top of page

Владимир Даль



О Дале не зря слагались легенды при жизни и после. Ведь папа великого русского лексикографа был датчанин: Йохан Кристиан Даль. Почти Кристиан Иваныч из «Ревизора»!

Книги Даля, знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» и сборник пословиц сейчас уже не так известен, как лет пятнадцать тому назад. А что уж говорить об его беллетристике, написанной под псевдонимом Казак Луганский, отзывающийся гулким эхом в нашей современности:

Луганск!

Поэтому в очередной день его рождения хочется рассказать (и не только, а еще процитировать) об одном примечательном издании, одном из первых советских, вышедшем в Гослитиздате в 1957 году. С предисловием ни кого-нибудь, а самого Шолохова. Словно напутного слова самого Даля считалось не достаточным. И в помощь «непутному» Далю был призван Лауреат Сталинской премии: «Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира».

Любопытно намечающееся противопоставление русского и советского человека и процеживание «сгустков разума» и «знаний жизни» сквозь идеологическое сито партийного агитпропа.

Итак, какие же пословицы и поговорки не противопоказаны советскому человеку?

В первую очередь патриотические: «Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «С родной земли умри, не сходи».

Далее по значимости идут пословицы, посвященные труду с классовым и даже революционным подтекстом: «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай вилы» и т.д.

С другой стороны «нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия…».

Замечание совсем нелишнее. Ибо открывает сборник раздел «Бог – вера». Где такие перлы «религиозного суеверия»: «Жить – Богу служить»; «Кто великий, яко Бог наш» (авторство пословицы приписываемо Владимиру Мономаху); «Велико имя Господне на земле».

Знаменитому писателю, которому приписано авторство одной из самых пронзительных эпопей о народе, словно как-то и невдомек, что «религиозные суеверия» и «протест против церковного гнета» мирно сосуществуют в памяти и в языке русского человека. Что «ложная мудрость», которую «прививали народу века социальной несправедливости, преклонение перед силой, ханжество и лицемерие» - не антивирусная сыворотка. Ее нельзя привить силой. Или не прививать. Она сродни привычке. И образу жизни.

И самое главное: подправлять и редактировать «народную мудрость» просто глупо. Потому что пословицы и поговорки – это наше зеркало, по которому мы можем сверять кривизну наших физиономий. И пенять тут совершенно не на кого. В слове мы такие, какие есть. Не лучше, но и не хуже других.

«Не поглядевшись в зеркало, сам себя в лицо знаешь», - так пишет в своем Напутном слове Даль. И ниже: «Простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой, и в косности его есть и дурная и хорошая сторона».

Однако и перед изданием книги в 1862 году находилось много ученых мужей, которые нашли, что «сборник этот и небезопасен, посягая на развращение нравов». Но, обращаясь к своим оппонентам, настоящим и будущим, Даль писал о том, что сборник этот – не катехизис нравственности, и что в нем «должны сойтись народная премудрость с народною глупостью, ум с пошлостью, добро со злом, истина с ложью; человек должен явиться здесь таким, каков он есть вообще, на всем земном шаре, и каков он, в частности, в нашем народе; что худо, того бегай, что добро, тому следуй; но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть».

Лучше и не скажешь. Кроме своеобразной полемической отповеди напутное слово выполняет функцию примечаний и комментариев. И весьма полезны современному читателю, которому значение некоторых слов и выражений и их истолкование могут быть просто не понятны.

Ну а что касается самих пословиц и поговорок, то многие из них в комментариях не нуждаются. Напротив они и по сей день служат наилучшим и емким комментарием к событиям нашей жизни, нашей дури, отваги, ханжества, словом, всему тому, чего у нас не отнять.

«И черт под старость в монахи пошел», «Деньга и попа в яму заведет». Привет нашим отцам федорам, с непосредственностью детей разменивающих благодать на иномарки и мобильные телефоны, словно фантики или вкладыши.

А это камень в огород новым богатым: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил». А это и сам не знаю кому: «В нынешних обрядах и фофаны в нарядах»; «Рожей подгулял, да запонкой взял»; «Как смерд ни рядится, а кус дерма на себе унесет»; «Свинья в золотом ошейнике все свинья»?

И нам наверное. И тоже - в кассу. Хотя у нас вроде и время другое. И ценности.

Чтобы случайно не узнать себя в кривом зеркале, смотрите в Даль!



32 просмотра1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page