Букинист

Антон Прокофьев

«Идеальный аргумент» и энкоды: всегда свежая смазка для общения

Рецензия

Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов / Вадим Петровский, Алексей Ходорыч. — Москва: Эксмо, 2018. — 400 с., ISBN 978-5-04-097344-6
 

Сколь­ко су­щест­ву­ет че­ло­ве­чест­во, столь­ко мы все ис­пы­ты­ва­ем про­бле­мы со вза­и­мо­по­ни­ма­ни­ем. Ис­сле­до­ва­те­ли пси­хо­ло­гии при­шли к не­ос­по­ри­мо­му утверж­де­нию: все мы жи­вем пре­иму­щест­вен­но в сво­ем ми­ре, со­здан­ном ин­тел­лек­том и име­ю­щем не­кую про­ек­цию на мир ре­аль­ный. «Ре­аль­ный» же мир — у каж­до­го свой. По­то­му и сло­ва на­ши, ска­зан­ные раз­ным лю­дям, на­хо­дят со­вер­шен­но раз­ный от­клик.

Алек­сей Хо­до­рыч (глав­ный ре­дак­тор дет­ско­го из­да­ния «Клас­сный жур­нал», жур­на­лист и сце­на­рист) и Ва­дим Пет­ров­ский (док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, пси­хо­лог и ав­тор Шко­лы тран­закт­но­го ана­ли­за) на­пи­са­ли для всех ин­те­ре­су­ю­щих­ся ком­му­ни­ка­ци­я­ми осо­бую кни­гу. На­зы­ва­ет­ся она «Иде­аль­ный ар­гу­мент». Речь идет про во­ис­ти­ну цен­ней­ший труд, целью ко­то­ро­го ста­ло ис­сле­до­ва­ние са­мо­го на­ше­го язы­ка. Толь­ко ре­а­ли­зо­ва­но это че­рез приз­му осо­бо при­вле­ка­тель­ных со­став­ля­ю­щих об­ще­ния — «эн­ко­дов».

Эн­код — это по­рой нейтраль­ная или шут­ли­вая фра­за-перл с мно­го­знач­ным тол­ко­ва­ни­ем — од­на из тех, ко­то­ры­ми мы поль­зу­ем­ся по­всед­нев­но, то из­во­ра­чи­ва­ясь ра­ди то­го, что­бы от­ста­ли, то — для то­го, что­бы, на­обо­рот, при­ста­ли и услы­ша­ли, по­ня­ли, по­мог­ли, сде­ла­ли. Алек­сей Хо­до­рыч пред­ла­га­ет трак­тов­ку «смаз­ка для об­ще­ния». Ведь со­бе­сед­ник на­чи­на­ет ду­мать о том, что имен­но вы име­ли вви­ду? В ито­ге, не­смот­ря на то, что эн­ко­ды, на пер­вый взгляд, толь­ко за­пу­ты­ва­ют, они на са­мом де­ле на­ла­жи­ва­ют ком­му­ни­ка­цию с об­щим для со­бе­сед­ни­ков зна­ме­на­те­лем, по­мо­га­ет по-на­сто­я­ще­му по­нять друг дру­га, из­бе­жав труд­нос­тей пе­ре­во­да.

В кни­ге 12 глав. Ав­то­ры кни­ги под­роб­но разо­бра­ли ме­то­ды ис­поль­зо­ва­ния эн­ко­дов при об­ще­нии с раз­лич­ны­ми ти­па­ми лю­дей, име­ю­щи­ми раз­лич­ны­ми на­клон­нос­тя­ми. При­ме­ры эн­ко­дов? «Все шу­тишь? Да толь­ко не смеш­но», — не­пло­хо для от­ве­та бун­ту­ю­щим эк­зем­пля­рам? «Все еще меч­та­ешь про­сла­вить­ся?» — это хо­ро­шо услы­шать осо­бо рья­ным лю­би­те­лям по­быть ма­ни­пу­ля­то­ра­ми. Или, на­при­мер, лю­дям, ко­то­рые ис­то­ча­ют жаж­ду иде­аль­но­го: «Все за­ви­сит от мно­жест­ва фак­то­ров!» — ска­жи­те так и сбавь­те их пыл. А «се­реб­ро долж­но быть трес­ку­чим» по­дой­дёт лю­бо­му!

Ил­люст­ра­ций при­вес­ти мож­но мно­го — их яв­но не мень­ше сне­жи­нок, каж­дая из ко­то­рых име­ет свой уни­каль­ный ри­су­нок. Во­об­ще, эн­ко­ды — это те же по­сло­ви­цы, прав­да не со­всем.

Со­зда­те­ли уточ­ня­ют: эн­ко­дом мож­но поль­зо­вать­ся как уни­вер­саль­ным ин­ст­ру­мен­том для не­на­вяз­чи­во­го сгла­жи­ва­ния ост­рых уг­лов, не бо­ясь быть не­по­ня­тым вер­но. По­сло­ви­ца же ока­зы­ва­ет иное воз­дейст­вие. На­при­мер, вста­вив во вре­мя пе­ре­го­во­ров ра­ди крас­но­ре­чия что-то из пре­да­ний ста­ри­ны, мы долж­ны пом­нить: по­сло­ви­ца за­креп­ля­ет ска­зан­ное. По­это­му если ка­нал ком­му­ни­ка­ции «за­со­рен» не­вер­ным тол­ко­ва­ни­ем пре­ды­ду­щей час­ти бе­се­ды, то по­сло­ви­ца толь­ко под­черк­нет и уси­лит то, что уже ис­ка­же­но по смыс­лу. «Лю­бишь ка­тать­ся — лю­би и са­ноч­ки во­зить!» — это хо­ро­шо, если вы дейст­ви­тель­но убе­ди­ли в том, что тру­дить­ся на­до, а если — нет? Бо­лее то­го, эн­ко­ды — это средст­во пря­мо­го об­ра­ще­ния к са­мой лич­нос­ти, ми­нуя пре­гра­ды в ви­де на­ших внут­рен­них суб­лич­нос­тей. Ко­му-то мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, но и на­ше «хо­чу» за­час­тую не со­всем и на­ше. Оно при­над­ле­жит кон­крет­но той ро­ли, той суб­лич­нос­ти, ко­то­рая в дан­ный мо­мент ак­ту­аль­на и за­ни­ма­ет до­ми­ни­ру­ю­щую по­зи­цию. Та­ких ро­лей, по те­о­рии спе­ци­а­лис­та Эри­ка Бёр­на, — три: «ро­ди­тель», «взрос­лый» и «ре­бе­нок». При­чем пер­вая и третья так­же име­ют раз­де­ле­ние. Линг­вис­ти­чес­ки в по­всед­нев­ной жиз­ни это про­яв­ля­ет­ся в ошиб­ках тол­ко­ва­ния од­них и тех же слов — оп­по­нен­ты-то раз­ные и вос­при­ни­ма­ют все со сво­ей ко­ло­коль­ни.

Все на­пи­са­но очень жи­вым язы­ком, лег­ким и сво­бод­ным от догм. Ну и за­вер­ша­ет кни­гу со­бра­ние из 1500 эн­ко­дов на каж­дый день, 36 из ко­то­рых каж­дый мо­жет по­пол­нить са­мос­то­я­тель­но! Са­мо из­да­ние цвет­ное, яр­кое, в кра­соч­ном пе­ре­пле­те — оформ­ле­ние до­стой­ное и бук­валь­но ис­то­ча­ю­щее внут­рен­ний мир его со­зда­те­лей.

«Вы внес­ли раз­но­об­ра­зие в наш тус­клый мир», — хо­чет­ся ска­зать ав­то­рам. «Сма­зы­вай­те» свой диа­лог — и вас ждет успех. У всех свои при­чи­ны. Мы од­на ко­ман­да, мы долж­ны дер­жать­ся вмес­те. Жить нуж­но так, что­бы на­руж­ка не ску­ча­ла! День­ги сбли­жа­ют! Я ду­мал, я один та­кой без­удер­ж­ный.

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област
антология лого 300.jpg

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru