Борей свирепыми крылами
Шумя, в подсолнечной летит,
Колеблет гордыми дубами,
Ярится, злобствует, свистит;
Природу люто обнажает,
Ея всю прелесть поражает,
Ковры зелены и цветы
Лишаются сиянья, блеска
Средь звуков грома, молний треска
Грядешь на царство, Осень, ты.
Как давно возникла графомания? Наверное, она была всегда. В среде графоманов встречаются известные и популярные в прошлом имена. Одним из первых графоманов можно назвать, к примеру, римского писателя Гигина, который всего-навсего взял и переписал мифы, собранные каким-то греческим эрудитом. И поставил под ними свою подпись.
Родоначальником отечественной графомании принято считать Дмитрия Ивановича Хвостова:
Нельзя прославиться чужими нам трудами;
Виной себе хулы, или похвал, мы сами.
Пусть образ мой внесут туда, где Россов Царь
Щедротою своей воздвиг олтарь…
О, старые добрые времена! Тогда откровенный и воинствующий графоман был все-таки не так распространен, как сейчас. И, кроме того, он был, ну если и не общественно полезной фигурой, то бесспорно существом в некотором роде необходимым. Поскольку, как писал Ф. Ф. Вигель в своих «Записках»:
«Вошло в обыкновение, чтобы молодые писатели об него оттачивали перо свое, и без эпиграммы на Хвостова как будто нельзя было вступить в литературное сословие; входя в лета, уступали его новым пришельцам на Парнас, и таким образом целый век молодым ребятам служил он потехой».
Справедливости ради стоит сказать, что все же граф Дмитрий Иванович был эрудитом. За его плечами Московский и Страсбургский университеты, да еще помимо всего прочего титул графа Сардинского Да, жанровый его диапазон был обширен, но все же басни у него — собственного сочинения:
Лесной вельможа Волк однажды заболел:
Неосторожно ел
И подавился,
И сил лишился
Кричать, чтоб вытащили кость.
Нежданный гость,
Журавль случился…
А вот Иван Андреевич Крылов «заимствовал» некоторые из сюжетов у Лафонтена. К примеру, «Волк и ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и лисица», «Лягушки, просящие царя», «Лев и Мышь» и многие другие. Так почему сановному Хвостову не прощали того, что сходило с рук библиотекарю Крылову?
Кстати, знаменитый сюжет басни «Стрекоза и муравей» был «заимствован Крыловым из французского. У Эзопа и Лафонтена вместо стрекозы была цикада. Кроме всего прочего муравей во французском женского рода. Да и смысл басни в другом. Русский муравей поступил со стрекозой жестоко, по сути отказав в помощи и оставив умирать в голоде и холоде.
Дмитрий Иванович поверял свой талант другим макаром:
Боятся сильного, гнушаются лжецом,
Страмцом.
Клоп гордый некогда, свирепа льва кусая
И вонь несносную вокруг себя бросая,
Кичился, чванился: смотри, каков мой гнев!
Меня боится лев!
А лев сказал: «Пожалуй, не хвалися
И льва к клопу не применяй;
Как хочешь, так кусай и злися,
Но только не воняй!»
Дмитирий Иванович Хвостов может по праву считаться классиком. И таковым он и является. А пальму первенства у него давно и прочно перехватили нынешние лауреаты «Большой книги», «Ясной поляны», прохоровский «Нос"и прочая.
Граф Дмитрий Хвостов родился 30 июля 1757 года!
Какой же это графоман?! Талант!