По волне моей памяти

Михаил Моргулис

Нос и искусство: странная связь

Те, кто го­во­рят, что в но­су ко­вы­рять­ся не­при­лич­но, ли­бо име­ют слиш­ком тол­с­тые паль­цы, ли­бо ни­че­го не по­ни­ма­ют в ма­лень­ких жиз­нен­ных ра­дос­тях!

О но­се и иже с ним свя­зан­ном пос­ле Го­го­ля ни­кто и не вспо­ми­нал! А меж­ду тем да­же у са­мо­го со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, жи­ву­ще­го в гар­вард­ском Бос­то­не или Нью-Йор­ке, вре­мя от вре­ме­ни по­яв­ля­ет­ся не­одо­ли­мое же­ла­ние по­ко­вы­рять­ся в но­су. Ну, на ху­дой слу­чай, смач­но и хруст­ко его по­че­сать. Но, ес­тест­вен­но, выс­шая фа­за же­ла­ния — нос по­ко­вы­рять. По­нят­но, что та­кое не­пре­одо­ли­мое при­род­ное свойст­во про­яв­ля­ет­ся у пред­ста­ви­те­лей мно­гих на­цио­наль­нос­тей и че­ло­ве­чес­ких ан­кла­вов ми­ра. Мож­но без пре­уве­ли­че­ния за­явить, что под этой внеш­не не­при­тя­за­тель­ной фор­мой скры­ва­ет­ся глу­бо­кий внут­рен­ний са­мо­ана­лиз, фи­ло­соф­ский под­ход к об­ду­мы­ва­нию смыс­ла жиз­ни, я бы да­же ска­зал, со­зер­ца­тель­ная са­мо­обо­ро­на лич­нос­ти от гру­бых по­ся­га­тельств на её ин­ди­ви­ду­аль­ность. Где-то я чи­тал, что в Из­ра­и­ле мно­гие чи­нов­ни­ки со­ци­аль­ных ве­дом­ств встре­ча­ют по­се­ти­те­лей с паль­цем, том­но ше­ве­ля­щим­ся в но­су. Од­наж­ды я уви­дел рас­пол­нев­ше­го че­ло­ве­ка не­из­вест­ной на­цио­наль­нос­ти, за­снув­ше­го в ба­ре с паль­цем в но­су. Пом­ню, на од­ной из фо­то­гра­фий был изо­бра­жён па­пуас с копь­ём в од­ной ру­ке, паль­цем дру­гой ру­ки са­мо­заб­вен­но ко­вы­ря­ю­щий­ся в рас­плю­щен­ном но­су. По на­блю­де­ни­ям по­кой­но­го До­вла­то­ва, мо­е­го враж­деб­но­го при­яте­ля, на­цио­наль­ную при­над­леж­ность че­ло­ве­ка, ис­сле­ду­ю­ще­го свой нос мож­но от­ли­чить толь­ко по ско­рос­ти это­го мир­но­го про­цес­са. На­при­мер, ско­рость ко­вы­ря­ния у не­ко­то­рых скан­ди­нав­ских на­ро­дов очень мед­лен­ная, и по­лу­чи­ла она на­зва­ние у учё­ных «па­у­зо­вый акт ко­вы­ря­ния». Из-за это­го не­ко­то­рые из них за­сы­па­ют с паль­цем в по­лос­ти но­са, как один мой зна­ко­мый, жиз­не­ра­дост­ный грек. При­бал­тий­ские па­ра­п­си­хо­ло­ги (у них их два) утверж­да­ют, что в мо­мен­ты по­гру­же­ния в сон с паль­цем в но­су у при­бал­тий­ских на­ро­дов воз­ни­ка­ют очень при­ят­ные сны, свя­зан­ные с дет­ст­вом. Кста­ти, су­щест­ву­ет ги­по­те­за раз­ра­бо­тан­ная в кня­жест­ве Лих­тен­штейн, что бун­ту­ю­щие мас­сы во вре­мя ре­во­лю­ци­он­ной эй­фо­рии не при­ме­ня­ют этот свое­об­раз­ный ме­тод со­зер­ца­ния. К при­ме­ру, на Укра­и­не, во вре­мя бун­тов и оран­же­вой ре­во­лю­ции, не бы­ли за­ме­че­ны дейст­вия, свя­зан­ные с этой ле­ген­дар­ной про­це­ду­рой. Мне объ­яс­ни­ли, что во вре­мя ме­та­ния бу­ты­лок с за­жи­га­тель­ной смесью, про­цесс ко­вы­ря­ния аб­со­лют­но ис­клю­ча­ет­ся.

Не­ко­то­рые лю­бо­пыт­ные мо­гут за­дать во­прос: по­че­му ме­ня ин­те­ре­су­ет «но­со­вая» про­бле­ма? Да чест­но го­во­ря, она ме­ня не так уж силь­но ин­те­ре­су­ет. Воз­вра­ща­ясь к на­ча­лу мо­их за­пи­сей, на­по­ми­наю, что на­толк­ну­ли ме­ня на дан­ную те­му мно­жест­во встре­тив­ших­ся мне лю­дей с паль­ца­ми в но­су, ну, и по­след­ней кап­лей ста­ла фо­то­гра­фия па­пуа­са с копь­ём и паль­цем в но­су. Так­же, в Бос­то­не, я встре­тил упо­мя­ну­то­го ра­нее толс­то­го гре­ка, за­дум­чи­во дви­га­ю­ще­го паль­цем в уже из­вест­ном вам мес­те. И мы с ним раз­го­во­ри­лись. Он от­мёл моё утверж­де­ние, что ко­вы­ря­ние в но­су яв­ля­ет­ся яв­ле­ни­ем не­эс­те­тич­ным. Он ска­зал: «Это как по­дать пуб­ли­ке!» И при­вёл не­ожи­дан­ный, но впол­не ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный при­мер: если, к при­ме­ру, хо­ро­ший фо­то­граф про­фес­си­о­наль­но за­сни­мет лью­щу­ю­ся струю мо­чи, то она бу­дет вы­гля­деть на фо­то изу­ми­тель­но, бук­валь­но пре­крас­ным фон­та­ном, с ог­ром­ным ко­ли­чест­вом свер­ка­ю­щих ян­тар­ных пе­ре­ли­вов. И та­кое ар­тис­ти­чес­кое фо­то мож­но сме­ло под­пи­сы­вать сло­ва­ми ти­па: «Ле­тя­щая япон­ская бо­ги­ня цве­тов в све­те ут­рен­них лу­чей».

Грек и я по­ни­ма­ли жизнь при­мер­но оди­на­ко­во, и оба при­шли к за­клю­че­нию, что с по­мощью ис­кус­ст­ва всё в этой жиз­ни мож­но сде­лать кра­си­вым и да­же пре­крас­ным. Раз­ве ре­жис­сёры и дра­ма­тур­ги не со­зда­ва­ли за­ме­ча­тель­ные пье­сы при дво­рах ко­ро­лей и дик­та­то­ров, раз­ве не пи­са­лись на ник­чём­ные те­мы чу­дес­ные пес­ни? Раз­ве при Гит­ле­ре и Ста­ли­не не со­зда­ва­лась ве­ли­кая му­зы­ка и увле­ка­тель­ные филь­мы? Да, прав был Бо­рис Пас­тер­нак, ска­зав­ший од­наж­ды: «Та­лант — единст­вен­ная но­вость, ко­то­рая всег­да но­ва!» Та­лан­том вы мо­же­те изоб­ра­зить лю­бой по­зор че­ло­ве­чест­ва как ве­ли­кое до­сти­же­ние. Та­лан­том вы сде­ла­е­те мо­раль­но­го уро­да ве­ли­ким че­ло­ве­ком. Ис­кус­ст­во — это страш­ная ог­ром­ная си­ла. Это дра­кон, съеда­ю­щий серд­це че­ло­ве­ка. И та­лант­ли­вый мо­жет до­стичь вер­ха, да­же пи­ка ис­кус­ст­ва. Та­ко­му ис­кус­ст­ву под­чи­ня­ют­ся мас­сы, бла­го­да­ря ис­кус­ст­ву мас­сам вну­ша­ет­ся цель жиз­ни и меч­та. Имен­но так был вну­шён на­ро­дам со­вет­ский ком­му­низм и не­мец­кий на­цио­на­лизм. Собст­вен­но го­во­ря, по­че­му я пе­ре­шёл на эту те­му? А! Что­бы пом­нить, что ис­кус­ст­во в боль­шинст­ве слу­ча­ев — это не ис­ти­на, а та­лант­ли­вая ложь. А мир ужа­са­ю­ще ус­тал от лжи. По­это­му бу­дем ос­то­рож­ны в оцен­ке ис­кус­ст­ва — на­до пом­нить, что на дне его за­ле­га­ет ложь.

Ну хо­ро­шо, а при­чём тут нос и при­выч­ка лю­дей ко­вы­рять­ся в нём. Чест­но го­во­ря, сам не знаю. Я вот не­ожи­дан­но по­ду­мал, а не ушёл ли тот го­го­лев­ский Нос от сво­е­го хо­зя­и­на в знак про­те­с­та про­тив час­то­го ко­вы­ря­ния в нём?

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru