De profundis

Дорик Залесская, Тати Фальконе

Спокойный, буйный водевиль!

Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Спектакль «Водевиль». Режиссёр: Лариса Крупина

Во­де­виль — как же прос­то зву­чит…

Че­го толь­ко не пред­ста­вишь се­бе, со­би­ра­ясь на спек­такль с та­ким на­зва­ни­ем, — от ве­сёлень­кой лег­ко­вес­ной ис­то­рии до сум­бур­но­го на­гро­мож­де­ния тан­цев и пе­сен в не­кое сце­ни­чес­кое дейст­во. И от­кры­тие, что спек­такль «Во­де­виль» со­здан по рас­ска­зам А. П. Че­хо­ва, не вно­сит яс­нос­ти. Уж сколь­ко бли­ста­тель­ных спек­так­лей и филь­мов со зна­ме­ни­ты­ми ак­тёра­ми бы­ло со­зда­но по Че­хо­ву!..

Ока­за­лось — всё прос­то и од­нов­ре­мен­но слож­но. Сле­до­ва­ло все­го лишь: пред­ста­вить рас­сказ в клас­си­чес­ком сти­ле, на вы­со­ком куль­тур­ном уров­не, по­ка­зать ста­ри­ну ста­рин­ной, но со­вре­мен­ной, об­ще­че­ло­ве­чес­кие чувст­ва и от­но­ше­ния не­за­ви­си­мы­ми от вре­ме­ни, рас­сме­шить зри­те­ля, дер­жать в на­пря­же­нии.

И Те­атр Ар­ме­на Джи­гар­ха­ня­на блес­тя­ще спра­вил­ся с этой за­да­чей! Ма­лая сце­на, ма­лый со­став ак­тёров, де­ко­ра­ций то­же ма­ло, но доброт­ных, клас­си­чес­ких, со­от­вет­ст­ву­ю­щих XIX ве­ку. Впе­чат­ля­ет Сце­на — она так близ­ко, что до ар­тис­та, при осо­бом ху­ли­ган­ском же­ла­нии, мож­но и до­тро­нуть­ся…

И ис­кро­мёт­ное за­дор­ное ве­селье от че­хов­ских фраз, от не­ле­пой обы­ден­нос­ти, в ко­то­рой он уви­дел по­вод для сме­ха… «Мед­ведь, на­хал, бур­бон! Нет, нет — мед­ведь, мед­ведь! Я ваш мед­ве­жий тон не бу­ду здесь тер­петь!.. Прочь ру­ки! Я вас… не-на-ви-жу! К ба-а-арь­е­ру!»

Нуж­на не­ко­то­рая до­ля сме­лос­ти, что­бы риск­нуть вновь по­ста­вить та­кую из­вест­ную пье­су-шут­ку, как «Мед­ведь» (пер­вый акт). Пос­ле счи­та­ю­щей­ся клас­си­чес­кой по­ста­нов­ки с Ми­ха­и­лом Жа­ро­вым в глав­ной ро­ли не так прос­то сде­лать это в ори­ги­наль­ном клю­че. По-че­хов­ски ори­ги­наль­ным — без ог­нен­ных взры­вов и шо­ка.

Бу­ря страс­тей ощу­ща­лась уже в стран­ной по­зе, внеш­нос­ти и ин­то­на­ции вдо­вы (ак­три­са Гро­мо­ва Ксе­ния). За­во­ра­жи­ва­ет и да­же со­пер­ни­ча­ет с ис­пол­не­ни­ем клас­си­чес­ких из­вест­ных ак­тёров про­ш­ло­го иг­ра со­вре­мен­ных нам та­лан­тов, как Же­лез­нов Ми­ха­ил (Смир­нов Гри­го­рий Ива­но­вич), Над­то­чий Де­нис (Лу­ка), Гро­мо­ва Ксе­ния (По­по­ва Еле­на Ива­нов­на).

Вто­рое дейст­вие — вто­рой рас­сказ «Юби­лей» Фра­зы ге­ро­ев зву­чат в го­ло­ве рань­ше, чем до­но­сят­ся со сце­ны: «Я жен­щи­на без­за­щит­ная, сла­бая, я жен­щи­на бо­лез­нен­ная… Ко­фий се­год­ня пи­ла, и без вся­ко­го удо­вольст­вия».

По­сте­пен­но на­рас­та­ет на­кал впол­не обыч­ной ис­то­рии впол­не обыч­ных лю­дей — да и вся­кие при­ста­ву­чие ста­ру­хи ша­та­ют­ся при­мер­но та­кие, как в ис­пол­не­нии Дзу­со­вой Оль­ги (ма­дам Мер­чут­ки­на), а уж нер­в­ные же­ны — каж­дая вто­рая, точь-в-точь как же­на у Гро­мо­вой Ксе­нии.

Столк­но­ве­ние ха­рак­те­ров пе­ре­рас­та­ет в фе­е­ри­чес­кую бу­рю, пря­мо тут на сце­не с эти­ми та­ки­ми «обы­ден­ны­ми» людь­ми в ви­де ку­чи ма­ла.

Мы все­го лишь по­смот­ре­ли спек­такль по Че­хо­ву, на ма­лой сце­не, все­го че­ты­ре ар­тис­та — а слов­но по­бы­ва­ли в шта­бе чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций: та­кой на­кал страс­тей, столк­но­ве­ние тем­пе­ра­мен­тов, шквал эмо­ций, ис­кро­мёт­ный юмор…

Да­аа… ну и раз­за­до­рил­ся по­ста­нов­щик — бра­во, ре­жис­сёр Ла­ри­са Кру­пи­на!

Вот те­бе и клас­си­чес­кое буйст­во од­нов­ре­мен­но с ори­ги­наль­ным спо­койст­ви­ем Че­хо­ва!

Боль­шое спа­си­бо!!!

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru