Город кино

Игорь Михайлов

Блистательный Витторио

Очерк

Блеск сла­вы оза­рил его ра­но и — на всю жизнь. Блеск уди­ви­тель­ных ро­лей и ре­жис­сер­ских идей, жен­ских улы­бок, зри­тель­ско­го обо­жа­ния. При­чем, обо­жа­ния не толь­ко всей Ита­лии, но и осталь­но­го ми­ра. Его твор­чест­во счи­та­ют ос­но­во­по­ла­га­ю­щим для италь­ян­ско­го нео­ре­а­лиз­ма в ки­но.

По­про­буй­те усто­ять пе­ред его умо­пом­ра­чи­тель­ным оба­я­ни­ем? Ни­че­го не вый­дет. Ведь это — Вит­то­рио Де Си­ка.

За его пле­ча­ми не один де­ся­ток за­ме­ча­тель­ных филь­мов: «По­хи­ти­те­ли ве­ло­си­пе­дов», «Зо­ло­то Неа­по­ля», «Чо­ча­ра», «Вче­ра, се­год­ня, зав­тра», «Брак по-италь­ян­ски», «Под­сол­ну­хи» и мно­гие дру­гие.

Од­на­ко пос­ле его смер­ти в но­яб­ре 1974 го­да семья де Си­ка ока­за­лась бан­к­ро­том. Ведь вы­хо­дец из очень бед­ной семьи, Вит­то­рио, со­дер­жал не­сколь­ко се­мей родст­вен­ни­ков. Не сек­рет также, что он был иг­ро­ком. В об­щем, все­мир­но из­вест­ный ре­жис­сер оста­вил пос­ле се­бя толь­ко дол­ги. Ни­кто из его кол­лег и дру­зей не по­мог семье.

Прав­да ото­звал­ся дав­ний его при­ятель и пред­ло­жил, па­мя­туя о том, что отец был к не­му весь­ма бла­го­скло­нен, сы­ну Де Си­ка роль в сво­ем филь­ме. Бла­го­де­те­ля при­гла­си­ли в дом Вит­то­рио, и он с удив­ле­ни­ем уви­дел пре­крас­ный, рос­кош­но об­став­лен­ный дом.

«Как же так, ведь это же не прав­да, что вы в слож­ном фи­нан­со­вом по­ло­же­нии?» Сы­ну ак­те­ра и ре­жис­се­ра при­шлось уни­зить­ся до объ­яс­не­ний, что весь этот блеск — по­каз­ной, а об­ста­нов­ка прак­ти­чес­ки вся уже за­ло­же­на.

Эта ис­то­рия рас­кры­ва­ет мно­гое в судь­бе и на­ту­ре про­слав­лен­но­го мас­те­ра. Сам из очень бед­ной семьи, он иг­рал пусть опус­тив­ше­го­ся, но со­хра­нив­ше­го остат­ки изя­щест­ва nobiluomo, арис­то­кра­та. Об­ща­ясь с са­мы­ми зна­ме­ни­ты­ми ак­те­ра­ми, он с осо­бен­ным ува­же­ни­ем от­но­сил­ся к тру­ду лю­бо­го слу­жа­ще­го на сту­дии, час­то при­го­ва­ри­вая: «На­ше ре­мес­ло стро­ить­ся на во­де». Ми­мо­лет­ное, зна­чит, не­пред­ска­зу­е­мое...

Жизнь ве­ла Вит­то­рио по пред­на­чер­тан­но­му пу­ти. Отец — бан­ков­ский слу­жа­щий, а за­тем — стра­хо­вой агент. Шес­ти дней от ро­ду ма­лы­ша по­вез­ли в Неа­поль, род­ной го­род ма­те­ри. В 1914 го­ду, пос­ле мно­го­лет­них ски­та­ний, семья окон­ча­тель­но пе­ре­бра­лась в Рим. Пер­вую роль Де Си­ка пред­ло­жи­ли в од­ном, тог­да еще не­мом филь­ме Аль­фон­со Де Ан­то­нии, но юный Вит­то­рио пред­по­чел пой­ти на кур­сы бух­гал­те­ров. Прав­да, со­про­тив­лял­ся он зо­ву судь­бы не­дол­го, и вско­ре за­пи­сал­ся в те­ат­раль­ную сту­дию и де­бю­ти­ро­вал на сце­не в 1923 го­ду вмес­те с про­слав­лен­ной рус­ской ак­три­сой Тать­я­ной Пав­ло­вой.

В 20-е го­ды он уже вы­сту­па­ет в те­ат­ре с бли­ста­тель­ны­ми ак­те­ра­ми эпо­хи, там же и най­дет свою пер­вую же­ну.

Но за­тею ра­ди­каль­но по­ме­нять судь­бу Де Си­ка не оста­вит и вско­ре в 1931 го­ду он за­пи­сы­ва­ет свои пер­вые пес­ни. По­ет он с изя­щест­вом и иро­ни­ей, осо­бен­ным об­ра­зом вы­де­ляя зву­ко­ряд.

Так на­ча­лась его пев­чес­кая карь­е­ра. Но с 1932 го­да Вит­то­рио по­яв­ля­ет­ся на боль­шом эк­ра­не и уже без­ого­во­роч­но ста­но­вит­ся зна­ме­ни­тым на всю Ита­лию, не толь­ко пес­ня­ми, но и филь­ма­ми, в ко­то­рых он эти пес­ни и ис­пол­нял.

Де Си­ку пев­ца сле­пил блеск и ми­шу­ра ки­но и ра­дио, но ему лич­но ни­ког­да не нра­ви­лось это зва­ние. Он сер­дил­ся, ког­да его на­зы­ва­ли италь­ян­ским Ше­валье (по фа­ми­лии зна­ме­ни­то­го фран­цуз­ско­го шан­сонье Мо­ри­са Ше­валье (1888–1972), счи­тая, что Ше­валье — изыс­кан­ный шан­сонье, че­ло­век ода­рен­ный от при­ро­ды вы­со­чай­ши­ми фи­зи­чес­ки­ми и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми та­лан­та­ми. Его со­ло­мен­ную шля­пу Де Си­ка на­зы­вал «боль­ше, чем шля­па — это об­раз, ко­то­рый по­мо­га­ет ему пред­став­лять мно­гих, но не се­бя. Я же, на­обо­рот — дра­ма­ти­чес­кий ак­тер, прос­то удо­вольст­вия ра­ди еще и по­ющий пес­ни».

Но, не­смот­ря на эти за­яв­ле­ния. Де Си­ка не остав­ля­ет карь­е­ру пев­ца и в 1932 г. вы­пус­тил аж пять двой­ных дис­ков, где пред­ста­ет как «арис­то­кра­тич­ный ар­тист на сце­не про­зы, ко­то­рый бли­ста­тель­но по­ка­зал, как мож­но тво­рить ис­кус­ст­во и вне сце­ны». К 1934 го­ду дис­ков ста­но­вит­ся уже 27. Но, вот уже с 1942 го­да он окон­ча­тель­но по­свя­ща­ет се­бя ки­но, как ак­тер и ре­жис­сер, прав­да из­ред­ка все же по­зво­ляя се­бе на­мур­лы­кать оче­ред­ной шля­гер.

Он был не­ве­ро­ят­но по­пу­ля­рен. Вот эпи­зод, ко­то­рый крас­но­ре­чи­вее дру­гих сви­де­тельств по­вест­ву­ет о том, что та­кое был Де Си­ка. Ему нуж­но бы­ло отре­пе­ти­ро­вать сце­ну филь­ма «Брак по-италь­ян­ски» на виа Ро­ма, в лю­би­мом им Неа­по­ле. Ули­ца бы­ла за­би­та де­вуш­ка­ми, при­шед­ши­ми для то­го, что­бы снять­ся в эпи­зо­де. Тол­кот­ня бы­ла ужас­ная, и ре­жис­се­ру ни­как не уда­ва­лось за­пус­тить мо­тор. Тог­да он схва­тил ме­га­фон и за­кри­чал на всю ули­цу: «Я Вит­то­рио Де Си­ка и дол­жен прой­ти сце­ну с Со­фии Ло­рен и Мар­че­ло Маст­ро­я­ни. Мне нуж­но две ми­ну­ты ти­ши­ны. Спа­си­бо!»

На­сту­пи­ла гро­бо­вая ти­ши­на. Мо­тор. Дубль. Сце­на за­кон­че­на, и тог­да тол­па на од­ном ды­ха­нии од­нов­ре­мен­но вы­дох­ну­ла: «По­жа­луй­ста».

В по­след­ние го­ды Вит­то­рио был опе­ча­лен тем, что мно­го­чис­лен­ные за­каз­чи­ки тре­бо­ва­ли от не­го филь­мы, ко­то­рые од­нов­ре­мен­но долж­ны сде­ла­ны на вы­со­чай­шем ху­до­жест­вен­ном уров­не, но и с от­кро­вен­ны­ми ком­мер­чес­ки­ми це­ля­ми. Так тво­рить он не мог...

Его филь­мы при­знан­ные ше­дев­ры, и мно­жест­во пре­мий, вклю­чая Оскар и «Се­реб­ря­ная лен­та» за луч­шую ре­жис­су­ру си­я­ют в по­бед­ном лав­ро­вом вен­ке бли­ста­тель­но­го Вит­то­рио.

Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област
антология лого 300.jpg

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru