Кресла, лавки, окошечко кассы. Да, ещё закуток с буфетом. Растворимый кофе или чай пакетиком, пончики и пирожки — буфетчица пшикает на них из брызгалки, греет в микроволновке, подаёт на тарелке. Но свежее они не становятся. В двух окнах ледяной февральский вечер. А в зале ожидания тепло и шумно. Чем тебе не забота о пассажирах — сиди себе, пей кофе или чай из картонного стаканчика, грызи чёрствый пирожок или пончик из буфета.
— Какая я буфетчица? Ты тёщу свою буфетчицей называй! Кафе у нас! Видишь вывеску?
В семь кафе закрывается, пирожки и пончики отдыхают до утра.
Ждать проходящий автобус часа три, а то и четыре, он где-то в дороге. Сиди и жди, не привередничай. А если охота быстрее до города доехать, можно к бомбиле-таксисту пойти — во-он у ворот его машина стоит. Парня в зелёной куртке он уговорил, тётку в нутриевой шубе тоже, девушка в лисьей шапке колеблется, денег жалко. Еще часик подождёт, согласится. Осталось одного пассажира найти, и можно ехать.
Бомбила берёт втридорога, но обещает довезти с ветерком, если по дороге косточки от ям и колдобин не рассыплются, и машина его ржавая не развалится.
Ежели лишних денег нет, и рисковать неохота, есть приятный способ время скоротать — в магазин через дорогу сбегать, разливного купить или белоглазую (так называет сей напиток мужичок наискосок). Он вернулся из магазина, угощает свою дамочку белоглазой и накалывает для дамочки на пластиковую вилочку пельмень, не поленился, и в пельменную сходил, вот какой кавалер обходительный. И сам угощается, и пельменем закусывает, всё культурно.
Кавалер есть и у меня — Прохор, человек летучий. Летун и Дорожный Ангел, как хочешь, так и называй. Прилетел, сложил крылья, согрелся, со мной поговорил, исследовал доску объявления, расписание автобусов, карту с дорогами, по которым автобусы колесят, поболтал с кассиршей, выпил кофе, обсудил погоду с бабулькой, которая едет в другую сторону. Принёс мне чай и пирожок с капустой и, когда выяснилось, что аппетита у меня нет, слопал пирожок сам.
Чего он мается, непонятно — открыл бы дверь, вышел на мороз, воспарил, исчез в облаках, и был бы таков.
Не было же его рядом утром, когда я вставала в пять часов, тряслась в маршрутке, окоченела на морозе в ожидании опаздывающего междугороднего автобуса, ехала в этот городок в городских ночных огнях, потом по тёмному шоссе… Небось, спал себе где-нибудь на облаке или на топчане, не знаю, как у людей летучих с ночлегом заведено.
Не вспоминал мой кавалер-приятель обо мне и весь день, пока я была на открытии кинофестиваля в этом небольшом городке почти на границе Московской области. Я везде успела. Потолкаться в фойе среди жителей городка, расстёгивавших и разматывавших коконы пуховых платков и шуб — «Пожалуйста, представьтесь! А где вы работаете? Несколько слов об этом замечательном событии!». Купить в буфете два бутерброда. Подбежать вместе с местной журналисткой к некогда очень известной актрисе.
Актриса рассказывала, как она впервые приехала в этот городок на съёмки в 60-е годы, теперь она вернулась сюда спустя столько лет, вспоминала, как тут всё было… И её повезли на родник, и она там омыла лицо родниковой водой.
Дался же ей этот родник, она, в каких только городах мира не бывавшая, говорила о нём, как о главном событии в жизни.
Потом журналистка увидела другого актёра и кинулась к нему за интервью. Мы остались с актрисой наедине. И я спросила, может ли она вспомнить какую-нибудь картинку из детства.
— Мы были в эвакуации на Урале. И так хотелось сладкого — дети ведь, мне тогда лет шесть было. И мама делала из муки, крапивы и сиропа такие круглые конфетки. Сиропа и муки было очень мало. Мама эти конфетки лепила, а потом сушила. Они не высыхали, не успевали высыхать, мы их съедали, были совсем не сладкие, но я убеждала себя, что это очень вкусные конфеты… Я помогала их маме лепить — вот так, в ладошках, переворачивая руки, — она показала, как надо лепить и засмеялась.
Был и фуршет. Оставаться на него у меня не было никакого резона, нужно было успеть на автобус в Москву. Впереди был бросок от Дома культуры, где проводился кинофестиваль, до автостанции. Семь минут, если почти бегом, чтобы не обледенеть.
Но для этого броска требовались силы. Домашнего йогурта, двух яблок в автобусе и пары бутербродов с водой — всё, что мне досталось с утра, — было маловато.
Пришлось потратить ещё несколько минут на сыр и пирожок с затейливой начинкой. Ещё я сунула апельсин в сумку, включила диктофон и повертелась возле стола, накрытого для начальства.
«Ш-шш, сам говорит!» — схватил меня за руку кто-то из охраны. Старенькая актриса вежливо кивала в ответ долгому нудному тосту и смотрела на свой бокал с вином. Рядом с ней сгорбился актёр, тоже в преклонных годах, только-только он снялся в фильме, о котором много писали и говорили, похоронил жену, и теперь стоял с рюмкой в дрожащей и почему-то поцарапанной руке.
Я выбежала в густую чернильную ночь, была коротенькая улица с многоэтажными новостройками, диковатыми для этого низенького городка, потом длинная улица с частными домами, уже без фонарей, её освещали только окна, света от которых хватало на небольшие отблески-квадраты на дороге. Так я и бежала, от квадратика к квадратику, под лай собак.
И опоздала на автобус в 18–20. Следующий по расписанию — без десяти семь. Но он не пришёл — сломался.
Тут-то в автовокзале на соседнем со мной стуле и нарисовался летучий человек по имени Прохор: сама забота и обходительность.
Отсоветовал ехать с бомбилой:
— Сама знаешь, как сейчас с дорогами из-за трещин и провалов. Едешь в электричке — бац! Вдруг нет ни тебя, ни электрички, угодили в провал. Шоссе — такая же история. Каждый день дороги засыпают, трещины асфальтируют, пути чинят…
— А как же автобус? — возразила я. — И он — бац?
— Автобус — это комфорт, сел в мягкое кресло, и пусть везёт тебя… И сколько колёс у автобуса, знаешь? Он все трещины и провалы на своих колёсах проедет!
— Ладно, уговорил, не поеду с бомбилой, буду ждать мягкое кресло…
Отказалась от чая с пирожком. Прохор предложил купить разливное пиво.
— Лучше сделай так, чтобы автобус побыстрей приехал, и в нём было полным-полно мест!
Автобус приехал, да не тот, в ближнюю деревню. Народу стало меньше. Пропал и Прохор. Пропал, так пропал. Я устроилась поудобнее и задремала.
И приснилась мне старая актриса, с которой я разговаривала днём: её лицо, глаза, руки в кольцах с большими затейливыми камнями. Руками она играла — то воздевала их, обозначала в воздухе контуры того, о чём рассказывала, то, утомившись, складывала руки перед собой, как примерная школьница.
— Я была очарована этим местом, — услышала я тихий голос актрисы. — Всегда считала себя горожанкой. А тут почувствовала себя настоящей очарованной странницей. Березняк, потом лес, деревушка… Сам родник прячется в камне…
— А ещё у них уклейка есть. Ты попробуй! Да и разливное недурственное.
В сон вклинился голос Прохора. Пришлось проснуться.
— Какая ещё уклейка?
— Рыбка такая, дед мой её в речке ловит. А потом сушит, каждую бельевой прищепкой на верёвке — щёлк, щёлк! Такое бельё у него на верёвке! — засмеялся Прохор, рассказывая про старшего Летуна. — А рядом с домом сад. Дед Архип собирает яблоки и сливы, вино домашнее ставит, бродиловкой называет. И угощает — и бродиловкой, и уклейкой этой. Правда, зимой его ещё добудись, спит он зимой. А ты чего скучная такая?
— Домой хочу.
— Будет тебе и дом. А торопиться не надо. Сделай глоток-другой, уклейку попробуй. Хочешь кусочек?
Уболтал на кусочек, уклейка и впрямь была хороша. Потом уговорил разливного попробовать.
О проходящем автобусе по-прежнему ни слуху ни духу.
Прохор воодушевился и сходил ещё за разливным. Увидел моё унылое лицо, и сказал:
— Уже ушли от нас играния и смехи…
Предай минувшие забвению утехи!
Пусть буду только я крушиться в сей любви,
А ты в спокойствии и в радостях живи!
— Твой любимый Сумароков?
— Мой любимый Сумароков.
Пришли и ушли в ледяную ночь ещё два местных автобуса. Уехал в город бомбила-таксист вместе с парнем в зелёной куртке, тёткой в нутриевой шубе и девушкой в лисьей шапке. Больше никого не уговорил, но и то заработок.
— Не хочешь разливного, на тебе мороженое!
Мороженое в феврале! От него заныл запломбированный зуб, разболелась голова, и я уже была готова лезть на стенку, сделать какую-нибудь гадость своему летучему приятелю, которому нравился и этот автовокзал, и зал ожидания, и пластиковые стулья, и мусор на полу, и мужичок с подружкой (белоглазая закончилась, подружка заскучала), и дядька в углу, который громко храпел…
— И чего ты страдаешь?
Почему я начала рассказывать, из-за чего переживаю, торопясь, перескакивая с одного на другое, будто время моего рассказа было ограничено?
О моей вольной жизни и командировках. О том, что иногда приходится писать на коленке, чёрти о чём, и если нужно — круглосуточно. А когда устаю, у меня болят голова, спина, шея. Я пишу тексты и боюсь города. Потому что меня два раза грабили, почти возле дома. А однажды я упала в гололёд на улице, сломала руку и долго не могла встать. И никто из прохожих и не подумал помочь, все шли мимо меня так, будто они слепые и глухие, а я — человек-невидимка…
Тогда-то я и придумала себе Прохора Летуна, в пиджаке ржаного цвета и джинсах, который меня из дорожных бед выручает, да ещё всякие байки про деда своего рассказывает и Сумарокова декламирует.
Прохор сидел рядом и слушал меня. А потом спросил:
— Тебе хочется чего-то другого?
— Ну, хочется… Мало ли чего хочется, ты же понимаешь — что зависит от меня самой?
— Зависит, — повторил или ответил он
— Я хочу уехать из пластикового мира, слушать, как шумят деревья в лесу, пить родниковую воду, не мчаться всё время куда-то и не писать на коленке… Но без денег сейчас во всех мирах трудно!
Я засмеялась, Прохор тоже захихикал, тоненько и пискляво. Потом одобрил:
— Хорошие желания.
Проходящий автобус подъехал после полуночи — двухэтажный, синий, с какими-то нелепыми оранжевыми зигзагами по бокам. Всю эту картинку слегка штриховал наискосок небольшой снегопад.
Почти тут же появилась деваха-контролёр, которая разорвала мой билет, буркнула: «Куда же ещё? В Москву!». Автобус весьма ощутимо дёрнулся, будто отряхивался от снега, и поехал.
Надо ли говорить о том, что моего приятеля Прохора и след простыл? Я закрыла глаза и провалилась в мягкое и тёплое кресло.
Проснулась, когда услышала автобус. Он завизжал и заскрипел колёсами: резко тормозил. Было темно и в салоне и на дороге. Потом обнаружились тусклый полусвет у водителя, оранжевое пятно указателя заправки впереди на дороге, мигалка «Скорой». Снег уже не шёл.
— Авария, вот бедные! — охнул позади женский голос. Но я не успела что-то разглядеть из-за высоких кресел, автобус тронулся и поехал дальше.
Мы подъезжали к Москве. Самым главным сейчас было, чтобы водитель остановился там, где мне нужно. Автобусная остановка от моего дома далеко, да она и не для междугородних автобусов. А вот если остановиться на углу, возле магазина, тогда до дома буквально три минуты. Поэтому я превратилась в японку — чуть ли не кланяясь, вдохновенно удобряя свою речь «пожалуйста, буду благодарна, будьте добры», попросила остановить возле перехода-«стекляшки».
Водитель молчал. Стеклянный переход уже был виден в лобовое стекло.
— Такой мороз… Остановите, пожалуйста, — без надежды сказала я.
— Я знаю. Остановлю.
Это было чудо. Что он знает? Мне было неважно. Самое главное — домашнее тепло, горячий чай, и пусть нельзя нырнуть под одеяло, сначала нужно написать текст о фестивале, его ждали в журнале — всё равно, хочу домой и поскорей!
На следующий день, ближе к вечеру, я дописала текст и пошла на кухню за чаем. Заодно посмотрела новости и увидела кадры страшной аварии, мимо которой проехала минувшей ночью на двухэтажном синем автобусе с оранжевыми зигзагами по бокам: джип, уазик и машина бомбилы с автовокзала, выжил только водитель джипа.
Вот тут-то я бы хотела увидеть Прохора и расспросить его как следует.
Наверное, он бы мне что-то ответил. Или нет. Но его не было рядом.
Летучий человек Прохор, скорее всего, долетел до старого деревенского дома, разбудил деда Архипа, тот растопил печь, достал из погреба бродиловку и уклейку.
И сидят они за столом, потягивают из кружек бродиловку, заедают уклейкой, Прохор читает про играния и смехи, а дед ему внимает:
— Мне кажется, как мы с тобою разлучились,
Что все противности на мя воополчились
И ото всех сторон, стесненный дух томя,
Случаи лютые стремятся здесь на мя
И множат сердца боль во неисцельной ране.
Так ветры шумные на гордом океане
Ревущею волной пресильно в судно бьют
И воду с пеною в него из бездны льют.