По волне моей памяти

Левон Осепян

Вспоминая Владимира Климова

Вла­ди­мир Кли­мов — по­тря­са­ю­ще­го да­ро­ва­ния был че­ло­век!

«Мно­гос­та­ноч­ник»!

И по­эт.

И ху­дож­ник.

И ли­те­ра­тур­ный кри­тик.

И те­ат­раль­ный кри­тик!

Ор­га­ни­за­тор мно­гих ори­ги­наль­ных ли­те­ра­тур­ных и ху­до­жест­вен­ных про­ек­тов.

Ор­га­ни­за­тор единст­вен­но­го част­но­го му­зея в Рос­сии, по­свя­щён­но­го Бер­толь­ду Брех­ту.

Ку­ра­тор мно­гих мо­ло­дых та­лан­тов.

По­тря­са­ю­щей эру­ди­ции че­ло­век.

А глав­ное — ред­кой добро­ты!..

Пом­ню на­шу пер­вую встре­чу на ВДНХ: я пред­став­лял свой жур­нал «Ме­це­нат и Мир», ко­то­рый со­зда­вал воз­мож­нос­ти для та­лант­ли­вых ав­то­ров осу­щест­вить свои но­вые пуб­ли­ка­ции, по­лу­чить про­мо­ушен для сво­их но­вых про­ек­тов… Во­ло­дя как-то сра­зу по­нял воз­мож­ную поль­зу для се­бя и сво­их про­ек­тов: он вы­ра­зил на­деж­ду на мно­го­п­ла­но­вое и успеш­ное со­труд­ни­чест­во!

Я ещё по­ду­мал: ну от­ку­да он зна­ет, как сло­жат­ся на­ши от­но­ше­ния…
Но ведь так и по­лу­чи­лось!

И чем боль­ше мы зна­ко­ми­лись с твор­чест­вом друг дру­га, тем боль­ше про­ни­ка­лись вза­им­ной сим­па­ти­ей, тем боль­ше со­дейст­во­ва­ли успе­ху каж­до­го!

Твор­чест­во его бы­ло ори­ги­наль­но и не всег­да со­впа­да­ло с об­щи­ми тра­ди­ци­он­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о куль­ту­ре, ли­те­ра­ту­ре, те­ат­ре и т. д.

В свя­зи с этим его статьи пе­ча­та­ли до­воль­но ред­ко. Это бы­ло не­спра­вед­ли­во по от­но­ше­нию к та­ко­му вы­да­ю­ще­му­ся де­я­те­лю куль­ту­ры Рос­сии. По­это­му я вся­чес­ки со­дейст­во­вал пуб­ли­ка­ции его ста­тей и ори­ги­наль­ных ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний на стра­ни­цах мо­их жур­на­лов.

От­ме­чу так­же боль­шие уси­лия по про­дви­же­нию твор­чест­ва Вла­ди­ми­ра Кли­мо­ва из­вест­но­го про­дю­се­ра Ев­ге­ния Лео­ни­до­ва, его дру­га. В част­нос­ти, он опуб­ли­ко­вал статью о вы­да­ю­щем­ся те­ат­раль­ном ре­жис­се­ре Юрии Лю­би­мо­ве (и нам из­вест­но, что статья очень по­нра­ви­лась Лю­би­мо­ву), кни­гу очер­ков о мно­гих де­я­те­лях ис­кус­ст­ва и ли­те­ра­ту­ры, а так­же дру­гие ма­те­ри­а­лы Вла­ди­ми­ра…

Сколь­ко та­лант­ли­вых ста­тей на­пи­сал Вла­ди­мир и об очень из­вест­ных де­я­те­лях куль­ту­ры, в том чис­ле и обо мне, и о пи­са­те­лях мо­е­го кру­га. О мо­их фо­то­гра­фи­ях. У нас да­же скла­ды­вал­ся про­ект: его вос­при­я­тие мо­их из­бран­ных фо­то­гра­фий (от­би­рал их он сам). К каж­дой фо­то­гра­фии он на­пи­сал свой ори­ги­наль­ный текст, но по­сколь­ку фо­то­гра­фии оста­ва­лись у не­го, и в бес­по­ряд­ке, уста­но­вить точ­но, ка­кой текст от­но­сит­ся к ка­кой фо­то­гра­фии, бы­ло уже не­воз­мож­но. А жаль: ка­кая ин­те­рес­ная вы­став­ка мог­ла бы по­лу­чить­ся!.. Эти Во­ло­ди­ны тек­с­ты долж­ны бы­ли быть в та­ких же рам­ках, как и фо­то­гра­фии.

Сла­ва Бо­гу, что мне уда­лось снять очень мно­го фо­то­гра­фий Кли­мо­ва. И хо­ро­ших… Ког­да-ни­будь я всё же сде­лаю от­дель­ную вы­став­ку его фо­то­порт­ре­тов, а воз­мож­но, и су­мею из­дать фо­то­аль­бом, рас­ска­зы­ва­ю­щий о нём, по­ка­зы­ва­ю­щий ка­ким он был. Кста­ти, не­боль­шая вы­став­ка его порт­ре­тов бы­ла на ве­че­ре па­мя­ти в биб­лио­те­ке име­ни А. П. Че­хо­ва в са­мом цент­ре Моск­вы на Пуш­кин­ской пло­ща­ди.

Бы­ла у не­го и еще од­на хо­ро­шая чер­та ха­рак­те­ра — лю­бил он зна­ко­мить сво­их дру­зей. И это бы­ло по­лез­но для всех сто­рон. Осо­бен­но я был бла­го­да­рен ему за зна­ком­ст­во с за­ме­ча­тель­ной Ан­ной Ко­рот­ко­вой, ве­ду­щей са­лон сво­е­го име­ни, а так­же с суп­ру­жес­кой па­рой из­вест­ных мос­ков­ских ди­зай­не­ров очень вы­со­ко­го уров­ня — с Оль­гой Ки­рю­хи­ной и Вла­ди­ми­ром Виль­чес-Но­ге­ро­лом. Мы так сдру­жи­лись, мы столь­ко ин­те­рес­ных книж­ных про­ек­тов ре­а­ли­зо­ва­ли, по­то­му что и Вла­ди­мир, и Оль­га ока­за­лись очень та­лант­ли­вы не толь­ко в ос­нов­ной сво­ей про­фес­сии, но и в пи­са­тель­ском де­ле!

В по­след­ние го­ды мы мно­го об­ща­лись, не толь­ко на ме­роп­ри­я­ти­ях, но и по те­ле­фо­ну: свя­зы­ва­лись по не­сколь­ко раз в день. В тот тра­ги­чес­кий день я был очень за­нят. А ког­да по­зво­нил, уже бы­ло позд­но… Если бы он жил не один, воз­мож­но, его мож­но бы­ло бы спас­ти…

Тра­ги­чес­кая смерть и не­вос­пол­ни­мая утра­та для всех нас, его близ­ких, дру­зей, по­чи­та­те­лей его не­обык­но­вен­но­го та­лан­та…

Вла­ди­мир Кли­мов — по­эт и эс­се­ист (статьи о те­ат­ре, ли­те­ра­ту­ре, жи­во­пи­си), член Со­юза рос­сий­ских пи­са­те­лей, ре­дак­тор га­зе­ты «Ме­диа Арт Ар­ле­кин». Один из со­зда­те­лей «Са­ло­на всех муз Ан­ны Ко­рот­ко­вой», один из ос­но­ва­те­лей Рос­сий­ско­го Брех­тов­ско­го об­щест­ва. Вла­де­лец част­но­го Му­зея Бер­толь­да Брех­та.

Ав­тор бо­лее двад­ца­ти книг сти­хов и шес­ти книг о те­ат­ре, а так­же со­тен ста­тей в кол­лек­тив­ных сбор­ни­ках, аль­бо­мах, бук­ле­тах, аль­ма­на­хах и во мно­гих жур­на­лах и га­зе­тах. Сти­хи и эс­се пе­ре­во­ди­лись на не­мец­кий, ан­глий­ский и фран­цуз­ский язы­ки…

По­сто­ян­ный ав­тор жур­на­лов «Пла­не­та „Кра­со­та“», «Ара­га­ст», «Ме­це­нат и Мир» и еже­не­дель­ни­ка «НГ — Ex Libris».

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru 

Журнал «Вторник» © 2020