В богатом ряду постановок и экранизаций легенды о похождениях любимца народов Древнего Востока Ходже Насреддине — радостное пополнение.
На открытие своего 32-го сезона «Театр Терезы Дуровой» дарит своим поклонникам красочный весёлый спектакль для всей семьи, экзотическую музыкальную сказку-притчу-путешествие «Далеко-далеко на Востоке».
Создатели действа решили взглянуть на известного персонажа по-своему и сотворили, как выразились тинейджеры в зрительном зале во время антракта, «заводной» спектакль.
Ходжа Насреддин — народная фантазия, выражавшая мнения людей о насущной жизни, социальных событиях, правителях и многом другом.
Однако, закон жанра таков, что если рассказы, притчи или шутки существуют на протяжении многих поколений, образ главного героя, видоизменяясь, приобретает определенную солидность. Постепенно и Ходжа Насреддин в большинстве историй предстаёт больше мудрецом средних лет, можно сказать, философом. Молва приписала ему не только женитьбу, но и дальнейшую оседлую семейную жизнь с кучей детишек, что, якобы, больше не позволило ему долго бродить по свету.
Постепенно рассказы о нём и сами остепенились, а среди достоинств балагура и хитреца Хаджи на первый план вышла философская мудрость. Во второй части дилогии Леонида Соловьева «Очарованный принц» Насреддин — почти волшебник, мудрый и добрый воспитатель Багдадского вора, вершитель многих судеб.
Но, будучи только мудрецом, изрекающим житейские истины, никогда не стать настоящим народным любимцем. А как же безудержное бунтарство, неутомимые скитания, частые драки, вечные погони, ловкость и хитрость в режиме non-stop? На такое способен только молодой и очень энергичный человек. Именно такого Насреддина нам показали режиссёр спектакля, народная артистка РФ Тереза Дурова и автор пьесы Артем Абрамов — обаятельного героя авантюрной и на редкость лёгкой и весёлой комедии.
События в его присутствии, кажется, сами собой закручиваются в невероятный узел и потом тоже сами раскручиваются в непредсказуемых направлениях. А Ходжа Насреддин подчас только с иронией наблюдает в сторонке за алчными и тщеславными мошенниками, попавшими в ловушку собственной глупости, и весело потешается. И все вдруг тоже видят, как много нелепости и глупости в жизни, и смеются вместе с ним.
Многогранность действа на сцене заинтересовала все без исключения поколения зрителей в зале. Кто следил за историей, кто не мог оторвать взгляда от музыкантов, кто-то восхищался антуражем или удивлялся сценическими находками в виде воплощённой наяву вневременной мечты влюбленной пары, пиршества и драки в чайхане, бескрайности пустыни.
Веселья и энергии спектаклю придали красивые, трудоемкие и глубокие по смыслу элементы постановки — от художественных находок (спасибо художнику-постановщику, лауреату Гос. премии, нар. худ. РФ Марии Рыбасовой, художнику по костюмам — засл. худ. РФ Виктории Севрюковой и их высокопрофессиональным командам), танцевально-хореографических сцен (хореограф-постановщик Артур Ощепков).
Особые аплодисменты — бесподобному Ишаку. Геннадий Краковский вместе с коллективом художников-гримеров создали удивительно потешный и милый образ верного спутника Ходжи Насреддина (Руфат Акчурин).
Одну из главных ролей в создании особенной — древней арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской атмосферы — играет экзотическая и одновременно с тем современная музыка композитора Сергея Кондратьева. Исполняется она оркестром во главе с дирижёром Ильёй Мовчаном с экспрессией подобной жарко пылающему огню в очаге, а зрители видят всю музыкальную команду, включая «экзотических» музыкантов с невиданными инструментами — Павла Демидова и Ольгу Яковлеву — такими же важными героями спектакля, как и персонажи на сцене.
Как гласит одна восточная мудрость: «Молодость — это быстро уходящий гость».
Не уходи, Ходжа Насреддин!
Comments