Букинист

Freckes
Freckes

Валерий Веларий

Цвет любви

О книге стихов Ирины Гирш «Монохромная любовь»

Не­дав­но де­бю­ти­ро­вав­шая на стра­ни­цах жур­на­ла «Втор­ник» и на ра­дио «Ан­то­ло­гия» Ири­на Гирш дав­но пи­шет «взрос­лую» и «дет­скую» про­зу, «взрос­лые» и «дет­ские» сти­хи. Но лишь ког­да ми­ну­ла ны­неш­няя зи­ма, ре­ши­ла со­брать их под од­ной об­лож­кой.

И в на­ча­ле мар­та ны­неш­не­го го­да вы­пус­ти­ла элек­трон­ную кни­гу сти­хов под на­зва­ни­ем «Мо­но­хром­ная лю­бовь». О люб­ви — как раз в на­ча­ле вес­ны.

Но в кни­гу ото­бра­ны не все сти­хи. Это не сбор­ник. Это имен­но книж­ка. С пол­ным пра­вом ей мож­но дать под­за­го­ло­вок: «По­эма о чувст­ве». Здесь каж­дое сти­хотво­ре­ние — от­дель­ная ис­то­рия, и в то же вре­мя — ми­ни-гла­ва еди­но­го, цель­но­го сю­же­та. Ну, ска­жем, как «по­весть в рас­ска­зах». Или «ро­ман в пись­мах». Или «бал­лад­ная опе­ра». Или цикл («круг») по­сле­до­ва­тель­ных сю­же­тов в ми­фо­ло­ги­чес­ком эпо­се — где слит­но сме­ша­ны со­тво­ре­ние ми­ра бо­га­ми, его пе­ре­уст­ройст­во ге­ро­я­ми, при­род­ные яв­ле­ния и кар­ти­ны бы­та. А в страс­ти так оно и есть — эпи­ка и ми­фо­ло­гия люб­ви; со­тво­ре­ние но­во­го ми­ра и его раз­драй и раз­ру­ше­ние; ро­ман­ти­ка чувств и бы­то­вая, ги­пер­ре­а­лис­тич­ная про­за­ич­ность; не­бес­ная воз­вы­шен­ность и пло­щад­ная, ба­зар­ная су­ет­ность.

По­нят­но, что та­кое на­зва­ние — «Мо­но­хром­ная лю­бовь», — та­кая те­ма!.. та­кие очень кон­крет­ные лич­ност­ные, пе­ре­жи­ва­ния!.. та­кая ис­крен­няя, ис­по­ве­даль­ная ин­то­на­ция… не­пре­мен­но про­бу­дят во мно­гих чи­та­те­лях ис­кус — а кто «ад­ре­сат» сти­хотво­ре­ний? Кто «пред­мет страс­ти»? К ко­му об­ра­ще­ны эти сти­хи и во­пло­тив­ши­е­ся в них чувст­ва? Не толь­ко чи­та­те­ли, но по­рой кри­ти­ки и ли­те­ра­ту­ро­ве­ды под­да­ют­ся это­му ис­ку­ше­нию — отож­дест­вить ав­то­ра и его «ли­ри­чес­ко­го ге­роя». Но в том и си­ла воз­дейст­вия на­сто­я­щей по­э­зии или про­зы, на­сто­я­ще­го про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, что, от­тал­ки­ва­ясь от лич­но­го впе­чат­ле­ния (час­то ми­мо­лет­но­го), от лич­но­го опы­та и лич­ных пе­ре­жи­ва­ний, это про­из­ве­де­ние об­ра­ще­но к ос­но­вам жиз­ни, чувст­во­ва­ний, от­но­ше­ний лю­дей, к то­му, что пе­ре­жи­ва­ют серд­це, ду­ша, ум каж­до­го из нас.

Сти­хи в книж­ке хо­ро­ши. Их хо­чет­ся пов­то­рять вслух и мыс­лен­но, хо­чет­ся вби­рать в па­мять от­дель­ные стро­фы и строч­ки, со­хра­нять их в ре­сур­сах гад­же­тов. Но я на­ме­рен­но не ци­ти­рую их здесь. Эти сти­хотво­ре­ния впе­чат­ля­ют каж­дое са­мо по се­бе. Но осо­бен­но силь­но зву­чат вмес­те, в об­щем строе сво­бод­но раз­во­ра­чи­ва­ю­ще­го­ся стер­ж­не­во­го сю­же­та.

В книж­ке ни гра­на бла­гост­нос­ти, сен­ти­мен­та­лиз­ма, лас­ка­ю­щей счаст­ли­вым фи­на­лом ме­ло­дра­ма­тич­нос­ти. Сти­хи и вся книж­ка — о су­ро­вос­ти жиз­ни, о жест­кой, по­рой жес­то­кой, прав­де от­но­ше­ний, прав­де люб­ви — да­же вос­тор­жен­но-вза­им­ной по­на­ча­лу. Вот то-то… по­на­ча­лу! Книж­ка — о том, как ме­ня­ет­ся, пре­об­ра­зу­ет­ся са­мо в се­бе чувст­во. Звёз­ды во взо­рах и звёз­ды в не­бе. Жар по­це­лу­ев и объ­я­тий. Огонь, сжи­га­ю­щий при­льнув­шие друг к дру­гу те­ла. Ис­кра, про­ши­ба­ю­щая с ног до го­ло­вы во вре­мя же­лан­ных — но слу­чай­ных! — при­кос­но­ве­ний. И грязь жи­тей­ской про­зы. Хо­лод осты­ва­ю­ще­го при­тя­же­ния. Сте­на не­по­ни­ма­ния. Иг­лы и крючья от­тор­же­ния, ко­то­ры­ми ого­ра­жи­ва­ет­ся тот, кто ещё не­дав­но так же­лал общ­нос­ти и бли­зос­ти, а те­перь все­ми си­ла­ми от­стра­ня­ет­ся и вы­ка­зы­ва­ет своё рав­но­ду­шие — хо­тя всё ещё оста­ет­ся же­лан­ным. Вверх-вниз — ка­че­ли! То взлёт, поч­ти в звёзд­ную, за­пре­дель­ную высь. То об­ру­ше­ние с этих вы­сот в та­кую же за­пре­дель­ную, без­дон­ную про­рву. Ис­ку­ше­ние, со­блазн, пре­зре­ние к за­прет­нос­ти или та­бу. Жерт­вен­ность и пре­да­тельст­во. Ощу­ще­ние не­бес­ной чис­то­ты… и пре­дель­ной гре­хов­нос­ти. И вот это… ис­чер­пан­ность… об­рыв. За­вер­ше­ние? Жиз­ни? Или вот-вот пе­ре­хо­да в иную жизнь? Всё бы­ло так ма­ня­ще про­ти­во­ре­чи­во и не­объ­яс­ни­мо. И вдруг — всё так яс­но и прос­то. Ни­как.

И как сво­бод­на ду­ша в по­лёте чувст­ва, так аб­со­лют­но сво­бод­на Ири­на Гирш, ав­тор книж­ки, в об­ра­ще­нии с «ин­ст­ру­мен­та­ри­ем» скла­ды­ва­ния сти­ха. Лёг­кость в раз­вёр­ты­ва­нии сю­же­та. В рит­ми­чес­ких пе­ре­хо­дах. В варь­и­ро­ва­нии дли­ны строк. В «раз­бив­ке» на стро­фы. В са­мом ви­зу­аль­ном об­ли­ке строф и сти­хотво­ре­ний в це­лом. И так же как са­мо чувст­во и пе­ре­ме­ны в нём жёст­ки, опре­де­лён­ны и не­пред­ска­зу­е­мо-не­из­беж­ны, строй сти­хотво­ре­ний в книж­ке и весь сю­жет — чёт­ко вы­стро­е­ны, по­лёт­но-лег­ки, но опре­де­лён­ны и яс­ны. А за этой опре­де­лён­ностью и яс­ностью — уга­ды­ва­ет­ся столь­ко не­на­зван­но­го, не­вы­ра­зи­мо­го, глу­бин­но­го… (Кста­ти, и за об­ра­зом «ли­ри­чес­кой ге­ро­и­ни» уга­ды­ва­ет­ся об­лик ав­то­ра: внеш­няя сдер­жан­ность, иро­нич­ность, страст­ность и си­ла пе­ре­жи­ва­ний и жёст­кий, твёр­дый ха­рак­тер.)

Пов­то­рю: сю­жет­но книж­ка очень про­ду­ман­но вы­стро­е­на. Этой про­ду­ман­ностью опре­де­ля­ет­ся тот по­ря­док рас­по­ло­же­ния гла­вок-сти­хов, ко­то­рый пред­ло­жен ав­то­ром. Про­лог, за­вяз­ка, куль­ми­на­ция, раз­вяз­ка, эпи­лог… Сю­жет, про­жи­тый «ли­ри­чес­ким ге­ро­ем», точ­нее — «ли­ри­чес­кой ге­ро­и­ней», — это пу­те­шест­вие по ре­аль­но­му ми­ру и странст­вие в собст­вен­ной ду­ше. По­зна­ние в этих странст­ви­ях се­бя. «Вход» в эту ис­то­рию вот та­ко­го су­щест­ва — и «вы­ход» из неё су­щест­ва, в чём-то из­ме­нив­ше­го­ся.

Мир, от­ра­жён­ный в сти­хотво­ре­ни­ях-гла­вах, прост и про­ти­во­ре­чи­во сло­жен, един в сво­ей при­ро­де ду­шев­но­го и те­лес­но­го чувст­во­ва­ния — и раз­дроб­лен, как оскол­ки го­ло­грам­мы. Они рас­ки­да­ны по все­му Кос­мо­су — внеш­не­му и внут­рен­не­му: и тот и дру­гой во­об­ра­же­ны умом и по­чувст­во­ва­ны серд­цем, и их то слит­ный, то дво­я­щий­ся об­раз от­пе­ча­тал­ся в по­э­ти­чес­ких стро­ках. И как в каж­дом оскол­ке го­ло­грам­мы про­смат­ри­ва­ет­ся цель­ное изо­бра­же­ние, за­фик­си­ро­ван­ное этой го­ло­грам­мой, так в каж­дой стро­ке, в каж­дой стро­фе, в каж­дом сти­хотво­ре­нии книж­ки — яв­лен этот об­раз ми­ра, об­раз чувст­ва, об­раз люб­ви: еди­ный, сло­жен­ный из мно­жест­ва те­ку­чих си­лу­э­тов и чёт­ко очер­чен­ных аб­ри­сов.

Тем са­мым под­чёр­ки­ва­ет­ся внут­рен­няя цель­ность и строй­ность книж­ки.

И так же цель­но и строй­но, вы­яв­ляя единст­во сю­жет­ной ли­нии, оформ­ле­на книж­ка. Оформ­ле­ние — ав­то­ра, Ири­ны Гирш. Каж­дый раз­во­рот та­ков: од­на стра­ни­ца — чёр­ный шрифт на бе­лом по­ле, дру­гая стра­ни­ца — бе­лый шрифт на чёр­ном по­ле. (Кста­ти, шрифт по­до­бран очень точ­но — не руб­ле­ный, не пря­мой с за­сеч­ка­ми, а кур­сив — чёт­кость и бег­лая лёг­кость по­лёта.) Сти­хотво­ре­ние-«про­лог» пред­шест­ву­ет на­зва­нию кни­ги. А это­му сти­ху пред­пос­ла­на чёр­но-бе­лая фо­то­гра­фия-«про­лог»: си­лу­эт жен­щи­ны, си­дя­щей на под­окон­ни­ке, об­хва­тив ко­ле­ни; сво­бод­но рас­пус­тив во­ло­сы по пле­чам, она смот­рит в ок­но, на ве­ду­щую ку­да-то ули­цу боль­шо­го го­ро­да — слов­но в ожи­да­нии, в пред­в­ку­ше­нии че­го-то… ко­го-то… ка­ких-то из­ме­не­ний… там ви­ден край не­ба над кры­ша­ми. А пос­ле сти­хотво­ре­ния-«эпи­ло­га» книж­ку за­вер­ша­ет фо­то­гра­фия-«эпи­лог»: ви­ди­мо, та же жен­щи­на — у пе­рил ка­ко­го-то прост­ранст­ва в стран­ном со­вре­мен­ном зда­нии, под сплош­ной стек­лян­ной кры­шей, над сплош­ны­ми стек­лян­ны­ми сте­на­ми-ок­на­ми; а за ни­ми ог­ром­ный го­род… и что там даль­ше?.. а даль­ше — ог­ром­ное не­бо.

Мож­но поздра­вить ав­то­ра, Ири­ну Гирш, с эти­ми сти­ха­ми и с этой книж­кой.

А в за­клю­че­ние — вот что. При всей дра­ма­тич­нос­ти и по­рой тра­гич­нос­ти сю­же­та, книж­ка (эта «по­эма о чувст­ве») — не пес­си­мис­тич­на. Сти­хотвор­ный и фо­то­э­пи­ло­ги — лишь за­вер­ше­ние сю­же­та и книж­ки. По­рог пос­ле про­ш­ло­го и про­жи­то­го — пе­ред ша­гом в бу­ду­щее. Книж­ка — о на­деж­де.

А вот — ссыл­ка на ре­сурс, где раз­ме­ще­на элек­трон­ная кни­га сти­хов Ири­ны Гирш «Мо­но­хром­ная лю­бовь».

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област