По воспоминаниям Архама Искакова, Кунанбай, передав бразды правления сыновьям, полностью посвящает себя делам духовным. Глубоко погружается в мир священного писания, Корана, постится, совершает намазы. Беседует на темы веры и религии с муллами, внимает пояснениям Габитхана муллы.
И наконец в семьдесят один год Кунанбай решает исполнить одну из пяти главных заповедей ислама — отправиться в Мекку, священный город для всех мусульман мира, чтобы совершить паломничество-хадж. Собирает всех своих детей, родных и сообщает им об этом.
Абая всегда удивлял стальной характер и жизненные принципы отца Кунанбая. И если для многих родичей это намерение главы рода стало неожиданностью, то для Абая — нет. Абай знал, что отец готовился к паломничеству всю жизнь. Это шло из глубины его сердца.
Сам Кунанбай прекрасно понимал, что предстоит нелёгкое испытание. Объявив о планах отправиться в Мекку, предпринял следующие действия: во-первых, всё своё имущество разделил на три части и — раздал. Первая досталась внукам и их матерям, оставшимся без кормильцев. Вторая часть — остальным детям. Третья — близким родственникам и всем служащим (чабанам, скотоводам и т. д.). В округе эти действия аксакала стали неслыханным доселе поступком.
Сыновья помогли отцу собраться, продать скот, чтобы набрать нужную сумму. Вот что пишет об этом исследователь жизни Кунанбая, автор книги о нём, академик-историк Ерлан Сыдыков: «Прежде чем объявить родным о решении пойти в хадж, Кунанбай попросил Толебике и Ботантай привести к нему детей, передав, что хочет, по традиции, дать им благословение — бата, — как глава рода.
Когда вся семья добралась до его аула, Кунанбай сначала пригласил в свою комнату снох, чтобы изложить пожелание.
По рассказу Ахата, женщины вошли и неожиданно оказались по одну сторону непрозрачной занавески, делившей комнату пополам. Кунанбай находился на другой половине, соблюдая старинное правило, согласно которому свёкор и снохи не должны лицезреть друг друга. Тем самым хозяин дома выказывал приверженность традициям.
— Дорогие мои, вы остались без Кудайберды, одна в тридцать четыре года, другая в двадцать девять лет, — начал он речь из-за занавески. — Вырастили и правильно воспитали детей. Своё материнское чувство не стали разменивать на иную судьбу, употребили только на то, чтобы мои внуки стали настоящими людьми. И вот теперь ваши старания оправдываются, дети выросли, ни от кого не ведая зла. Я в долгу перед вами. Обещаю дать всё, что пожелаете. А ещё сегодня скажу всем детям и внукам, чтобы почитали вас всю жизнь.
Кунанбай перевёл дыхание. Конечно, он чувствовал вину за то, что не оградил невесток полностью от притязаний на их хозяйство. Сказать прямо об этом не мог или не желал. Но важно было дать понять о своих чувствах.
— Кудайберды был первенцем, единственным сыном у матери, умер молодым, оставив маленьких детей, — продолжал он. — Вы оберегали и растили их как беззащитных птенцов. Я мечтал, чтобы они не познали горечи сиротства. Если кто-нибудь унижал бы их или притеснял, для меня это было бы глубочайшим горем. И вот моя мечта сбылась благодаря вам, моим снохам. Именно поэтому считаю себя в долгу перед вами.
Затем Кунанбай дал благословение внукам и их матерям.
Оказалось так, что добравшемуся до Мекки Кунанбаю и его спутникам негде было остановиться на ночлег. Тогда решительный Кунанбай заходит к главе города, эмиру, взяв с собой переводчика: просить временного пристанища.
Выслушав мырзу, эмир поинтересовался, из какого тот народа.
К большому огорчению Кунанбая, про казахов эмир не знал ничего.
«— К нам со всего мира едут паломники поклониться Каабе, но впервые слышу, что есть такой мусульманский народ, как казахи, — удивился городской голова. — И все ли казахи мусульмане?
— Да, уважаемый, все, — ответил Кунанбай. — Но не все знают законы ислама.
— Какие же тогда они мусульмане? — возразил эмир. — Они неверующие, а Аллах не любит неверующих.
И подозрительно посмотрел на Кунанбая. Тот поспешно прочёл по памяти основной, как он считал, аят Корана:
— Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и двенадцати сыновьям Йакуба, что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся.
И лицо эмира просветлело.
Кунанбай получил гостевое помещение для своей группы, но вернулся к товарищам расстроенным. На их расспросы о причине огорчения ответил, что даже эмир не знает, кто такие казахи. Как тут не расстроиться.
Слова эмира крепко засели у него в голове. Не забывал их и тогда, когда совершал со спутниками положенные во время хаджа длительные обряды» (из книги «Кунанбай»).
Посовещавшись с компаньонами и составив план действий, уже на следующий день отправился к городскому эмиру с просьбой разрешить строительство и выделить место для него.
Сооружением дома Кунанбай руководил лично.
После того как дом был выстроен, на нём прибили символическую табличку: «Дом казаха Кунанбая». Кунанбай поступает не просто как глава рода, а уже скорее как достойный представитель своего народа.
Впоследствии это жилое помещение получило название «Кунанбай такиясы» («Тюбетейка Кунанбая», образно говоря — кров над головой). Оно вмещало, по разным оценкам, от нескольких десятков до ста человек. Кунанбай распорядился, чтобы все прибывающие в Мекку казахи-паломники имели возможность проживать в нём бесплатно.
После того как отец вернулся из хаджа, к нему с салемом и большим почтением стало приходить огромное количество народа — слушать его рассказы о путешествии в дальние страны, в неведомые края.
Архам Искаков и другие потомки кажы вспоминали, что после возвращения из хаджа Кунанбай жил ещё восемь лет затворником, не принимая участия в мирской жизни.
Уместно добавить, что за 25 лет до совершения хаджа Кунанбай уже построил мечеть в Каркаралинске.
Сегодня в память о выдающемся предке в Карауле установили памятник, посвящённый Кунанбаю. Снят художественный фильм «Кунанбай». В Акшокы возле некрополя Кунанбая и его семьи строится музей. К юбилею Абая планируется его открытие.
Память об этом незаурядном человеке в Степи живёт и подпитывается новыми родниками.