«Северные Цветы: Третий альманах книгоиздательства „Скорпион“». Именно в этом, как сказали бы теперь, коллективном сборнике был весной 1903 года напечатан лирический цикл Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Этим скромным событием начался Серебряный век.
И вот — давно минул полный век, идёт отсчёт сверх столетия. Времени для подготовки взвешенных суждений было достаточно. Верны ли наши оценки той эпохи?
С одной стороны, мы должны возблагодарить судьбу. После ослабления и падения цензуры были впервые и повторно опубликованы тысячи текстов Серебряного века, огромное количество исследований и комментариев. Мы словно реанимировали Серебряный век и повторно его пережили, насладились его несомненными шедеврами, восстановили в литературных святцах десятки имён, замазанных советским дёгтем. С другой стороны — нельзя было не заметить, что повторное переживание Серебряного века вновь пришлось на кризисный, бестолковый, разбродный период русской истории. Тогда всё закончилось распадом государства, теперь — началось.
Бытует суждение: Серебряный век — это мощный расцвет русской культуры, её подготовка, поигрывание мускулами перед прыжком на более высокий — видимо, мировой — уровень. Так ли это? Мировой уровень (не культуры — всего лишь литературы) был уже достигнут Золотым веком, веком прозы. Серебряный век — по преимуществу век поэзии.
Незадолго до кончины в состоянии тяжелобольного человека иногда наступает внезапное, почти чудесное облегчение. Начинает казаться, что болезнь отступила. Именно таким кажущимся облегчением в истории русской литературы и был Серебряный век. Временным. Непродолжительным.
Русская литература XIX века — это мощный разряд накопленной энергии, поток слов после долгой немоты. Долго барахтаясь где-то на задворках европейской словесности, увлечённо играя в давно позабытые европейские игры, русская литература сразу по завершении наполеоновской эпохи начала расти как на дрожжах. За полвека она набрала огромную мощь, скорость и импульс, стала первой литературой мира. И на исходе столетия словно выдохлась и надорвалась. После выхода в свет последнего романа Толстого («Воскресение», 1899), после кончины Чехова (1904) стало ясно: дальнейшее культивирование национальной самобытности грозит обвалом в глухую провинциальность, опора на почву может превратиться в культ почвы и самодовольное самоповторение.
Серебряный век был попыткой русской литературы ответить на вызовы нового времени, выйти на действительно мировой уровень. Минувшее столетие вселило надежды: какие имена! какие авторитеты! да с таким тылом мы… Силы были и вправду велики, таланты огромны, а попытка не удалась. Внешне всё выглядело как ренессанс пушкинской эпохи. Главенствовали стихотворцы. Создавались направления и школы. Изрекались невиданной смелости суждения. Множились периодические издания. Заседали философские кружки и общества. Писатели не только сочиняли, но и собственные жизни обращали в факты и акты художественного творчества. Однако если вглядеться повнимательнее, то панорама расцвета предстанет иной. Приговор произнесло время. Возражать ему, выставлять более высокие оценки — невозможно. Это мы уже делали — и оконфузились.
Родной культурный пласт под ногами серебряновековцев был слишком тонок, толщиною всего лишь в одно столетие. Соблазны европейской культуры — многовековой, утончённой (местами истончившейся), изощрённой в приёмах, воспитанной на трёх веках относительной идеологической терпимости и секуляризованного образа жизни художественной элиты, — эти соблазны манили нестерпимо. Но рождённые соблазнами русские версии словно отставали на поколение. Оказывались мертворождёнными литературными куклами. Мера и вкус постоянно изменяли даже самым талантливым. Эстетическая сверхзадача превышалась — и оказывалась попыткой с негодными средствами. А казавшийся непотопляемым корабль российской цивилизации уже цеплял днищем за политические рифы и трещал бортами, но на его мостике не было ни одного толкового литературного вахтенного.
За каждым из поэтов Серебряного века, независимо от символистско-акмеистской цеховой принадлежности или непринадлежности, в сухом остатке — по нескольку подлинных стихотворных шедевров. У одних побольше, у других и горсточки не наберётся, остальное — фон. Блок «Стихов о Прекрасной Даме» и Блок «Итальянских стихов» и «Соловьиного сада» — словно два разных поэта. Восхитительны изысканные жирафы и брабантские манжеты Гумилёва, но запоминается — до мурашек по коже — разве что «Память».
Если пытаться определить прозу Серебряного века именами Бунина, Куприна, Шмелёва или, не дай бог, Максима Горького — это не Серебряный век. Скорее уж «Рассказ о семи повешенных», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» Леонида Андреева, мороки и жути Алексея Ремизова — и не одним же им отдуваться за всю эпоху. Если назвать другие имена, то придётся сдаться: сологубовские «Навьи чары», «Заклинательница змей», «Мелкий бес», кузминские орнаментально-псевдоисторические стилизации, «Огненный ангел» Брюсова, пухлые романы Мережковского — вещи, остающиеся в пределах литературы, но к пониманию феномена Серебряного века они ничего не прибавляют. Не лучше и с драматургией: блоковские «Балаганчик» и «Роза и крест», «Царь Голод», «Жизнь человека», «Тот, кто получает пощёчины» Андреева — да. Но уж никак не «На дне» и не «Дети Ванюшина».
Весóм, но в целом невелик и скромен литературный портфель Серебряного века. Словно вырвавшись из объятий времени (и угодив в объятия времени куда более страшного), живут, проживают и отживают Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Замятин, Пастернак. Кто здесь, кто в эмиграции — но не покладая пера, в пределах русского языка. Для них, по рождению несомненных серебряновековцев, то время — время дебютов, а не расцвета. Припозднившимся наследником Серебряного века, едва ли не первым настоящим русским модернистом в прозе и драматургии стал киевский поляк Сигизмунд Кржижановский — и советская эпоха отплатила ему за это прижизненным пренебрежением и глухим посмертным забвением. Сам же Серебряный век остался эпохой великих несбывшихся надежд, эпохой громких невоплощённых намерений, веком людей, сгоревших в бенгальских огнях собственных дарований. Он был очень русский, этот Серебряный век.