Мы как-то привыкли, что Буратино сопровождает нас по жизни с самого детства до самой старости, оставаясь вечно юным. Однако в этом году исполнилось сто тридцать лет старшему братцу нашего Буратино – старине Пиноккио.
История его начала свой отсчет с публикации в «Газете для детей», когда в 1881 году папа Карло (это не шутка, создателя Пиноккио действительно звали Карло – Карло Коллоди) опубликовал 15 глав книги «Приключения Пиноккио». Это потом уже значительно позже появился наш любимый Буратино. История последнего, как признается в предисловии сам Алексей Толстой, родилась из детских воспоминаний о «Приключениях Пиноккио», только рассказанных по-своему. Много среди них сходства, но не меньше и различий.
Надо сказать, что исследования текстов, образов и загадочных эпизодов истории Пиноккио не прекращается в Италии и по сей день. В спорах пока так и не родилось уверенности даже по поводу появления имени главного героя. Есть версии, что это от pina – сосны, и от названия ручья в местечке Сан Миниато Бассо, считающего себя родиной деревянного мальчишки, каких-то старинных дразнилок и др.
А чарующий образ девочки с голубыми волосами – в истории с Пиноккио – феи с небесно-голубыми локонами – неизменен и таинственен. По поводу Мальвины, кажется, итальянцы уже пришли к некоторой ясности. Тайна несчастной любви Коллоди скрывалась в нескольких письмах, адресованных будущему автору Пиноккио и его же другу. Но сначала следует пояснить некоторые фрагменты необычной биографии писателя.
Дело в том, что до недавнего времени исследователям никак не удавалось обнаружить ни одного «женского» следа в его жизни. Карло Лоренцини (Коллоди - псевдоним, происходящий от названия родной деревни матери в Пистойе) учился в религиозных колледжах, затем был пламенным сторонником и активным участником движения за объединение Италии. Позднее - журналистом и писателем, перу которого принадлежит несколько больших книг. Считалось даже, что папа Карло не был способен на любовь и выразил себя только в замечательных произведениях для детей. Но, оказалось, что женщина и страстная трагическая любовь в его жизни все же были.
Позвольте представить – Джулия Де Филиппи, певица и актриса театральной компании Романдиоло - Пичена в Болонье. «Пожирательница мужчин», она использовала сцену для того, чтобы жестоко ранить сердца зрителей. Законная жена почтенного господина Саркиоли, официальная любовница богатого и раздражительного Луиджи Лути из Флоренции, прекрасная Джулия позволяла себе и другие любовные авантюры. Коллоди не удалось благополучно выйти из этого любовного «квадрата». Их история продлилась около года. Затем ярость любовника и стенания мужа вынудили прекрасную Джулию бросить Карло, решившего вернуться во Флоренцию и приняться за книжки для детей. Последующие годы его жизни отличались особенной тишиной и спокойствием. Ирония судьбы, Мальвина и Карабас Барабас в одном лице, синьора Джулия манипулировала мужчинами словно куклами. Это и есть истинная небесно-голубая фея – мечта из сказки, которая, если бы не случай, так и осталась бы в истории всего лишь коварной и мелочной певичкой.
А деревянный проказник продолжает шагать по миру, восхищая и вдохновляя собой на новые разнообразные размышления, художественные, музыкальные, литературные, философские опыты. О Пиноккио рассуждают все. На его историях учатся и малыши и дети постарше. Католические батюшки находят в его приключениях благодатную почву для нравственных поучений прихожан всех возрастов. Есть даже художники, целиком посвятившие себя иллюстрированию «Приключений». В свою очередь коллекционеры соревнуются между собой за право обладания наиболее полной библиотеки бесконечных изданий Пиноккио. Время подсказывает все более разветвляющиеся способы интерпретаций. А сколько конференций и выставок проходит по всей Италии ежегодно, а не только в честь юбилея деревянного дурачка!
Не угасает интерес к происхождению самого образа главного героя. Его облик, характер настолько естественны и гармоничны, настолько народны, что, покопавшись в многочисленных масках народного театра сразу обнаружили подходящий вариант – Стентерелло, лукавого и доброго длинноносого паренька. Его влияние – новый интересный путь для последующих исследований.
Но главное, что удивляет и очаровывает многих в Италии, так это секрет неиссякаемого интереса к нему во всем мире даже по прошествии 150 лет.
Что в нем?
Очаровательная грусть от прощания с волшебной свободой детства при вхождении во взрослую жизнь? Подсознательное желание чуда, когда вокруг четкая и суровая реальность? Или неиссякаемый источник веселья и тоски, страха и бесшабашности, тревог и надежд каждого времени и поколения?
вот ведь как: вроде простенькая книжка, а на века...