De profundis

Freckes
Freckes

Михаил Моргулис

Нездешнее эхо

Рассказ

Дни не­де­ли ста­ли за­мет­но убыст­рять­ся. Прос­то про­ска­ки­вать ста­ли. И по­чувст­во­вал я, что при­бли­жа­ет­ся бе­да.

Бе­да та­и­лась за свет­лы­ми об­ла­ка­ми. Своё тём­ное об­личье она под­ме­ни­ла свет­лым ли­цом и за­та­и­лась за на­ив­ны­ми куд­ря­вы­ми об­лач­ка­ми. Вы­жи­да­ла. Я иног­да ви­дел её, ли­цо бы­ло ан­гель­ское, но гла­за хит­рые-пре­хит­рые, там в щёлоч­ках жи­ла тем­но­та гус­тая-пре­гус­тая. Бе­да жда­ла, ког­да я вый­ду из-под укры­тия Бо­га и сде­лаю пер­вые ша­ги по тра­ве Про­ща­ния, по­том вой­ду в ре­ку Жиз­ни, и вот ког­да её вол­ны кос­нут­ся те­ла, бе­да на­кро­ет ме­ня — и за­бу­ду я жизнь, и за­бу­ду лю­бовь и пе­чаль ду­ши.

Бог в мо­ей жиз­ни обыч­но мол­чал. Он и в этот раз ус­та­ло при­от­крыл не­бо, взгля­нул на бе­ду и на ме­ня, и мед­лен­но не­бо за­тво­рил. И в этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни в вы­ши­не за­иг­ра­ла ра­ду­га, и пти­цы за­молк­ли, гля­дя на неё и ду­мая, что ра­ду­га — это пре­крас­ная ог­ром­ная пти­ца, и что она, воз­мож­но, их бог.

А я оку­нул ли­цо в куст жи­мо­лос­ти и стал го­во­рить ближ­не­му цвет­ку:
Ско­ро­пос­луш­ни­ца моя, цве­ток сер­деч­ный,
Ког­да па­ри­ли мы с то­бой над жизнью веч­ной,
Ког­да ты слу­ша­ла ме­ня, сло­жив­ши ру­ки,
Хоть не­на­дол­го от­пус­ка­ли ме­ня му­ки...

(моя за­пис­ка под ико­ной Бо­го­ма­те­ри Ско­ро­пос­луш­ни­цы)

По­том, в от­вет на пе­ние пи­чу­ги, са­мо­заб­вен­но кри­ча­щей мне о ка­кой-то ра­дос­ти, толь­ко ей из­вест­ной, я го­во­рю:

— Зло — тя­же­лее чу­гу­на. По­это­му дер­жать зло в се­бе — се­бе до­ро­же. Тя­же­ло его но­сить, тя­же­ло… Под­ско­чить с ним к не­бу тя­же­ло, за­сме­ять­ся тя­же­ло, об­ра­до­вать­ся солн­цу тя­же­ло; зло — оно ведь и улыб­ку вниз тя­нет. По­это­му вы­год­ней и счаст­ли­вей жить без зла. Ведь тог­да лег­че ста­но­вит­ся, как буд­то из те­бя всю грязь убра­ли.

Всё это я ви­дел и слы­шал, ког­да на­чал уми­рать. Ещё я услы­шал, как буд­то из­да­ле­ка, го­лос не то ан­ге­ла, не то док­то­ра: «Он уже поч­ти там…». Я по­нял, что озна­ча­ет «там» — и очу­тил­ся в са­ду, где ме­ня окру­жа­ли лег­ко­кры­лые строй­ные де­ревья, оку­тан­ные крас­ны­ми и жёл­ты­ми листь­я­ми, и услы­шал глас ти­хий: «Нра­вит­ся те­бе здесь?».

Я вдруг уви­дел се­бя на бе­ре­гу; си­жу на дни­ще пе­ре­вёр­ну­той лод­ки, с за­ка­тан­ны­ми до ко­лен джин­са­ми, и над во­дой ре­ки де­ви­чий крик: «Не по­ки­дай ме­ня-а, я не смо­гу без те­бя од­на-а!» — и от­ве­тил гла­су ти­хо­му: «Здесь хо­ро­шо, кра­си­во, но так не хо­чет­ся быть в этом са­ду од­но­му!». И глас ти­хо вздох­нул: «Ну лад­но, по­гу­ляй ещё не­мно­го. Но это я те­бя уже тре­тий раз от­пус­каю. Боль­ше трёх раз, учти, не бы­ва­ет».

И вновь я очу­тил­ся в боль­нич­ной па­ла­те сре­ди близ­ких лю­дей, та­ких да­лёких. По­том за­сту­ча­ли ко­лё­са, и я по­нял, что ку­да-то еду. А на оди­но­ком пер­ро­не сто­я­ла оди­но­кая де­вуш­ка; та, что кри­ча­ла над во­дой ре­ки. Она по­до­шла и при­ня­лась раз­гла­жи­вать мор­щи­ны на мо­ём ли­це. И я ска­зал:

— Мно­го я те­бе го­ря при­чи­нил, но к те­бе при­вя­зан шёл­ко­вы­ми ни­тя­ми, спря­дён­ны­ми в не­бе.

А она гла­ди­ла мои се­дые во­ло­сы, и слёзы её ка­па­ли в тра­ву неж­ны­ми кап­ля­ми не­ви­ди­мо­го дождя. Это мы сно­ва си­де­ли на пе­ре­вёр­ну­той у бе­ре­га лод­ке, она пи­ла из гор­лыш­ка италь­ян­ское ви­но Ро­ме­ро из мо­ей род­ной про­вин­ции Ла­цио и смот­ре­ла на ме­ня, за­по­ми­ная на всю остав­шу­ю­ся — ей од­ной — жизнь. И ска­за­ла мне:

— Что же та­кое лю­бовь?

Она зна­ла, что я отве­чу: «Ког­да ты по­ни­ма­ешь, для че­го жи­вёшь».

— А ког­да ты уй­дёшь, что бу­дет с лю­бовью?

— Она то­же умрёт и вмес­те со мной ис­чез­нет.

И она про­кри­ча­ла над во­дой ре­ки, как тог­да:

— Про­ща-ай! Я оста­юсь од­на-ааа...

Но те­перь я слы­шал её го­лос в да­лёком про­ш­лом (или в бу­ду­щем?), и мно­го-мно­го раз пов­то­ря­ло её сло­ва ка­кое-то чу­жое, не здеш­нее, эхо: од­на-ааа... од­на-аа... од­на-а... дна-а... на-а... а-ааа…

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област