• Igor Mikhailov

Орфей по имени Анатолий


Настоящий голос — от Бога. Слух можно поставить, нотной грамоте научиться, а вот голос — инструмент довольно таинственный и тонкий. К примеру, один из величайших теноров ХХ века Марио Ланца вообще не знал нот. Его не принимали ни в один из оперных театров. Но Ланца был Голос! У Анатолия Шамардина был не просто голос, а — дар! Его сладчайший тенор напитался солнцем юга. Предки Анатолия по отцовской линии — донские казаки, а по матери — понтийские греки. Греция — родина трагедии, что в переводе с греческого — «козлиная песнь». Вряд ли после великой Марии Каллас, Демиса Руссоса надо кому-то доказывать, что греки — природные певцы. Один из самых популярных британских поп-певцов Джордж Майкл по происхождению грек: Гиоргос Кириакос Панайоту. Греки — певучая нация, которая к необыкновенной жизнерадостности и темпераменту привила дичок европейской культуры. Анатолий родился на Ставрополье, в селе Ольгино. Его родина — юг России с его напоенной солнцем природой, выжженной степью, лучезарной голубизной неба. Биография его извилиста и непроста. После средней школы — Горьковский институт иностранных языков и ленинградская аспирантура. Немецкий — профильный язык — потом перекочует в репертуар, вызвав из небытия песни певцов ГДР. Карьера Анатолия берет свое начало в 1970 году, когда приказало долго жить итальянское эстрадное бельканто. Именно в этом году он получает диплом певца-вокалиста и работает в оркестре Леонида Утесова, в котором в роли конферансье выступает будущий «выпускник кулинарного техникума». Потом — Росконцерт, Анатолий мотается с концертами по стране и пользуется у слушателей невероятным успехом. В 1973 году в журнале «Кругозор» вышла его первая гибкая пластинка с напутствием Виктора Бокова. Потом увидела свет долгоиграющая пластинка «Гитары любви», выпущенная фирмой «Мелодия» тиражом 100 тысяч экземпляров с предисловием Людмилы Зыкиной. Глядя на греческий профиль Шамардина, Утесов говаривал: — Толенька, с твоим носом петь русские народные песни безнравственно! Это и предопределило его выбор в тот злополучный момент, когда оркестра Утесова не стало. В 1980—90-е годы он жил и работал в Европе, в том числе в Греции и Германии. Записывал песни с легендарным гитаристом Ореховым. Весьма возможно, что немногие сохранившиеся записи Орехова существуют благодаря песням Шамардина, которым он аккомпанировал. Даровав своему отпрыску необыкновенный талант, Всевышний отнял у него возможность устроить свой быт, заработать на хлеб. Квартиру он получил лишь пару лет тому назад на Сходне. По какой-то злой иронии судьбы в последний путь Анатолия проводят именно на Сходне. Он похоронен на Новосходненском кладбище. Но до этого благословенного момента он приходил в ЖЭК и частенько интересовался судьбой своей очереди на жилье. Ему говорили, что очередь движется благодаря естественной убыли очередников. Толя перехитрил государство, все же перед самой своей кончиной получив жилье. Последнее свое пристанище! Но словно и не нужно певцу никакой прописки и жилья, как соловью. Поэтому, будто в насмешку, его прописывали в общежитии работников культуры «без права проживания», он скитался по съемным квартирам, работал за довольно символические гонорары в ресторанах, в основном итальянских и греческих. Но время его песен безвозвратно ушло, как и публика. Голос эпохи — колокольный перезвон монет. Это — набат в память великих русских теноров Александровича, Виноградова, Лемешева, Козловского. Но Анатолий пел, потому что родился певцом. Просто потому, что не петь не мог. Он частенько приходил в «Юность», чтобы простодушно похвастаться новой песней. Пение было единственной формой его существования. Никто ни разу не видел его унывающим. Всех своих знакомых и друзей он встречал с неизменной лучезарной улыбкой: — А это мой самый дорогой друг!.. Или: — Очень рад!.. Толя был просто пронизан теплом и радостью, как будто впитал все эти чувства из песен, итальянских и греческих, швейцарских йодлей, впитал с молоком матери его исторической родины. 29 апреля его четкое, словно командирские часы, сердце на 76-м году остановилось. Но песни, а он кроме всего прочего писал песни на стихи Виктора Бокова, Нины Красновой, Николая Старшинова, Владимира Кострова, Валерия Дударева и других, до сих пор, несмотря ни на что, живые и свежие, словно цветы поклонников на его скромной могиле. Вот одна из них. Песня на стихи Нины Красновой. Удивительно томная, лиричная, сладостная, подлинное русское бельканто. Мне приснился сон под пятницу: Я надела «белу платьицу» С вышивкой по рукавам И пошла на вечер к Вам. Я пойду на вечер в пятницу, Вместо брюк надену платьицу С вышивкой по рукавам, Чтобы стать милее Вам.

Солнце сладостного пения закатилось на Сходне. Орфей спустился в царство Аида, но звуки кифары пробуждают в наших сердцах всенепременную и бесконечную любовь! Анатолий, Орфей, грек,

Голос!

Просмотров: 33
Баннер Литературно.jpg
Литбюро Натальи Рубановой_илл..jpg

ЛИТЕРАТУРНОЕ БЮРО НАТАЛЬИ РУБАНОВОЙ

 

  • Прозаики

  • Сценаристы

  • Поэты

  • Драматурги

  • Критики

  • Журналисты

 

Консультации
по литературному
письму

 

Помощь в издании книг

 

Литагентское
сопровождение
авторских проектов

покровский собор.jpg
серия ЛБ НР Дольке Вита_Монтажная област
антология лого 300.jpg

 Для рукописей и предложений: vtornik2020@rambler.ru