Иллюстрация — всегда часть текста, и это правильно. Она помогает нам раскрыть художественный образ, созданный поэтом. Уважающий себя художник всегда к автору книги относится с почтением, даже если художник, более известен, чем поэт. Андрей Фёдоров — потомственный художник с богатой творческой биографией. Живёт в Плёсе. В 1980 году закончил Ивановское художественное училище по специальности «Декоративное оформление». В том же году А. Фёдоров поступил на живописный факультет государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где обучался в мастерской Народного художника СССР Моисеенко Евсея Евсеевича. В 1991 году А. Фёдоров вступил в СХ СССР. В 1994 и 2008 гг. был стипендиатом Министерства культуры России.
Участвовал во многих выставках различного формата — от Всесоюзных до персональных, в различных городах России и за рубежом, а также в международных вернисажах — Арт-Салон, Арт-Манеж, Арт-Индекс. В 2007 году работал в г. Коллиуре (Франция) в общеевропейской программе «Сто лет фовизму». Также был неоднократным участником пленэрного проекта Министерства культуры России «Зеленый шум», совместного проекта Российского фонда культуры и Российской академии художеств «Отражение». Награжден Почетной грамотой министра культуры России, многочисленными дипломами различных организаций — от министерства культуры СССР до Творческого союза художников России. Награжден медалью Ивановской области за достижение в области культуры и просветительства и серебряной медалью ТСХ России. Работы находятся в различных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Сборник «Грустный мим» представляет собой плод творчества двух неординарных личностей, которых связывает многолетняя дружба. В книге художником оформлено 28 полосных иллюстраций, а также форзац. Иллюстрации представляют собой чёрно-белую графику высокого профессионального уровня. Рассматриваешь их с увлечением. В них много живого, благодаря присутствию почти на каждой из них людей, наделенных индивидуальными портретными характеристиками. Одновременно понимаешь, что иллюстрации не раскрывают содержание стихов, но при этом создают необходимое настроение. И тогда обращаешься к стихам и видишь, как они близки этим рисункам. Рисунки композиционно напоминают коллаж. Они полны фрагментов изображающих: людей, пейзажи, цветы, предметы. В иллюстрации, как и в любом виде искусства не бывает ничего случайного. В ней много символики. Например, цветы всегда в искусстве связаны с известными преданиями, мифами. Представленные в книге: розы, лилии, орхидеи и даже чертополох — не случайный орнамент. Почти все они связаны с женщиной, её природой. Вообще женщина здесь главный персонаж, и это понятно. Содержание сборника — откровения женской души. И в то же время цветок — олицетворение женской сущности, её очень близкой миру природы, натуры. Это соотнесение женщины с цветком присутствует в мире искусства и литературы во все времена, где цветок выступает как символ чувственности. «О дева-роза, я в оковах…» — вспоминаются пушкинские строки. «.в раскатном грохоте цикад, вдыхал я тонкий сладкий яд…» — писал об орхидеях Константин Бальмонт. А о символике лилии известно каждому. Интересна также в иллюстрациях и символика животного мира: пантера, обитатели моря, птицы, змея. В каких-то случаях эти животные являются элементом пейзажа, но чаще, они несут символическую нагрузку, не всегда ясно прочитываемую, но задающую при этом нужное настроение.
Самой значимой, присутствующей почти в каждом рисунке, является символика игры: шахматы, карты, игральные кости, сюда же можно отнести и маски («Ты будь игривым, дари мне маски, чтоб в грех играть…»). В самих стихах тема игры встречается не часто. Но она присутствует в аллегорических приёмах, в читаемом между строк ощущении превратностей судьбы: «Милый, многое ставлю на кон, я люблю, хотя вряд ли знаю».
В иллюстрациях часто встречаются музыкальные инструменты, звучит музыка, которая, так или иначе, помогает в раскрытии смысла стихотворений. Рояль, саксофон, флейта и гитара — инструменты, передающие определённые настроения, но в целом, присутствие в изображениях музыкального инструмента, уже говорит о том, что музыка в текстах улавливается художником. Более того — это музыка разная. В стихах всегда присутствует музыка, но здесь речь о другом, важен именно инструмент, который выбран художником для передачи определённой эмоции.
Настроение стихов Юлианы пронизано чувственной романтикой самых нежных и одновременно страстных оттенков. Это попытка выразить невыразимое, как бывает у человека, переживающего сильное чувство. Стихотворения очень интимны и часто звучат как откровенное признание. В целом, бОльшая часть сборника напоминает собой диалог двух влюблённых. Стихи написаны как от женского, так и от мужского лица. «Сплетая косы чувственных воспоминаний…» — так начинается одно из стихотворений. Поэтесса перемежает воспоминания признаниями, размышлениями, вплетая в эти словесные «косы» разноцветье эпитетов. Здесь «чувственность многоголосьями пропоёт ароматным холмам, прыгнет кто в завитушки осени, нежным зайцем вернётся к нам». Иллюстрации Андрея Фёдорова вторят сюрреализму стихотворных строк, в которых всё повествует о тайной жизни любящей души, живущей воспоминаниями и надеждой. И фрагментарная композиция его рисунков, представляет собой то же самое выныривание из моря памяти отдельных значимых эпизодов. Но все эти эпизоды соединяются, переплетаются друг с другом, в стихах — общей темой, в рисунках — продуманной композицией. Фрагменты внедряются друг в друга, нарушая границы, накладываются один на другой. Так бывает в наших воспоминаниях, когда один сюжет тянет за собой следующий, и так далее до тех пор, пока мысль не уйдёт совершенно в другое русло.
Существует в иллюстрациях один элемент, который невозможно не заметить. Художник включил его, понимая всю значимость этого образа. Это — сам текст, с его каллиграфической красотой. Он представляет части строк, которые прерываясь, могут возникать снова. Как будто ты читаешь стихотворение, и образ возникает, заслоняя собой написанное на бумаге. Здесь художник и поэт слились в едином замысле, буква и изображение соединились в один художественный образ.
В иллюстрациях присутствует пейзаж и это придаёт им некоторую картинность, завершённость. Это и городские дома, узнаваемые, и видимо значимые, в контексте стихотворения: «Гулять с тобой по лужам по Москве, вдыхать твой бриз, не замечать простуды…». И природные ландшафты, в которых часто внедряется фантазия художника, наполняя их выразительной символикой. Есть и виды родного Плёса.
В заключение можно сказать, что художественный текст и иллюстрация в данном сборнике очень внутренне близки. Текст и рисунок словно соглашаются между собой. Рисунок не является продолжением текста, не способствует раскрытию его содержания напрямую. Он присутствует здесь на равных и в то же время он идёт за текстом, рождается из него. В свою очередь, текст дорожит рисунком, не требуя от него подчинения. Книга «Грустный мим» написана двумя поэтами, только в разной манере, той, которой каждый из них лучше владеет.