top of page

De profundis

Freckes
Freckes

Дарья Иванова

Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского

Эссе

            Русские классики часто брали за основу своих произведений библейские мотивы. Фёдор Михайлович Достоевский полагал, что религия и высокие нравственные ценности могут помочь решить насущные проблемы бытия.

           

            «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся».

            Дневник Ф.М. Достоевского 1881. XXVII

           

            Достоевский – писатель-реалист, но единственная реальность, которая его действительно интересовала – духовная. Изучая жизнь вокруг, видя отчаяние и боль русского народа, он хотел найти ответы на актуальные вопросы, которые волновали людей.

            Произведения писателя наполнены обращениями к Библии. Как и у любого человека, ищущего истину, его религиозность на протяжении некоторого времени так же подвергалась сомнениям. В одном из писем к А. Майкову автор признается, что он «мучился сознательно и бессознательно всю жизнь» в поисках ответа на вопрос о существовании Бога.

           

            Достоевский родился и жил в квартире при Мариинской больнице для бедных и воспитывался в религиозной среде. С самого детства он постоянно видел голодных, нищих, нуждающихся людей, поэтому старался ограничивать свои собственные желания.

            Будущий писатель учился читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Сочувствие к чужой боли, стремление помочь людям и религиозность маленького Феди привлекали внимание окружающих.

            В 28-летнем возрасте уже известного писателя арестовали по политическому делу петрашевцев. По приговору Ф.М. Достоевский лишался всех чинов, состояния и должен был подвергнуться казни через расстрел. Почти в последний момент казнь заменили каторгой в Сибири. Пребывание в заключении было невыносимым для писателя, но спасением и источником надежды для Ф.М. Достоевского явилось Евангелие, подаренное Натальей Фонвизиной. Он перечитывал его неимоверное количество раз и укреплялся в своей вере.

            Одной из главных тем в творчестве Достоевского стал образ Иисуса Христа. Фёдор Михайлович пытался донести до читателя свои убеждения: Евангелие  не сборник моральных принципов, а христианство строится не на учении, а на личности.

           

            Говоря о романе Достоевского «Преступление и наказание», нельзя не упомянуть тему чисел, часто встречающихся на его страницах, базирующихся на евангельской символике и помогающих глубже понять характеры героев и их поступки. Например, считается, что в Библии число «3» олицетворяет примирение и покой. В романе же это число приобретает противоположное значение, становясь символом греха и преступления. Родион Раскольников трижды ударяет старуху топором, трижды звонит в колокольчик и считает, что у Сони по жизни есть три дороги. Многократное повторение числа «3» даёт надежду на спасение героев.

            Число «4» в Библии символизирует мир, но в романе воспринимается неоднозначно. Часть исследователей считают, что в начале романа оно символизирует тяжкое преступление и внутреннюю гибель героя, связанную с желанием получения материальной выгоды. Число «4» сопровождает главного героя повсюду: на четвёртом этаже живет старуха- процентщица, четыре дня Раскольников находится в бреду и через четыре дня после преступления приходит к Соне. Как все знают, в финале истории Раскольников осознает свою вину благодаря Соне и находит новый смысл в жизни в спасении и избавлении от греха.

            Число «7», по мнению некоторых исследователей, означает соединение возвышенного и низменного в человеке. Когда Раскольников идёт на убийство в 7 часов утра, он был заведомо обречен на поражение. В душе Родиона произошел разрыв между Богом и человеком и чтобы вновь восстановить эту связь и обрести своё настоящее лицо, Раскольников проходит испытания «святым» числом. В эпилоге «7» уже символизирует не «духовную гибель», а спасение: «Их воскресила любовь…»

            Число «30» в Новом Завете, по одной из версий, символизирует предательство, так как Иуда предает Христа за 30 серебряников. В романе же Соня отдает 30 целковых Катерине Ивановне, в истории греховного падения девушки. Она продает себя за цену распутной женщины.

           

            Библия оказала особое влияние на творчество Ф.М. Достоевского, вдохновляла его образами и идеями. Без знания Священного Писания будет трудно понять и осмыслить «Преступление и наказание» в полной мере, ведь сюжет романа тесно связан с евангельскими заповедями и идеями. Вот некоторые из ассоциаций.

            Главного героя романа вполне можно ассоциировать с образом Лазаря. Они оба переносят смерть и раскаиваются перед Богом. Лазарь был мертв четыре дня и находился в гробу пещеры, закрытой камнем. Раскольников же после совершения преступления четыре дня лежал в горячке в тесной тёмной комнате подобной гробу, а украденные вещи старухи прятал под камнем. Иисус спасает Лазаря от физической смерти, а Соня – Родиона от духовной гибели. Она читает ему притчу, после которой он раскаивается и называет это «воскрешением».

            Образ покаявшихся блудниц играет важную роль в романе. Сонечка, словно Мария Магдалина несет о мир веру и мужество. Её жертвенная любовь и вера помогают главному герою преодолевать испытания и несчастья на пути к истинному покаянию.

            Фёдор Михайлович Достоевский не только в жизни, но и в творчестве следовал евангельским истинам. Автор считал, что вера в Бога и любовь способны исцелить человека и помочь ему нравственно очиститься. Писатель видел в искусстве возможность служения Христу, своё апостольское призвание.

           

fon.jpg
Комментарии

Share Your ThoughtsBe the first to write a comment.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page