Текст: Олеся РУДЯГИНА (Кишинёв, Республика Молдова)
Фото: сайт театра
С.САКСЕЕВ. «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии»
Спектакль 28.11.24. - МТЮЗ
Сразу признаюсь, что не люблю вольного обращения с классикой, а «Ромео и Джульетта» Шекспира являются одной из самых любимых пьес, на мой взгляд, сколь пленительных, столь ещё и не разгаданных - при тысячах постановок. Приняла, что – таки да! – это, как значится в программке, – «вариации и комментарии». Для молодёжной аудитории, - которой каждый жест, типаж, примочка, каждая гримаса персонажей понятны и близки.
Начало с баянами и полной кашей во ртах «скоморохов» - не впечатлило, а после брошенного в зал монолога «тётки Джульетты» о самоубийцах, захотелось уйти, - столь бестактным мне показалось это: «представьте, что Ваши дочь, или сын покончили с собой...»(Ааа, значит, всё-таки, предполагается, что и папы-мамы могут прийти, глянуть!) Мне не надо представлять – у меня БЫЛИ братья, сыновья моей несчастной тётушки...
Тем не менее, я не ушла, осталась, - что-то зацепило. Может, необычно трепетный Бенволио (С.Волков). Может, две красивые пары старших Монтекки (В.Платонов –А.Нестерова) и Капулетти (Д.Супонин – Е.Александрушкина), может, страшный вкрадчивый «настоящий полковник»...ой, герцог Вероны Парис (А.Алексеев), и «живые» шланг, чёрная земля и поливаемые на сцене цветочки... Хотя звучало, на мой взгляд, чересчур банальностей – взаимных обвинений долго живущих вместе женщин и мужчин,- расхожих и скучных.
И всё-таки, всё-таки... Всё изменилось, когда появились на сцене они – Ромео (Вадим Соснин) и Джульетта(Евгения Михеева): нервные, красивые, современные, умные, неожиданно начитанные, рухнувшие друг в друга, ошеломлённые близостью взглядов и – схожести стремлений непременно вырваться за грань привычной действительности - ищущие спасения от отупляющей обыденности - в любви. В Любви! Жадно изучающие друг друга, изумлённые друг другом. Да, внутри всё сопротивляется «початости» Джульетты, её опытности (абсолютно лишняя, на мой взгляд, подробность, девочке-таки 13 лет! Или нет? Или ТАК теперь?), характерным интонациям марухи , постоянной жвачке и перекочевыванию этой жвачки - в первом «сакральном» поцелуе - в рот Ромео. Немножко рвотно, хотя и понятно, о чём: высшие близость и доверие.
Но это – придирки. А, на самом деле – пристальные крупные планы, удерживаемые камерами, выдают абсолютную искренность, абсолютное, всепоглощающее, необъяснимое чудо любви, перевоплощения. Здесь и сейчас! И это – чудо! Браво, удивительные Соснин и Михеева, умеющие быть и смешными, и трогательными, и страстными, смотрящие в ночь перед разлукой, обнявшись, кадры одной из версий 21 века «Ромео и Джульетты» с Леонардо ди Каприо (чудесное решение!), потрясённые последней сценой трагедии, её вопиющей несправедливостью: «Посмотри на её пальцы, она же живая!!! Как?! Зачем??! ОН ВЫПИЛ ЯД??!», вырывающиеся из её цепких объятий....
Восхитительный Лоренцо (Илья Созыкин)! Образ просто эпический! Священник – бывший воин горячей точки, знающий наверняка намного больше самого Шекспира о жизни, о людях, о войне и мире, о добре и зле, о судьбе... На таких людях: тельник-ряса-бушлат сверху, перемазанные мазутом руки, доброта, чистота, ироничность и мудрость - земля держится...Суровый, суровый, но как полыхнула на экране эта улыбка, когда он пророчит «счастливое завершение» исхода Ромео!
Неожиданна, по-настоящему смешна и прекрасна сцена Предвенчания! – ах, кому неизвестны эти суета, суеверия и глупые страхи – кольцо «не то», упавшая икона... «Можно ли венчаться?!» - «МООЖНО!»... И – Тайна – укрытое от любопытствующих таинство.
Много, много находок, изюминок-вкусностей. А из явных прорех - часто пропадают, наскакивая друг на друга, реплики – жаль, жаль, хочется слышать этот новый текст на тему, эти «философские» выкладки, эти прозрения, ради которых и затеян весь «перформанс», - надо как-то ещё поработать с микрофонами, с дикцией, - невозможно расслышать, - А ЖАЛЬ!
Перебор с попсой 90-х в сцене Тибальта и Ромео. Хочется, повторюсь, их слышать, но музыка перекрывает.
ЗАТО – ворвавшийся С.Прокофьев («Джульетта-девочка») в сцене предвкушения счастья -совершенство, индивидуальность, высота, полёт – в мир усреднённости и униформы «братков» двух кланов! (Подумалось, что можно было бы музыку Прокофьева использовать не только в этой сцене, но, скажем, для знаменитого непримиримого, как мощная пружина разжимающегося «Танца рыцарей» – не тот масштаб враждующих. Правильно, что не использовали!)
«Сплин» – для выражения подтекстов и преодоления барьеров – очень даже зашёл!
Жаль, что полностью «размазана» камерой была заключительная сцена Меркуцио (М.Виноградов), его гибель – просто расфокус, что-то с камерой случилось (если это не «ход»!) - жаль! Ярости Ромео, с которой он душит Тибальта, а только что смиренно пытался примириться, должно быть объяснение и оправдание.
«Снятые скальпы» врагов - сотня пар кроссовок, телепающихся в воздухе ... мощно.
Порадовали музыкальный оформитель (саунд-дизайн - Владимир Касымов, Даниил Скорев), сценограф (художник – Анвар Гумаров) и художник по свету (Алексей Попов)! Продуманное, дышит, работает, заговорщицки перемигивается, говорит со зрителем сценическое пространство.
Оригинальная музыка в спектакле впечатлила – лаконичная в моменты высшего напряжения – эта трагическая из ниоткуда появляющаяся тягуче-тревожная нота в низком регистре (композитор – Ванечка(Оркестр приватного танца)), обнаруживающая, что не фарс мы смотрим, не комедь, не лубок, что всё – всерьёз и неминуче должно закончится плохо...Интересен музыкальный номер - дуэт баянов, саксофон, ударники – в кульминационный момент, само необычное решение этой сцены! Джульетта, узнающая о гибели Тибальта (И.Шляга, трогательный момент стрижки ногтей младшей любимой сестре – засчитан!) – знаете, я, пожалуй, более убедительной сцены отчаяния на грани безумия, терзаний между спасённым мужем и убитым им братом – столь трагического и достоверного накала, столь детского – взрослого, жалкого горя на сцене не видела!
А вот телепередача «Герои книг у психотерапевта», мне кажется – совершенно лишний КВН-ский «нумер» – «на потребу толпы». Вероятно, для снятия напряжения? Не смешные ужимки взрослых мужиков. Дурацкие загадки. Хотя в зале смеялись. Да! Мы же препарируем героев, как лягушек (ранее в спектакле были реплики о надувании лягушек через попку соломинкой... ) В этом смысле речь о нарциссизме, корысти и инфантильности Ромео, неискренности Джульетты, банальной влюблённости, а не любви, графоманские вирши Валерия В., кривлянья бледнокурого ведущего,- должно быть, «в струе». Да, пожалуй, я не права. Это – обличение. «О, этот пошлый, пошлый, пошлый продажный мир!» Ранее прозвучало: «Находясь в ж... можно сделать две вещи. 1) – осмыслить, почему здесь оказался. 2) выбраться из. Причём второе – сделать легче». Ммм... Я правильно поняла??!
И - контрастом - Невероятно прекрасный неожиданный финал! Спасибо!!! Я всё боялась пронзительно визга тормозов и звука разбивающегося автомобиля. Нет! Несчастья не произошло! (Но. Снова. Эта. Жвачка! Ну, перебор! Мы же, типа, вырвались! Мы – уже другие!)
ОДНАКО, Спасибо за побег! Спектакль состоялся. Обаятельный. Спорный. Необычный. Запоминающийся. Живой. Блестящий. ПОЗДРАВЛЯЮ!
Благодарю, режиссёр Пётр Шерешевский!
Comments