечественной детской литературе») и Вадим Левин (премия детского жюри «Золотой крокодил»).

Любопытно, что все четыре лауреата (впервые с момента существования премии) являются членами Союза писателей Москвы (хотя не все из них в ней живут…).

Всего же за три премиальных сезона была награждена чёртова дюжина лауреатов (в 2007 г. одну премию на двоих получили Александра Кушнер и Григорий Гладков).

Торжественной церемонии привычно (опять же в третий раз) предшествовала пресс-конференция оргкомитета Фестиваля и премии, прошедшая (как всегда) в Малом зале ЦДЛ.

Именно на ней член жюри премии главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина предложила московскому правительству начать выпуск книжной серии лауреатов премии имени Чуковского.

В поздравительно-концертной программе приняли участие председатель оргкомитета Фестиваля и премии Сергей Белорусец, председатель жюри премии Марина Бородицкая, известные писатели, лауреаты премии Чуковского прошлых лет Юрий Энтин, Андрей Усачёв, Петр Синявский, композитор-исполнитель Григорий Гладков, Театр «Игра», «Студия юного актёра», вокально-инструментальный дуэт Евгения Славина и Игорь Белый (спевший песни на стихи Вадима Левина и переводы Дины Крупской), а также другие коллективы и персоналии.

Эдуард Успенский — старший на церемонии отсутствовал.

Зато присутствовал Эдуард Успенский — младший (в окружении своих родственниц). Юный Эдик (двойной тёзка своего дедушки) спокойно и деловито принял диплом лауреата премии.

А Эдуарду Николаевичу — кроме прочих пожеланий и респектов — передала свой (по-хорошему хулиганский) привет горячо любящая его «Наша гавань» (та самая, в которую заходили корабли…).

Аудиовизуальная запись вечера (делавшаяся не только по просьбе Успенского) очень скоро окажется и в домашней коллекции Эдуарда-старшего, и станет заготовками для новых киноработ о фестивальной жизни члена жюри премии сотрудника Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимира Спектора, чей очередной фильм (о Фестивале-2010) вызвал очевидную симпатию у нескольких сотен разновозрастных зрителей.

Вёл программу (естественно, на отлично) ответственный секретарь жюри премии литературный критик Павел Крючков.

А когда — буквально на минуточку — его подменил Сергей Белорусец, зал сразу же узнал, что у Фестиваля кроме всем известного «Девчонки и мальчишки, читайте наши книжки!» есть ещё один, менее известный девиз, взращённый на смеси американского английского и русского Чуковского: «Шоу маст Бибигон!..»

Заодно Сергей Белорусец наградил участников детского жюри сувенирной продукцией с эмблемою Фестиваля, номерами журнала «Мурзилка», любезно предоставленными главными мурзилками России Ириной Антоновой и Татьяной Андросенко, и прочитал шестистрочное смехотворение…

Прессы было много. Издательство «Самокат» продавало свои книги.

Телевизионщики и газетчики (было шесть телекомпаний во главе с «Культурой» да около десятка бумажной периодики) брали интервью и пресс-релизы…

В душевном приветствии Фестивалю председатель Союза писателей Москвы Сергей Филатов поблагодарил оргкомитет Фестиваля и премии за проделанную работу и — в частности — сообщил, что, согласуясь с отдельными положениями письма Федеральному Собранию Президента России Дмитрия Медведева, Администрация Президента РФ намеревается в ближайшее время оказать помощь и поддержку Фестивалю детской литературы имени Корнея Чуковского и его мероприятиям.

Спасибо дорогому Сергею Александровичу за хорошие новости!

А — кроме того — спасибо пресс-секретарю ЦДЛ Марине Замской, директору Фестиваля Ирине Горюновой, сотрудникам оргкомитета Ольге Мурзиной, Ольге Ворониной, Арсению Белорусцу, бухгалтеру Фестиваля Ольге Сорокиной, главному редактору газеты «Школьник» Татьяне Григорьевой, Сергею Алхутову, Владимиру Жбанкову, короче, всем тем, кто сумел (несмотря на бросающиеся в глаза сложности) сделать быль сказкой!..

Что ещё к этому [отчёту] можно добавить?

Пожалуй, то, что Эдуарда Николаевича Успенского мы специально вывели из состава членов жюри.

Вывели всего на один год.

Чтобы иметь полное право наградить его главной премией Чуковского.

И — наградили.

Правда, в отсутствие самого Эдуарда Николаевича.

Который в это время находился на лечении в Германии.

Любопытно, что это была первая крупная литературная премия в жизни Успенского.

Примерно на три недели мы опередили другую большую литнаграду, пришедшую в жизнь Эдуарда Успенского — старшего — Премию Правительства РФ…

В тот единственный раз за всю историю нашей премии Чуковского председателем жюри выступила Марина Бородицкая.

А телефонные переговоры с дочерью Успенского Татьяной об участии в церемонии Эдуарда Успенского — младшего — внука Эдуарда Николаевича — успешно провёл ответственный секретарь жюри премии Павел Крючков…

И — ещё.

После торжественной церемонии, уже в кулуарах ЦДЛ, подошла ко мне незнакомка.

Обратилась по имени.

После чего сказала:

— Вы делаете очень нужное и важное дело! Напишите официальное письмо в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Адресуйте его зампреду Григорьеву. Оставьте в почтовом ящике, который стоит в вестибюле агентства, перед входом. Подумайте, как лучше сформулировать вашу просьбу о поддержке. Вам постараются помочь. Только действуйте очень-очень быстро. Письмо обязательно должно оказаться в почтовом ящике до 10 декабря….

Письмо я написал.

Ну и просьбу нашу грамотно сформулировал.

О поддержке.

Попросил поддержать читательский праздник «День рожденья Дедушки Корнея».

Который до той поры поддерживался разве что коллективным энтузиазмом участников Фестиваля…

К моей вящей радости, наша скромная просьба возымела действие.

fon.jpg