De profundis

Андрей Коврайский

Волжский характер Сергея Лукина

Под по­кро­вом ве­че­ра
Жду опять чу­дес.
И хо­жу до­вер­чи­во
По кра­еш­ку не­бес.

Не­дав­но бы­ло за­ме­ча­тель­ное вос­кре­сенье. В оче­ред­ной раз всей семь­ёй от­пра­ви­лись в не­боль­шое пу­те­шест­вие — за Кост­ро­му, на ло­си­ную фер­му. Встре­тить­ся с лес­ны­ми ис­по­ли­на­ми, ко­то­рые пред­по­чи­та­ют бо́льшую часть жиз­ни про­во­дить в уеди­не­нии, блуж­дая в ча­що­бах и по бо­ло­там. За­тем — про­гул­ка по Кост­ро­ме: волж­ские прос­то­ры, за­но­во воз­во­ди­мый храм на мес­те Кост­ром­ско­го крем­ля, ост­ров­ские гаст­ро­но­ми­чес­кие ме­с­та, па­мят­ник Су­са­ни­ну и пре­крас­но со­хра­нив­ши­е­ся тор­го­вые ря­ды…

Ког­да мы шли в цент­раль­ный парк, сра­зу за цер­ковью Спа­са в Ря­дах, об­ра­тил вни­ма­ние на про­дав­ца ста­рых книг, точ­нее, на его то­вар… Ни­че­го осо­бен­но­го глаз не за­це­пил, раз­ве что кни­гу из се­рии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей», био­гра­фию Ива­на Тур­ге­не­ва (ав­тор Юрий Ле­бе­дев), да ещё один сбор­ник — «Волж­ский ха­рак­тер: Ли­те­ра­тур­но-ху­до­жест­вен­ный сбор­ник». Вы­шел он в Верх­не-Волж­ском из­да­тельст­ве в 1987 го­ду. В не­го бы­ли вклю­че­ны но­вые про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей Ива­но­ва, Вла­ди­ми­ра, Кост­ро­мы и Яро­с­лав­ля. Та­кие кни­ги бы­ли тог­да тра­ди­ци­он­ным яв­ле­ни­ем, они за­ме­ня­ли от­сут­ст­вие в ре­гио­нах за­мет­ных ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов и со­би­ра­ли еже­год­но на сво­их стра­ни­цах луч­шее. На­зва­ния обыч­но бы­ли свя­за­ны с Вол­гой: «Вол­жа­нин» (1973), «Ог­ни Вол­ги» (1977), «Ды­ха­ние Вол­ги» (1983), «При­тя­же­ние Вол­ги» (1984) и т. д. и т. п.

Мне эти сбор­ни­ки хо­ро­шо зна­ко­мы, мно­гие име­ют­ся в до­маш­ней биб­лио­те­ке, в них час­то пуб­ли­ко­ва­лись лю­бо­пыт­ные ли­те­ра­тур­но-крае­вед­чес­кие статьи или та­лант­ли­вые сти­хотво­ре­ния о Яро­с­лав­ле; по­след­ние кол­лек­ци­о­ни­рую для воз­мож­ной бу­ду­щей ан­то­ло­гии (единст­вен­ная та­кая кни­га — «Био­гра­фия го­ро­да мо­е­го: сти­хи о Яро­с­лав­ле и яро­с­лав­цах» — вы­хо­ди­ла в да­лёком 1960 го­ду, в год празд­но­ва­ния 950-ле­тия Яро­с­лав­ля). Меж­ду тем имен­но это­го то­ма у ме­ня не ока­за­лось — ре­шил ку­пить.

Но мы гу­ля­ли, и я не за­дер­жал­ся у так на­зы­ва­е­мо­го при­лав­ка. Про­шли ми­мо — и про­шли… А на об­рат­ном пу­ти всё же спро­сил, сколь­ко сто­ит. Про­да­вец уже со­брал свой не­хит­рый скарб в боль­шие па­ке­ты, и ему оста­ва­лось лишь убрать га­зе­ты, на ко­то­рые он вы­кла­ды­вал кни­ги.

— У вас тут сбор­ник «Волж­ский ха­рак­тер» про­да­вал­ся.
— Да, всё вер­но.
— А сколь­ко сто­ит?
— Сто руб­лей.
— Ой, нет, у ме­ня толь­ко пять­де­сят…
— Ни­че­го страш­но­го, да­вай­те за пять­де­сят от­дам. Там ти­раж был не­боль­шой, все­го де­сять ты­сяч, по­это­му хо­тел за сто про­дать. Сей­час най­ду. Дер­жи­те.
— Спа­си­бо. Там ведь мест­ные пи­са­те­ли?
— Всё вер­но. Чи­тай­те на здо­ровье.
— Спа­си­бо. Все­го добро­го.

Вот и по­ехал об­рат­но в Яро­с­лавль с не­боль­шим лич­ным су­ве­ни­ром.

В «Волж­ском ха­рак­те­ре» мне встре­ти­лись про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей — тех, ко­го я чи­тал ра­нее, или тех, с кем лич­но зна­ком. На­при­мер, в раз­де­ле «Про­за» по­пал­ся ко­рот­кий рас­сказ Вик­то­ра Мос­ков­ки­на, пи­са­те­ля, ко­то­рый из­вес­тен мне сво­и­ми кни­га­ми о Яро­с­лав­ле. В раз­де­ле «По­э­зия» узнал име­на Вя­че­с­ла­ва Ры­ма­шев­ско­го, Пав­ла Го­ло­со­ва, Вла­ди­ми­ра Со­ко­ла и Вла­ди­ми­ра Ко­ла­бу­хи­на. Сре­ди «Мо­ло­дых го­ло­сов» зна­чи­лись Сер­гей Хо­му­тов, Олег Го­но­зов, Ва­ле­рий Му­тин и дру­гие. Со мно­ги­ми мне до­ве­лось пе­ре­се­кать­ся в Яро­с­лав­ском об­ласт­ном от­де­ле­нии Со­юза пи­са­те­лей Рос­сии, ког­да ку­ри­ро­вал ли­те­ра­тур­ное объ­еди­не­ние.

Но боль­шее вни­ма­ние я уде­лил раз­де­лу «Пер­вая пуб­ли­ка­ция». Точ­нее, од­но­му ав­то­ру — Сер­гею Лу­ки­ну.

Сер­гей Лу­кин — яро­с­лав­ский по­эт. Ро­дил­ся в 1957 го­ду в се­ле Ку­ко­бой Пер­во­май­ско­го рай­о­на Яро­с­лав­ской об­лас­ти. В 1970 го­ду семья Лу­ки­ных пе­ре­бра­лась в Яро­с­лавль. Здесь по­эт по­зна­ко­мил­ся с име­ни­тым яро­с­лав­ским ав­то­ром Пав­лом Пав­ло­ви­чем Го­ло­со­вым: они ока­за­лись со­се­дя­ми по мно­гок­вар­тир­но­му до­му на ули­це Воль­ной. Сер­гей по ре­ко­мен­да­ции Пав­ла Пав­ло­ви­ча на­чал по­се­щать ли­те­ра­тур­ное объ­еди­не­ние при об­ласт­ной га­зе­те «Юность». Он стал час­то вы­сту­пать с мо­ло­ды­ми ли­те­ра­то­ра­ми на пред­при­я­ти­ях, в биб­лио­те­ках, шко­лах. В пе­ри­о­ди­ке в кол­лек­тив­ных под­бор­ках по­яв­ля­ют­ся его де­бют­ные пуб­ли­ка­ции. Но пер­вая книж­ная пуб­ли­ка­ция при­шлась как раз на сбор­ник «Волж­ский ха­рак­тер». Судь­ба Сер­гея Лу­ки­на сло­жи­лась дра­ма­тич­но. Он не стал про­фес­си­о­наль­ным пи­са­те­лем, не опуб­ли­ко­вал за свою жизнь ни од­ной от­дель­ной кни­ги, не смог впи­сать­ся в со­вре­мен­ную ему жизнь. Тра­ги­чес­ки по­гиб в мар­те 1997 го­да.

В 2009 го­ду мной был под­го­тов­лен об­шир­ный до­клад о твор­чест­ве Сер­гея Лу­ки­на для VI об­ласт­ных Ва­силь­ев­ских чте­ний, а в 2010-м я по­мог со­ста­вить биб­лио­гра­фию по­эта для его ме­мо­ри­аль­ной кни­ги сти­хов «Се­ми­чу­дес­ный сад». И вот сей­час ста­ло лю­бо­пыт­но узнать, по­па­ли ли про­из­ве­де­ния Сер­гея Лу­ки­на из его пуб­ли­ка­ции 1987 го­да в сбор­ник 2010 го­да. Ока­за­лось, что все три текс­та — «Сре­ди по­лей», «Ночью в дет­ст­ве», «Я жи­ву в окру­женьи ве­щей…» — име­ют­ся и там, и там. Но мне уда­лось об­на­ру­жить не­ко­то­рые раз­ноч­те­ния.

Са­мое узна­ва­е­мое сти­хотво­ре­ние из трёх — «Я жи­ву в окру­женьи ве­щей…». У не­го бо­га­тая ис­то­рия пуб­ли­ка­ций: оно пе­ча­та­лось в об­ласт­ных га­зе­тах «Юность» (1986) и «Се­вер­ный ра­бо­чий» (1986), сбор­ни­ках «Волж­ский ха­рак­тер» (1987) и «Яро­с­лав­ская ли­ра» (1997), жур­на­ле «Рус­ский путь» (2003) и кни­ге «Се­ми­чу­дес­ный сад» (2010). От­ли­чия лишь в раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях зна­ков пре­пи­на­ния в двух фраг­мен­тах, но это не ока­зы­ва­ет су­щест­вен­но­го вли­я­ния на ин­то­на­ци­он­ное оформ­ле­ние сти­ха. Единст­вен­ное — в пуб­ли­ка­ции 2010 го­да до­пу­ще­на до­сад­ная опе­чат­ка: во вто­рой стро­ке зна­чит­ся сло­во «при­ро­ды» вмес­то пра­виль­но­го «по­го­ды».

В сти­хотво­ре­нии «Сре­ди по­лей» так­же име­ет­ся не­сколь­ко от­ли­чий в по­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния. Кро­ме то­го, в пуб­ли­ка­ции 2010 го­да на­блю­да­ет­ся от­бив­ка меж­ду кат­ре­на­ми, че­го не бы­ло в пуб­ли­ка­ции 1987 го­да. Раз­лич­ным об­ра­зом вы­гля­дит стро­ка треть­е­го чет­ве­рос­ти­шия: «Пут­ник ред­кост­ный про­едет…» (1987) — «Пут­ник ред­кий тут про­едет…» (2010). Бо­лее удач­но в пуб­ли­ка­ции 1987 го­да пред­став­ле­на пер­вая стро­ка за­клю­чи­тель­но­го чет­ве­рос­ти­шия: «Гля­нет впра­во, гля­нет вле­во…», а вот кон­цов­ка, ско­рее все­го, в 1987 го­ду бы­ла ис­прав­ле­на ре­дак­то­ром, и в кни­ге 2010 го­да эта стро­ка вос­про­из­ве­де­на в ав­тор­ском ва­ри­ан­те: «Ну ко­му ка­кое де­ло / До юнос­ти / Мо­ей».

Бо­лее су­щест­вен­ные от­ли­чия име­ют мес­то в сти­хотво­ре­нии «Ночью в дет­ст­ве». По­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния вы­иг­рыш­на в пуб­ли­ка­ции 1987 го­да, как и ва­ри­ант с со­юзом «а» в пред­пос­лед­ней стро­ке сти­ха. Ло­гич­нее вы­гля­дит че­ре­до­ва­ние чет­ве­рос­ти­ший (в кни­ге 2010 г. вто­рой кат­рен стал треть­им, а тре­тий — вто­рым). Ещё од­ним не­со­от­вет­ст­ви­ем меж­ду дву­мя пуб­ли­ка­ци­я­ми яви­лось ука­за­ние в биб­лио­гра­фии, при­ве­дён­ной в кни­ге 2010 го­да, на то, что дан­ный стих пе­ча­та­ет­ся впер­вые.

Каж­дое из раз­ноч­те­ний, вы­яв­лен­ных в от­но­ше­нии трёх про­из­ве­де­ний (за ис­клю­че­ни­ем опе­чат­ки и биб­лио­гра­фи­чес­кой не­точ­нос­ти), воз­ник­ло в свя­зи с раз­лич­ным под­хо­дом со­ста­ви­те­лей из­да­ний к фор­ми­ро­ва­нию со­дер­жа­ния кни­ги. Так, сбор­ни­ком 1987 го­да за­ни­мал­ся яро­с­лав­ский по­эт Вла­ди­мир Со­кол, и он, ви­ди­мо, был ори­ен­ти­ро­ван на ре­дак­тор­скую ра­бо­ту с текс­та­ми на­чи­на­ю­ще­го ав­то­ра, пос­ле ко­то­рой сти­хи долж­ны по­лу­чить до­стой­ную огран­ку. Кни­гу 2010 го­да «Се­ми­чу­дес­ный сад» ре­дак­ти­ро­ва­ла и го­то­ви­ла к из­да­нию по­эт Лю­бовь Но­ви­ко­ва. Она кро­пот­ли­во ра­бо­та­ла с ар­хи­вом по­эта на про­тя­же­нии вось­ми лет и сде­ла­ла вы­бор в поль­зу точ­но­му сле­до­ва­нию ав­тор­ско­му сло­ву. Но ис­точ­ник у всех этих устрем­ле­ний один — та­лант Сер­гея Лу­ки­на.

Ло­гич­но за­гля­нуть и в ещё од­ну кни­гу, где бы­ли на­пе­ча­та­ны семь про­из­ве­де­ний Сер­гея Лу­ки­на при его жиз­ни, в кол­лек­тив­ный сбор­ник «Мо­ло­дые го­ло­са» (1988): в нём так­же име­ют­ся ва­ри­ан­ты сти­хов, от­лич­ные от из­да­ния 2010 го­да.

«Ещё мне снит­ся за по­ля­ми…» — иден­тич­но в двух из­да­ни­ях, толь­ко в пуб­ли­ка­ции 2010 го­да до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­чес­кая ошиб­ка: сло­во «не­пу­га­ной» на­пе­ча­та­но с дву­мя бук­ва­ми «н».

В сти­хотво­ре­нии «Суг­ро­бы слег­ка осе­ли…» по-раз­но­му вы­гля­дит вто­рая стро­ка вто­ро­го чет­ве­рос­ти­шия: «И кри­чат они, и кри­чат…» (1988) — «По вес­не всё кри­чат да кри­чат…» (2010). Пред­по­ло­жи­тель­но, это ис­прав­ле­ние внес­ла Эм­ма Мар­чен­ко — ре­цен­зент кни­ги «Мо­ло­дые го­ло­са». Эм­ма Ва­силь­ев­на Мар­чен­ко, член Со­юза пи­са­те­лей, дол­гие го­ды бы­ла ру­ко­во­ди­те­лем ли­те­ра­тур­но­го объ­еди­не­ния «Риф­ма» при об­ласт­ной мо­ло­дёж­ной га­зе­те «Юность». При ней же со­сто­я­лись мно­гие пуб­ли­ка­ции сти­хотво­ре­ний Сер­гея Лу­ки­на в яро­с­лав­ской пе­ри­о­ди­ке. На­при­мер, пред­ва­ряя пер­вое по­яв­ле­ние про­из­ве­де­ний Сер­гея Лу­ки­на в «Юнос­ти» (пуб­ли­ка­цию 12 фев­ра­ля 1977 г. двух сти­хотво­ре­ний — «Се­ни» и «Ве­тер во­ет, вол­ком во­ет…» — в кол­лек­тив­ной под­бор­ке), она от­ме­ча­ла, что он «за­бо­тит­ся о свое­об­ра­зии рит­ми­чес­ко­го зву­ча­ния строк, о фор­ме сти­хотво­ре­ния…», а во всту­пи­тель­ном сло­ве «Си­ние гла­за под­снеж­ни­ка» к его де­бют­ной ин­ди­ви­ду­аль­ной под­бор­ке в той же га­зе­те 21 ян­ва­ря 1986 го­да под­черк­ну­ла: «Пи­шет Сер­гей Лу­кин о том, чем жи­вёт его серд­це. Это чувст­ву­ет­ся по его сти­хам. Осо­бен­но — свя­зан­ным с те­мой де­ре­вен­ско­го дет­ст­ва…».

Если вер­нуть­ся к раз­го­во­ру о сти­хотво­ре­нии «Суг­ро­бы слег­ка осе­ли…», то до пуб­ли­ка­ции 1988 го­да мы мо­жем об­на­ру­жить его так­же в пуб­ли­ка­ци­ях в «Юнос­ти» участ­ни­ков литобъ­еди­не­ния «Риф­ма» — за во­семь лет до «Мо­ло­дых го­ло­сов». На га­зет­ных стра­ни­цах оно при­во­дит­ся с тем же ва­ри­ан­том стро­ки, что и в кни­ге «Се­ми­чу­дес­ный сад». Дан­ное об­сто­я­тельст­во кос­вен­но под­тверж­да­ет факт ре­дак­тор­ско­го вме­ша­тельст­ва в текст про­из­ве­де­ния в 1988 го­ду. Точ­нее, ру­ка ре­дак­то­ра (или же ав­то­ра) ощу­ща­ет­ся и рань­ше, в 1986-м, — в под­бор­ке ав­то­ров «Ли­те­ра­тур­ной стра­ни­цы» га­зе­ты «Се­вер­ный ра­бо­чий» (в ней вы­ше­упо­мя­ну­тая стро­ка пре­под­не­се­на сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Кри­чат, и кри­чат, и кри­чат…»).

Не­зна­чи­тель­ны раз­ноч­те­ния в сти­хотво­ре­нии «Уг­лы ста­ро­го до­ма»: в пуб­ли­ка­ции 2010 го­да пер­вая стро­ка раз­би­та на две.

В про­нзи­тель­ном сти­хотво­ре­нии «Без те­бя, без меч­ты о те­бе…» опи­са­на утра­та ма­лой ро­ди­ны, по­те­ря близ­ко­го че­ло­ве­ка. Из­ме­не­ния пре­тер­пе­ло за­клю­чи­тель­ное чет­ве­рос­ти­шие, и хо­тя, на пер­вый взгляд, смысл в обо­их ва­ри­ан­тах один и тот же, пуб­ли­ка­ция 1988 го­да ка­жет­ся «при­чё­сан­ной» (это име­ет мес­то и в пуб­ли­ка­ции 1986 г. в га­зе­те «Юность»), тог­да как пуб­ли­ка­ция 2010 го­да — бо­лее эмо­ци­о­наль­ной:

Этот дом, он по­ки­нут мной.
Ра­зыг­ра­лась смеш­ная дра­ма:
Был над кры­шей ко­нек рез­ной,
Вмес­те с кров­лей его ото­дра­ло…

Этот дом был остав­лен мной,
Ра­зыг­ра­лась по жиз­ни дра­ма:
Бе­лел на кры­ше ко­нёк рез­ной —
Ли­хое вре­мя и кров­лю со­дра­ло.

Сле­ды ра­бо­ты над текс­том при­сут­ст­ву­ют и в сти­хотво­ре­нии «Вью­га», в ко­то­ром по-раз­но­му пред­став­ле­ны пер­вые две стро­ки вто­ро­го чет­ве­рос­ти­шия: «Тро­пи­ну за­но­сит сне­гом, / Её про­то­рят опять…» (1988) — «Тро­пин­ки за­но­сит сне­гом, / Их лю­ди про­то­рят опять…» (2010). Кро­ме то­го, в ва­ри­ан­те 2010 го­да в треть­ей стро­ке пред­пос­лед­не­го чет­ве­рос­ти­шия сло­во «пе­чаль» за­ме­не­но сло­вом «тос­ка».

В сти­хотво­ре­нии «Ок­но» в 1988 го­ду в са­мом на­ча­ле вид­на ре­дак­тор­ская прав­ка — стро­ка на два сло­га длин­нее ва­ри­ан­та 2010 го­да: «Ок­но рас­па­хи­ваю в са­дик…».

В сти­хотво­ре­нии «На лу­гу» в 1988 го­ду бо­лее точ­но за­вер­ше­ние сти­ха — «Стою раз­дум­чи­во с ко­сой." (в ва­ри­ан­те 2010 г. — «Стою с раз­дум­чи­вой ко­сой.«). Так­же в «Се­ми­чу­дес­ном са­де» сти­хотво­ре­ние при­во­дит­ся без на­зва­ния и до­пу­ще­на ошиб­ка в биб­лио­гра­фии, где от­ме­че­но, что в сбор­ни­ке «Мо­ло­дые го­ло­са» опуб­ли­ко­ва­но сти­хотво­ре­ние «На лу­гу». Меж­ду тем дан­ное ука­за­ние со­дер­жит­ся в аб­за­це, от­но­ся­щем­ся к сти­хотво­ре­нию, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся стро­кой «Вет­ра клу­бок по до­рож­ке ска­чет…». Сти­хотво­ре­ние же это на са­мом де­ле от­сут­ст­ву­ет в сбор­ни­ке «Мо­ло­дые го­ло­са».

Как и в ра­нее от­ме­чен­ных при­ме­рах, в от­но­ше­нии всех про­из­ве­де­ний име­ют­ся не­зна­чи­тель­ные от­ли­чия в по­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния: где-то вмес­то двое­то­чия ти­ре, где-то есть мно­го­то­чие, а где-то вмес­то не­го точ­ка.

Из ран­них пуб­ли­ка­ций не по­па­ли в кни­гу Сер­гея Лу­ки­на «Се­ми­чу­дес­ный сад» два про­из­ве­де­ния — «Лов­ля май­ских жу­ков» («Юность» от 1 ап­ре­ля 1978 г.) и «Ра­бо­та» («Се­вер­ный ра­бо­чий» от 18 фев­ра­ля 1979 г.). Если пер­вое ха­рак­тер­но по по­э­ти­ке, по от­ра­жён­ным в нём об­ра­зам («У маль­чиш­ки от­цов­ская кеп­ка / Да спи­чеч­ных пять ко­роб­ков, / Но дер­жит в ру­ках он креп­ко / Не­пой­ман­ных май­ских жу­ков…»), то при про­чте­нии вто­ро­го со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что оно пи­са­лось во­все не ру­кой Сер­гея Лу­ки­на:

Въел­ся в ла­до­ни ме­талл —
Креп­ки ум­ные ру­ки.
То­карь слег­ка ус­тал,
Серд­це в ра­бо­чем сту­ке
Взгляд опус­тил на чер­тёж,
При­ки­нул в уме за­го­тов­ку.
Ре­шил про се­бя: хо­ро­шо!
Рез­цы за­ме­ня­ет лов­ко…

Ру­ки — то вле­во, то впра­во,
То вниз, то вверх —
Стре­ми­тель­но, лов­ко!
То­кар­ный ста­нок.
За стан­ком че­ло­век —
Об­ра­ба­ты­ва­ет­ся за­го­тов­ка.

Да­лее. Если вни­ма­тель­но рас­смот­реть дан­ные га­зет­ные пуб­ли­ка­ции Сер­гея Лу­ки­на, то мы на­хо­дим раз­ноч­те­ния во мно­гих сти­хотво­ре­ни­ях: «Ут­ро», «Ог­нен­ный олень», «На лу­гу», «По­ло­водье», «Ста­рая со­ба­ка» и дру­гих. Да­же пер­вое из опуб­ли­ко­ван­но­го (и оно же — по­след­нее из уви­дев­ше­го свет при жиз­ни по­эта), «Се­ни», пред­став­ле­но по-раз­но­му в об­ласт­ной мо­ло­дёж­ной га­зе­те «Юность» (1977) и об­ласт­ной га­зе­те «Се­вер­ный край» (1996). При­ве­дём оба ва­ри­ан­та (мож­но бы­ло бы при­вес­ти и тре­тий — из кни­ги «Се­ми­чу­дес­ный сад»: он не­мно­го от­ли­ча­ет­ся от каж­до­го из них):

Тёп­лые, тём­ные се­ни,
Лав­ка, вед­ро и ковш.
За­пах дождей осен­них
И гру­да на­мок­ших га­лош.

Хо­лод­ной во­ды на­пить­ся
Вы­бе­гал я в дет­ст­ве сю­да.
Под ру­баш­ку с ков­ша во­ди­ца
Сры­ва­лась, как с не­ба звез­да.

Тёп­лые, тём­ные се­ни,
Лав­ка, вед­ро да ковш.
За­пах дождей осен­них
Да гру­да об­лез­лых ка­лош.

От­сто­яв­шей­ся — за ночь — на­пить­ся
Вы­бе­гал я в дет­ст­ве сю­да:
Под ру­баш­ку сколь­зит во­ди­ца,
И в окон­це скво­зит звез­да.

Ана­лиз раз­лич­ных ва­ри­а­ций текс­тов, уви­дев­ших свет в книж­ных из­да­ни­ях и пе­ри­о­ди­ке, сви­де­тельст­ву­ет о том, что Сер­гей Лу­кин тща­тель­но от­шли­фо­вы­вал свои сти­хотво­ре­ния, при­слу­ши­вал­ся к ре­ко­мен­да­ци­ям ре­дак­то­ров и ре­цен­зен­тов по кор­рек­ти­ров­ке про­из­ве­де­ний, впо­следст­вии вос­про­из­во­дил (дек­ла­ми­ро­вал или от­да­вал для пуб­ли­ка­ции) наибо­лее пред­по­чти­тель­ный ва­ри­ант. Так бы­ло со сти­хотво­ре­ни­я­ми «Ночью в дет­ст­ве», «Ещё мне снит­ся за по­ля­ми…», «Уг­лы ста­ро­го до­ма», «Без те­бя, без меч­ты о те­бе…», ко­то­рые он озву­чил в филь­ме Вла­ди­ми­ра По­ва­ро­ва «„При­сло­нюсь к дождю ще­кой…“ По­эт Сер­гей Лу­кин» (пе­ре­да­ча «От­кро­ве­ние», ГТ­РК «Яро­с­ла­вия», 1993) имен­но в том ви­де, в ка­ком они пред­став­ле­ны в сбор­ни­ках «Волж­ский ха­рак­тер» и «Мо­ло­дые го­ло­са». Ра­бо­та над сти­хом бы­ла для не­го каж­дод­нев­ным за­ня­ти­ем, тру­дом в ра­дость. В вы­ше­упо­мя­ну­том филь­ме Сер­гей Лу­кин дал та­кое опре­де­ле­ние де­лу всей сво­ей жиз­ни: «По­э­зия — это прос­то тай­на… Тай­на бы­тия. Это в лю­бой ме­ло­чи ви­деть ог­ром­ный мир и в то же вре­мя чувст­во­вать его эмо­ци­о­наль­но…»

…На мо­ём ра­бо­чем сто­ле — три кни­ги: две при­жиз­нен­ные книж­ные пуб­ли­ка­ции Сер­гея Лу­ки­на и его по­смерт­ный сбор­ник сти­хов. Боль­ше двад­ца­ти лет раз­де­ля­ет их, бо­лее со­ро­ка лет от­де­ля­ет нас от пер­вой пуб­ли­ка­ции по­эта и уже де­сять лет про­шло с мо­мен­та вы­хо­да «Се­ми­чу­дес­но­го са­да». Но раз­го­вор об из­да­ни­ях не за­кон­чен… Да и с воз­рас­том кни­ги — не ху­же ви­на — при­о­бре­та­ют но­вые бу­ке­ты смыс­лов, о ко­то­рых мож­но и нуж­но го­во­рить.
 

Яро­с­лавль

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област
антология лого 300.jpg

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru