Рецензия на спектакль РАМТА «Пятиречие»
Текст: Лев Яковлев
Фото: Елена Панова
Режиссер Сергей Тонышев. Северные люди: Алексей Гладков, Диана Морозова, Антонина Писарева, Сергей Печенкин, Юрий Григорьев
Сразу – об артистах. Они великолепны, один другого лучше. Характеры яркие, как и должно быть. Всей декорации – две скамьи и доска. А событий вокруг них – сколько угодно. И, конечно, о режиссере. Так выстроить взлеты и падения, всплески и штили, танцы и песни, тоску и потеху… талантливо.
И о главном – о том, что происходит. Это северные народные сказы, записанные в начале прошлого века. По большей части – страшилки. У каждого народа свои страшилки. И у каждого они окрашены своеобразным юмором, иногда иронией, иногда самоиронией, иногда абсурдом, иногда гротеском.
Каждый народ находит свое снижение, куда ж без него.
Но в этих страшилках есть то, что я встречаю нечасто. Попробую разобраться.
Начинаются они бытово:
Два мужика выпивали, расхвастались…
Жил мужик с женой, а жена влюбилась в дьякона…
Была в лесу глупая деревня. Жил там догада, и тот не умнее остальных (точность не гарантирую)
Еще одну историю знаю, веселящую…
Живала-бывала в одной деревне вдова, а у нее был сын…
Три года тому был я на заработках в Архангельске, но не уехал, все деньги пропил…
А кончается этот сказ, знаете, как?
Приехал я к матери, а мама помирать стала – все ж застал ее…
Вот когда меня проняло не по-детски. Удачно приехал – застал маму перед смертью.
Герои этих сказов без надрыва смиряются со смертью, которой в изобилии кругом. Однако не хохмят по ее поводу, другая ментальность. Над изменами хохмить – запросто. Но смерть…
Эти страшилки, пожалуй, не пугают (тут режиссер с артистами сговорились и правильно сделали), а наводят на размышления печальные. Не только о людях тех времен, и не только о людях этих времен.
О себе.
И такая мысль вдруг пришла в голову. А вдруг эти страшилки и есть нормальная жизнь человека? Ценность которой никогда не была высока. Смерть которого всегда была обычным делом. Даже если она дикая и страшная.
А не так ли и сейчас?
Гоню эту мысль из головы. Но есть такие мысли. Назойливые, как мухи. Вроде сегодня выгнал, а завтра они снова тут.
Это здорово, что знаменитый академический театр дает площадки для таких уникальных спектаклей. Которые и смешат и наводят на печальные размышления.
Чем хочу закончить? Фразой из одного сказа… КУДА БЕЖАТЬ? ОТ КОГО? ОТ СЕБЯ НЕ УБЕЖИШЬ…
Comments