Во время партии в шахматы исключительно важны три фактора. Во-первых, фактор времени. Игрок не должен попадать в цейтнот, иначе он рискует в спешке наделать ошибок. Во-вторых, фактор внимания. Роберт Фишер считал сверхконцентрацию главным условием успеха. В-третьих, самообладание, что связано с состоянием нервной системы и способностью игрока сохранять спокойствие в любой ситуации.
Теперь представим себе, что во время партии на шахматиста воздействует находящийся рядом сильный гипнотизёр, причём воздействует негативно, пытаясь навредить. Это приводит к потере самообладания игрока, неуверенности в своих силах, ослаблению внимания и расстройству мыслительного процесса, порождающему нерациональное расходование времени.
Гипнотизёр может и помогать игроку. «Я, наверное, — один из немногих современных шахматистов, которым посчастливилось играть с Полем Морфи, — рассказывал Михаил Таль. — Один московский известный психиатр загипнотизировал паренька и внушил тому, что он есть прославленный американский шахматист середины девятнадцатого века, после чего мне было предложено сыграть матч. Причём паренёк настолько вошёл в свою роль, что вёл себя как настоящий чемпион, долго не хотел играть с любителем, потом потребовал гонорар — сто тысяч долларов. Гонорар был ему вручён в виде листка бумажки. Матч состоялся. Упорный, напряжённый матч. Правда, должен похвастаться, я выиграл его, но с гораздо большим трудом, чем, скажем, спустя полчаса, когда Поль Морфи снова стал обычным московским пареньком».
В рассказанной с юмором истории Таль мог стать «жертвой», но всё же одолел опасного соперника! Лишь немногим из чемпионов мира по шахматам приписывались способности гипнотизёра, и Таль — первый из них. Говорили также о гипнозе Фишера, но американца в этом смысле так не боялись, как «кудесника из Риги».
Во время турнира претендентов 1959 года в Югославии американец Пал Бенко решил бороться с «гипнозом» Таля радикальным способом — он пришёл на очередную партию с ним в чёрных очках. Будущий чемпион мира, никогда не упускавший возможности пошутить, также украсил своё лицо тёмными очками. Таль выиграл, а Бенко объяснил свой проигрыш не гипнозом, а тем, что очки ему мешали видеть фигуры.
А теперь — о самой известной попытке повлиять гипнозом на ход борьбы. Матч на первенство мира в Багио (1978). Игра до шести побед одного из участников поединка. Главные действующие лица — чемпион Анатолий Карпов, претендент Виктор Корчной и доктор Владимир Зухарь.
«Он пристально смотрел на меня, всячески стараясь привлечь моё внимание, — писал Корчной в книге “Шахматы без пощады”. — Бесспорна была и его связь с Карповым. Он сидел все пять часов неподвижно, на одном месте — его усидчивости мог бы позавидовать робот! — но в моменты, когда очередь хода была за Карповым, он просто каменел. Можно было почувствовать колоссальную работу мысли в этом человеке!»
Во время игры Корчной носил очки с зеркальными стеклами. Он считал, что «они всерьёз мешали Зухарю». Мешали они и Карпову.
Навредил ли Зухарь претенденту? «Я, вообще-то, — продолжает Корчной, — не верю, что человека можно заставить действовать против себя, если этот человек сам себя контролирует. Но в практических шахматах на высшем уровне иногда возникает ситуация, когда игрок не в силах себя контролировать, например, в цейтноте. Здесь человек, подобный Зухарю, парапсихолог, способен творить чудеса. И творил…»
Но и Корчной творил чудеса! Он долгое время уступал в счёте, проигрывал 2:5, но сумел выровнять положение — 5:5!
Ранее «воюющие стороны» достигли компромисса — Зухарь не мог сидеть близко к сцене, Корчной больше не пользовался очками с зеркальными стёклами.
Решающая 32-я партия. «Начинается игра, — пишет Корчной. — В четвёртом ряду сидит Зухарь». Карпов вновь побеждает в своём лучшем стиле.
Только факты! Первая фаза матча (17 партий) — Зухарь сидит близко к сцене, счёт 4:1 в пользу Карпова, вторая фаза (14 партий) — Зухарь сидит в секторе, отведённом для официальных членов советской делегации, счёт 4:1 в пользу Корчного, 32-я партия — Зухарь в четвёртом ряду, чемпион мира выигрывает партию и матч.
Великие шахматисты далёкого прошлого могли играть без помощи других, сегодня принято иметь «команды». Каждый член команды оказывает то или иное влияние на ход борьбы, и степень этого влияния нельзя точно измерить. Остаётся лишь задать риторический вопрос: почему всё получилось именно так, а не иначе?