• Igor Mikhailov

Чехов



Чехов начинался с юмора. По мне - самый жизнерадостный и светлый Чехов. Потом будут "Палата №6", "Нахлебники", "Спать хочется". Потом будет ранняя смерть от чахотки. И последние его слова на этом свете:

"Давно я не пил шампанского".

Но юмор...Похоже на то, что истертое и потрепанное стараниями наших эстрадных юмористов и шоуменов, понятие «юмор» нуждается в некоторой реабилитации и лечебной терапии. И доктор Чехов золотой поры его молодости – самый что ни на есть подходящий для этой процедуры кандидат.

Когда-то лет, двадцать тому назад в одном из издательств выходила "Антология сатиры и юмора России XX века".

Измайлов, Иртеньев, Шендерович... Шендерович по сравнению с Чеховым - какой-то Швондер.

Забавно, но на последней странице этих книг доктор Чехов был, словно бы отделен от своих пациентов, современных юмористов, непоправимо жирной чертой, словно издатель серии непроизвольно провел границы юмора.

Где же и как он черпал вдохновение для своих юмористических рассказов? Ведь молодому человеку, внуку крепостных и сыну владельца бакалейной лавки города Таганрога в начале творческого пути было не до юмора. Отец вместе с семьей, спасаясь от долговой ямы, бежит в Москву. Антон остается дома и, брошенный на произвол судьбы начинает зарабатывать на хлеб насущный частными уроками, попутно возделывая литературную ниву. Первые литературные опыт молодого человека еще далеки от беззаботного и легкого комизма, в которое попадают герои его юморесок, зарисовок и сцен.

В литературу студент медицинского факультета Московского университета решил войти не с тыльной, где всегда на задворках журналов, находился юмор, стороны, а с парадного подъезда. Он пишет необычайно серьезную пьесу, полную назидательных монологов и размышлений провинциального учителя, в котором не без труда угадывается автор, над несовершенствами себя и окружающего мира. Чрезвычайно объемный труд, имеющий несколько названий («Платонов», «Пьеса без названия», «Безотцовщина»), послан ведущей актрисе Малого театра М.Н. Ермоловой. И благополучно возвращается автору непрочитанным.

После этой неудачи на литературную авансцену и выходит Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и еще свыше 50-и его двойников, скрывающих под забавными псевдонимами грустную усмешку гения над судьбой и самим собой. Видимо, это его умение и предопределило будущий успех.

Антоша Чехонте дебютирует в столичных юмористических журналах, и на страницах «Стрекозы», «Зрителя», «Будильника», «Осколков» и других получают бессмертную прописку его герои: дьячки Вонмиласов и Отлукавин, местер Хрюкин, полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, авторша драмы Мурашкина, француз Шампунь, староста Шельма, генералы Булдеев и Запупырин, купцы Ескимосов и Пятирылов, актеры Унылов и Дикобразов. Настороженно подглядывая из-за кулис на хохочущую публику, Чехов по средствам комедии, фарса расстается с былыми иллюзиями на литературу, для того чтобы стать настоящим писателем: «Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!».

Рецепт – достойный применения. Впрочем, даже если попробовать высечь автора идеи серии, Лиона Измайлова, из этой затеи вряд ли что-либо путное выйдет. Во всяком случае, новый Чехов выйдет вряд ли. Хотя попробовать может быть и стоит…


Чехонте и поздний Чехов, как будто бы два разных писателя.

Когда-то очень давно, будучи на Сахалине, я поразился отношению современников, нынешних сахалинцев, к Чехову.

В Долинске на памятнике Чехову было начертано непотребное слово. Хотя экскурсовод в музее его имени пламенно заверял, что Чехова тут любят.

Такая вот любовь от обратного. Каторжная любовь.

И я вот никак не возьму в толк, во имя чего Антон Павлович губил свое здоровье? Каторжным он, конечно, участь почти не облегчил, а если и облегчил, то лишь отчасти. Все осталось и после его отъезда, как было и раньше.

Да и сейчас Сахалин все больше напоминает каторжный остров.

Но он, человек совестливый и доктор, давший клятву Гиппократа, верно, просто не мог себе вкусно есть и спать в теплой постели, когда другим плохо.

На Сахалине ничего не исправить, он и сам это понял, после этой поездки написав «Палату №6».

И все же Чехов – это мерило всего. Он, словно напоминание о том, зачем нужен писатель на этой земле.

Чехов - боль и совесть русской литературы на все времена.

И на Сахалине он нужен, чтобы напоминать на материке о том, что здесь живут люди. Такие же, как в Москве и Питере. Они любят свой остров, свою землю, как может быть никто другой. И не хотят уезжать отсюда. Но если государство не озаботится этим, то Сахалин будет через пару десятков лет японским.

К этому вроде бы Чехов не имеет никакого отнощения.

Хотя, как сказать?!

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года.



Просмотров: 29Комментариев: 1

Недавние посты

Смотреть все
Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
Rubanova_obl_Print1_L.jpg
антология лого 300.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област