Пиранделло у нас принято сравнивать с Чеховым. И это верно, но лишь отчасти. И Чехов, и Пиранделло — с юга. Южный темперамент у чеховских героев средней полосы — эта тема еще ждет своего автора. А вот у Пиранделло они, южане, сичилиани и были главными героями его рассказов, новелл.
Таков незабвенный крестьянин Тарара из рассказа «Чистая правда»:
— Подсудимый Ардженту, вы поняли, в чем вас обвиняют?
Тарара чуть шевельнул рукой и с обычной своей улыбкой ответил:
— Ваша честь, по правде сказать, я не очень-то слушал.
Председательствующий сердито сделал ему внушение:
— Вы обвиняетесь в том, что утром десятого декабря тысяча девятьсот одиннадцатого года убили топором Росарию Феминеллу, вашу жену. Что вы скажете в свое оправдание? Повернитесь лицом к присяжным и говорите ясно, с должным уважением к суду.
Простодушие Тарара покоряет сердца.
У итальянцев любовь, смерть, горе иногда неотделимы. Они смеются, как будто плачут и молятся или наоборот. Понять это невозможно, можно только почувствовать. Наиболее близко по восприятию к Пиранделло у нас подошли, естественно, грузины.
В 1970 году был снят замечательный фильм «Кувшин» Ираклия Квирикадзе по сценарию Резо Габриадзе. Это — ничто иное, как экранизация новеллы «Джара».
Италия, а если быть точнее — Сицилия начала прошлого века, была одна из самых бедных стран Европы. Отсюда, из трущоб, крестьянских мазанок, и его «бедные люди», маленький человек с его мирком, который у Пиранделло всегда вырастает до размеров вселенной:
Человечек сначала таинственно поманил его в сторону, а потом еле слышным голосом повел речь про дом и про то, что он, Паоло Марра, мог бы предъявить право собственности на двор-либо для себя самого, либо, если для себя не хочет, в пользу одной несчастной женщины, ибо было бы поистине благим деянием вознаградить ее за любовь к его отцу, и за преданность, и за то, что она заботилась об отце его до самого конца, когда тот, парализованный и утративший дар речи, был обречен на голодную смерть; то была некая Нуцца Ла Диа, да, она самая; под конец она стала побираться ради отца и теперь, не имея крова, каждую ночь пристраивается на ночлег в этом доме под лестницей.
Пиранделло явился предтечей итальянского неореализма. Герои фильмов Филлини, Пазолини, Моничелли, Росселлини вышли из итальянского низа, со дна. Один из последних шедевров Пиранделло роман «Покойный Маттиа Паскаль». Маттиа — этакий итальянский Попрощин:
Много занятных и приятнейших сочинений извлек дон Элиджо Пеллегринотто из шкафов библиотеки, целый день просиживая на лесенке, взятой им у фонарщика. Иногда, найдя какую-нибудь интересную книгу, он ловко бросал ее сверху на громадный стол, стоявший посредине часовенки; эхо гулко вторило удару, поднималась туча пыли, из которой испуганно выскакивало несколько пауков; я прибегал из апсиды, перепрыгивая через загородку, и сначала той же книгой прогонял пауков с пыльного стола, а потом открывал ее и начинал просматривать.
Марио Моничелли в свое время снял очень хороший (а что у Моничелли плохо?) фильм — «Две жизни Матиа Паскаля» с Мастрояни в главной роли.
Но вот парадокс. Италия разбогатела, стала респектабельной и сытой. И нет больше неореализма и Пиранделло. «Маленький человек» практически исчез.
Искусство мертво там, где деньги решают все.
Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 года.
Пиранделло! Не знаю, годится ли к нему определение "забытый писатель". Прекрасный, глубокий, человечный автор. Спасибо за публикацию.